"Общеобразовательная программа дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ-залог успешного образовательного процесса"
методическая разработка на тему
Сообщение на городской конференции педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сообщение на городской конференции педагогов. | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Районная педагогическая конференция
СООБЩЕНИЕ
«Общеобразовательная программа дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ – залог успешного образовательного процесса»
Зам. зав. по ВМР: Гуляева И.В.
МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 15 «Ёлочка»
Сентябрь 2012
В наше время многие говорят о том, что в ХХI веке оценивать качество жизни населения нужно не столько по объёму ВВП, сколько по НПС – «национальному показателю счастья». И каждый человек, будет счастлив в том случае, если он будет уверен не только в своём завтрашнем дне, но и благополучии своих потомков.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 были утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). В наше время единая система «общественного дошкольного воспитания» преобразовывается в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.
Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет:
- какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения;
- какие она определяет цели образования и его содержание;
- как должен быть организован образовательный процесс.
Образовательная программа ДОУ - это модель организации образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Образовательная программа – это стратегический плановый документ, обусловленный логикой развития самого ДОУ, его традициями, достижениями, возможностями, запросами основных социальных заказчиков — родителей (законных представителей). Она поможет ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования, и призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе.
Важнейшим условием реализации образовательной программы каждым дошкольным учреждением является коллективный характер деятельности по ее разработке и реализации.
Наш детский сад функционирует как муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным художественно – эстетическим направлением. Воспитательно – образовательная деятельность строится в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, отвечающей требованиям ФГТ.
Отправной точкой в выборе стратегии методического сопровождения реализации ФГТ в нашем ДОУ стал мониторинг и анализ образовательной ситуации в детском саду, позволивший выявить основные затруднения педагогов. Выяснилось что:
1. Часть педагогов ДОУ не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают пассивную позицию.
2. Так же недостаточна профессиональная компетентность педагогов в вопросах ФГТ. Имеющаяся методическая литература, перспективные планы, разработки различных форм организации работы с детьми соответствуют разделам программы, а не образовательным областям.
3. Уровень мотивационной готовности большей части педагогов к инновационным изменениям не обеспечивает системное использование ими методов обучения и воспитания, соответствующих индивидуальным, возрастным, психофизиологическим особенностям развития воспитанников.
4. Нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных требованиях.
5. Педагоги испытывают трудности в проектировании образовательного процесса. Сложно осуществить перестройку от «вида деятельности» к «образовательной области».
6. В требованиях говорится об обучении, но основным организующим моментом, все же, является игра. А слово «занятие» в этом документе вообще отсутствует. При этом должны быть использованы разные виды продуктивной деятельности. Как же они будут реализованы? Один ребенок сядет рисовать, другой – бегать, третий – играть на барабане? Все равно должна быть система обучения, и слово «занятие» в программе, как считают наши педагоги, должно присутствовать, но нужно отличать его от школьного урока.
7. Опрос в форме анкетирования показал, что только небольшой процент педагогов получают личное удовлетворение от введения новшеств в педагогический процесс и отмечают позитивные изменения в жизни детского сада. Часть педагогов стремятся к творчеству и не хотят работать по старому, всё время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей.
В течение года рабочая группа нашего ДОУ работала над постепенной перестройкой своей деятельности в логике новых требований, и занималась разработкой проекта общеобразовательной программы и новой системы в структуре планирования образовательной деятельности.
Образовательная программа в нашем детском саду разрабатывалась по определенному алгоритму действий:
1. В учреждении была создана Рабочая группа, целью работы которой была разработка проекта образовательной программы ДОУ.
2. Состав Рабочей группы (председатель, секретарь и члены группы) утвержден приказом заведующей.
3. Рабочая группа организовывала свою деятельность в соответствии с Положением о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ. Положение разрабатывалось администрацией учреждения, принималось на педагогическом совете и утверждалось приказом заведующей.
4. Рабочая группа работала в соответствии с «Планом работы по внедрению федеральных государственных требований к структуре образовательной программы ДОУ», утвержденному заведующей, в котором указаны конкретные мероприятия, определены сроки их выполнения и назначены ответственные лица.
5. Оперативные совещания Рабочей группы проводились 2 раза в месяц; решения оформлялись в виде Протокола, составленного секретарем и подписанного председателем Рабочей группы.
6. В итоге работы был составлен проект образовательной программы, который с учётом дополнений, замечаний со стороны всех участников образовательного процесса, стал каркасом программы нашего ДОУ.
7. Проект образовательной программы ДОУ обсуждался, дополнялся и принимался на установочном педагогическом совете.
8. Окончательный вариант образовательной программы ДОУ утверждается приказом заведующей и вводится в действие.
На данный момент в ДОУ создана образовательная программа на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и начата деятельность по ее внедрению в практику работы детского сада:
1. Разработана новая структура системы планирования воспитательно – образовательного процесса.
В структуре планирования выделены следующие виды планов:
- перспективный комплексно – тематический план;
- перспективно - календарный план;
- календарный план.
Содержание системы планирования основано на принципах:
- развивающего обучения, целью которого является развитие каждого ребенка;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
- учетом основной формы работы с детьми – игры, как ведущего вида деятельности;
- организации совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности детей в решении образовательных задач в течение НОД и при проведении режимных моментов;
- подбора материала с учетом критериев полноты, необходимости и достаточности.
2. Ведется реорганизация предметно – развивающей среды с учетом современных требований и принципов построения развивающей среды.
3. Организована и внесена в годовое планирование деятельности ДОУ методическая поддержка педагогов в виде проекта «Современный воспитатель», где в форме консультаций, семинаров, дискуссионных клубов, практических занятий по обмену опытом, педсоветов, педагоги смогут получить необходимую помощь в интересующих их вопросах.
Нерешённые проблемы есть и останутся на следующий учебный год. Нам предстоит большая работа по внедрению программы, поэтому продолжится работа в рамках рабочей группы и в рамках семинарских занятий.
В заключение хочется пожелать всем успеха и отметить, что в новой образовательной программе на самом деле не так много нового – это образовательные области. А интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экспериментальной деятельности "Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения"
В программе представлены этапы работы по реализации программы, деятельность педагогов по реализации программы на каждом этапе. План реализации программы расчитан на 3 года....
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2014/2015 год для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет
Пояснительная записка Данная программа предназначена для работы с детьми группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет.Основой для разработки даной учебной программы предстали:·...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2015/2016 год для детей группы общеразвивающей направленности от 1до 3 лет
Рабочая программа, соответствующая ФГОС...
«Проектирование и разработка основной образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО»
Данный материал поможет руководителям, методистам в составлении основной общеобразовательной программы ДОУ, выстроить систему работы по данному направлению...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Адаптированная программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» (далее...
Рабочая программа для второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет) составлена на основе общеобразовательной программы дошкольного учреждении
Рабочая программа группы раннего возраста в соответствии с ФГОС (далее программа) является документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспита...
«Современные педагогические технологии, как залог успешности образовательного процесса» Проектные технологии (Описание опыта работы)
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми п...