Консультация для воспитателей по теме «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность».
методическая разработка по окружающему миру
Консультация для воспитателей
по теме
«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
по теме
«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность».
Воспитатель: Сивцева Л.А.
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка.
В. А. Сухомлинский
Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Всё более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышения уровня экологической воспитанности детей дошкольного возраста.
Целью моей работы стало воспитание экологически грамотного, социально активного ребёнка, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Достижение поставленной цели стараюсь осуществить через решение следующих задач экологического воспитания:
•воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней;
•формирование элементарных представлений, знаний о природе;
•формирование навыков поисково-экспериментальной деятельности;
•установление взаимопонимания между педагогами, детьми, и их родителями;
В моей работе с детьми одно из центральных мест занимает метод – детское экспериментирование. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
При этом очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли наблюдателя.
Всю работу провожу в системе, в организации совместной и самостоятельней деятельности в течение дня, использую интересную наглядность.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада, я пришла к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. Это заставило меня активизировать свою работу с родителями это: родительские собрания, информационные листы, анкеты, дни открытых дверей, индивидуальные беседы.
Традиционно в нашем детском саду организуются выставки – конкурсы поделок из природного материала, сделанных руками детей и их родителей. Проведение таких выставок заметно усиливает интерес родителей к воспитанию ребенка в детском саду.
Традиционно, в нашем детском саду проходят экологические праздники и акции. Перед Новым годом проходит ежегодная природоохранная акция в защиту елочек. “Зеленая елочка – живая иголочка”. Весной – экологические праздники, посвященные Дню воды, Дню птиц, Дню земли – “Волшебница Вода”, “Встречаем птиц”, “Защитим планету”.
В проводимых акциях принимают активное участие педагоги, дети и их родители.
Основная цель их проведения – это пропаганда экологических знаний, ликвидация экологической безграмотности и формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в быту, в местах отдыха; повышение уровня экологических знаний родителей и важность экологического воспитания их детей. Знакомлю детей с народными приметами, загадками, пословицами и поговорками о природе, бережном отношении к ней, читаю экологические сказки и детскую природоведческую литературу.
В средней группе организованно детское объединение по реализации познавательно – исследовательской деятельности «Отчего и почему?»
Таким образом, постоянно привлекаю детей и их родителей к тесному общению с природой, познанию мира флоры и фауны. Только мы, взрослые, можем способствовать развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, милосердие. Тогда эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека и станут его основой, тогда мы можем быть спокойными за будущее окружающего мира, природы и общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/01/picture-787359-1462119722.jpg)
Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»
Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность» ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/11/picture-1068597-1539283323.jpg)
Программа по формирования основ экологического сознания у детей дошкольного возраста средствами экспериментально-исследовательской деятельности «Я открываю удивительный мир» (от 3 до 8 лет)
Пояснительная запискаВ современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Уже в ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/19/picture-918225-1492629843.jpg)
Выступление на тему: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»
Доклад из личного опыта работы с дошкольниками...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/04/picture-1234319-1586010928.jpg)
Обобщение опыта работы. Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».
Мы уже несколько лет углубленно работаем по экологическому воспитанию дошкольников. Цель нашей работы: воспитание экологически грамотного, социально активного ребён...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/02/picture-1098013-1546435115.jpg)
Доклад на тему: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к поси...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-767967-1506266040.jpg)
Консультация для воспитателей на тему «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через познавательную активность».
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью ...