Особенности педагогического проектирования в развитии воспитанников ДОУ.
учебно-методический материал по теме
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство познавательного мышления ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kamaltdinova_gulfiya_ildusovna_novaya_statya.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Камалтдинова Гульфия Илдусовна
Магистратура, курс II ВО ОЗО ГОУ ВПО «Башкирский Государственный Педагогический Университет им. М. Акмуллы», г. Уфа.
Особенности педагогического проектирования в развитии воспитанников ДОУ.
Аннотация: Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство познавательного мышления ребенка.
Ключевые слова: Педагогическое проектирование, проект, проектный метод, метод проектов, проектные задачи.
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.
Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыследеятельности.
Одним из эффективных средств решения данных задач дошкольного учреждения считается метод педагогического проектирования, как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.
Идеи проектного обучения возникли в России под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году, когда была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В образовательной практике проектный метод обучения начал применяться с 80-х годов прошлого века и уже накоплен достаточно большой опыт его реализации [2].
В настоящее время не существует однозначного толкования сущностных характеристик проекта. Проект понимается как:
- индивидуальное представление педагога о своей
будущей деятельности, в то время как план, по мнению В.В. Краевского, — форма фиксации проекта.
- проект как проблема «может означать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идей, отказывается от своего частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве» [4].
- как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися, комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта[4].
Макаренко характеризовал «проект», «проектный метод» и «метод проектов» следующим образом:
Проект – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, некий прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания определенного проекта.
Проектный метод – если в школьном образовании он рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системы, то в дошкольном образовании – как некая альтернатива учебно-воспитательной системы.
Метод проектов – в свою очередь, педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых [3].
Разновидностью проектной деятельности являются проектные задачи.
Под проектной задачей А. Б. Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и входе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Решение проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве [1].
Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Основная цель проектных задач – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт (текст, схема таблица и др.) [1].
Возможности использования проектной деятельности в дошкольном образовании исследованы в меньшей степени. Есть работы И.В. Штанько (Москва). Н. Комратова (Н. Новгород), но больше - это публикации практиков. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.
И.В. Штанько считает метод проектной деятельности одним из перспективных направлений, способствующих повышению качества дошкольного образования. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
В практике дошкольной педагогики Л.Морозова условно выделяет четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. В дошкольном учреждении метод проектов традиционно используется в рамках занятий по:
ознакомлению с социальной действительностью (например, по программе С.А. Козловой «Я-человек»), при этом используется информационно-практико-ориентированные и творческие проекты;
экологическому воспитанию и образованию детей (например, по программе Н.А. Рыжовой): чаще всего проекты, которые осуществляются на данных занятиях, носят исследовательский характер;
развитию изобразительного творчества (в частности, в процессе работы над изготовлением коллективных коллажей): данные проекты, в основном, имеют исследовательский и творческий характер;
музейной педагогике (например, в ходе осуществления проектов «История вещей, и др.»): большинство используемых проектов – комплексные
развитию театрализованной деятельности детей и в процессе подготовки к праздникам: проекты данного рода относятся к ролево-игровым.
В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действием взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенок –взрослый или соучастии на партнерских правах.
Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
-учет интересов ребенка;
-деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
-тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
-предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
-совместное со взрослым поэтапное достижение цели.
Ребенок еще мал и не может самостоятельно сформулировать проблему, в этом ему помогают взрослые. В каком поле их искать? В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Темами совместного проектирования могут быть:
-альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами на темы: «Мой любимый братик», «На выставке цветов», «Домашние любимцы», «Путешествие на море» и другие, которые можно часто рассматривать, показывать родственникам и друзьям;
-сочинение «Сказки нашего дома», составление карты своего района или города с описанием, рисунками и фотографиями достопримечательностей;
-изготовление макета по русским сказкам;
-домашние выставки: «Умелые руки», «Открытки к празднику», «Детская мода», «Путешествие в страну бабочек» и др.
Как происходит освоение проектной деятельности дошкольником?
До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов его решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым. Интерес к содержанию проекта зависит:
-от удовлетворения разнообразных интересов ребенка;
-реализации потребностей в активной деятельности;
-степени самовыражения;
-увлеченности совместной деятельности со взрослым.
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки; принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата. [5].
Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел ко мне на помощь!». Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки.
В этом возрасте активность взрослого постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования. Со временем у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.
Таким образом, целью педагогического проектирования является решение некоторой актуальной проблемы, основанное на принципиально новом способе. Как правило, педагогическая проблема находит концентрированное выражение в противоречии между потребностями общества, выраженными в социальном заказе, и невозможностью педагогической науки своевременно их удовлетворить. Поэтому основополагающая цель педагогического проектирования видится в выявлении, интерпретации и выполнении социального заказа. Но последний выступает лишь основой, предпосылкой педагогического проектирования и требует конкретизации, целей проектировочной деятельности педагога.
Список цитируемой литературы:
1. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш. учеб. заведений [Текст] / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288с.
2. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010. - 80с.
3. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике [Текст] / Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
5. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое проектирование как форма социально-личностного развития ребенка
Проект позволяет поставить и решить любую проблему, как педагогическую, так и детскую, решает задачу становления детской компетентности, реально привлекает родителей к образовательному процессу....
Особенности индивидуального психолого- педагогического консультирования родителей воспитанников ДОУ
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что максимальное внимание уделяется освещению проблем психолого-педагогического консультирования школьников, их родителей, взрослых людей разн...
Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»
По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников у условиях ФГОС ДО»
Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной...
Инновационные методы работы с педагогическими кадрами «Педагогическое проектирование –средство повышения компетентностей педагога и качества образовательного процесса в свете ФГОС ДО»
Проект направлен на решение задач по обновлению содержания и форм организационно-методической работы в ДОУ средствами проектной технологии ....
Педагогический проект Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аттестационная работа на тему "Педагогическое проектирование как средство формирования представлений о сбе и своем здоровье у детей раннего возраста"...
Особенности педагогического сопровождения родителей воспитанников группы раннего возраста
Особенности педагогического сопровождения родителей воспитанников группы раннего возраста...