Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонент здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения».
консультация по теме
Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонент
здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения».
Здоровье детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополучие относится к категории абсолютных ценностей человечества. Здоровье – основа жизни человека.
Большую часть времени дошкольник проводит в детском саду. Поэтому наиболее эффективно решать задачи сохранения и укрепления детского здоровья возможны в условиях специально организованной здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Одним из направлений деятельности в рамках создания здоровье-сберегающей среды дошкольного учреждения является организация игрового центра «Песок – вода» в уголке психологической разгрузки. Целью организации подобного центра является проведение коррекционно-развивающих игр, направленных на эмоциональную релаксацию, снятие эмоционального напряжения, эмоциональное обогащение жизни ребёнка, формирование положительных эмоций в процессе осуществления манипуляций с песком и водой. Использование природных материалов, таких как песок и вода, на индивидуальных и подгрупповых развивающих игро-вых сеансах способствует решению следующих задач;
1. Стимулирование сенсорных функций ребёнка (зрительного, слухового восприятия)
2. Развитие двигательных функций, обеспечивающих точность выполнения задуманного действия.
3. Развитие внимания, памяти, воображения.
4. Воспитание у ребёнка уверенности в собственных силах, возмож-ностях.
5. Снижение психического напряжения.
Обучение играм с песком, водой и другими сыпучими материалами целесообразно проводить по методике, предложенной Грабенко Т. М. и Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. [1]. Данная методика состоит из четырёх циклов направленна на решение разнообразных развивающих задач (табл).
Песочные формы детского творчества – это непосредственное выражение внутреннего состояния ребёнка. Проведённая детской рукой линия на песке может трактоваться как символ пути; погружение руки в толщу песка ассоциируется с движением вглубь себя. Если ребёнок оставил на песке отпечаток ладони – он утвердил факт своего существования в окружающей действительности. Процесс изготовления фигур из песка представляет для дошкольника рождение нового мира.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Игры с песком и водой естественны для ребёнка, они дают неограниченные возможности окружающего мира и места детской личности в этом мире. Эти игры приносят детям положительные эмоции, приятные ощущения, развивают различные рецепторы. Часто ребёнок не может или просто не умеет выразить словами свои эмоции, переживания, страхи. Игры с песком и водой приходят ему на помощь, потому что не требуют каких-либо особых умений и позволяют легко создать новые образы. В процессе проигрывания с игрушечными фигурками взволновавших ребёнка жизнен-ных ситуаций дошкольник освобождается от напряжения, застенчивости и многих других проблем. Поэтому, наблюдая за детскими играми с песком и водой, взрослому следует отслеживать проявления творческого и личностного развития ребёнка.
Первые детские контакты с песком и водой происходят во время ежедневных прогулок, дошкольники узнают, что из влажного песка получаются куличики, а из сухого – горка, а если из лейки вылить воду, то образуется лужица, которая быстро исчезнет. В дальнейшем игры с песком и водой проводятся систематически, во всех возрастных группах. Они планируются как непродолжительные по времени (3-5 минут) в ходе непосредственно образовательной деятельности, во время утреннего приёма или вечером после ужина, так и в виде самостоятельной деятельности детей. Целесообразным является создание соответствующего звукового сопровождения: использование художественного слова (потешек, стихотворений), аудиозаписей звуков природы.
При организации игровой зоны важно учитывать условия по соблю-дению безопасности и комфорта субъектов деятельности. Важно органи-зовать среду так, чтобы ребёнку захотелось исследовать и изучать её. Так , например, в качестве пальчикового бассейна можно использовать большую яркую пластиковую миску, а под песочницу задействовать деревянный ящик, часто используемый в песочной терапии.
Организуя «водное царство», необходимо помнить: ёмкость целесооб-разно заполнять водой до уровня не ниже 7 – 10 см. (дети должны свободно наполнять водой бутылочки, опускать их на дно, зачерпывать воду); вода должна быть тёплой и кипячёной, поблизости должны быть расположены сухие салфетки, а дети обеспечены клеенчатыми передниками.
Игры с песком и водой предусматривают использование самых разнообразных подручных материалов, обогащающих среду и дающих возможность ребёнку эмоционально развиваться. В качестве таких, не требующих больших материальных затрат, можно использовать контейнеры для киндер-сюрпризов (для игр с водой), крышки от пластиковых бутылок (для игр с песком).
Игры с песком и водой предполагают выполнение различных игровых упражнений и заданий в соответствии с тем или иным возрастным этапом развития дошкольника. Каждую новую игру рекомендуется предварительно проводить педагогу вместе с ребёнком, подсказывая способы действия с игровыми материалами, иногда играя по принципу «рука в руке». Педагог должен строить свою деятельность с позиции «играющего партнёра», помогая ребёнку овладеть более сложным видом игры на новом этапе возрастного развития.
Таким образом, игры с водой и песком являются мощным ресурсом здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении, способствуют снятию у ребёнка напряжения и внутреннего дискомфорта, повышают жизненный тонус и помогают создать радостное настроение. Важным результатом является сохранение и укрепление психофизического благополучия и общего уровня здоровья.
Литература:
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1998.
2. Тюмасева З.И., Орехова И. Л., Кушнина Е. Г. Оздоровление детей России как инновационная педагогическая деятельность. Челябинск: Цицеро, 2012.
3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл,2001.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонент
здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения».
Здоровье детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополучие относится к категории абсолютных ценностей человечества. Здоровье – основа жизни человека.
Большую часть времени дошкольник проводит в детском саду. Поэтому наиболее эффективно решать задачи сохранения и укрепления детского здоровья возможны в условиях специально организованной здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Одним из направлений деятельности в рамках создания здоровье-сберегающей среды дошкольного учреждения является организация игрового центра «Песок – вода» в уголке психологической разгрузки. Целью организации подобного центра является проведение коррекционно-развивающих игр, направленных на эмоциональную релаксацию, снятие эмоционального напряжения, эмоциональное обогащение жизни ребёнка, формирование положительных эмоций в процессе осуществления манипуляций с песком и водой. Использование природных материалов, таких как песок и вода, на индивидуальных и подгрупповых развивающих игро-вых сеансах способствует решению следующих задач;
- Стимулирование сенсорных функций ребёнка (зрительного, слухового восприятия)
- Развитие двигательных функций, обеспечивающих точность выполнения задуманного действия.
- Развитие внимания, памяти, воображения.
- Воспитание у ребёнка уверенности в собственных силах, возмож-ностях.
- Снижение психического напряжения.
Обучение играм с песком, водой и другими сыпучими материалами целесообразно проводить по методике, предложенной Грабенко Т. М. и Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. [1]. Данная методика состоит из четырёх циклов направленна на решение разнообразных развивающих задач (табл).
Песочные формы детского творчества – это непосредственное выражение внутреннего состояния ребёнка. Проведённая детской рукой линия на песке может трактоваться как символ пути; погружение руки в толщу песка ассоциируется с движением вглубь себя. Если ребёнок оставил на песке отпечаток ладони – он утвердил факт своего существования в окружающей действительности. Процесс изготовления фигур из песка представляет для дошкольника рождение нового мира.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Игры с песком и водой естественны для ребёнка, они дают неограниченные возможности окружающего мира и места детской личности в этом мире. Эти игры приносят детям положительные эмоции, приятные ощущения, развивают различные рецепторы. Часто ребёнок не может или просто не умеет выразить словами свои эмоции, переживания, страхи. Игры с песком и водой приходят ему на помощь, потому что не требуют каких-либо особых умений и позволяют легко создать новые образы. В процессе проигрывания с игрушечными фигурками взволновавших ребёнка жизнен-ных ситуаций дошкольник освобождается от напряжения, застенчивости и многих других проблем. Поэтому, наблюдая за детскими играми с песком и водой, взрослому следует отслеживать проявления творческого и личностного развития ребёнка.
Первые детские контакты с песком и водой происходят во время ежедневных прогулок, дошкольники узнают, что из влажного песка получаются куличики, а из сухого – горка, а если из лейки вылить воду, то образуется лужица, которая быстро исчезнет. В дальнейшем игры с песком и водой проводятся систематически, во всех возрастных группах. Они планируются как непродолжительные по времени (3-5 минут) в ходе непосредственно образовательной деятельности, во время утреннего приёма или вечером после ужина, так и в виде самостоятельной деятельности детей. Целесообразным является создание соответствующего звукового сопровождения: использование художественного слова (потешек, стихотворений), аудиозаписей звуков природы.
При организации игровой зоны важно учитывать условия по соблю-дению безопасности и комфорта субъектов деятельности. Важно органи-зовать среду так, чтобы ребёнку захотелось исследовать и изучать её. Так , например, в качестве пальчикового бассейна можно использовать большую яркую пластиковую миску, а под песочницу задействовать деревянный ящик, часто используемый в песочной терапии.
Организуя «водное царство», необходимо помнить: ёмкость целесооб-разно заполнять водой до уровня не ниже 7 – 10 см. (дети должны свободно наполнять водой бутылочки, опускать их на дно, зачерпывать воду); вода должна быть тёплой и кипячёной, поблизости должны быть расположены сухие салфетки, а дети обеспечены клеенчатыми передниками.
Игры с песком и водой предусматривают использование самых разнообразных подручных материалов, обогащающих среду и дающих возможность ребёнку эмоционально развиваться. В качестве таких, не требующих больших материальных затрат, можно использовать контейнеры для киндер-сюрпризов (для игр с водой), крышки от пластиковых бутылок (для игр с песком).
Игры с песком и водой предполагают выполнение различных игровых упражнений и заданий в соответствии с тем или иным возрастным этапом развития дошкольника. Каждую новую игру рекомендуется предварительно проводить педагогу вместе с ребёнком, подсказывая способы действия с игровыми материалами, иногда играя по принципу «рука в руке». Педагог должен строить свою деятельность с позиции «играющего партнёра», помогая ребёнку овладеть более сложным видом игры на новом этапе возрастного развития.
Таким образом, игры с водой и песком являются мощным ресурсом здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении, способствуют снятию у ребёнка напряжения и внутреннего дискомфорта, повышают жизненный тонус и помогают создать радостное настроение. Важным результатом является сохранение и укрепление психофизического благополучия и общего уровня здоровья.
Литература:
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1998.
- Тюмасева З.И., Орехова И. Л., Кушнина Е. Г. Оздоровление детей России как инновационная педагогическая деятельность. Челябинск: Цицеро, 2012.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия по ПДД в рамках смотра-конкурса среди дошкольных образовательных учреждений по безопасности дорожного движения «Зеленый огонек 2014» тема: «По дороге в детский сад…»
мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, котор...
Мастер-класс на тему: Использование нетрадиционных материалов в организации предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения
Мастер-класс на тему: Использование нетрадиционных материалов в организации предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения...
Консультация для родителей на тему: "Игры с водой и песком"
Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворн...
Консультация для родителей «Игры с водой и песком и их влияние на адаптацию детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Игры с водой и песком и их влияние на адаптацию детей младшего дошкольного возраста»...
Календарное планирование образовательного процесса во 2 ранней группе по теме: «Игры с водой и песком». (03.10-07.10)
Календарное планирование образовательного процесса во 2 ранней группе...
Консультация для родителей: "Прикладной анализ поведения в инклюзивной среде дошкольного образовательного учреждения"
Прикладной анализ поведения - это научный подход, основанный на принципах поведенческой психологии, который позволяет изучать причины и последствия поведения детей с особыми образовательными потребнос...
Консультация для родителей: "Прикладной анализ поведения в инклюзивной среде дошкольного образовательного учреждения"
Прикладной анализ поведения - это научный подход, основанный на принципах поведенческой психологии, который позволяет изучать причины и последствия поведения детей с особыми образовательными потребнос...