"Общеобразовательная программа дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ-залог успешного образовательного процесса"
методическая разработка на тему

Сообщение на городской конференции педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районная педагогическая конференция

СООБЩЕНИЕ

 «Общеобразовательная программа дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ – залог успешного образовательного процесса»

Зам. зав. по ВМР: Гуляева И.В.

МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 15 «Ёлочка»

Сентябрь 2012

В наше время многие  говорят о том, что в ХХI веке оценивать качество жизни населения нужно не столько по объёму ВВП, сколько по НПС – «национальному показателю счастья». И каждый человек, будет счастлив в том случае, если он будет уверен не только в своём завтрашнем дне, но и благополучии своих потомков.

Сегодня в обществе  идет  становление новой системы  дошкольного образования.  23 ноября 2009 Приказом Министерства образования и науки РФ  № 655  были утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). В наше время  единая система «общественного дошкольного воспитания» преобразовывается в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования.  Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

Впервые в истории российского образования  ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет:

-  какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения;

-  какие она определяет  цели образования и его   содержание;

-  как должен быть организован образовательный процесс.

 Образовательная   программа   ДОУ  - это модель организации  образовательного   процесса  в  дошкольном учреждении.

Образовательная программа  – это стратегический плановый документ, обусловленный логикой развития самого ДОУ, его традициями, достижениями, возможностями, запросами основных социальных заказчиков — родителей (законных представителей).  Она  поможет ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования, и призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе.  

Важнейшим условием реализации образовательной программы каждым дошкольным учреждением является коллективный характер деятельности по ее разработке и реализации.

Наш детский сад функционирует как муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным художественно – эстетическим направлением.  Воспитательно – образовательная деятельность строится  в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, отвечающей  требованиям ФГТ.

Отправной точкой в выборе стратегии методического сопровождения реализации ФГТ в нашем ДОУ стал мониторинг и анализ образовательной ситуации в детском саду, позволивший выявить основные  затруднения педагогов. Выяснилось  что:

1. Часть педагогов ДОУ не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают пассивную позицию.

2. Так же недостаточна профессиональная компетентность педагогов в вопросах ФГТ. Имеющаяся методическая литература, перспективные планы, разработки различных форм организации работы с детьми соответствуют разделам программы, а не образовательным областям.

3. Уровень мотивационной готовности большей части педагогов к инновационным изменениям не обеспечивает системное использование ими  методов обучения и воспитания,  соответствующих индивидуальным, возрастным, психофизиологическим особенностям развития воспитанников.

4. Нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных требованиях.

5. Педагоги испытывают трудности в проектировании образовательного процесса. Сложно осуществить перестройку от «вида деятельности» к «образовательной области».

6. В требованиях говорится об обучении, но основным организующим моментом, все же, является игра. А слово «занятие» в этом документе вообще отсутствует. При этом должны быть использованы разные виды продуктивной деятельности. Как же они будут реализованы? Один ребенок сядет рисовать, другой – бегать, третий – играть на барабане? Все равно должна быть система обучения, и слово «занятие» в программе, как считают наши педагоги, должно присутствовать, но нужно отличать его от школьного урока.

7.  Опрос в форме анкетирования показал, что только небольшой процент  педагогов получают личное удовлетворение от введения новшеств в педагогический процесс и отмечают позитивные изменения в жизни детского сада. Часть педагогов стремятся к творчеству и не хотят работать по старому, всё время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей.

В   течение года  рабочая группа  нашего ДОУ работала  над постепенной перестройкой своей деятельности  в логике новых требований, и  занималась разработкой проекта общеобразовательной   программы  и новой системы в структуре планирования образовательной деятельности.

Образовательная программа в нашем детском саду  разрабатывалась  по определенному алгоритму действий:

1. В учреждении была создана  Рабочая группа, целью работы которой была  разработка проекта  образовательной программы ДОУ.

2. Состав Рабочей группы (председатель, секретарь и члены группы) утвержден  приказом заведующей.

3. Рабочая группа организовывала  свою деятельность в соответствии с Положением о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ. Положение  разрабатывалось администрацией учреждения,  принималось  на педагогическом совете и утверждалось  приказом заведующей.

4. Рабочая группа работала в соответствии с  «Планом работы по внедрению федеральных государственных требований  к структуре  образовательной программы ДОУ», утвержденному заведующей, в котором указаны конкретные мероприятия,  определены сроки их выполнения и назначены ответственные лица.

5. Оперативные совещания Рабочей группы проводились  2 раза в месяц; решения оформлялись  в виде Протокола, составленного секретарем и подписанного председателем Рабочей группы.

6. В итоге работы был  составлен проект образовательной программы, который  с учётом дополнений, замечаний со стороны всех участников образовательного процесса,   стал  каркасом  программы  нашего ДОУ.  

7.  Проект образовательной программы ДОУ обсуждался,  дополнялся  и принимался  на установочном  педагогическом совете.

8.  Окончательный вариант образовательной программы ДОУ утверждается приказом заведующей  и вводится в действие.

На данный момент в ДОУ создана образовательная программа на основе Примерной основной общеобразовательной  программы  дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и начата деятельность по ее внедрению в практику работы детского сада:

1. Разработана новая структура  системы планирования воспитательно – образовательного процесса.

В структуре  планирования  выделены  следующие виды планов:

- перспективный комплексно – тематический план;

- перспективно - календарный план;

- календарный план.

Содержание системы планирования  основано на принципах:

- развивающего обучения, целью которого является развитие каждого ребенка;

- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными  возможностями и особенностями детей;

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

- учетом основной формы  работы с детьми  – игры, как ведущего вида деятельности;

-  организации совместной с  взрослыми и самостоятельной деятельности детей  в решении образовательных задач  в течение НОД и при проведении режимных моментов;

- подбора материала с учетом критериев полноты, необходимости и достаточности.

2.  Ведется реорганизация предметно – развивающей среды с учетом современных требований и принципов построения развивающей среды.

3. Организована  и внесена в годовое планирование деятельности ДОУ методическая поддержка педагогов  в  виде проекта «Современный воспитатель», где в форме консультаций, семинаров, дискуссионных клубов,  практических занятий по обмену опытом, педсоветов,  педагоги смогут получить необходимую помощь в интересующих их вопросах.

Нерешённые проблемы есть и останутся на следующий учебный год. Нам предстоит большая работа по внедрению программы, поэтому продолжится работа в рамках рабочей группы и в рамках семинарских занятий.

В заключение хочется пожелать всем успеха и отметить, что в новой образовательной программе на самом деле не так много нового – это  образовательные области. А интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментальной деятельности "Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения"

В программе представлены этапы работы по реализации программы, деятельность педагогов по реализации программы на каждом этапе. План реализации программы расчитан на 3 года....

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2014/2015 год для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет

Пояснительная записка Данная программа предназначена для работы с детьми  группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет.Основой для разработки даной учебной программы предстали:·...

«Проектирование и разработка основной образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО»

Данный материал поможет руководителям, методистам в составлении основной общеобразовательной программы ДОУ, выстроить систему работы по данному направлению...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Адаптированная программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность»        (далее...

Рабочая программа для второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет) составлена на основе общеобразовательной программы дошкольного учреждении

Рабочая программа группы раннего возраста в соответствии с ФГОС (далее программа) является документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспита...

«Современные педагогические технологии, как залог успешности образовательного процесса» Проектные технологии (Описание опыта работы)

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы  с детьми дошкольного возраста, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми п...