Профилактика профессионального выгорания педагогов
материал на тему
Цель: проводить профилактику профессионального выгорания среди педагогов ДОУ.
Задачи:
1. Организация условий, включение в работу.
2. Формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом, преодоление психологических барьеров.
3. Изучение психологических упражнений для снятия напряжения, чувства тревоги, создания группового доверия и принятия.
Форма проведения: тренинг.
Участники: педагоги ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vygoranie_pedagogov.doc | 379 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Профилактика профессионального выгорания педагогов».
Цель: проводить профилактику профессионального выгорания среди педагогов ДОУ.
Задачи:
- Организация условий, включение в работу.
- Формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом, преодоление психологических барьеров.
- Изучение психологических упражнений для снятия напряжения, чувства тревоги, создания группового доверия и принятия.
Форма проведения: тренинг.
Участники: педагоги ДОУ.
Предварительная работа:
Подготовка таблиц «Помоги себе сам» (см. Приложение №1).
Подбор музыки для релаксации.
Подбор упражнений для тренинга.
Оборудование: листы бумаги, грецкие орехи, мешочек, таблица «Помоги себе сам» для каждого участника, шариковые ручки, магнитофон, аудиозапись с релаксацией, плавающие свечи, блюдо, мяч.
План проведения:
- Правила тренинга.
- Упражнения тренинга.
- Рефлексия.
- Принятие проекта решения.
Ход проведения семинара-практикума.
I. Правила тренинга (выступление педагога-психолога ДОУ).
1. Общение по принципу «здесь и теперь» - для многих стремление в область общих соображений, обсуждение случившегося с другими людьми и т.п. Это срабатывает механизм психологической защиты. Но основная идея тренинга – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих различных проявлений, лучше узнать себя и свои личные особенности.
Поэтому сегодня говорим о том, что волнует участников именно сейчас, и обсуждаем то, что происходило с ними в группе.
2. Принцип открытости, искренности – говорят только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто, выражаем свои чувства по отношению к действиям других
участников.
3. Принцип конфиденциальности – все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Участники не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным.
4. Персонификация высказываний (участники говорят от своего имени в настоящем времени) – отказ от безличных речевых форм, помогающим людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания тип «Большинство моих друзей считают, что…», «Некоторые думают...» на суждения «Я считаю, что...››, «Я думаю...›› и т. п.
5. Недопустимость непосредственных оценок человека – при обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т.п.
6. Активное участие – участники должны принимать активное участие в предлагаемых упражнениях, для того чтобы на личном опыте приобрести необходимые качества и умения.
7. Принцип «тренер всегда прав» - во время выполнения заданий в группе могут возникнуть спорные ситуации, при решении которых последнее слово останется за тренером, так как он – ведущий.
II. Упражнения тренинга (проводит педагог-психолог ДОУ)
Упражнение «Меня зовут…» (2-3 мин.)
Каждый участник группы называет свое имя так, как ему нравится и как бы он хотел, чтобы обращались к нему.
Упражнение «Грецкий орех» (5 мин).
Цель: настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.
Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (по числу участников). Ведущий высыпает орехи в центр круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орешек, изучают его структуру, особенности строения, стараются запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
Как правило, «свой» орешек узнается с первого взгляда. После того как все орехи «нашли» своих владельцев, педагог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно её только почувствовать и понять.
Упражнение «Распредели по порядку» (5-7 мин).
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я».
Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
- дети;
- работа;
- муж (жена);
- я;
- друзья, родственники.
Через некоторое время педагог-психолог предлагает вариант оптимального распределения перечня:
1. Я.
2. Муж (жена).
3. Дети.
4. Работа.
5. Друзья, родственники.
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.
Упражнение «Вверх по радуге» (2-3 мин).
Упражнение способствует стабилизации эмоционального состояния. Участники встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом ,они взбираются вверх по радуге. А выдыхая - съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды, затем желающие делятся впечатлениями.
Упражнение «Лестница» (8-10 мин).
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном проежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.
Участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, предлагается внимательно её рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. В ходе упражнения ведущий задает участникам вопросы:
-Подумайте и ответьте: вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
- Устраивает ли вас ваше местоположение на лестнице?
- Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?
- Что мешает вам находиться наверху?
Методика «Щит» (7-8 мин).
Участникам предлагается разделить лист бумаги на 4 части. В правом верхнем углу написать свое имя. В 1-й части - «я сегодня», во 2-й - «я горжусь», в 3-й - «мои желания», 4-й - «мои увлечения».
Изобразите без слов то, что написано в каждой из четвертей листа. Пусть картинка будет как можно ярче, крупнее.
Я сегодня | Я горжусь |
Мои желания | Мои увлечения |
Проводится анализ упражнения. Посмотрите на то, как вы изобразили себя на сегодня; на то, чем вы гордитесь; на ваши желания; увлечения.
Упражнение «Удовольствие» (5 мин).
Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, так как у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Некоторые из таких занятий требует особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.
Участникам тренинга раздают листы бумаги и просят написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие, после чего предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
Телесно ориентированное упражнение «Погода» (3 мин).
Участники выбирают себе пару. Один отворачивается к партнеру спиной, он - бумага, второй е художник. Ведущий предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко, согревающее всю землю. По окончании упражнения
участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.
Упражнение «Я учусь у тебя» (3 мин).
Участники бросают друг другу в произвольном порядке мяч со словами: «Я учусь у тебя...»› (называется профессиональное или, личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч: прежде всего подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться...» или «Да, я могу научить...». Затем он бросает мячик другому участнику.
Упражнение «Тряпичная кукла» (2 мин).
Цель: снятие напряжения, умение расслабляться.
Участникам предлагается разбиться на пары. Сначала один изображает куклу: поддерживаемый партнером в области пояса, он пытается полностью расслабить верхнюю часть туловища, постепенно восстанавливает напряжении; затем партнеры меняются ролями.
Упражнение «Аплодисменты» (3-5 ми.)
Цель: повышение самооценки, сплоченности педагогов.
Кто из вас мжет представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушает гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами своей души как приятное всеобъемлющее волнение.
У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из коллег, сморит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего.
Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
Упражнение «Круг свети» (1-2 мин.)
Участники передают по кругу сосуд с зажженными плавающими свечами, мысленно дарят пожелания миру, присутствующим, себе. Таким образом, педагоги осуществляют ритуал очищения, мобилизируют свою внутреннюю энергию, активизируют свои ресурсы и тем самым укрепляют свое здоровье.
III. Рефлексии (5 мин).
Круг продолжает фразу: «Неожиданным для меня сегодня было…».
Всем участникам тренинга раздается таблица «Помоги себе сам» (см. Приложение).
IV. Принятие проекта решения.
Оформить в педагогическом уголке картотеку упражнений для восстановления эмоционально-комфортного состояния педагогов ДОУ.
Организовать уголок для релаксации работников ДОУ.
Приложение №1
Таблица «помоги себе сам».
Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, содержание негативных эмоций приводят к психосоматическим проявлениям.
Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи – аффирмации (позитивные утверждения).
Психосоматические проявления и позитивные утверждения
Психологическая причина болезни | В каком органе проявляется болезнь | Повторяйте себе несколько раз в день |
Долгая неразрешенная эмоциональная проблема | Высокое давление | Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен |
Самокритика, страх | Головная боль | Я люблю и одобряю себя |
Ощущении обреченности, тяжелые мысли, горечь | Желудок | Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого |
Черствость, отказ от радости | Сосуды | Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца |
Хроническое нытье | Печень | Я ищу радость и любовь, везде её нахожу |
К работе прилагается памятка по профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. Стадии профессионального выгорания Первая стадия:
Вторая стадия:
Третья стадия:
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания Во-первых:
Во-вторых:
В-третьих:
| Симптомы профессионального выгорания ПЕРВАЯ ГРУППА Психофизические симптомы:
ВТОРАЯ ГРУППА Социально-психологические симптомы:
Профилактика профессионального выгорания
|
ТРЕТЬЯ ГРУППА Поведенческие симптомы:
ПАМЯТКА Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад первой категории №8 г. Азова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...
Тренинг "Свои и чужие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Попробуй сделать шаг - получится" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Давайте познакомимся" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Путешествие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по пофилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Прошлое. Настоящее. Будущее" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания.
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Уникальность" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания...