АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
рабочая программа

Загоруйко Ирина Львовна

Адаптированная программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность»        (далее Программа)  разработана для детей с  тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и с задержкой психического развития(ЗПР) на основе:

  • «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина, М., «Просвещеие» 2009. Программа рекомендована ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
  • Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелым недоразвитием рнчи (с 3 до 7 лет)» Н.В. Нищева
  • "Адаптированной образовательной программы" МАДОУ «Детского сада №1 "ЛАСТОЧКА» .

В соответствии с требованиями основных нормативных документов:

  • -  Федеральный  Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
  •               - Приказ Минобрнауки  России от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам  дошкольного образования;
  •              -  Устав  МБДОУ «Детский сад № 14 «Сказка» от 8.04.2015г.;
  •           - Лицензия на право осуществления образовательной деятельности № 2134 от 4.06.2015г.
  •              -  "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"  2.4.1.3049-13 № 26 от15.05.2013 г.
  •          - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  •          -  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ;
  •          -  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения  до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, А.М.Васильевой, (2015г.),
  • Парциальной программы «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой.
  • Программа музыкально-коррекционных занятий для детей дошкольнеого возравста «Мы друг другу рады!» Котышева Е.Н.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_s_detmi_ovz.docx88.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад № 1 Ласточка»

Камчатского края, г. Елизово

СОГЛАСОВАННО:

Зам. зав. по УВР МАДОУ д/с №1 «Ласточка»

__________________ Найденко О.А.

«______» ________________ 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ д/с №1 «Ласточка»

______________ Н.Ю. Зайцева

«_______»_________________2017 г.

 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 на 2018-2019 учебный год

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

«Музыкальная деятельность»

Музыкальный руководитель:

 Загоруйко Ирина Львовна

Елизово, 2018

 Содержание

1.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.Пояснительная записка ……………………………………………………………………………………………………………………………3

1.1. Цели и задачи программы.……………………………………………………………………………………………………………………...5

1.2.Принципы и подходы к формированию программы…………………………………………………………………………………………...6

1.3.Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников в группах коррекционной направленности………………....8

 Приоритетные направления работы.

1.4. Планируемые результаты освоения программы. …………………………………………………………………………………………….11

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1 Описание образовательной деятельности детей в комбинированной группе в "Музыкальной деятельности............................................17

2.2. Описание вариативных форм, способов методов и средств реализации программы………………………………………………………20

2.3.Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик……………………………………………………………21

2.4. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР и ТНР………………………………………………………………………………….23

2.5. Этапы реализации коррекционно-развивающей музыкально-оздоровительной работы ………………………………………….……….24

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Сетка групповых и индивидуальных музыкальных занятий…………………………………………………………………………………29

3.2. Традиционные праздники и развлечения………………………………………………………………………………………………………29

3.3 Планирование результатов по музыкальному развитию………………………………………………………………………………….…...30

3.4. Взаимодействие с родителями и законными представителями………………………………………………………………………………33

3.5. Особенности организации развивающей  предметно- пространственной среды……………………………………………………………35

3.6. Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания.……………………………………………………………………………35

  1.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

 1.1 Пояснительная записка

Адаптированная программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность»        (далее Программа)  разработана для детей с  тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и с задержкой психического развития(ЗПР) на основе:

  • «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина, М., «Просвещеие» 2009. Программа рекомендована ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
  • Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелым недоразвитием рнчи (с 3 до 7 лет)» Н.В. Нищева
  • "Адаптированной образовательной программы" МАДОУ «Детского сада №1 "ЛАСТОЧКА» .

В соответствии с требованиями основных нормативных документов:

  • -  Федеральный  Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
  •               - Приказ Минобрнауки  России от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам  дошкольного образования;
  •              -  Устав  МБДОУ «Детский сад № 14 «Сказка» от 8.04.2015г.;
  •          - Лицензия на право осуществления образовательной деятельности № 2134 от 4.06.2015г.
  •              -  "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"  2.4.1.3049-13 № 26 от15.05.2013 г.
  •          - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  •          -  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ;
  •          -  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения  до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, А.М.Васильевой, (2015г.),
  • Парциальной программы «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой.
  • Программа музыкально-коррекционных занятий для детей дошкольнеого возравста «Мы друг другу рады!» Котышева Е.Н.

Парциальная программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Парциальная программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от  восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.

«Программа» направлена на обеспечение образовательной деятельности в  группах комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) в соответствии с образовательной  программой дошкольного учреждения, адаптированной для детей с нарушениями речи  и задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья .

«Программа» содержит материал для организациикоррекционно-развивающей    деятельности в    старшей и подготовительной возрастных группах детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований  к дошкольному образованию.

   1.1 Цели  и задачи программы.

Цель реализации "Программы" это - создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала. Развития личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья, уважение к традиционным ценностям.

Задачи программы:

-способствовать общему развитию дошкольников с ТНР и ЗПР, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;

- создать благоприятные условия для развития детей в соответствиис их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

-способствовать объединению обучения и воспитания в целостныйобразовательный процесс.

- приобщить воспитанников к мировой и национальной культуре, посредствам музыкального искусства.

-максимально использовать разнообразные виды деятельности и их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ТНР  и ЗПР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе,

реализующей образовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.

                                      Занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствии с требованиями СанПина:

Группа

Возраст

Длительность занятия (минут)

Старшая

5 до 6

25

Подготовительная

6 до 7

30

Формы педагогического взаимодействия

Различные формы деятельности

НОД

Музыка в повседневной жизни

Консультации  с педагогами – специалистами, воспитателями

Праздники

Развлечения

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Режимные моменты

Самостоятельная

деятельность

детей

1.2.Принципы и подходы к формированию "Программы"

Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка с  ТНР и ЗПР, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности детей с нарушениями речи и задержкой психического развития;

2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;

4) возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации;

5) специальные условия для получения образования детьми с ТНР и ЗПР, втом числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекциинарушений их развития.

«Программа» строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

-полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского

развития;

-  построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений в рамках НОД и СДД.

-  поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-  сотрудничество организации с семьями;

-  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-  формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

-  принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей

-принцип непрерывности образования. В  программе предусмотрено решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

-принцип системности. Основная образовательная программа  представляет собой целостную систему : все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

1.3.Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников в группах комбинированной направленности.

      Приоритетные направления работы.

МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»  функционирует в режиме 12 часового пребывания детей при  5 дневной рабочей неделе в период с 7.30 – 19.30.Данная программа реализуется в течении всего времени пребывания воспитанников в детском саду. В  группах 16-18 детей в возрасте 5 и 6 и 6-7 лет по результатам обследования ПМПК имеют  речевые расстройства 1-3 уровня.

Дошкольники с нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С.Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

       У  детей старшего возраста 5 – 6 лет, поступающих в дошкольное учреждение нарушены: коммуникативная функция речи; слуховое внимание, звуковысотный и фонематический слух; слабо развит артикуляционный аппарат, нечеткая дикция; большинство не владеют правильным речевым и певческим дыханием, а также нарушена координация движений и ориентация в пространстве. Голосовой аппарат не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие.

Поэтому  основой задачей музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формированиеинтереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.

Особенное внимание отводится формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения. Воспринимая музыкальное произведение в целом, ребенокпостепенно начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты и подбирать с помощью педагога одно-дваопределения для описания характера и выразительных особенностей произведения, обогащая словарный запас.

 Особого внимания в работе с детьми с нарушениями речи требует работа над артикуляционным аппаратом и формированием правильного певческого и речевого дыхания, а также ритмико-мелодической стороны исполнения, использование артикуляционных  и дыхательных гимнастик дает положительный результат.

Коммуникативные танцы-игры – это основной источник овладения невербальных коммуникативных навыков и приобщения к  ритуалам, способствующим успешной социализации ребенка и позволяющим помочь решать задачи гендерного воспитания. В процессе разучиваниядети учатся координировать свои движения и движения с партнером, следить за осанкой, взаимосвязью своих движений с музыкой и передачейдвижениями характера музыки, соблюдая правила. Все это способствует развитию произвольности и преодолению своего эгоцентризма.

В старшемдошкольном возрасте (к 6 годам) складывается психологический портрет личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной, а также креативности.

Креативность наиболее ярко проявляется в специфических видах детской деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке, музицировании, а также в речи.

  Социальная компетентность ребенка к концу младшего дошкольного возраста характеризуется возросшим интересом и потребностью в общении, особенно со сверстниками, осознанием своего положения среди них.

   Пятилетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменениями в живой и неживой природе, происхождением человека и т.д.), профессиональной деятельностью взрослых. Ребенок владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности.

В области овладения родным языком для него характерны многообразные игры со звуками, рифмами, смыслами.

Физическая компетентность связана с возникновением интереса к выполнению необходимых гигиенических процедур, режиму дня, регулированию

двигательной активности, совершенствованию движений.

Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия.

Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которые лежат в основе нравственных поступков.

Произвольность проявляется в том, что ребенок начинает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, запомнить стихотворение, слова песни, правила игры и т.д.).

Самостоятельность  проявляется в элементарном самообслуживании (одевании, раздевании, умывании), выполнении отдельных поручений.

Свобода поведения выражается в стремлении совершать независимые поступки, выбирать ту или иную деятельность, ее средства, партнеров (как детей, так и взрослых).

Приоритетным направлением в работе по музыкальному воспитанию детей с ТНР и ЗПР является восприятия музыки, эмоциональная отзывчивости на произведения.

 Воспринимая музыкальное произведение в целом, ребенок постепенно начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты и подбирать с помощью педагога одно-два определения для описания характера и выразительных особенностей произведения, обогащая словарный запас.

У детей  подготовительного к школе возраста 6-7 лет, поступающих в дошкольное учреждение с ТНР и ЗПРнарушены: коммуникативнаяфункция, низкий познавательный интерес и произвольность. Не сформирована координация элементарных движений, ориентация в пространстве на уровне соответствующем этому возрасту. В связи с этим, основная цель, стоящая перед педагогом, помочь освоить ребенку не только программу, соответствующую возрасту, но и овладеть всеми навыками и умениями, которые были не усвоены ранее.

Поэтому основной задачей музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.

 Особенное внимание отводится формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения, формированию умения воспринимать и сравнивать различные музыкальные произведения.

Двигательные, инструментальные импровизации, ритмодекламации, рисование музыки, изображение характера произведения в цвете, позволяют в легкой игровойформе освоить и закрепить навыки музыкального восприятия.

Дети данной возрастной группы, уже могут чисто интонировать мелодию, и способны освоить ряд певческих навыков. Первоосновой вокального воспитания является подражательное пение, поэтому ребенку нужно показывать хорошие образцы пения, продолжать учить слушать исполнение других, сравнивать свое пение с оригиналом и исправлять недостатки.

Особого внимания в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи требуетработа над артикуляционным аппаратом и формированием правильного певческого и речевого дыхания, а также ритмико-мелодической стороныисполнения.

Песенное акапельное творчество, представленное в виде игры, позволяет детям данного возраста развивать свои вокальные навыки, мимику, помогают активизировать слуховое внимание и развить умение сравнивать свое, чужое пение с предложенными графическими моделями.

Все игры для детей с тяжелыми нарушениями речи несут коммуникативную направленность и способствуют формированию вербальных и невербальных навыков. Коммуникативные танцы-игры – это основной источник овладения невербальных коммуникативных навыков и приобщенияк  ритуалам, способствующим успешной социализации ребенка и позволяющим помочь решать задачи гендерного воспитания

Все основныеразделы области «Музыка» невозможно представить без исполнительства на детских музыкальных инструментах, которое в каждом разделе решает свои коррекционные задачи. Это и обязательное развитие ощущения ребенком метрической пульсации, развитие тембрового, звуковысотного слуха, а также активизация поисковой, экспериментальной деятельности с созданием новых инструментов и поиску способов и приемов игры на них. Созданиеинструментальных импровизаций позволяет повысить интерес к деятельности, а также побуждает детей к творчеству, развивает связную речь в процессе оценки выступления других.

Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированностьэмоциональной отзывчивости на музыку: передача словами, цветом, инструментальной и двигательной импровизацией характера и выразительных

особенностей произведения, умение сравнить характер и выразительные особенности двух произведений.

Формирование координации музыки-слова-движения, навыков невербальной коммуникации с партнером и соблюдения правил игры, передача в инструментальных, двигательных и песенныхимпровизациях характера, настроения и выразительных особенностей произведения. Проявление желания, активности, самостоятельности и творчествав разных видах музыкальной деятельности.

К 7 годам существенно повышается уровень произвольности и свободыповедения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности (рисование, игра, конструирование) и стойкая мотивация достижения.

Он умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей, способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.

Коммуникативная компетентность проявляется в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью

речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.

Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию.

Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию.

Ребенок свободно владеет родным языком (его словарным составом, грамматическим строем, фонетической системой) и имеет элементарные

представления о языковой действительности (звуке, слове, предложении и др.)

Компетентность в плане физического развития выражается в более совершенном владении своим телом, различными видами движений. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

Ребенок 6 лет отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Эмпатия в этом возрасте проявляется не только в сочувствии и сопереживании другому человеку, но и в содействии ему.

Креативность. Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа фантазии, движения, отличающихся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка – общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании и др. он может выбирать по своему желанию, включиться в разговор, продолжить интересное занятие.

 Самостоятельность проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи,возникающие в повседневной жизнидля реализации своего замысла. Самостоятельный ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку

Особенное внимание отводится формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения, формированию умения воспринимать и сравнивать различные музыкальные произведения. Развитие познавательного интереса происходит через знакомство с жанрами,характером музыки, ее выразительными особенностями, основными и сопутствующими художественными средствами, позволяющими ребенку  осознать и воспринять произведение в целом. Двигательные, инструментальные импровизации, ритмодекламации, рисование музыки, изображениехарактера произведения в цвете, позволяют в легкой игровой форме освоить и закрепить навыки музыкального восприятия, повысить интерес и создать условия для его устойчивого характера к музыкальной деятельности.

  1.4. Планируемые результаты освоения программы.

Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы и  исходя из ФГОС ДО  предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к  учебной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок 5-6 лет:

- Внимательно слушает  музыкальное произведение, чувствует его характер; выражает  свои чувства словами, рисунком, движением.

-Узнает песню по мелодии.

- Поет  протяжно, произносит слова; вместе со взрослым начинает и заканчивает  пение.

-Выполняет  движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального

произведения; выполняет танцевальные движения: пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах; движения с предметами (с

куклами, игрушками, ленточками).

- Инсценирует (совместно с воспитателем) песни, хороводы. Играет  на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

Содержание" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально

воспринимать музыку через решение следующих задач:

- развитие музыкально художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству.

Ребенок 6-7 лет:

- Различает  жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).

-Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты).

- Поет  без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносит слова, своевременно начинает  и заканчивает  песню; поет в

сопровождении музыкального инструмента.

-Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.

- Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на

всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.

- Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует не подражая другому ребенку.

- Играет мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ.

2.1.Описание образовательной деятельности  детей в  области " Художественно - эстетическое развитие"

Музыкальная деятельность.

Содержание образовательной работы по ОО «Художественно-эстетическое развитие» музыкальная деятельность ориентировано на

разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательныхобластей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Музыкальноеразвития детей с ТНР и ЗПР 5-6лет  

Заложить основы гармоничного развития: способствовать развитию музыкально-сенсорных и творческих способностей.Воспитывать у детей желание заниматься различной музыкальной деятельностью.Развивать активное отношение к музыке на основе различных видов музыкальнойдеятельности, обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.Формировать начала музыкальной культуры.

Слушание (восприятие) музыки

-Знакомить с многообразием музыкальных форм и жанров.

-Совершенствовать навыки культурного слушания музыки, умение дослушиватьпроизведение до конца, узнавать и запоминать его, рассказывать с помощью педагога, о чемэто произведение.

-Совершенствовать умение различать громкую и тихую музыку, звучание детскихмузыкальных инструментов. Помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте,развивать у них тембровый и динамический слух, чувство ритма.

Пение

-Учить детей получать радость от занятия пением.

-Развивать умение петь выразительно, без напряжения в голосе, протяжно,согласованно, чисто интонируя мелодию, в едином темпе, четко произнося слова.

-Практиковать коллективное и индивидуальное пение, с аккомпанементом и без него.

-Учить детей самостоятельно отвечать на музыкальные вопросы: «Как тебя зовут?»,«Кто как поет?» (кошка, петушок, корова, щенок).

Музыкально-ритмические движения

-Формировать умение передавать характер музыки в движениях, отражать в движенииразвитие музыкального образа.

-Учить детей двигаться ритмично, в умеренном и быстром темпе, менять движения всоответствии с двухчастной и трехчастной формой музыкального произведения.

-Учитьосвоению танцевальных движений: прямой галоп, поскоки, пружинка, притопы; выставлениеноги на носок, на пятку; кружение по одному, в парах.

-Учить хлопать в ладоши,перестраиваться из круга врассыпную и обратно; двигаться в и хороводах и парами по кругу

в танцах; выполнять различные плавные движения руками.

-Учить выполнять действия спредметами  (флажками,  шарами,  ложками,  кубиками,  ленточками,  султанчиками,

платочками, погремушками, куклами) в соответствии с музыкальным сопровождением.

-Учить детей инсценировать песни, выполнять образные движения в музыкальныхиграх и спектаклях.

Игра на детских музыкальных инструментах

-Обучать детей правильным приемам игры на детских музыкальных инструментах

(ложках, погремушках, треугольнике, колокольчиках, барабане, бубне, металлофоне).

Музыкальное развитие детей с ТНР и ЗПР детей 6-7 лет

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней. Формировать музыкальную культуру, знакомя с народной, классической и современной музыкой; с жизнью и творчеством известных композиторов. Продолжать развивать музыкальные способности, навыки пения и движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах.

Слушание (восприятие) музыки

-Учить различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш), узнавать музыкальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии.

-Учить различать звуки по высоте в пределах квинты, звучание различных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, баян).

-Развивать умение слушать и оценивать качество пения и игру на музыкальных инструментах других детей.

Пение

-Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать эмоциональную отзывчивостьна песни разного характера.

-Совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без напряжения в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы;

-Точно интонировать мелодию, ритмический рисунок, петь слаженно, учить брать дыхание между музыкальными фразами, четко произносить слова,

 петь  умеренно громко и тихо, петь с музыкальным сопровождением и без него.

- Продолжать формирование навыков сольного пения.

Музыкально-ритмические движения

-Развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки,регистрами, динамикой, темпом.

-Учить менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.

-Развивать умение слышать сильную долю такта, ритмический рисунок.

- Формировать навыки выполнения танцевальных движений под музыку (кружение,«ковырялочка», приставной шаг с приседанием, дробный шаг).

- Учить плавно поднимать руки вперед и в стороны и опускать их, двигаться в парах, отходить вперед от своего

партнера.

-Учить пляскам, в которых используются эти элементы.

-Прививать  умение  самостоятельно  исполнять  танцы  и  пляски,  запоминая последовательность танцевальных движений.

-Учить отражать в движении и игровых ситуациях образы животных и птиц, выразительно, ритмично выполнять движения с предметами, согласовывая их с характером музыки.

Игра на детских музыкальных инструментах

-Отрабатывать навыки игры в ансамбле.

-Совершенствовать приемы игры на металлофоне и ударных инструментах, активизируя самостоятельность.

-Учить точно передавать мелодию, ритмический рисунок, одновременно начинать и заканчивать игру.

-Совершенствовать навык самостоятельного инструментального музицирования.

2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Содержание образовательных процессов осуществляется с учетом основных видов деятельности. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей,              так и в самостоятельной деятельности дошкольников.                                                        

  Вариативность форм образовательной деятельности.

Виды деятельности

                                Возможные формы работы.

Игровая

Сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры.

Коммуникативная

Беседы, ситуативный разговор, отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами, коммуникативные танцы.

Продуктивная

Мастерская по изготовлению муз.инструментов, реализация проектов, изготовление атрибутов

Музыкально-художественная.

Импровизация, муз.дидактические игры, слушание, подвижные игры с сопровождением, имитационные движения, разучивание.

Двигательная.

Подвижные игры с правилами, игровые упражнения, танцевальные движения.

Восприятие худ.литературы.

Чтение, разучивание, театрализация, обсуждение, постановка проблемной ситуации.

2.3. Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Организация образовательного процесса в ДОУ строится с учетом национально-культурных, демографических, климатических особенностей. В процессе организации различных видов детской деятельности дети получают информацию о климатических особенностях северного региона, об особенностях растительного и животного мира, знакомятся с традициями и обычаями коренных народов севера, историей родного края.

Содержательный аспект образовательной деятельности, отражающий специфику национально-культурных, демографических, климатических особенностей северного региона, который находит свое отражение в Образовательной программе ДОУ, обеспечивается следующими методическими пособиями:

  • «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности». Учебное пособие. Под ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой – М.: АРКТИ
  • Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России" – М.: «Издательство  Скрипторий» 2008г.
  • Методические разработки регионального компонента по теме «Малая Родина – город Елизово» - МБДОУ «Детский сад №14 «Сказка»

Образовательный процесс осуществляется на русском языке. Деятельность ДОУ с учетом климатических условий, в учреждении разработан режим пребывания детей с учетом холодного и теплого времени года.

Группы общеразвивающей и комбинированной направленности сформированы по возрастному принципу. Особенности реализации образовательного процесса находят свое отражение в выборе модели соотношения основной и вариативной части образовательной программы.

В группах комбинированной направленности используется модель, включающая обязательную часть для детей с ТНР. Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, ориентирована на обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

В части программы, формируемой участниками образовательного процесса, в группах общеразвивающей и комбинированной направленности введено содержание с учетом региональных особенностей. Дети получают информацию об особенностях природы, истории и культуры родного края.

2.4. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР и ТНР

Коррекционная работа обеспечивает:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ТНР и ЗПР, обусловленных недостатками в их психофизическом и  речевом развитии;
  • осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам с ТНР  и ЗПР с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;  
  • возможность освоения детьми  с ТНР и ЗПР адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.

Способы реализации коррекционной работы:

  • определение особых образовательных потребностей детей с ТНР и ЗПР, обусловленных уровнем их речевого развития и степенью выраженности нарушения;
  • использование развивающих гимнастик:
  • артикуляционная
  • пальчиковая
  •  использование в работе здоровьесберегающих технологий:
  • валеологические песенки-распевки
  • логоритмика
  • дыхательные упражнения
  • релаксация
  • использование элементов музыкально-ритмических упражнений на индивидуальных коррекционных занятиях с детьми;
  •  использование музыкально-дидактических игр на развитие слухового внимания, звуковысотного и фонематического слуха.

2.5 Этапы реализации коррекционно-развивающей музыкально-оздоровительной работы

1 этап

Организационный

Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий

2 этап

Диагностический

Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности тем или иным видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье

3 этап

Практический

Планирование индивидуальных и групповых занятий с учетом результатов диагностики. Разработка музыкальных и логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, сборника валеологических песен, пальчиковых  и речевых игр с музыкой, комплексов игрового массажа, артикуляционной  дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений

4 этап

Обобщающий

Исследование результатов практической деятельности

Вид деятельности,

задачи, оздоровительные функции

Методический материал

Дыхательная гимнастика- упражнения на развитие дыхания играют важную роль в систем оздоровления детей с ТНР и ЗПР. Ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильнг строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.

Основные задачи:

  • Укреплять физиологическое дыхание (без речи)
  • Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох-длинный выдох)
  • Тренировать силу выдоха и вдоха
  • Развивать продолжительный выдох

Оздоравливающее воздействие:

  • Положительно влияет на обменные процессы
  • Способствует  восстановлению центральной нервной системы
  • Улучшает дренажную функцию бронхов
  • Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника

Комплекс упражнений:

«Ладошки»,

«Погончики»,

«Насос»,

«Кошки» (приседания с поворотом),

«Обними плечи»,

«Большой маятник» (Неваляшки)

Артикуляционная гимнастика – способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов

Задачи:

  • Развивать певческие способности детей
  • Формировать артикуляцию различных звуков
  • Закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах
  • Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движения губ и языка.
  • Развивать музыкальную память, запоминание текста песен, внимание
  • Развивать чувство ритма

Гимнастики:

«Утро с котиком Рыжиком»,

«Жаба Квака»,

«Балалайка»,

«Лошадка моя»

Игровые фонопедические упражнения–активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием

Оздоравливающее воздействие:

  • Развивает носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание
  • Стимулирует гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга

Упражнения:

«Согревалочка»,

«Вопрос – ответ», «Посчитаем», «Ракета», «Песня», «Здравствуйте»

Игровой массаж–проводится под музыку со словами.

Цель:

научить детей посредством игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела

Оздоравливающее воздействие:

  • Расширяет капиляры кожи
  • Улучшает циркуляцию крови и лимфы
  • Активно влияет на обменные процессы организма
  • Тонизирует центральную нервную систему
  • Поднимает настроение и улучшает самочувствие

Игровой массаж с пением:

«Птичка», «Осень»

«Веселый музыкант», «Кошкин дом», «Капуста», «Мишки играют»

Пальчиковые игры–существует прямая связь между движением рук и произнесением слов. Речевые области  мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Также на ладонях находятся важные биологически активные точки для всего организма.

Задачи:

  • Развивать речь ребенка
  • Развивать двигательные качества
  • Повышать координационные способности пальцев рук(подготовка к рисованию, письму)
  • Формировать образно-ассоциативное мышление

«Подружились пальчики», «Песочный дом», «Зайка»,  «Взгляни на пальчики свои..» и др.

Речевые игры –помогаютдетям овладеть всем комплексом выразительных средств музыки (ритм, темп, динамика, артикуляция)

Задачи:

  • Развивать музыкальные и творческие способности:
  • Эмоциональную отзывчивость на музыку
  • Слуховое внимание
  • Музыкальную память
  • Ладовое чувство
  • Звуковысотный и динамический слух
  • Чувство ритма
  • Развивать звуковую культуру речи, связную речь
  • Улучшать дикцию детей
  • Укреплять голосовой аппарат
  • Учить выразительно передавать настроение

Игры со звучащими жестами:

«Солнышко»

«Листопад»

«Дождь»,

«Пчелы водят хоровод» и др.

Игры с музыкальными инструментами:

«Кукольный оркестр», «Матрешки и Петрушка», «Снежный оркестр»

Игры с движением:

«Снеговик»,

«Согревалочка»,

«Волки и зайцы» и др.

Музыкотерапия – способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают  (двигательные импровизации под разного характера музыку) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей музыки ).

Упражнения для релаксации:

«Потягушки», «Котята», «Маленькие детки», «Баюкалка» и др.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Сетка групповых и индивидуальных занятий.

понедельник

вторник

среда

четверг

Пятница.

10.30-11.00 - инд. занятия с детьми.

11.00-12.00 - консультации с воспитателями.

 16.00-17.00 – подготовка и проведение развлечений

8.45 - утр. Гимнастика

10.00-10.25-групповое занятие

11.00-12.00- консультации со специалистами (логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре)

15.40-16.05 – групповое занятие

8.45 - утр.гимнастика

10.00-10.30  - инд.занятия с детьми.

3.2 Традиционные праздники и развлечения.

Проведение праздников и развлечений в ДОУ  формирует у воспитанников положительные  эмоций.

 Задачи:

Формирование мотивации к  музыкальной деятельности через пение, движение, игру, творчество и музицирование.

Формирование у детей мотивации к творчеству через театрализацию.

Формирование мотивации к музыкальной деятельности через знакомство с художественно-выразительными особенностями народных инструментов.

Знакомство детей с особенностями русских традиций и народных праздничных гуляний.

Знакомство  детей с традициями игры на народных инструментах.

Обогащение словарного запаса ребёнка

 3.3. Планирование результатов по музыкальному развитию.

  Задачи музыкального развития воспитанников шестого года жизни с  ТНР и ЗПР:

-Вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально – эстетические потребности, начало вкуса. Побуждать к оценке музыки (эмоциональной, словесной).

- Учить внимательно, слушать музыкальное произведение, чувствуя его характер.

-Петь протяжно, подвижно, чётко произносить слова. Чисто интонировать мелодию песни, вместе начинать и заканчивать пение.

-Выполнять движения отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двух частной формой музыкального произведения.

-Выполнять танцевальные движения: пружинку, поскоки, движения парами по кругу, кружиться по одному и парах, притопы и пере топы, выставление каблучка, носочка.

-Воспитывать интерес к музицированию.

-Уметь играть на металлофоне на одном или двух звуках, играть в шумовом оркестре на различных инструментах (деревянные ложки, бубны, треугольники, трещотки, коробочки и т.д.).

-Развивать творческую активность детей, уметь инсценировать совместно с воспитателем песни, игровые образы.

Ожидаемый результат усвоения программы:

К концу года дети должны уметь:

Музыкально-ритмические  движения: уметь выполнять знакомые движения под незнакомую музыку, тем самым проявляя творчество.

Развитие чувства ритма, музицирование: уметь пропеть простейший ритмический рисунок .

Слушание:  уметь различать двухчастную форму, уметь определять простыми словами характер произведения.

Распевание, пение:  узнавать песню по вступлению, по  мелодии, сыгранной или спетой без слов, уметь начинать и заканчивать пение с музыкой, аккомпанировать себе на музыкальных инструментах.

Пляски, игры, хороводы: дети должны хорошо усвоить простейшие танцевальные движения и уметь самостоятельно их выполнять в творческих плясках, уметь выразить в движении образы героев игр и хороводов. Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки.

Задачи музыкального развития детей седьмого года жизни с ТНР и ЗПР.

-Расширять знания детей о музыке. Накапливать опыт восприятия произведений мировой культуры разных эпох и стилей, народной музыке. Вызывать сопереживания музыке, проявления эмоциональной отзывчивости.

- Различать жанры музыки: марш, песня, танец. Различать части музыкального произведения: вступление, проигрыш, заключение, припев, запев.

-Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.

-Петь выразительно без напряжения плавно, лёгким звуком в диапазоне ре 1 октавы – ля(до) 2 октавы, брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, точно вступать и заканчивать песню.

-Уметь ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух, трёх частной формой музыки и музыкальными фразами.

-Выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и в кружении, боковой галоп, переменный шаг, приставной шаг.

-Развивать интерес к игре на музыкальных инструментах. Играть в  оркестре на различных инструментах. Закрепить навык игры на  металлофоне (сольное, ансамблевое исполнение).

-Развивать   творческое воображение при игре на музыкальных  инструментах.

-Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов.

-Действовать самостоятельно, не подражая, друг другу, развивать   творческую активность детей.

Ожидаемый результат усвоения программы:

К концу года дети должны уметь:

Музыкально- ритмические движения:

-Уметь различать двух частную неконтрастную музыку

-Самостоятельно менять движения по частям и музыкальным фразам

-Уметь энергично ходить, легко бегать, ритмично прыгать, выполнять различные махи руками и выбрасывание ног, кружиться  под руку, выполнять «ковырялочку», притопы.

-Уметь использовать знакомые движения в творческих плясках, оценивать качество выполняемых движений.

Развитие чувства ритма, музицирование:

-Дети должны узнавать песню, выложенную графически

-Самостоятельно выложить и сыграть ритмический рисунок, изобразить ритмически свое имя.

-Исполнять простейшие импровизации на музыкальных инструментах.

Слушание музыки:

-Усвоить понятие «жанровая музыка» и определять  на слух танец, марш, песню.

-Различать трехчастную контрастную и неконтрастную музыку.

-Уметь охарактеризовать  музыкальное произведение по динамике, тембровой окраске, ритму, темпу.

-Уметь отображать свои впечатления в рисунке.

Пение:

-Узнавать знакомые песни по вступлению, по мелодии. Петь, соблюдая ритмический рисунок песни.

-Петь эмоционально, выразительно, передавая характер песни. Петь с динамическими оттенками

-Петь согласованно, всем вместе, подгруппами, по цепочке, соло, дуэтом. Правильно брать дыхание.

-Уметь слушать вступление и начинать петь сразу после его окончания.

3.4. Особенности взаимодействия педагога  с семьями воспитанников

Взаимодействие с семьями детей строятся на основе сотрудничества и направлено на осуществление полноценного развития ребенка, создание равных условий образования детей не зависимо от достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды и на выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования. ФГОС ДО ориентирует родителей на участие в реализации программы, для создания своевременного развития ребенка. Родители являются участниками всех проектов, независимо от того какая деятельность в них доминирует.

Основными формами взаимодействия с родителями воспитанников по реализации образовательных областей являются:

-Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.

-Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей.

-Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям музыкально-эстетического воспитания ребёнка.

-Участие родителей и детей в театрализованной деятельности: совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.

-Проведение музыкальных праздников, досугов с привлечением родителей.

-Организация совместных посиделок.

Циклограмма взаимодействия с родителями на 2018-2019 г.г.

  1. Музыкальное развитие детей и программа «Ладушки»

«Что должны знать и уметь дети разных возрастов».

Анкетирование родителей.

  1. Использование технологии аудиального развития детей и родителей для сохранения и совершенствования творческого потенциала воспитанников

  1. Принципы программы  «Музыкальные шедевры», воплощение их в семье.

          «Что такое музыкальность?» и «Какую музыку должен

          слушать ваш ребёнок»

  1. Беседа об организации и проведении Новогоднего праздника.

Привлечение родителей к изготовлении костюмов и распределению ролей.

  1. В гости к музыке!» Правила поведения при встрече с

          музыкой.

  1. Пение - как вид деятельности

Советы тем, кто хочет научиться петь.

Что такое петь чисто. Охрана детского голоса.

  1. Театральная неделя для родителей.

Как устроить домашний театр

«Как играть в сказку»

Как смотреть и оценивать спектакль.

  1.  «Неделя открытых дверей».

Практические занятия для родителей по ознакомлению с методами и приёмами музыкального развития детей.

  1. Парад ко Дню Победы

Родительские собрания в группах. Консультации для родителей. Анкета для родителей.

Круглый стол

Консультация

Консультации

Рекомендации в рамках родительского собрания

Папка - раскладушка

      Консультации

   

      Показ постановки «Муха-Цокотуха»

Открытые занятия для родителей

   Совместное изготовление атрибутов к проведению мероприятия

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

 3.5. Особенности организации развивающей  предметно- пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

  Предметно - пространственная среда музыкального зала обеспечивает возможность общения детей  и  взрослых во время совместной деятельности, не препятствует двигательной активности, как всей группы, так и малых групп.

Оснащена средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

  Развивающая предметно-пространственная среда трансформируется в зависимости от времени и года и предстоящих событий, полифункциональна ,  доступна и безопасна.Соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

3.6. Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания.

                         Вид музыкальной  деятельности

Учебно-методический комплекс.

1. Восприятие:

1. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М., 1999.

2. О.П. Радынова. Конспекты занятий и развлечений в 12 частях (2-х томах). – М., 2000.

3. О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» комплект из 7 аудиокассет.

4. Портреты русских и зарубежных композиторов

5. Наглядно - иллюстративный материал:

- сюжетные картины;

- пейзажи (времена года);

- комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты» («Мозаика-синтез»).

2. Пение: музыкально-слуховые  представления (наглядность)

«Птица и птенчики»; «Мишка и мышка»;«Чудесный мешочек»; «Курица и цыплята»;«Петушок большой и маленький»; «Угадай-ка»; «Кто как идет?» «Музыкальное лото «До, ре, ми»; «Лестница»; «Угадай колокольчик»; «Три

поросенка»; «На чем играю?»; «Громкая и тихая музыка»; «Узнай какой

инструмент»

- ладовое чувство

«Колпачки»; «Солнышко и тучка»; «Грустно-весело»

- чувство ритма

«Прогулка»; «Что делают дети»; «Зайцы»  «Ритмическое эхо»; «Наше путешествие ; «Определи по ритму»

3. Музыкально-ритмические движения

1. Усова О.В. Методическое пособие «Театр танца» (приложение к программе О.В. Усовой.«Развитие личности ребенка

средствами хореографии»), 2000.

2. Усова О.В. «Театр танца» комплект из 6 дисков.

Перечень парциальных программ и технологий

1. «Камертон» программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.:

Просвещение, 2006.

2. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста

«Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999.

3. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного,

инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: / Музыка и музыкальная деятельность / В мире прекрасного:

Програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – («Росинка»).

4. Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных

игр и игровых представлений». – М.: «Владос», 1999.

5. Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду». Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки

через музицирование. – М., 1999.

6. Петрова В.А. «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). – М.: «Виоланта»,

1998.

7. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и

Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.)

8. Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.

театрального искусства. – М.: МИПКРО, 1995.

9. Тарасова К.В. , Нестеренко Т.В. , Рубан Т.Г. «Гармония». Программа развития музыкальности у детей. – М.: Центр «Гармония»,

1993.

10. Трубникова М.А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994.

Перечень пособий

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет.сада).

2. Коренева Т.Ф., «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. пособие. (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.:

Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты.

3. Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.

4. Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.

5. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.: ил. (Воспитание и доп. образование детей)

6. Т.Ф. Коренева «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. Учеб.-метод. Пособие.  (Воспитание и дополнительное образование детей). (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч 1. – 112с.: ноты.

Методическое обеспечение программы В.А. Петровой «Малыш»:

 В .А . Петрова Музыка - малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.

 В .А . Петрова «Мы танцуем и поем ». – М.: «Карапуз», 1998.

Пособия для педагогов

Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»:

 О.П. Радынова «Музыкальное  развитие  детей » в 2 частях. – М.: «Владос», 1997.

«Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). –

М.: 1997.

Методическое обеспечение программы К.В. Тарасовой «Синтез»:

 «Хрестоматия музыкального репертуара». Пятый год жизни. – М.: Центр «Гармония», 1993.

 «Хрестоматия музкального репертуара ».6 год жизни. – М.: «Виоланта», 1998.

«Сиситема музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.сост. О.Н. Арсеньевская.-Волгоград: Учитель, 2011.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Адаптированная основная общеобразовательная программа  дошкольного образования  (далее АООП ДО) для детей с ограниченными возможностями здоровья ( далее ОВЗ)  &ndash...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...