Выступление на педагогическом совете на тему: «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников у условиях ФГОС ДО»
консультация по теме
Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой стороны, на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx | 36.53 КБ |
pamyatka_po_pasportu_proekta.docx | 14.59 КБ |
pamyatka_po_razrabotke_proektov_v_dou.docx | 15.19 КБ |
proektnaya_deyatelnost_v_dou.pptx | 380.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
ТЕМА: «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников у условиях ФГОС ДО»
Слайд 2
Уважаемые коллеги!
Мы хотим Вам напомнить о том, что 01 сентября 2013 г. вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором написано, что дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Перед дошкольными учреждениями стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
Слайд 3
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
«2) воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников.
«4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни».
Слайд 4
В связи с этим, был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который обязателен для исполнения.
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
В условиях реализации требований ФГОС ДО наиболее актуальными становятся технологии.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое место уделяется методу проектов как решающему фактору в формировании у ребенка умения учиться. При вовлечении дошкольников в проектную деятельность появляется больше возможностей для поддержания развития и закрепления познавательных интересов детей, удовлетворения любопытности.
Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности.
Часть 1 Общие положения.
1.4 Основные принципы дошкольного образования:
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Часть 2 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.
2.4. Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Слайд 5
Часть 3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
п. 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
5) взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Слайд 6
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей, т.е. образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Рассмотрим подробнее образовательную область «ПОЗНАВА-ТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Слайд 7
Блок «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
Проектная деятельность в средней группе (4-5 лет).
Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.
Проектная деятельность в старшей группе (5-6 лет).
Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об авторстве проекта. Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.) Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа. (Нормативная проектная деятельность — это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.)
Слайд 8
Проектная деятельность в подготовительной к школе группе (6-7 лет).
Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную). В исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации. Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников. Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера. В работе над нормативными проектами поощрять обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм. Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.
Слайд 9
МЕТОД ПРОЕКТОВ - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.
ПРОЕКТ – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Под проектом подразумевается специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению значимой для детей проблемы, завершающихся созданием продукта.
Слайд 10
Преимущества проектного метода:
- является одним из методов развивающего обучения, так как в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию творческого мышления;
- способствует повышению компетентности педагогов.
Слайд 11
Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой стороны, на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка.
Проектная деятельность - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его и преобразовывать.
Слайд 12
Суть проектной деятельности активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам.
Проектная деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличается следующим:
- практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
- нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
- интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Слайд 13
Цель проектной деятельности – развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей воспитанников.
Через проектную деятельность происходит знакомство воспитанников с картиной мира в процессе решения задач по осмысливанию своего опыта и знакомство с родным языком.
Слайд 14
ТИПЫ ПРОЕКТОВ В ДОУ
(по Л.В.Киселевой)
Тип проекта | Содержание | Возраст детей |
Исследовательско-творческий | Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. | Старшая группа |
Ролево-игровой | Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказок и решают по-своему поставленные проблемы. | Вторая младшая группа |
Информационно-практико-ориентированный | Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.). | Средняя группа |
Творческий | Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т.п. | Вторая младшая группа |
Слайд 15
Виды проектов в ДОУ:
- индивидуальный
- групповой
- межгрупповой
- комплексный
По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), среднесрочными и долгосрочными.
Перед Вами Памятки о разработке проектов в ДОУ.
Для разработки проекта необходимо:
1. Выбрать тему, поставить цель, сформулировать задачи.
2. Подготовить короткую информационную справку (актуальность темы).
3. Разработать план достижения цели (перспективное планирование, структура проекта).
4. Составление плана – схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
7. Включение в план проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
8. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
9. Презентация проекта, открытое занятие.
Условия успеха проекта
1. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как пробуждающее событие.
2. Начинать осуществлять проект сразу после выбора темы, пока не угас интерес, мотивация к работе.
3. Создание максимально возможного дидактического, информа-ционного, технического и материального обеспечения конкретного проекта (иллюстративно справочная литература, схемы, видеокассеты, диктофон, CD диски, игрушки, вспомогательные материалы).
4. Проектные задания должны предусматривать использование детьми хорошо знакомых им знаний (умений) в сочетании с новыми (теми, что предстоит приобрести). Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное – ведет вперед к новым знаниям.
5. Четко спланировать ход проекта и определить, каким видам деятельности (знаниям) дошкольники должны научиться на каждом этапе проекта.
6. Спланировать предварительную и подготовительную работу.
7. Профессионализм педагога.
8. Исследование должно идти одновременно с обучением.
9. Четко выстраивать стратегию руководства проектом.
Педагог должен:
- иметь четкое представление о целях, задачах, этапах проекта, его проблематике;
- познакомить с проектом родителей, помочь им найти свое место в данном проекте;
- заинтересовать каждого ребенка;
- использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей; позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка; индивидуальный подход к детям;
- оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах;
- информировать о его реализации.
Тематика проектов в ДОУ многообразна:
«Птицы», «Животные нашего леса», «Времена года», «Сказки», «Деревья», «Цветы», «Жилища», «Планеты», «Грибы», «Ягоды», «Витамины», «Огонь», «Вода», «Воздух», «Наша Родина», «Мой родной край», «Моря и реки», «Достопримечательности родного города» и т.п.
Количество участников проекта не ограничено. Это может быть один человек, целая группа, а также весь детский сад.
ПРОЕКТЫ:
- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
- способствуют развитию творческих способностей детей;
- способствуют умению наблюдать, слушать;
- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствуют развитию мышления, воображения, памяти, речи детей.
Несколько слов об оформлении Паспорта проекта. Памятка перед Вами.
Тема (название) проекта: «Золотая осень», «Перелетные птицы», «Наша Родина», «Достопримечательности родного края» и т.д.
Тип проекта: исследовательско-творческий, информационно-практико-ориентированный, творческий, информационно-творческий.
Предметно-содержательная область: экологическое воспитание, патриотическое воспитание, художественно-эстетическое воспитание, познавательное развитие и т.д.
По характеру участия: дети, родители, воспитатели, специалисты детского сада.
По продолжительности: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный (указать дату).
Вид проекта: индивидуальный, групповой, межгрупповой, комплексный.
По количеству участников: групповой (кол-во детей).
Форма представления: презентация в бумажном, электронном виде, выступление на педсовете и родительском собрании, открытое занятие для педагогов ДОУ и родителей.
Актуальность проекта: причина, по которой выбрана тема проекта.
Цель проекта: познакомить, закрепить или расширить знания детей, научить их чему-либо.
Методические задачи: воспитательные, развивающие, образовательные.
Этапы и сроки проведения проекта: подготовительный, основной, заключительный.
Результативность: достижения детей, воспитателей, родителей.
Вывод.
Планирование работы по подготовке проекта
1 этап – организационно-подготовительный (педагог формулирует проблему (цель и конечный результат проекта), задачи; подбирает программно-методическое обеспечение для реализации проекта; пополняет предметно-развивающую среду; составляет план-схему проекта; вводит в игровую ситуацию).
2 этап – основной (педагог направляет и контролирует осуществление проекта; планирует результаты проекта).
3 этап - заключительный (презентация проекта. Форма презентации: спектакль, открытое занятие, досуг, творческие выставки, плакаты и т.д.; обсуждение результатов, подведение итогов).
Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.
Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:
- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;
- усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
- объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе родителей.
Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы. Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транслируемые проекты.
Последовательность работы педагога над проектом
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребенка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
- дает домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Этапы проектной деятельности
1 этап
«Выбор темы»
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трех вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребенка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
2 этап
«Реализация проекта»
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребенка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать все новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
3 этап
«Презентация»
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребенок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
4 этап
«Рефлексия»
Взаимодействие педагога и ребенка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определенную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
по оформлению паспорта проекта
Тема (название) проекта: «Золотая осень», «Перелетные птицы», «Наша Родина», «Достопримечательности родного края» и т.д.
Тип проекта: исследовательско-творческий, информационно-практико-ориентированный, творческий, информационно-творческий.
Предметно-содержательная область: экологическое воспитание, патриотическое воспитание, художественно-эстетическое воспитание, познавательное развитие и т.д.
По характеру участия: дети, родители, воспитатели, специалисты детского сада.
По продолжительности: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный (указать дату).
Вид проекта: индивидуальный, групповой, межгрупповой, комплексный.
По количеству участников: групповой (кол-во детей).
Форма представления: презентация в бумажном, электронном виде, выступление на педсовете и родительском собрании, открытое занятие для педагогов ДОУ и родителей.
Актуальность проекта: причина, по которой выбрана тема проекта.
Цель проекта: познакомить, закрепить или расширить знания детей, научить их чему-либо.
Методические задачи: воспитательные, развивающие, образовательные.
Этапы и сроки проведения проекта: подготовительный, основной, заключительный.
Результативность: достижения детей, воспитателей, родителей.
Вывод.
Предварительный просмотр:
П А М Я Т К А
по разработке проектов в ДОУ
1. Выбрать тему, поставить цель, сформулировать задачи.
2. Подготовить короткую информационную справку (актуальность темы).
3. Разработать план достижения цели (перспективное планирование, структура проекта).
4. Составление плана – схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
7. Включение в план проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
8. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
9. Презентация проекта, открытое занятие.
Условия успеха проекта
1. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как пробуждающее событие.
2. Начинать осуществлять проект сразу после выбора темы, пока не угас интерес, мотивация к работе.
3. Создание максимально возможного дидактического, информационного, технического и материального обеспечения конкретного проекта (иллюстративно справочная литература, схемы, видеокассеты, диктофон, CD диски, игрушки, вспомогательные материалы).
4. Проектные задания должны предусматривать использование детьми хорошо знакомых им знаний (умений) в сочетании с новыми (теми, что предстоит приобрести). Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное – ведет вперед к новым знаниям.
5. Четко спланировать ход проекта и определить, каким видам деятельности (знаниям) дошкольники должны научиться на каждом этапе проекта.
6. Спланировать предварительную и подготовительную работу.
7. Профессионализм педагога.
8. Исследование должно идти одновременно с обучением.
9. Четко выстраивать стратегию руководства проектом.
Педагог должен:
- иметь четкое представление о целях, задачах, этапах проекта, его проблематике;
- познакомить с проектом родителей, помочь им найти свое место в данном проекте;
- заинтересовать каждого ребенка;
- использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей; позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка; индивидуальный подход к детям;
- оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах;
- информировать о его реализации.
Тематика проектов в ДОУ многообразна:
«Птицы», «Животные нашего леса», «Времена года», «Сказки», «Деревья», «Цветы», «Жилища», «Планеты», «Грибы», «Ягоды», «Витамины», «Огонь», «Вода», «Воздух», «Наша Родина», «Мой родной край», «Моря и реки», «Достопримечательности родного города» и т.п.
Количество участников проекта не ограничено. Это может быть один человек, целая группа, а также весь детский сад.
ПРОЕКТЫ:
- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
- способствуют развитию творческих способностей детей;
- способствуют умению наблюдать, слушать;
- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствуют развитию мышления, воображения, памяти, речи детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные нормативные документы
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе «2) воспитание – деятельность, направленная на развитие личности , создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека , семьи, общества и государства ». Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников «4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Часть 1 Общие положения 1.4 Основные принципы дошкольного образования: 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьёй; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Часть 2 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему 2.4. Программа направлена на: - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности .
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Часть 3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: 3) способствует профессиональному развитию педагогических работников; 4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; 6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. п . 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 5) взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Общеобразовательная программа дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ». « Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» .
Общеобразовательная программа дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Развитие познавательно-исследовательской деятельности Проектная деятельность в средней группе (4-5 лет). Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей. Проектная деятельность в старшей группе (5-6 лет). Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об авторстве проекта. Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.) Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа. (Нормативная проектная деятельность — это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.)
Общеобразовательная программа дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность в подготовительной к школе группе (6-7 лет). Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную). В исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации. Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников. Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера. В работе над нормативными проектами поощрять обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм. Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.
Метод проектов. Проект. МЕТОД ПРОЕКТОВ - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. ПРОЕКТ – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Под проектом подразумевается специально организо-ванный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению значимой для детей проблемы, завершающихся созданием продукта.
Преимущества проектного метода: является одним из методов развивающего обучения, так как в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; повышает качество образовательного процесса; служит развитию творческого мышления; способствует повышению компетентности педагогов.
Проектная деятельность это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой стороны, на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка. это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его и преобразовывать.
Отличительные особенности проектной деятельности: практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Цель проектной деятельности – развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и ком-муникативных способностей воспи-танников .
Тип проекта Содержание Возраст детей Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. Старшая группа Ролево-игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказок и решают по-своему поставленные проблемы. Вторая младшая группа Информационно-практико-ориентированный Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.). Средняя группа Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т.п. Вторая младшая группа ТИПЫ ПРОЕКТОВ В ДОУ (по Л.В.Киселевой)
Виды проектов в ДОУ: По количеству участников: - индивидуальный - групповой - межгрупповой - комплексный По продолжительности проекты бывают: - краткосрочными (одно или несколько занятий), - среднесрочными - долгосрочными.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему: "Игра как приоритетное средство развития дошкольников"
Как правильно объединить усилия коллектива МДОУ для повышения уровня организации сюжетно- ролевой игры, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки....
Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”
Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...
«Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС».
В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО мето...
«Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС»
В докладе для воспитателей подробно рассмотрено понятие проектной деятельности, вариативность использования данного метода в педагогическом процессе детского сада, общая схема организации проектной де...
Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях ФГОС
Метод проектов-совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иноую проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией результатов...
Проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС
Презентация знакомит с технологией проектирования в деятельности дошкольного учреждения, применение которой способствует поддержке детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, с...