Тематическое планирование в подготовительной группе по теме "Осень"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

Коробова Светлана Алексеевна

Комплексно-тематическое планирование по теме "Осень" составленно в соответсвии с ФГОС ДО. В планировании отражены основные области развития детей, создание условий для самостоятельной деятельности и  работа с родителями по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема «Осень»

Группа: подготовительная                                                                                                                    Сроки реализации:21.09 – 23.10                                          

Основные задачи:

21.09 – 25.09

1. Дать обобщенные представления об осени как о времени года, приспособлении растений и диких животных к изменениям в природе, явлениях природы.

2. Формировать первичные представления об экосистемах.

3. Познакомить детей с безопасным поведением осенью.

4. Расширять знания детей об одежде, обуви и головных уборах людей осенью.

28.09 – 02.10  

1. Расширять знания детей об осени, красоте осенней природы.

         2. Формирование представлений об отображении осени в произведениях искусства.

3. Дать обобщенные представления о творческих профессиях.

05.10 – 16.10

1. Расширять представления об осени, как времени сбора урожая. Расширять знания об овощах и фруктах (местных и экзотических), ягодах и грибах.

2. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями, с трудом хлебороба и происхождением хлеба. Познакомить с трудом лесника. Воспитывать уважение к людям труда и бережное отношение к продуктам их деятельности.

3. Расширять знания детей о деревьях и кустарниках, их сезонных изменениях.

4. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.

19.10 – 23.10

1. Расширять знания детей о роли человека в охране природы.

2. Формировать элементарные экологические представления.

Итоговые события:

  1. Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии»
  2. Выставка детского творчества.
  3. Праздник «Осеннее кафе»

Образовательные области

Совместная образовательная деятельность с детьми

Социально-коммуникативное развитие

21.09 – 25.09

Свободное общение на тему: «Какие опасности таит в себе осень», «Безопасность в лесу»

Дидактические игры: «Где увидим этот лист», «Отгадай и покажи», «Наряди дерево»,  «Найди пару», «Похож - не похож», «Третий лишний (животные)», «Да - нет»,  «Отгадай-ка», «Придумай сам», «Бывает - не бывает», «Кто где живет», «Доскажи словечко»

Беседа: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

Трудовая деятельность: пересадка многолетних растений в цветнике, сбор растений для гербария.

28.09 – 02.10  

Знакомство  с профессиями: художника, композитора, писателя.

Дидактические игры: «Кому что надо для работы», «Составь натюрморт», «Что перепутал художник»,

Сюжетно-ролевые игры:  «В художественной мастерской», «Картинная галерея».

Театрализованная деятельность: драматизация сказки «Мешок яблок»

Трудовая деятельность:  сбор опавшей листвы, помошщь дворнику в уборке участка детского сада.

05.10 – 16.10

Беседа на тему: «Охранник леса» (знакомство с профессией  лесника).

Знакомство с профессией хлебороба.

Дидактические игры: «Отгадай-ка», «Кузовок», «Осенняя ярмарка», «Угадай по описанию», «Овощи-фрукты», «Ягоды», «Съедобные грибы», «Третий лишний», «Составь предложение по картине», «Огород», «Слушай не зевай, ягодку собирай», «Собери грибы в корзину», «Назови ласково», «Вершки – корешки», «С какого дерева детки».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин фруктов», «Овощной магазин», «Семья» (летние заготовки).

Театрализованные игры: инсценировка сказки «Пых».

Трудовая деятельность: сбор осенних листьев для творческой деятельности.

19.10 – 23.10

Дидактические игры: «Природа и человек», «Ботаническое лото», «Назови одним словом», «Что дают сельским жителям луг, лес и река», «Исправь ошибку».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья» (игровой сюжет «Прогулка на природу»)

Познавательное развитие

21.09 – 25.09

Рассматривание иллюстраций на тему:  «Осень», «Осенние явления»

Наблюдения в природе: сезонные изменения, цветы в цветнике, изменение температуры, подготовка птиц к отлету

Экспериментальная деятельность:  «Как маскируются животные»

Рассматривание альбомов на тему:  «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»

Беседы  на тему: «Как люди одеваются осенью» (дать представление об осенней одежде), «Знатоки осенней природы», «В гости к осени»,  «Почему листья желтеют и облетают» 

Настольная игра «Экологическое домино» (дикие и домашние животные)

Ситуативные беседы: о ядовитых грибах и растениях. Беседа на тему «Безопасность на участке», «Почему нельзя употреблять немытые овощи, фрукты?» 

28.09 – 02.10  

Дидактическая  игра «Когда это бывает», «Составь из частей целое».

Развивающие игры: «Что перепутал художник», «Профессии».

Рассматривание репродукций осенней тематики.

Презентация: Картины русских художников по теме «Золотая осень».

Оформление альбома «Осень в нашем городе »;

Настольно-печатные игры: «Найди свое место»; лото «Деревья».

Строительные  игры: «Домик лесника»; «Кормушки для зверей»

Игры с листочками: «Дорожка из листьев», «Образы из листьев».

05.10 – 16.10

Дидактические игры: «Узнай, чей лист», «С чьей ветки детки», «Что где растет», «Что растет в лесу?»

Наблюдения: деревья и кустарники, рассматривание осенних листьев, сравнение березы и клена.

Беседы: «Жизнь осеннего леса», «От зернышка до булочки», «Хлебушек – отец родной»

Исследовательская деятельность: «Что нужно дереву», «Изучаем листья, кору, ствол, плоды и семена»;

Рассматривание иллюстраций о труде людей осенью в саду, парке, на даче.

19.10 – 23.10

Изготовление разрешающих и запрещающих знаков: «Поведение в лесу, полу, лугу, на водоеме»

Экологическая тропа: «Растительный мир на территории детского сада.

Составление гербария.

Беседа: «Мы защитники природы»

Исследовательская деятельность: опыты с песком, водой, воздухом

Речевое развитие

21.09 – 25.09

Чтение: А.Н Майков «Осень», В.А. Сухомлинский «Кого ждала рябина», «Осенний наряд», « Как начинается осень», «Осенние дожди», И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем», «Уж небо осенью дышало» А.Пушкин, Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Н.Носов «Огородники», Н.Сладков «Осень на пороге», Л.Н.Толстой «Дуб и орешник», А.С.Пушкин «Унылая пора», К.Ушинский «История одной яблоньки», И.Соколов-Митков «В берлоге», В.Бианки «Прячутся», В.Сутеев  «Яблоко», «Ёжик, которого можно было погладить», сказка А. Суконцева «Как ёжик шубку менял», Бианки В. «Кто как готовится к зиме», Пришвин. «Жил – был медведь»

Пальчиковые игры «Вышел дождик погулять», «Осень», «Листья», «Ветер и зайка», «Песенка про зайку», «Ёжик колкий».

Беседы: «Осень, осень в гости просим», «Звери в лесу», «Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится», «Медведь готовится к спячке»

Игры – беседы: «Для чего зайцам нужны волки?», «Куда улетают птицы?»

Рассказывание по картине: «Ежик»

28.09 – 02.10  

Обучение рассказыванию: по картине-пейзажу «Осень-осень» (И.И.Левитан «Золотая осень)

Составление творческого рассказа тема: « Золотая осень» 

Составление описательного рассказа:  И. Левитана «Золотая осень»

Чтение:  стихотворения А. Пушкина «Осень», «Осень в лесу» И. Соколов-Микитов, «Хлебный голос» А. Ремезов,

«Лиса рожью шла» фольклор, «Осенью» М. Волошин; Сказки, пословицы, поговорки о деревьях;

Экологические сказки.

Упражнение: «Если бы я был деревом» (эмпатия)  

Игры с листьями: «Как называется лес из берез, осин, кленов, сосен?»  

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Скажи ласково», «Подбери слова-неприятели», «Какой? Какая? Какое?»

Творческое задание: « Что будет, если…», «Хорошо-плохо».

05.10 – 16.10

Беседа на тему: «Дары осеннего леса»  (Ягоды, грибы)

Составление рассказа по теме «Чем природа нас одарила»

Чтение: А.Ремизов «Хлебный голос» С.Топелиус «Три ржаных колоса»  К. Паустовский «Теплый хлеб», Н.Сладков «Лесные силачи», П.Потемкин «Мухоморы»,  М.Соколов-Микитов «Листопадничек, В. Сухомлинский «Пахнет яблоками», «Хроменькая уточка» (украинская сказка), Л. Толстой (басня «Старик и яблони»), «Мужик и медведь» - р.н.с, .«Приходите в огород» (шотландская песенка Э.Островская «Картошка», «Спор деревьев» К.Ушинский, Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой, сказка В.Сутеева «Под грибом», Я.Тайца «По грибы», С.Аксаков «Грибы», чтение по выбору детей

Пересказ:  рассказа К. Ушинского «Четыре желания»,  «Грибы» В. Катаев.

Чтение рассказов об осени:  «О чем печалится осень»

Заучивание стихотворения З. Федоровской «Осень на опушке…»

Беседы: «Прогулка по саду и огороду», «Богатства осени», «Откуда хлеб пришёл?», «Царство растений – грибы»,

Пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Осень», «Погода»

19.10 – 23.10

Беседы: «»Доктор природа», «Что мы знаем о природе родного края», «Поможем природе».

Составление творческих рассказов: «Если вдруг исчезнут растения…», «Встреча муравья с медведем», «Все наоборот».

Чтение:  К.Ушинский “Спор деревьев”,А.Лопатина “Липкины дары”, “Жизнь дерева”, “Зеленая страна”и др., русские народные сказки“Лисичка-сестричка и серый волк”, “Хвосты”, “Заяц-хваста”, “У страха глаза велики”; рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной “Какие звери в лесу?”, Е. Пермяк “Русские сказки о природе”, Н.Сладков “ Сказки леса”,В.Бианки “Сказки М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», А. Твардовский «Лес осенью»

Художественно-эстетическое развитие

21.09 – 25.09

Художественное  творчество: изготовление овощей, фруктов, хлебных изделий соленого теста и др.

Лепка из соленого теста «Магазин «Овощи-фрукты»

Объемное рисование пластилином «Заготовки на зиму»

Песенное творчество: попевка «Листики летят»

Рисование: :Прогулка в парк:

28.09 – 02.10  

Слушание музыки: «Октябрь»(из цикла «Времена года» П. Чайковского), А. С. Чайковский «Осень» (альбом «времена года»)

рассматривание картин: «Золотая осень» И. И. Левитан,  И. С. Остроухова «Золотая осень»

Аппликация(коллективная): тема: панно «Осенняя композиция» (из осенних листьев)         

Рисование: «Осенний пейзаж», «Листопад»

Дидактическая игра: «Найди иллюстрацию» - по мелодии;

Подвижная музыкальная игра: «Солнышко и дождик».

Рассматривание фотоиллюстраций, репродукций картин художников;

05.10 – 16.10

Рисование «Натюрморт с овощами и фруктами», «Гроздь винограда», «Осеннее дерево», «Корзина с грибами»

Аппликация: «Фрукты в вазе»

Лепка: «Корзина с грибами»

Ознакомление с искусством: Натюрморт, пейзаж.

Слушание музыкальных произведений: об осени.

19.10 – 23.10

Рисование: «Хмурая осень»

Аппликация: «Осень» (обрывная аппликация)

Лепка: «Ветка рябины» (плоскостная)

Физическое развитие

21.09 – 25.09

Подвижные игры «Листопад», «К названному дереву беги»

Физминутки: «Белкина зарядка», «Звериная зарядка», «Уронила белка шишку…» по стих. В.Щульжик, «Подожди, колючий ёжик…» по стих. М.Пляцковского

Подвижные игры: «Проведи мяч», «Кто самый меткий?», «Совушка», «Стоп», «Вершки и корешки», «Дорожка препятствий», «Фигуры», «Охотники и утки».

28.09 – 02.10  

Подвижные игры: «Деревья в лесу», «Угадай что поймал», « К названному дереву беги»        

Физкультминутка:  «Листопад», «Солнце вышло из-за тучки», «Мы листики осеннии»

05.10 – 16.10

Игра эстафета «Собери урожай»

Подвижная игра «К дереву беги»

Подвижные игры: «Проведи мяч», «Круговая лапта», «Кто самый меткий?», «Эхо», «Совушка»,»стоп», «Вершки и корешки», «Дорожка препятствий», «Фигуры», «Охотники и утки», «Фигурная ходьба», «Улитка, иголка и нитка»

19.10 – 23.10

Физкультминутки: «Осенью в лесу», «Клен», «Веселый гусь»

Подвижные игры «Послушные листья», «Найди,где спрятан осенний букет»

Паличиковые игры: «Осень», «Мышка и часы», «Белки -  непоседы».

Создание условий для самостоятельной деятельности

- Обеспечить детей необходимым материалом для создания композиции из пластилина или солёного теста «Фрукты-овощи» (витрина магазина) : для создания рисунка цветными карандашами по представлению .

- Создавать условия и помогать организовывать сюжетно ролевые игры: «Магазин овощи-фрукты», «Рынок», «Семья».

- Поддерживать детей в стремлении самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.

- Побуждать детей играть в д/игры: «Найди такой же овощ, фрукт» (по форме, цвету, «Сажаем овощи», «Собираем урожай», «Фруктовый сад», «В саду или в огороде? », «Найди предмет по схеме» через создание игровых ситуаций

- Подобрать книги о природе, труде  людей осенью в парке, саду, огороде, на даче и рассматривания иллюстраций на тему осени.

-  Книги энциклопедического содержания.

 - Разместить самые разнообразные художественные и природные материалы: засушенные листья, листы тонированной бумаги для коллажа, условия для рисования листьев по шаблонам, раскраски, трафареты, на осеннюю тематику. 

- Иллюстрации, альбомы, плакат по теме.

- Муляжи овощей и фруктов.

- Выставка муляжей грибов «Лесная поляна».

- Плакат «Опасности в лесу»

- Выставка «Осень глазами русских художников»;

- Аудиотека на тему «Осень»;

- модели правильного поведения в природе;

- модели правил «Выживания в лесу»;

Взаимодействие с семьей

- Предложить приготовить материал к выставке «Осенние дары»

- Подготовка к осеннему развлечению.

- Тематическая подборка материала – брошюра: «Детям об осени».

- Привлечь родителей к сбору природного материала.

- Индивидуальные мини беседы с родителями.

- Составить вместе с ребенком рецепт овощных или фруктовых блюд, нарисовать и принести для пополнения картотеки дидактических игр.

- Беседы  с родителями о самочувствии детей.

- Рекомендации родителям обращать внимание детей на изменения в погоде, природе, закреплять названия осенних месяцев.

- Консультация с родителями «Прогулки осенью».

- Выставка семейного творчества «Осенние  фантазии»

- Осенний утренник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное тематическое планирование для подготовительной группы, с учетом ФГТ

Разработка комплексного тематического планирования подготовительной к школе группы, с учетом ФГТ....

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на учебный год на 2012- 2013 учебный год.

Комплексно-тематическое  планирование в  подготовительной группе на учебный год на 2012- 2013 учебный год....

комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе

комплексно тематическое планирование в подготовительной группе...

Комплексно - тематическое планирование в подготовительной группе По теме: «Традиции семьи. Род и родословная»

Комплексно - перспективный план  для подготовительной группы. По теме "Традиции семьи. Род и родословная."...

Тематическое планирование в подготовительной группе на ноябрь

Тематическое планирование разработано в соответствии с лексической темой, которая отрабатывается во всех видах образовательной деятельности....

Тематическое планирование в подготовительной группе

Данный материал представляет собой перспективное планирование тематических недель в подготоаительной группе. Разработан с ФГТ. Программа "Радуга"...

Комплексно - тематическое планирование в подготовительной группе на основании общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Комплексно - тематическое планирование в подготовительной группе детского сада на основании общеобразовательной программы дошкольного образования " От рождения до школы" / Под редакцией Н. Е. Вераксы,...