Особенности индивидуального психолого- педагогического консультирования родителей воспитанников ДОУ
методическая разработка по теме

Зиберт Елена Александровна

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что максимальное внимание уделяется освещению проблем психолого-педагогического консультирования школьников, их родителей, взрослых людей разного возраста и с разными проблемами. Проблемы же ,связанные  с  ранними аспектами развития ребенка, с консультированием родителей в  ДОУ ,особенно индивидуального консультирования ,мало освещены и  исследований по этому вопросу недостаточно .С одной стороны, индивидуальное консультирование в детском саду, как одна из форм работы педагога- психолога, предполагает активное взаимодействие со взрослыми, непосредственно контактирующими с ребенком. С другой стороны родители зачастую боятся идти к психологу детского сада, опасаясь услышать ,что с их ребенком  «что-то не так»,считают это ненужным и неуместным, к тому же родители мало мотивированы на долгосрочную работу. Все вышесказанное и определило выбор темы и формулировку проблемы.

 

Цель: выявить и описать особенности индивидуального психолого-педагогического  консультирования родителей воспитанников ДОУ

Предмет: индивидуальное психолого-педагогическое консультирование в условиях  ДОУ

Объект: деятельность педагога-психолога

Гипотеза: мы предполагаем, что существуют  особенности индивидуального  психолого-педагогического консультирования родителей воспитанников ДОУ, 

                   определяющие специфику  такого консультирования ,а именно:                                 

                   1) инициаторами индивидуального психолого-педагогического  консультирования в ДОУ  чаще всего являются педагог- психолог или педагоги.

                   2) обращения родителей воспитанников связаны с возрастными  психологическими особенностями.

                   3) индивидуальное психолого-педагогическое консультирование проводится  со взролыми по поводу проблем ребенка.

Задачи  :

                   1) проанализировать публикации по проблемам консультирования

          2)  выделить требования к консультативной работе педагога-психолога ДОУ

                  3)  систематизировать поводы обращений на индивидуальные консультации  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon творческая работа198.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ     ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

                                   ПЕРЕПОДГОТОВКИ  РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА / реферат

слушателя курсов повышения квалификации педагогов – психологов дошкольных образовательных учреждений по теме:

« ОСОБЕННОСТИ  ИНДИВИДУАЛЬНОГО  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

           КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ  РОДИТЕЛЕЙ  ВОСПИТАННИКОВ  ДОУ »

выполнила: Зиберт Елена Александровна,

педагог–психолог  МБДОУ  №59   г. Таганрога

научный руководитель: Ничипорюк Е.А.,

доцент кафедры дошкольного образования

                                                 Ростов – на – Дону

2012


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1

Глава 1

Теоретические основы психолого-педагогического консультирования

4

                        § 1.1

Психологическое консультирование: анализ научных источников

4

                        § 1.2

Специфика психолого-педагогического консультирования  в образовании

9

Глава 2.

Психолого-педагогическое консультирование в ДОУ

13

                        § 2.1

Виды консультативной работы педагога-психолога в ДОУ

13

                        § 2.2

Анализ обращений по индивидуальному консультированию в ДОУ

16

Заключение  

19

Литература  

21

Приложение

23


ВВЕДЕНИЕ

            Происходящие в последнее время политические преобразования, изменения в социально-экономической жизни государства и общества, несомненно, влияют  и на семейные отношения, и, в частности на отношения родителей к детям. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического , а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Однако в законе  «Об образовании» РФ  статья 52 «Права и обязанности  родителей (законных  представителей)» [20]  говорится что «…Родители (законные представители) воспитанников несут ответственность за их воспитание…» Родители , не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В то же время в ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования  п.6.6.  [21] указано, что , требования к психолого-педагогическому обеспечению направлены на «построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности».

           Эти два документа отражают сотрудничество детского сада и семьи. В дошкольном возрасте преодоление неблагоприятных психических синдромов достигается главным образом благодаря перестройке взаимоотношений ребенка с родителями и воспитателями, здесь и обнаруживается потребность в своевременной помощи психолога, в его профессионально- компетентностном  и тактичном вмешательстве в складывающуюся ситуацию ,в процесс формирования взаимоотношений в семье, в процесс становления личности ребенка. Родители, как правило, не уделяют достаточного внимания  психологическому здоровью детей, это обусловлено тем что среди родителей нередко распространены неверные воспитательные установки и представления: недооценка значения личностных форм общения и игровой деятельности в развитии ребенка, идеалы «беспрекословного» послушания, авторитарное отношение к детям, опасения    наследственной  передачи нежелательных личностных  черт родственников и др., а также низким уровнем психолого-педагогической культуры

                                                                        1

родителей,  отсутствием необходимого минимума психологических знаний, при котором  возможна правильная и своевременная постановка перед специалистами проблем обучения и развития ребенка.

           Поэтому с особой остротой встает вопрос организации психолого-педагогического консультирования родителей воспитанников ДОУ. В психологической  литературе достаточно работ, раскрывающих суть консультирования, основные его составляющие (Кочюнас Р., Меновщиков В.Ю., Алешина Ю., Бодалев  А.А.,) ;также есть ряд работ, раскрывающих специфику  и особенности  индивидуального и группового консультирования в школе, с родителями и учащимися  (Самоукина  Н., Венгер  А.Л., Хозиева М.В.)  Некоторые проблемы и особенности раскрыты в работах Венгера  А.Л., Хухлаевой  О.В., Марцинковской Т.Д., Бурменской Г.В.  

              Анализ психолого-педагогической литературы показал, что максимальное внимание уделяется освещению проблем психолого-педагогического консультирования школьников, их родителей, взрослых людей разного возраста и с разными проблемами. Проблемы же ,связанные  с  ранними аспектами развития ребенка, с консультированием родителей в  ДОУ ,особенно индивидуального консультирования ,мало освещены и  исследований по этому вопросу недостаточно .С одной стороны, индивидуальное консультирование в детском саду, как одна из форм работы педагога- психолога, предполагает активное взаимодействие со взрослыми, непосредственно контактирующими с ребенком. С другой стороны родители зачастую боятся идти к психологу детского сада, опасаясь услышать ,что с их ребенком  «что-то не так»,считают это ненужным и неуместным, к тому же родители мало мотивированы на долгосрочную работу. Все вышесказанное и определило выбор темы и формулировку проблемы.

Цель: выявить и описать особенности индивидуального психолого-педагогического                консультирования родителей воспитанников ДОУ

Предмет: индивидуальное психолого-педагогическое консультирование в условиях

                ДОУ

Объект: деятельность педагога-психолога

                                                                    2

Гипотеза: мы предполагаем, что существуют  особенности индивидуального    

                 психолого-педагогического консультирования родителей воспитанников

                 ДОУ,  определяющие специфику  такого консультирования ,а именно:

                                                   

               1) инициаторами индивидуального психолого-педагогического

                    консультирования в ДОУ  чаще всего являются педагог- психолог или

                    педагоги.

               2) обращения родителей воспитанников связаны с возрастными

                    психологическими особенностями.

               3) индивидуальное психолого-педагогическое консультирование проводится  

                   со взролыми по поводу проблем ребенка.

Задачи:

         1) проанализировать публикации по проблемам консультирования

         2)  выделить требования к консультативной работе педагога-психолога ДОУ

               3)  систематизировать поводы обращений на индивидуальные консультации  

                                                                  3

ГЛАВА 1. Теоретические основы психолого-педагогического консультирования.  

   

 § 1.1 Психологическое консультирование: анализ научных источников.

           Ведущее место  в разработке проблемы психологического консультирования в современной науке занимают работы Кочюнаса Р. [8]. В своей работе  «Основы психологического консультирования»  автор определяет психологическое консультирование как относительно новую область психологической практики, выделившейся из психотерапии, которая возникла в ответ на потребность людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь.

          Кочюнас Р. [9]  представляет следующее определение консультирования: консультирование-это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. В этом случае цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

           Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:          

  1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
  2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.
  3. Консультирование способствует развитию личности.
  4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

           Автор также рассматривает структуру процесса консультирования - это  системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражающая  универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

                                                                4

Кратко остановимся на них и раскроем в чем заключается каждая стадия.

1.Исследование проблем - на этой стадии консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия.

2.Двухмерное определение проблем заключается в том ,что консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, уточнение проблем ведется до одинакового их понимания клиентом и консультантом.

3.Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем.

4.Планирование. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться

5.Деятельность-это последовательная реализация плана решения проблем.

6.Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты.

                         Похожую структуру предлагает  Абрамова Г.С.[1], определяя  интервью основным

        методом  психологического консультирования ,представляющую собой  пятишаговую  модель.                                                

        1ступень - структурирование, достижение взаимопонимания., так называемое «Привет»

        2ступень - обычно начинается со сбора информации, в контексте  темы или цели. «В чем

          проблема?»

        3ступень - желаемый результат. «Чего вы хотите добиться?»

       4ступень – выработка альтернативных  решений.  «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»

       5ступень – обобщение предыдущих  этапов,переход от обучения к действию.«Вы будете делать

          это?»

             Особое внимание процессу и практическим навыкам  консультирования  уделено и в работе Меновщикова В.Ю. «Введение в психологическое консультирование».Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования).

                                                                             5

                  Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью

специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные   психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут  обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной  ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам.

                Меновщиков В.Ю.[11] предлагает классификацию типов консультирования. К классификации психологического консультирования, под которым автор понимает оказание психологической помощи психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития, можно подходить ,опираясь на разные критерии.

В качестве одного из критериев выступает возраст, следовательно в этом ключе рассматривается и возрастная периодизация, значением  которой определяется либо  возраст клиента, либо возраст лица по поводу которого клиент обратился.

Причем ограничение возраста консультируемых связано как с определенной возрастной проблематикой, личностной зрелостью, необходимой для решения психологических проблем, так и с сущностью самого консультирования как метода.

Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно, указывает автор: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама личность еще не сформирована, а следовательно, к самим детям применима не консультативная, а психотерапевтическая помощь. А вот  консультирование родителей ,обратившихся по поводу проблем ребенка,как раз может быть эффективным и продуктивным.

                     Другой категорией, служащей основанием для классификации консультативного

       процесса, является пространство, т.е. пространственная организация консультации.

      С этой  точки зрения можно выделить 2 вида консультирования:

     -  контактное, при котором психолог-консультант встречается с клиентом,

        происходит   беседа лицом к лицу.

     -  дистантное консультирование, которое подразделяется на телефонное и письменное.

     Синонимом первого вида консультирования является "очное   консультирование",  

      второго –   "заочное".

           При  учитывании  количества клиентов одновременно консультируемых  одним консультантом выделяются

- индивидуальная

- групповая консультации.

                                                                     6

             Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения. В этом ключе выделены следующие виды психологического консультирования:                                                              

      -  школьное консультирование;

      -  профессиональное;

      -  семейное и супружеское;

      -  ориентированное на проблемы личности и другие.

                    Кроме того, автор приводит  общий обзор  консультативных приемов и методов, связывая

       их   применение со стадиями консультации.

                    Важной составляющей психологического консультирования многие  авторы

      проанализированных публикаций рассматривают и личность психолога-консультанта , дают советы   начинающему консультанту. Все авторы в своих работах определяют его  роль и место , предлагая    этические принципы психолога, либо этический кодекс.

                   Алешина Ю.Е.[2], например, выделяет пять основных этических принципов, следование

      которым является особенно важным:

      1.Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

      2.Ориентация на нормы и ценности клиента.

      3.Запрет давать советы.

      4.Анонимность.

      5.Разграничение личных и профессиональных отношений.

            Бурменская  Г.В.[3] указывает на то, что в отечественной  литературе пока отсутствуют работы,   систематически излагающие переход от основных методологий и теоретических положений  к  принципам и содержанию деятельности психолога-консультанта при решении многообразных проблем развития ребенка . Несколько более продвинутой ,по её мнению ,представляется разработка диагностических  вопросов  консультирования, ориентированных на проблематику взрослых людей, однако ее результаты практически неприменимы к детям, т.е.не учитывают специфики процессов развития детей.

           Таким образом, анализ указанных публикаций показал что ,проблема консультирования  довольно глубоко изучена и раскрыта в связи с определением понятия консультирования, с теоретическими вопросами, связанными со структурой, классификацией консультирования, личностью  психолога. Изучив психологическую литературу по проблеме, сопоставляя  те и другие источники  отмечаем ,  что в них консультирование рассматривается, главным образом,  с позиции работы со взрослыми людьми.

                                                                                       7

Однако, консультирование в работе педагога-психолога образования, в том числе и в ДОУ, занимает значительное место. Ведь  именно консультирование  является основной формой работы педагога-психолога ДОУ.

                                                                         

                                                                               8            

                                   

§ 1.2 Специфика психолого-педагогического консультирования в образовании.

            Главная особенность консультирования в детской психологии в том, что психолог ориентируется одновременно на двух субъектов - ребенка и взрослого (родителя, педагога). Собственно, и сам процесс консультирования как бы разделяется на две составляющие – в отношении взрослых и ребенка. Специфика детского консультирования в том, что заказчиком может выступать специалист другой профессии, или же родитель, но им не является ребенок, в связи с этим возникает различное видение консультативных задач. Основная цель психолога, работающего с родителями, - достижение возможно более глубокого и объективного понимания ребенка. Тактика работы с родителями предполагает: подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребенка; информирование их о ходе коррекционной или развивающей работы, которую проводит психолог. Установление доверия между психологом и родителями (родителем) - это главное в совместной работе детского психолога с родителем. Психолог должен внимательно выслушивать родителя, проявляя заинтересованность, эмпатию, а также выражать поддержку.  

             Как пишет Верещагина Н.В.[18] , при организации консультирования родителей детей следует учитывать ряд особенностей их личностной сферы, выделяя  следующие позиции: мотивацию обращения к психологу, отношение родителей к консультанту, позицию родителей при обсуждении проблемы, а также  возможность  изменения   жизненных установок родителей в процессе консультирования. Следует заметить ,что приведенные ниже особенности касаются родителей  детей с проблемами развития (нарушениями интеллекта, речи, слуха и др.),так как автор изучала особенности консультирования этой категории родителей.

              Нам представляется интересной позиция автора о построении и принципах организации консультирования родителей детей с проблемами развития , которые, следует отметить ,существенно не отличаются от консультирования обычно развивающихся детей.

              1) Мотивация с которой родители приходят на консультацию.                      Мотивированные родители, которые четко представляют, что хотят, практически всегда

                                                           9  

 выступают инициаторами консультирования. Немотивированные родители не знают, чем им может помочь педагог-психолог, часто не признают проблем ребенка и поэтому не видят смысла тратить время на беседу с психологом.. Практически всегда инициатором выступает консультант. Родители, направленные на консультацию к психологу воспитателями или другими специалистами, т.е. под воздействием внешних обстоятельств, пассивны, безучастны или агрессивно настроены. Специалист должен приложить усилия для смены мотивации таких родителей на активную и снять чрезмерное напряжение путем подчеркивания сильных сторон ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения.  

                2)Отношение родителей к консультанту                                                                                                                                                                                                                                                                                                           От  того,  как складываются отношения между консультантом и клиентом, зависит исход встреч. Взаимное доверие между участниками консультации определяет успешность терапевтических бесед. Клиенту важно понять, что он может свободно говорить о переживаниях и чувствах, опасениях и тревогах, и будет принят специалистом таким, какой он есть. В большинстве случаев родители изначально настроены на откровенный разговор и уверены в его конфиденциальности. Недоверие к возможностям психологического консультирования и решению проблем ребенка свойственно родителям детей с нарушением интеллекта. Часто такие родители отказываются признавать свою роль в возникновении проблем у ребенка и их наличие вообще.Настороженное отношение к консультанту свойственно родителям детей со сложными нарушениями в развитии, т.к. они не верят в возможность помощи немедикаментозного характера. Через недоверие и настороженность есть те  родители ,которые приходят к пониманию необходимости психологического сопровождения ребенка.                                                            

            3) Позиция родителей при обсуждении проблем ребенка

Активность при обсуждении с консультантом проблем ребенка и выработки стратегий поведения часто характерна для родителей детей без снижения интеллекта, т.к. они видят изменения в развитии ребенка в результате работы специалистов: логопеда, психолога, дефектолога, тифло - и сурдопедагога и готовы к сотрудничеству.

Пассивное отношение к проговариванию трудностей в развитии детей демонстрируют родители, которые не видят существенных изменений ребенка за относительно короткий промежуток времени в результате коррекционных занятий или

                                                 10

 не признают значительной роли педагогов в накоплении ребенком знаний об окружающем мире.                                                  

Псевдоактивное отношение к беседе выражается в признании родителями имеющихся проблем, но без конкретизации, без описания трудностей. При этом они согласны на помощь ребенку извне, но только без собственного участия.

            4) Выбор и принятие решения родителями

Самостоятельное решение демонстрируют родители, которые в ходе консультации испытывают доверие к специалисту, активно делятся трудностями и переживаниями, стремятся к полному сотрудничеству с педагогами. Часто такие решения принимают родители детей без нарушения интеллекта и детей со сложными нарушениями.

Отказываются от психологического сопровождения и не берут на себя ответственность за развитие ребенка родители одаренных детей и детей с нарушениями интеллекта.

               5) Изменение жизненных установок родителей

               Предполагается, что по завершению консультации родители сохранят приобретенный положительный опыт в преодолении трудностей в развитии детей. Для этого им необходимо пересмотреть свою точку зрения на окружающее, на соматический статус ребенка, на собственную жизнь и возможности ребенка. Некоторым родителям это удается, некоторым – нет. Возврат к прежним жизненным установкам происходит, как правило, без поддержки и понимания близких в случае отсутствия положительной динамики в развитии ребенка, что характерно для родителей детей со сложными нарушениями в развитии.

Таким образом, учет особенностей личности родителей, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии ,позволит достичь понимания клиентом проблем ребенка и собственных затруднений в жизни. Спецификой консультирования этой категории родителей является отведение значительной части времени обсуждению медицинских аспектов нарушений в развитии детей, методов лечения и их значения в обучении и воспитании.                                            

            Любой вид работы практического психолога образования направлен на обеспечение психологического благополучия ребенка,

                                                             11

следовательно педагог-психолог образования планирует консультации взрослых только по тем вопросам ,которые непосредственно связаны с конкретными проблемами развития ребенка.                                                    

             Среди наиболее часто встречающихся проблем и типичных трудностей детей разного возраста можно выделить следующие:

- скрытый характер многих  неблагоприятных  характеристик

- незнание родителями возрастных норм развития детей, и как следствие, обращения по

  поводу «отклонений» в развитии (познавательной и эмоционально-волевой сферы)

- неправомерность требований родителями к детям

- неадекватное отношение родителей к проявлениям самостоятельности и инициативы

  детей

- недооценка значения личностных форм общения и игровой деятельности

- проблемы с развитием (несоответствие отдельных показателей развития с ожидаемыми)

- проблемы со вниманием

- проблемы в семье.

              Подводя итог, подчеркнем, что в консультировании решаются конкретные консультативные задачи, связанные с разносторонним  анализом условий развития и воспитания ребенка, диагностикой возрастных и индивидуальных особенностей его познавательной деятельности и личности, составлением психолого-педагогических рекомендаций и условного прогноза развития ребенка.

                                                               12                                                            

  ГЛАВА 2.Психолого-педагогическое консультирование в ДОУ.

 § 2.1.Виды консультативной работы педагога-психолога в ДОУ

           Любой вид работы педагога- психолога образования направлен на обеспечение психологического благополучия ребенка. И работа со взрослыми не является здесь самоцелью, она необходимая и важная часть его профессиональной деятельности, которая обусловлена неразрывной связью развития ребенка с окружающими его людьми, прежде всего, с теми, кто несет ответственность за его воспитание и обучение. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.

           Усилия  педагога-психолога ДОУ сосредоточены на том ,чтобы вместе со всеми участниками образовательного процесса добиваться следующего:

- своевременно обнаруживать признаки психологического неблагополучия в развитии личности  ребенка

- изменять психолого-педагогические условия, угрожающие безопасности   психологического здоровья детей в данной образовательной среде

- предотвращать возможность развития  трудностей в сторону углубления, закрепления, преодолевать их до того, как они перейдут в категорию серьезных психологических проблем.

              Одним из направлений работы педагога-психолога в ДОУ является психологическое  консультирование, которое  Марцинковская  Т.Д. [6] в условиях детского сада определяет как «систему коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждаюшимися в психологической помощи рекомендательного характера».

Как правило, объектом внимания педагога-психолога являются родители детей (или замещающие их лица), педагогический персонал и администрация. В связи с этим педагог-психолог вынужден дифференцировать содержание запросов взрослых, чтобы определить реальные возможности решения проблем ребенка. Поэтому в содержание консультационной работы преимущественно входят те проблемы, которые существуют у взрослых в отношении ребенка.

               В условиях ДОУ можно выделить следующие основные виды  консультативной работы:

- индивидуальное и групповое

- однократные и многократные    

                                                              13

- по личному обращению или в результате вызова , направления

-  без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием

- без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов

- консультации изолированные и комбинированные с другими методами психологической   помощи.

           Проанализировав журналы  групповых и индивидуальных консультаций педагога-психолога МБДОУ № 59 г.Таганрога, отмечаем : наиболее частыми  видами консультаций являются  индивидуальные  по личному  обращению, однократные ,с дополнительным тестированием,с привлечением методов психологической коррекции. Отметим, также, что:  групповые консультации происходят по инициативе

         педагога-психолога                 педагогов                  администрации

         индивидуальные  консультации  происходят по инициативе

         педагога-психолога                 педагогов                  родителей

         Прежде всего, групповые консультации организуются  для родителей  по инициативе педагогов и администрации и связаны с годовыми задачами ДОУ, также основными проблемами  и особенностями психического развития ребенка-дошкольника, а именно: психологические особенности детей разного возраста, адаптация детей к детскому саду, готовность к школе, консультирование родителей по итогам диагностических процедур,  скринингов , особенности детско-родительских отношений.

               Воспитатели часто обращаются к психологу по следующим вопросам: причины трудностей в усвоении детьми программ обучения (подготовка к школе), нежелание и  неумение детей заниматься, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми. Исходя из обозначенных проблем, определяется вид консультирования и форма проведения , для кого оно будет проводиться.

               Для проведения групповых  консультаций используются разные формы: выступления на родительских собраниях, стендовые консультации по актуальным психолого-педагогическим проблемам.                                                  

              Тематика групповых  консультаций  для педагогов детского сада обусловлена, главным образом, годовыми задачами дошкольного учреждения, собственными запросами (по результатам анкетирования),запросами администрации и родителей.  

                                                       

                                                                 14

 Основными темами в работе  с педагогами чаще всего выступают : возрастные новообразования, консультирование по результатам диагностики, особенности игровой деятельности, типичные проблемы развития детей «группы риска» и специфика взаимодействия педагогов с ними, педагогическое общение.Формы работы по групповому консультированию педагогов разнообразны- педчасы, практические занятия, выступления на педсоветах, печатные материалы в папке  «Взаимодействие с педагогом-психологом».

                Формат же консультационной  работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ имеет три направления:

- индивидуальные игровые занятия (индивидуальная программа, ориентированная на конкретного ребенка, и составленная исходя из его потребности в развитии той или иной психологической сферы);

- групповые игровые занятия (использование программы развивающих сеансов с упором на социальное развитие детей);

- консультация родителей детей (необходимое взаимодействие с окружающими ребенка взрослыми с целью решения вопросов, связанных со своевременным и оптимальным удовлетворением его потребностей в развитии и информирование родителей детей (или лиц их заменяющих) о психологическом состоянии ребенка)

                                                                       

       Таким образом, консультирование в дошкольном  образовательном  учреждении позволяет максимально реализовать его предупреждающую функцию, а активное взаимодействие со взрослыми, непосредственно контактирующими с ребенком, создает возможность своевременно организовать условия, которые предохранят личность ребенка от психологически неблагоприятных факторов. Соответственно, в контексте системообразующей роли психопрофилактики , в практике работе педагога-психолога ДОУ, консультирование направлено на выполнение профилактических  функций.

                                                             15

                         

           

 § 2.2 Анализ обращений по индивидуальному консультированию в ДОУ

              При обращении к индивидуальным формам работы с родителями и воспитателями в ДОУ можно перейти к рассмотрению следующего направления профессиональной деятельности педагога-психолога – консультированию. Индивидуальное консультирование ,как было отмечено ранее, осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также (в редких случаях) самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение "реального" запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения - индивидуальная консультация.

             Анализируя поводы обращений по индивидуальному консультированию всех участников образовательного процесса (Приложение 1),отмечаем что, у детей младшего дошкольного возраста проблемы возникают в период адаптации, кризиса трех лет и связанные с этими процессами эмоциональные нарушения. Родителей детей среднего дошкольного возраста  также волнуют проблемы эмоционального развития детей, детско-родительские отношения. Важно отметить и педагоги ,и психолог обращают внимание на проявление гиперактивности, возможные эмоциональные  проявления-воспитатели просят помочь  «справиться » с такими детьми. Педагог-психолог,в свою очередь информирует родителей о результатах диагностики и развивающее-коррекционной работе. В старшем дошкольном возрасте появляются вопросы, связанные с уровнем  готовности к обучению в школе. Родителей все больше интересуют определение ведущей руки и, связанные с этим возможные проблемы, а также детско-родительские отношения. Воспитатели обращаются с запросами по конфликтным отношениям  в группе между  детьми , проблемам в усвоении программы обучения- невнимательнось, слабое запоминание и т.д. Все это определяет важную особенность индивидуального консультирования – обращения и запросы у всех участников образовательного процесса возникают по поводу психологических особенностей детей разного возраста.

             Если говорить о процентном соотношении обращений,то консультаций, инициированных  педагогом – психологом - 49%,индивидуальных консультаций по запросам родителей  и по инициативе воспитателей почти одинаково– 25%   и 26% соответственно (Приложение 2). Отмечаем еще одну особенность - индивидуальные консультации в ДОУ проводятся прежде всего по приглашению педагога-психолога .

                                                                  16

      Необходимо отметить специфику индивидуального психологического консультирования в условиях детского сада. Она заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь.                                                

 Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать содержание запросов с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка. В этой связи проанализируем основные виды "реальных" запросов в психологической помощи родителей и других членов семьи с целью возможности выхода на проблемы ребенка.

                Родители часто обращаются с проблемами: как готовить детей к школе, отсутствие у детей выраженных интересов, плохая память, неорганизованность, несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость или робость, боязливость; другими словами, имеется в виду все то, что принято обозначать словами «трудный ребенок».

                В число основных запросов родителей детей дошкольного возраста, приходящих на консультацию к педагогу-психологу, входят следующее:

- «информацинно-познавательные», когда родители пытаются преодолеть дефицит общих знаний о закономерностях развития ребенка или уточнить некоторые аспекты знания, почерпнутого в каких-либо информационных источниках;                                                                                                                                                                        

- «ресурсные», когда родители пытаются определить с помощью специалиста степень развития у него тех или иных важных личностных качеств и свойств;

- «проблемные», когда родители пытаются удостовериться в «нормальности» ребенка.

                   Значительная часть вопросов, составляющих содержание индивидуальных консультаций родителей детей дошкольного возраста, касается проблем общения и взаимоотношений в семье. К сожалению, часто родители не имеют мотивации работать над проблемами семьи, им проще находиться в позиции «жалобщика».  Как правило, в таких случаях предметом работы становятся личностные проблемы взрослого или ребенка, причем изначально родители приходят с запросом по поводу уровня развития психических процессов,а в ходе беседы определяются проблемы взаимоотношений в семье. Здесь задача педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения — определить, обозначить, «прояснить» для клиента наличие проблемы. 

                                                                 17

          Серьезная же и глубокая работа с личностными проблемами клиентов - это в компетенции специализированных центров психологической помощи.

          Итак, можно констатировать, что запросы родителей, нуждающихся в консультации специалиста, имеют несколько основных направлений:

1) проблемы, связанные с воспитанием детей

2) проблемы, обусловленные трудностями в эмоционально-личностной сфере

3) проблемы ,связанные с детско-родительскими отношениями.

         Венгер отмечал [4], что  «в дошкольном возрасте преодоление неблагоприятных психологических синдромов достигается главным образом благодаря перестройке взаимоотношений ребенка с родителями и воспитателями». Поэтому они и становятся  

основным объектом психологического воздействия . Это воздействие осуществляется в форме психологического консультирования.

         Таким образом, основная цель психолога, работающего с родителями, - достижение возможно более глубокого и объективного понимания ребенка. Тактика работы с родителями предполагает: подробное обсуждение конкретных результатов,

полученных при обследовании ребенка; информирование их о ходе коррекционной или развивающей работы, которую проводит психолог; родителям полезно самим записать выводы и рекомендации, так как это поможет им обдумать результаты консультации, найти конкретные меры помощи, проверить их правильность, наблюдая за изменениями в поведении ребенка.                                            

             Установление доверия между психологом и родителями (родителем) - это главное в совместной работе детского психолога с родителем. Психолог должен внимательно выслушивать родителя, проявляя заинтересованность, эмпатию, а также выражать поддержку.

                В настоящее время в практической деятельности        педагога-психолога ДОУ индивидуальная работа с родителями должна быть направлена на пропаганду психологических знаний, на профилактику отклонений хода психического развития ребенка, а также  на разработку рекомендаций по организации  развивающее-коррекционной  работы.

                                                           

                                      18 

 

                                                                                                                                                                                                   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

              В настоящее время для специалистов актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включение родителей в развивающее - коррекционный процесс.                             

              Итак,было рассмотрено одно из направлений деятельности педагога-психолога  - индивидуальное психолого-педагогическое консультирование, как  важное средство  психологического просвещения родителей.

              В ходе работы достигнута цель : выявлены и описаны особенности индивидуального психолого-педагогического консультирования:

- главная особенность – индивидуальное психолого-педагогическое консультирование

  родителей воспитанников ДОУ одновременно направлено на двух субъектов: ребенка

  и родителей;

- вторая особенность - проблемы взрослых в консультировании решаются только в

  связи с проблемами ребенка;

- третья особенность – консультирование родителей в детском саду всегда ведется по

  ходу и результатам диагностической и развивающее-коррекционной работы.

              Выявление  особенностей определяет специфику индивидуального психолого-педагогического консультирования и позволяет планировать деятельность педагога-психолога,учитывая типичные проблемы,с которыми обращаются родители детей разных возрастов.

              Для достижения представленной цели были решены все поставленные задачи: проанализированы публикации по теме, выделены требования к индивидуальному консультированию родителей в ДОУ , сделана попытка систематизировать поводы обращений за консультацией. В связи с этим можно сделать следующие выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу:                           

1. Индивидуальное психолого-педагогическое консультирование в условиях

   учреждения носит профилактический и образовательный характер.

                                                         

                                                             

                                                              19

2. Инициаторами индивидуального психолого-педагогического консультирования в  

    ДОУ  чаще всего являются педагог- психолог или педагоги.

 3. Обращения родителей воспитанников связаны с возрастными психологическими

     особенностями детей.

 4.Индивидуальное психолого-педагогическое консультирование проводится

    со   взролыми по поводу проблем ребенка.

               Подводя общий итог можно сказать  о том, что  индивидуальная консультативная работа в детском саду имеет принципиальное различие от той, которую осуществляет психолог в других учреждениях. Специфика состоит в том, что в процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования - максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка.

                                                                 

                                                           

                                                         20

                                                       

                                                      ЛИТЕРАТУРА

1.Абрамова,Г.С. Практикум по психологическому консультированию/ Г.С.Абрамова.-

   М.,1996,С.128.

 2.Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование/  

   Ю.Е.Алешина.- М.,2005 .                                                                                                               3. Бурменская ,Г.В. Возрастно-психологическое  консультирование / Г.В.Бурменская ,

    О.А.Карабанова, А.Г.Лидере - М.:1990, с. 30-46.                                                                      4. Венгер , А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое  

   руководство .Часть 1,2/А.Л.Венгер. - М.:Генезис,2001.-160с.

5. Венгер, А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных  вариантов

   развития  личности детей и подростков / А.Л. Венгер.- Педагогический  Центр

   «Эксперимент»,Москва-Рига ,2000.

6.Детская практическая психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по

   педагогическим специальностям / Марцинковская, Татьяна Давыдовна. - М.:

   Гардарики, 2003.- 255 с.

7. Елизаров ,А. Н.Основы индивидуального и семейного психологического

    консультирования : учебное пособие /А.Н.Елизаров.- М.: Ось-89, 2003. - 336 с.

8. Кочюнас, Р.Основы психологического консультирования / Р.Кочюнас .- М.:

    Академический проект, 1999. - 240 с.

9. Кочюнас, Р. Психотерапевтические группы:теория и практика/ Р.Кочюнас.- М.:

    Академический    Проект,2000

10. Меновщиков, В.Ю.Введение в психологическое консультирование/ В.Ю.Меновщиков.-

     2-е изд.,стер. -М.: Смысл, 2000. - 109 с.

11. Меновщиков,В.Ю.Психологическое консультирование: работа с кризисными  

      и  проблемными ситуациями/ В.Ю.Меновщиков.-2-е изд., стер.-М.:СМЫСЛ,

      2005.-  182с.

12.Самоукина ,Н. Практический психолог в школе :лекции, консультирование  

     тренинги/ Н.Самоукина.- М.:ИНТОР,1997.-с.187

13.Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического

     консультирования/ НИИ общей  и педагогической психологии АПН СССР;

     под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина -  М.: Педагогика, 1989. -  208 с.

                                                           21

14.Хозиева, М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию/

      М.В.Хозиева.- Академия ,2005.- 320с.

15.Хухлаева О.В.  Основы психологического консультирования и психологической

     коррекции: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений/О.В.Хухлаева. –

     М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

16.Хрестоматия.  Консультативная психология и психотерапия:

     рабочая книга практикующего психолога/составители  В.А Петровский,

     М.В.Бороденко.

17.Бурменская ,Г. В. Опыт психологического консультирования  детей дошкольного

     возраста/ Г.В.Бурменская,О.А.Карабанова , А.Г. Лидере  //Вестн. Моск. ун-та. –

     Сер.  14,  Психология. - 1986.- № 3.

18.Верещагина, Н. В.Особенности работы с семьей  и консультирования

     родителей детей с особыми образовательными потребностями/Н.В.Верещагина //

     Дошкольная педагогика.- 2009. –05.-  с. 29-33.

19. Ничипорюк,Е.А., Что  делать      психологу в детском саду? Задачи и содержание

     деятельности  педагога- психолога дошкольного образовательного  учреждения:

     инвариантный компонент:статья /Е.А.Ничипорюк //Вестник практического

     психолога образования.-2008.-№1.-с.123-128.

20.Закон РФ от 10.07.1992  №3266-1.(ред. От 28.02.2012) «Об образовании»  Ст.52

      [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru  11.03. 2012

      20:36:45  

 21.Федеральные Государственные Требования к условиям реализации основной

      общеобразовательной  программы дошкольного образования. Приказ Министерства

      образования и науки РФ от 20 июля 2011г. № 2151 [Электронный ресурс] –

      Режим доступа:http://www.consultant.ru  02.03.2012   18:15:45

 

 

                                                                      22

                                                                                                                            Приложение 1

Поводы обращений на индивидуальные консультации в МБДОУ Д/C № 59

(по анализу журнала индивидуальных консультаций педагога-психолога)

Обращения по поводу проблем детей

Кто делает запрос

Педагог-психолог

Педагоги ДОУ

Родители

Младший дошкольный возраст

Адаптация в детском саду

Адаптация к детскому саду

Адаптация к детскому саду

Кризис трёх лет

Эмоциональное развитие

Уровень развития психических процессов

Средний дошкольный возраст

Страхи

Гиперактивность

Результаты диагностики

Результаты развивающее-коррекционной работы

Эмоциональная неустойчивость

Тревожность

Робость

Страхи

Детско-родительские

отношения

Старший дошкольный возраст

Уровень готовности к обучению в школе

Эмоционально-личностное развитие

Уровень усвоения программы

Конфликтные отношения с детьми

Определение ведущей руки

Детско-родительские отношения

                                                                                                                     

                                                              23

                                                                                                                            Приложение 2

                          Индивидуальные консультации по запросам

                                            ( в процентном соотношении )

        

                1.Воспитатели – 26%

                 

                2.Педагог-психолог – 49%

                3.Родители – 25%

                                                                 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ на материале дошкольного онанизма

Тема нашей работы: особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ на материале дошкольного онанизма (мастурбации).В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится пси...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ДОУ

Вопрос организации психолого-педагогического консультирования в ДОУ и непосредственной психолого-педагогической работы с родителями дошкольников. ...

Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения способных воспитанников по развитию речи в средней группе

Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения способных воспитанников по развитию речи в средней группе разработан в помощь воспитателям стремящихся развивать способности детей....

Психолого-педагогическое сопровождение родителей воспитанников в рамках образовательного процесса: опыт ДОУ

В рамках работы городской проектной площадки  мы реализуем проект по теме: «Образовательная среда детского сада как условие развития и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками&raq...

Особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ

Рассмотрены особенности консультирования родителей в ДОУ разными пециалистами....

Журнал индивидуального консультирования родителей воспитанников

Консультации по музыкальному воспитанию для родителей детей подготовительной группы....

Консультация по психолого-педагогическому консультированию родителей

Рекомендации для родителей по развитию коммуникативных умений у детей с ОНР:1.         Первая и очень важная рекомендация – это четкое выполнение всех рек...