АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
рабочая программа
Адаптированная программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» (далее Программа) разработана для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и с задержкой психического развития(ЗПР) на основе:
- «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина, М., «Просвещеие» 2009. Программа рекомендована ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
- Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелым недоразвитием рнчи (с 3 до 7 лет)» Н.В. Нищева
- "Адаптированной образовательной программы" МАДОУ «Детского сада №1 "ЛАСТОЧКА» .
В соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- - Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
- - Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования;
- - Устав МБДОУ «Детский сад № 14 «Сказка» от 8.04.2015г.;
- - Лицензия на право осуществления образовательной деятельности № 2134 от 4.06.2015г.
- - "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13 № 26 от15.05.2013 г.
- - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ;
- - Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, А.М.Васильевой, (2015г.),
- Парциальной программы «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой.
- Программа музыкально-коррекционных занятий для детей дошкольнеого возравста «Мы друг другу рады!» Котышева Е.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_s_detmi_ovz.docx | 88.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 Ласточка»
Камчатского края, г. Елизово
СОГЛАСОВАННО: Зам. зав. по УВР МАДОУ д/с №1 «Ласточка» __________________ Найденко О.А. «______» ________________ 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ д/с №1 «Ласточка» ______________ Н.Ю. Зайцева «_______»_________________2017 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
на 2018-2019 учебный год
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
«Музыкальная деятельность»
Музыкальный руководитель:
Загоруйко Ирина Львовна
Елизово, 2018
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.Пояснительная записка ……………………………………………………………………………………………………………………………3
1.1. Цели и задачи программы.……………………………………………………………………………………………………………………...5
1.2.Принципы и подходы к формированию программы…………………………………………………………………………………………...6
1.3.Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников в группах коррекционной направленности………………....8
Приоритетные направления работы.
1.4. Планируемые результаты освоения программы. …………………………………………………………………………………………….11
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1 Описание образовательной деятельности детей в комбинированной группе в "Музыкальной деятельности............................................17
2.2. Описание вариативных форм, способов методов и средств реализации программы………………………………………………………20
2.3.Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик……………………………………………………………21
2.4. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР и ТНР………………………………………………………………………………….23
2.5. Этапы реализации коррекционно-развивающей музыкально-оздоровительной работы ………………………………………….……….24
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Сетка групповых и индивидуальных музыкальных занятий…………………………………………………………………………………29
3.2. Традиционные праздники и развлечения………………………………………………………………………………………………………29
3.3 Планирование результатов по музыкальному развитию………………………………………………………………………………….…...30
3.4. Взаимодействие с родителями и законными представителями………………………………………………………………………………33
3.5. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды……………………………………………………………35
3.6. Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания.……………………………………………………………………………35
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1 Пояснительная записка
Адаптированная программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» (далее Программа) разработана для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и с задержкой психического развития(ЗПР) на основе:
- «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина, М., «Просвещеие» 2009. Программа рекомендована ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
- Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелым недоразвитием рнчи (с 3 до 7 лет)» Н.В. Нищева
- "Адаптированной образовательной программы" МАДОУ «Детского сада №1 "ЛАСТОЧКА» .
В соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- - Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
- - Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования;
- - Устав МБДОУ «Детский сад № 14 «Сказка» от 8.04.2015г.;
- - Лицензия на право осуществления образовательной деятельности № 2134 от 4.06.2015г.
- - "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13 № 26 от15.05.2013 г.
- - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ;
- - Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, А.М.Васильевой, (2015г.),
- Парциальной программы «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой.
- Программа музыкально-коррекционных занятий для детей дошкольнеого возравста «Мы друг другу рады!» Котышева Е.Н.
Парциальная программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Парциальная программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.
«Программа» направлена на обеспечение образовательной деятельности в группах комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, адаптированной для детей с нарушениями речи и задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья .
«Программа» содержит материал для организациикоррекционно-развивающей деятельности в старшей и подготовительной возрастных группах детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
1.1 Цели и задачи программы.
Цель реализации "Программы" это - создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала. Развития личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья, уважение к традиционным ценностям.
Задачи программы:
-способствовать общему развитию дошкольников с ТНР и ЗПР, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
- создать благоприятные условия для развития детей в соответствиис их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
-способствовать объединению обучения и воспитания в целостныйобразовательный процесс.
- приобщить воспитанников к мировой и национальной культуре, посредствам музыкального искусства.
-максимально использовать разнообразные виды деятельности и их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ТНР и ЗПР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе,
реализующей образовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствии с требованиями СанПина:
Группа | Возраст | Длительность занятия (минут) | ||||||||
Старшая | 5 до 6 | 25 | ||||||||
Подготовительная | 6 до 7 | 30 | ||||||||
Формы педагогического взаимодействия | ||||||||||
Различные формы деятельности | НОД | Музыка в повседневной жизни | ||||||||
Консультации с педагогами – специалистами, воспитателями | Праздники | Развлечения | Групповая | Подгрупповая | Индивидуальная | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
1.2.Принципы и подходы к формированию "Программы"
Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка с ТНР и ЗПР, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности детей с нарушениями речи и задержкой психического развития;
2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
4) возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации;
5) специальные условия для получения образования детьми с ТНР и ЗПР, втом числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекциинарушений их развития.
«Программа» строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
-полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского
развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений в рамках НОД и СДД.
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество организации с семьями;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей
-принцип непрерывности образования. В программе предусмотрено решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
-принцип системности. Основная образовательная программа представляет собой целостную систему : все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
1.3.Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников в группах комбинированной направленности.
Приоритетные направления работы.
МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка» функционирует в режиме 12 часового пребывания детей при 5 дневной рабочей неделе в период с 7.30 – 19.30.Данная программа реализуется в течении всего времени пребывания воспитанников в детском саду. В группах 16-18 детей в возрасте 5 и 6 и 6-7 лет по результатам обследования ПМПК имеют речевые расстройства 1-3 уровня.
Дошкольники с нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С.Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.
У детей старшего возраста 5 – 6 лет, поступающих в дошкольное учреждение нарушены: коммуникативная функция речи; слуховое внимание, звуковысотный и фонематический слух; слабо развит артикуляционный аппарат, нечеткая дикция; большинство не владеют правильным речевым и певческим дыханием, а также нарушена координация движений и ориентация в пространстве. Голосовой аппарат не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие.
Поэтому основой задачей музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формированиеинтереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.
Особенное внимание отводится формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения. Воспринимая музыкальное произведение в целом, ребенокпостепенно начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты и подбирать с помощью педагога одно-дваопределения для описания характера и выразительных особенностей произведения, обогащая словарный запас.
Особого внимания в работе с детьми с нарушениями речи требует работа над артикуляционным аппаратом и формированием правильного певческого и речевого дыхания, а также ритмико-мелодической стороны исполнения, использование артикуляционных и дыхательных гимнастик дает положительный результат.
Коммуникативные танцы-игры – это основной источник овладения невербальных коммуникативных навыков и приобщения к ритуалам, способствующим успешной социализации ребенка и позволяющим помочь решать задачи гендерного воспитания. В процессе разучиваниядети учатся координировать свои движения и движения с партнером, следить за осанкой, взаимосвязью своих движений с музыкой и передачейдвижениями характера музыки, соблюдая правила. Все это способствует развитию произвольности и преодолению своего эгоцентризма.
В старшемдошкольном возрасте (к 6 годам) складывается психологический портрет личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной, а также креативности.
Креативность наиболее ярко проявляется в специфических видах детской деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке, музицировании, а также в речи.
Социальная компетентность ребенка к концу младшего дошкольного возраста характеризуется возросшим интересом и потребностью в общении, особенно со сверстниками, осознанием своего положения среди них.
Пятилетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменениями в живой и неживой природе, происхождением человека и т.д.), профессиональной деятельностью взрослых. Ребенок владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности.
В области овладения родным языком для него характерны многообразные игры со звуками, рифмами, смыслами.
Физическая компетентность связана с возникновением интереса к выполнению необходимых гигиенических процедур, режиму дня, регулированию
двигательной активности, совершенствованию движений.
Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия.
Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которые лежат в основе нравственных поступков.
Произвольность проявляется в том, что ребенок начинает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, запомнить стихотворение, слова песни, правила игры и т.д.).
Самостоятельность проявляется в элементарном самообслуживании (одевании, раздевании, умывании), выполнении отдельных поручений.
Свобода поведения выражается в стремлении совершать независимые поступки, выбирать ту или иную деятельность, ее средства, партнеров (как детей, так и взрослых).
Приоритетным направлением в работе по музыкальному воспитанию детей с ТНР и ЗПР является восприятия музыки, эмоциональная отзывчивости на произведения.
Воспринимая музыкальное произведение в целом, ребенок постепенно начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты и подбирать с помощью педагога одно-два определения для описания характера и выразительных особенностей произведения, обогащая словарный запас.
У детей подготовительного к школе возраста 6-7 лет, поступающих в дошкольное учреждение с ТНР и ЗПРнарушены: коммуникативнаяфункция, низкий познавательный интерес и произвольность. Не сформирована координация элементарных движений, ориентация в пространстве на уровне соответствующем этому возрасту. В связи с этим, основная цель, стоящая перед педагогом, помочь освоить ребенку не только программу, соответствующую возрасту, но и овладеть всеми навыками и умениями, которые были не усвоены ранее.
Поэтому основной задачей музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.
Особенное внимание отводится формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения, формированию умения воспринимать и сравнивать различные музыкальные произведения.
Двигательные, инструментальные импровизации, ритмодекламации, рисование музыки, изображение характера произведения в цвете, позволяют в легкой игровойформе освоить и закрепить навыки музыкального восприятия.
Дети данной возрастной группы, уже могут чисто интонировать мелодию, и способны освоить ряд певческих навыков. Первоосновой вокального воспитания является подражательное пение, поэтому ребенку нужно показывать хорошие образцы пения, продолжать учить слушать исполнение других, сравнивать свое пение с оригиналом и исправлять недостатки.
Особого внимания в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи требуетработа над артикуляционным аппаратом и формированием правильного певческого и речевого дыхания, а также ритмико-мелодической стороныисполнения.
Песенное акапельное творчество, представленное в виде игры, позволяет детям данного возраста развивать свои вокальные навыки, мимику, помогают активизировать слуховое внимание и развить умение сравнивать свое, чужое пение с предложенными графическими моделями.
Все игры для детей с тяжелыми нарушениями речи несут коммуникативную направленность и способствуют формированию вербальных и невербальных навыков. Коммуникативные танцы-игры – это основной источник овладения невербальных коммуникативных навыков и приобщенияк ритуалам, способствующим успешной социализации ребенка и позволяющим помочь решать задачи гендерного воспитания
Все основныеразделы области «Музыка» невозможно представить без исполнительства на детских музыкальных инструментах, которое в каждом разделе решает свои коррекционные задачи. Это и обязательное развитие ощущения ребенком метрической пульсации, развитие тембрового, звуковысотного слуха, а также активизация поисковой, экспериментальной деятельности с созданием новых инструментов и поиску способов и приемов игры на них. Созданиеинструментальных импровизаций позволяет повысить интерес к деятельности, а также побуждает детей к творчеству, развивает связную речь в процессе оценки выступления других.
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированностьэмоциональной отзывчивости на музыку: передача словами, цветом, инструментальной и двигательной импровизацией характера и выразительных
особенностей произведения, умение сравнить характер и выразительные особенности двух произведений.
Формирование координации музыки-слова-движения, навыков невербальной коммуникации с партнером и соблюдения правил игры, передача в инструментальных, двигательных и песенныхимпровизациях характера, настроения и выразительных особенностей произведения. Проявление желания, активности, самостоятельности и творчествав разных видах музыкальной деятельности.
К 7 годам существенно повышается уровень произвольности и свободыповедения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности (рисование, игра, конструирование) и стойкая мотивация достижения.
Он умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей, способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью
речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию.
Ребенок свободно владеет родным языком (его словарным составом, грамматическим строем, фонетической системой) и имеет элементарные
представления о языковой действительности (звуке, слове, предложении и др.)
Компетентность в плане физического развития выражается в более совершенном владении своим телом, различными видами движений. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
Ребенок 6 лет отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Эмпатия в этом возрасте проявляется не только в сочувствии и сопереживании другому человеку, но и в содействии ему.
Креативность. Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа фантазии, движения, отличающихся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка – общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании и др. он может выбирать по своему желанию, включиться в разговор, продолжить интересное занятие.
Самостоятельность проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи,возникающие в повседневной жизнидля реализации своего замысла. Самостоятельный ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку
Особенное внимание отводится формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения, формированию умения воспринимать и сравнивать различные музыкальные произведения. Развитие познавательного интереса происходит через знакомство с жанрами,характером музыки, ее выразительными особенностями, основными и сопутствующими художественными средствами, позволяющими ребенку осознать и воспринять произведение в целом. Двигательные, инструментальные импровизации, ритмодекламации, рисование музыки, изображениехарактера произведения в цвете, позволяют в легкой игровой форме освоить и закрепить навыки музыкального восприятия, повысить интерес и создать условия для его устойчивого характера к музыкальной деятельности.
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы и исходя из ФГОС ДО предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок 5-6 лет:
- Внимательно слушает музыкальное произведение, чувствует его характер; выражает свои чувства словами, рисунком, движением.
-Узнает песню по мелодии.
- Поет протяжно, произносит слова; вместе со взрослым начинает и заканчивает пение.
-Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального
произведения; выполняет танцевальные движения: пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах; движения с предметами (с
куклами, игрушками, ленточками).
- Инсценирует (совместно с воспитателем) песни, хороводы. Играет на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Содержание" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально
воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Ребенок 6-7 лет:
- Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
-Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
- Поет без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносит слова, своевременно начинает и заканчивает песню; поет в
сопровождении музыкального инструмента.
-Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
- Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на
всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
- Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует не подражая другому ребенку.
- Играет мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1.Описание образовательной деятельности детей в области " Художественно - эстетическое развитие"
Музыкальная деятельность.
Содержание образовательной работы по ОО «Художественно-эстетическое развитие» музыкальная деятельность ориентировано на
разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательныхобластей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальноеразвития детей с ТНР и ЗПР 5-6лет
Заложить основы гармоничного развития: способствовать развитию музыкально-сенсорных и творческих способностей.Воспитывать у детей желание заниматься различной музыкальной деятельностью.Развивать активное отношение к музыке на основе различных видов музыкальнойдеятельности, обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.Формировать начала музыкальной культуры.
Слушание (восприятие) музыки
-Знакомить с многообразием музыкальных форм и жанров.
-Совершенствовать навыки культурного слушания музыки, умение дослушиватьпроизведение до конца, узнавать и запоминать его, рассказывать с помощью педагога, о чемэто произведение.
-Совершенствовать умение различать громкую и тихую музыку, звучание детскихмузыкальных инструментов. Помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте,развивать у них тембровый и динамический слух, чувство ритма.
Пение
-Учить детей получать радость от занятия пением.
-Развивать умение петь выразительно, без напряжения в голосе, протяжно,согласованно, чисто интонируя мелодию, в едином темпе, четко произнося слова.
-Практиковать коллективное и индивидуальное пение, с аккомпанементом и без него.
-Учить детей самостоятельно отвечать на музыкальные вопросы: «Как тебя зовут?»,«Кто как поет?» (кошка, петушок, корова, щенок).
Музыкально-ритмические движения
-Формировать умение передавать характер музыки в движениях, отражать в движенииразвитие музыкального образа.
-Учить детей двигаться ритмично, в умеренном и быстром темпе, менять движения всоответствии с двухчастной и трехчастной формой музыкального произведения.
-Учитьосвоению танцевальных движений: прямой галоп, поскоки, пружинка, притопы; выставлениеноги на носок, на пятку; кружение по одному, в парах.
-Учить хлопать в ладоши,перестраиваться из круга врассыпную и обратно; двигаться в и хороводах и парами по кругу
в танцах; выполнять различные плавные движения руками.
-Учить выполнять действия спредметами (флажками, шарами, ложками, кубиками, ленточками, султанчиками,
платочками, погремушками, куклами) в соответствии с музыкальным сопровождением.
-Учить детей инсценировать песни, выполнять образные движения в музыкальныхиграх и спектаклях.
Игра на детских музыкальных инструментах
-Обучать детей правильным приемам игры на детских музыкальных инструментах
(ложках, погремушках, треугольнике, колокольчиках, барабане, бубне, металлофоне).
Музыкальное развитие детей с ТНР и ЗПР детей 6-7 лет
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней. Формировать музыкальную культуру, знакомя с народной, классической и современной музыкой; с жизнью и творчеством известных композиторов. Продолжать развивать музыкальные способности, навыки пения и движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах.
Слушание (восприятие) музыки
-Учить различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш), узнавать музыкальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии.
-Учить различать звуки по высоте в пределах квинты, звучание различных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, баян).
-Развивать умение слушать и оценивать качество пения и игру на музыкальных инструментах других детей.
Пение
-Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать эмоциональную отзывчивостьна песни разного характера.
-Совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без напряжения в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы;
-Точно интонировать мелодию, ритмический рисунок, петь слаженно, учить брать дыхание между музыкальными фразами, четко произносить слова,
петь умеренно громко и тихо, петь с музыкальным сопровождением и без него.
- Продолжать формирование навыков сольного пения.
Музыкально-ритмические движения
-Развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки,регистрами, динамикой, темпом.
-Учить менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.
-Развивать умение слышать сильную долю такта, ритмический рисунок.
- Формировать навыки выполнения танцевальных движений под музыку (кружение,«ковырялочка», приставной шаг с приседанием, дробный шаг).
- Учить плавно поднимать руки вперед и в стороны и опускать их, двигаться в парах, отходить вперед от своего
партнера.
-Учить пляскам, в которых используются эти элементы.
-Прививать умение самостоятельно исполнять танцы и пляски, запоминая последовательность танцевальных движений.
-Учить отражать в движении и игровых ситуациях образы животных и птиц, выразительно, ритмично выполнять движения с предметами, согласовывая их с характером музыки.
Игра на детских музыкальных инструментах
-Отрабатывать навыки игры в ансамбле.
-Совершенствовать приемы игры на металлофоне и ударных инструментах, активизируя самостоятельность.
-Учить точно передавать мелодию, ритмический рисунок, одновременно начинать и заканчивать игру.
-Совершенствовать навык самостоятельного инструментального музицирования.
2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Содержание образовательных процессов осуществляется с учетом основных видов деятельности. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Вариативность форм образовательной деятельности.
Виды деятельности | Возможные формы работы. |
Игровая | Сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры. |
Коммуникативная | Беседы, ситуативный разговор, отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами, коммуникативные танцы. |
Продуктивная | Мастерская по изготовлению муз.инструментов, реализация проектов, изготовление атрибутов |
Музыкально-художественная. | Импровизация, муз.дидактические игры, слушание, подвижные игры с сопровождением, имитационные движения, разучивание. |
Двигательная. | Подвижные игры с правилами, игровые упражнения, танцевальные движения. |
Восприятие худ.литературы. | Чтение, разучивание, театрализация, обсуждение, постановка проблемной ситуации. |
2.3. Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Организация образовательного процесса в ДОУ строится с учетом национально-культурных, демографических, климатических особенностей. В процессе организации различных видов детской деятельности дети получают информацию о климатических особенностях северного региона, об особенностях растительного и животного мира, знакомятся с традициями и обычаями коренных народов севера, историей родного края.
Содержательный аспект образовательной деятельности, отражающий специфику национально-культурных, демографических, климатических особенностей северного региона, который находит свое отражение в Образовательной программе ДОУ, обеспечивается следующими методическими пособиями:
- «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности». Учебное пособие. Под ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой – М.: АРКТИ
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России" – М.: «Издательство Скрипторий» 2008г.
- Методические разработки регионального компонента по теме «Малая Родина – город Елизово» - МБДОУ «Детский сад №14 «Сказка»
Образовательный процесс осуществляется на русском языке. Деятельность ДОУ с учетом климатических условий, в учреждении разработан режим пребывания детей с учетом холодного и теплого времени года.
Группы общеразвивающей и комбинированной направленности сформированы по возрастному принципу. Особенности реализации образовательного процесса находят свое отражение в выборе модели соотношения основной и вариативной части образовательной программы.
В группах комбинированной направленности используется модель, включающая обязательную часть для детей с ТНР. Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, ориентирована на обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.
В части программы, формируемой участниками образовательного процесса, в группах общеразвивающей и комбинированной направленности введено содержание с учетом региональных особенностей. Дети получают информацию об особенностях природы, истории и культуры родного края.
2.4. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР и ТНР
Коррекционная работа обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ТНР и ЗПР, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам с ТНР и ЗПР с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- возможность освоения детьми с ТНР и ЗПР адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.
Способы реализации коррекционной работы:
- определение особых образовательных потребностей детей с ТНР и ЗПР, обусловленных уровнем их речевого развития и степенью выраженности нарушения;
- использование развивающих гимнастик:
- артикуляционная
- пальчиковая
- использование в работе здоровьесберегающих технологий:
- валеологические песенки-распевки
- логоритмика
- дыхательные упражнения
- релаксация
- использование элементов музыкально-ритмических упражнений на индивидуальных коррекционных занятиях с детьми;
- использование музыкально-дидактических игр на развитие слухового внимания, звуковысотного и фонематического слуха.
2.5 Этапы реализации коррекционно-развивающей музыкально-оздоровительной работы
1 этап Организационный | Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий |
2 этап Диагностический | Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности тем или иным видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье |
3 этап Практический | Планирование индивидуальных и групповых занятий с учетом результатов диагностики. Разработка музыкальных и логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, сборника валеологических песен, пальчиковых и речевых игр с музыкой, комплексов игрового массажа, артикуляционной дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений |
4 этап Обобщающий | Исследование результатов практической деятельности |
Вид деятельности, задачи, оздоровительные функции | Методический материал |
Дыхательная гимнастика- упражнения на развитие дыхания играют важную роль в систем оздоровления детей с ТНР и ЗПР. Ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильнг строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Основные задачи:
Оздоравливающее воздействие:
| Комплекс упражнений: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошки» (приседания с поворотом), «Обними плечи», «Большой маятник» (Неваляшки) |
Артикуляционная гимнастика – способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов Задачи:
| Гимнастики: «Утро с котиком Рыжиком», «Жаба Квака», «Балалайка», «Лошадка моя» |
Игровые фонопедические упражнения–активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием Оздоравливающее воздействие:
| Упражнения: «Согревалочка», «Вопрос – ответ», «Посчитаем», «Ракета», «Песня», «Здравствуйте» |
Игровой массаж–проводится под музыку со словами. Цель: научить детей посредством игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела Оздоравливающее воздействие:
| Игровой массаж с пением: «Птичка», «Осень» «Веселый музыкант», «Кошкин дом», «Капуста», «Мишки играют» |
Пальчиковые игры–существует прямая связь между движением рук и произнесением слов. Речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Также на ладонях находятся важные биологически активные точки для всего организма. Задачи:
| «Подружились пальчики», «Песочный дом», «Зайка», «Взгляни на пальчики свои..» и др. |
Речевые игры –помогаютдетям овладеть всем комплексом выразительных средств музыки (ритм, темп, динамика, артикуляция) Задачи:
| Игры со звучащими жестами: «Солнышко» «Листопад» «Дождь», «Пчелы водят хоровод» и др. Игры с музыкальными инструментами: «Кукольный оркестр», «Матрешки и Петрушка», «Снежный оркестр» Игры с движением: «Снеговик», «Согревалочка», «Волки и зайцы» и др. |
Музыкотерапия – способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают (двигательные импровизации под разного характера музыку) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей музыки ). | Упражнения для релаксации: «Потягушки», «Котята», «Маленькие детки», «Баюкалка» и др. |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Сетка групповых и индивидуальных занятий.
понедельник | вторник | среда | четверг | Пятница. |
10.30-11.00 - инд. занятия с детьми. 11.00-12.00 - консультации с воспитателями. | 16.00-17.00 – подготовка и проведение развлечений | 8.45 - утр. Гимнастика 10.00-10.25-групповое занятие 11.00-12.00- консультации со специалистами (логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре) | 15.40-16.05 – групповое занятие | 8.45 - утр.гимнастика 10.00-10.30 - инд.занятия с детьми. |
3.2 Традиционные праздники и развлечения.
Проведение праздников и развлечений в ДОУ формирует у воспитанников положительные эмоций.
Задачи:
Формирование мотивации к музыкальной деятельности через пение, движение, игру, творчество и музицирование.
Формирование у детей мотивации к творчеству через театрализацию.
Формирование мотивации к музыкальной деятельности через знакомство с художественно-выразительными особенностями народных инструментов.
Знакомство детей с особенностями русских традиций и народных праздничных гуляний.
Знакомство детей с традициями игры на народных инструментах.
Обогащение словарного запаса ребёнка
3.3. Планирование результатов по музыкальному развитию.
Задачи музыкального развития воспитанников шестого года жизни с ТНР и ЗПР:
-Вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально – эстетические потребности, начало вкуса. Побуждать к оценке музыки (эмоциональной, словесной).
- Учить внимательно, слушать музыкальное произведение, чувствуя его характер.
-Петь протяжно, подвижно, чётко произносить слова. Чисто интонировать мелодию песни, вместе начинать и заканчивать пение.
-Выполнять движения отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двух частной формой музыкального произведения.
-Выполнять танцевальные движения: пружинку, поскоки, движения парами по кругу, кружиться по одному и парах, притопы и пере топы, выставление каблучка, носочка.
-Воспитывать интерес к музицированию.
-Уметь играть на металлофоне на одном или двух звуках, играть в шумовом оркестре на различных инструментах (деревянные ложки, бубны, треугольники, трещотки, коробочки и т.д.).
-Развивать творческую активность детей, уметь инсценировать совместно с воспитателем песни, игровые образы.
Ожидаемый результат усвоения программы:
К концу года дети должны уметь:
Музыкально-ритмические движения: уметь выполнять знакомые движения под незнакомую музыку, тем самым проявляя творчество.
Развитие чувства ритма, музицирование: уметь пропеть простейший ритмический рисунок .
Слушание: уметь различать двухчастную форму, уметь определять простыми словами характер произведения.
Распевание, пение: узнавать песню по вступлению, по мелодии, сыгранной или спетой без слов, уметь начинать и заканчивать пение с музыкой, аккомпанировать себе на музыкальных инструментах.
Пляски, игры, хороводы: дети должны хорошо усвоить простейшие танцевальные движения и уметь самостоятельно их выполнять в творческих плясках, уметь выразить в движении образы героев игр и хороводов. Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки.
Задачи музыкального развития детей седьмого года жизни с ТНР и ЗПР.
-Расширять знания детей о музыке. Накапливать опыт восприятия произведений мировой культуры разных эпох и стилей, народной музыке. Вызывать сопереживания музыке, проявления эмоциональной отзывчивости.
- Различать жанры музыки: марш, песня, танец. Различать части музыкального произведения: вступление, проигрыш, заключение, припев, запев.
-Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.
-Петь выразительно без напряжения плавно, лёгким звуком в диапазоне ре 1 октавы – ля(до) 2 октавы, брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, точно вступать и заканчивать песню.
-Уметь ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух, трёх частной формой музыки и музыкальными фразами.
-Выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и в кружении, боковой галоп, переменный шаг, приставной шаг.
-Развивать интерес к игре на музыкальных инструментах. Играть в оркестре на различных инструментах. Закрепить навык игры на металлофоне (сольное, ансамблевое исполнение).
-Развивать творческое воображение при игре на музыкальных инструментах.
-Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов.
-Действовать самостоятельно, не подражая, друг другу, развивать творческую активность детей.
Ожидаемый результат усвоения программы:
К концу года дети должны уметь:
Музыкально- ритмические движения:
-Уметь различать двух частную неконтрастную музыку
-Самостоятельно менять движения по частям и музыкальным фразам
-Уметь энергично ходить, легко бегать, ритмично прыгать, выполнять различные махи руками и выбрасывание ног, кружиться под руку, выполнять «ковырялочку», притопы.
-Уметь использовать знакомые движения в творческих плясках, оценивать качество выполняемых движений.
Развитие чувства ритма, музицирование:
-Дети должны узнавать песню, выложенную графически
-Самостоятельно выложить и сыграть ритмический рисунок, изобразить ритмически свое имя.
-Исполнять простейшие импровизации на музыкальных инструментах.
Слушание музыки:
-Усвоить понятие «жанровая музыка» и определять на слух танец, марш, песню.
-Различать трехчастную контрастную и неконтрастную музыку.
-Уметь охарактеризовать музыкальное произведение по динамике, тембровой окраске, ритму, темпу.
-Уметь отображать свои впечатления в рисунке.
Пение:
-Узнавать знакомые песни по вступлению, по мелодии. Петь, соблюдая ритмический рисунок песни.
-Петь эмоционально, выразительно, передавая характер песни. Петь с динамическими оттенками
-Петь согласованно, всем вместе, подгруппами, по цепочке, соло, дуэтом. Правильно брать дыхание.
-Уметь слушать вступление и начинать петь сразу после его окончания.
3.4. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
Взаимодействие с семьями детей строятся на основе сотрудничества и направлено на осуществление полноценного развития ребенка, создание равных условий образования детей не зависимо от достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды и на выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования. ФГОС ДО ориентирует родителей на участие в реализации программы, для создания своевременного развития ребенка. Родители являются участниками всех проектов, независимо от того какая деятельность в них доминирует.
Основными формами взаимодействия с родителями воспитанников по реализации образовательных областей являются:
-Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
-Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей.
-Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям музыкально-эстетического воспитания ребёнка.
-Участие родителей и детей в театрализованной деятельности: совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.
-Проведение музыкальных праздников, досугов с привлечением родителей.
-Организация совместных посиделок.
Циклограмма взаимодействия с родителями на 2018-2019 г.г.
«Что должны знать и уметь дети разных возрастов». Анкетирование родителей.
«Что такое музыкальность?» и «Какую музыку должен слушать ваш ребёнок»
Привлечение родителей к изготовлении костюмов и распределению ролей.
музыкой.
Советы тем, кто хочет научиться петь. Что такое петь чисто. Охрана детского голоса.
Как устроить домашний театр «Как играть в сказку» Как смотреть и оценивать спектакль.
Практические занятия для родителей по ознакомлению с методами и приёмами музыкального развития детей.
| Родительские собрания в группах. Консультации для родителей. Анкета для родителей. Круглый стол Консультация Консультации Рекомендации в рамках родительского собрания Папка - раскладушка Консультации
Показ постановки «Муха-Цокотуха» Открытые занятия для родителей Совместное изготовление атрибутов к проведению мероприятия | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
3.5. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Предметно - пространственная среда музыкального зала обеспечивает возможность общения детей и взрослых во время совместной деятельности, не препятствует двигательной активности, как всей группы, так и малых групп.
Оснащена средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Развивающая предметно-пространственная среда трансформируется в зависимости от времени и года и предстоящих событий, полифункциональна , доступна и безопасна.Соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
3.6. Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания.
Вид музыкальной деятельности | Учебно-методический комплекс. |
1. Восприятие: | 1. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М., 1999. 2. О.П. Радынова. Конспекты занятий и развлечений в 12 частях (2-х томах). – М., 2000. 3. О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» комплект из 7 аудиокассет. 4. Портреты русских и зарубежных композиторов 5. Наглядно - иллюстративный материал: - сюжетные картины; - пейзажи (времена года); - комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты» («Мозаика-синтез»). |
2. Пение: музыкально-слуховые представления (наглядность) | «Птица и птенчики»; «Мишка и мышка»;«Чудесный мешочек»; «Курица и цыплята»;«Петушок большой и маленький»; «Угадай-ка»; «Кто как идет?» «Музыкальное лото «До, ре, ми»; «Лестница»; «Угадай колокольчик»; «Три поросенка»; «На чем играю?»; «Громкая и тихая музыка»; «Узнай какой инструмент» |
- ладовое чувство | «Колпачки»; «Солнышко и тучка»; «Грустно-весело» |
- чувство ритма | «Прогулка»; «Что делают дети»; «Зайцы» «Ритмическое эхо»; «Наше путешествие ; «Определи по ритму» |
3. Музыкально-ритмические движения | 1. Усова О.В. Методическое пособие «Театр танца» (приложение к программе О.В. Усовой.«Развитие личности ребенка средствами хореографии»), 2000. 2. Усова О.В. «Театр танца» комплект из 6 дисков. |
Перечень парциальных программ и технологий | 1. «Камертон» программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. 2. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999. 3. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: / Музыка и музыкальная деятельность / В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – («Росинка»). 4. Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». – М.: «Владос», 1999. 5. Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду». Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., 1999. 6. Петрова В.А. «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). – М.: «Виоланта», 1998. 7. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.) 8. Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001. театрального искусства. – М.: МИПКРО, 1995. 9. Тарасова К.В. , Нестеренко Т.В. , Рубан Т.Г. «Гармония». Программа развития музыкальности у детей. – М.: Центр «Гармония», 1993. 10. Трубникова М.А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994. |
Перечень пособий | 1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет.сада). 2. Коренева Т.Ф., «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. пособие. (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты. 3. Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. 4. Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003. 5. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.: ил. (Воспитание и доп. образование детей) 6. Т.Ф. Коренева «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. Учеб.-метод. Пособие. (Воспитание и дополнительное образование детей). (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч 1. – 112с.: ноты. Методическое обеспечение программы В.А. Петровой «Малыш»: В .А . Петрова Музыка - малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. В .А . Петрова «Мы танцуем и поем ». – М.: «Карапуз», 1998. Пособия для педагогов Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»: О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей » в 2 частях. – М.: «Владос», 1997. «Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М.: 1997. Методическое обеспечение программы К.В. Тарасовой «Синтез»: «Хрестоматия музыкального репертуара». Пятый год жизни. – М.: Центр «Гармония», 1993. «Хрестоматия музкального репертуара ».6 год жизни. – М.: «Виоланта», 1998. «Сиситема музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.сост. О.Н. Арсеньевская.-Волгоград: Учитель, 2011. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие. Музыка" для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет
Рабочая программа музыкальных руководителей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. МУЗЫКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2-7 ЛЕТ)
Рабочая программа музыкальных руководителей...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие. Музыка" для детей дошкольного возраста". 2020-2021 учебный год
Рабочая программа музыкального руководителя...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной поограммы дошкольного учреждения на 2017-2018 уч.год.
Для воспитателей....
Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее АООП ДО) для детей с ограниченными возможностями здоровья ( далее ОВЗ) &ndash...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...