Сотрудничество педагогического коллектива ДОУ с родителями в проектной деятельности
проект на тему

Пояснительная записка

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С.Макаренко

Дошкольное детство – важный этап жизни ребенка. Условия жизни дошкольника расширяются, рамки семьи раздвигаются: ребенок открывает мир человеческих отношений, различных видов деятельности, приобретает социальный опыт. Благополучие и гармоничное развитие  ребенка в целом зависит от созданной доброжелательной атмосферы и такой  системы  отношений взрослых, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Поэтому так важно, чтобы современный детский сад стал зоной доверия между взрослыми (педагогами - родителями) и каждым ребенком. 

Кто же такой современный родитель? Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Современный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться, а помощниками в этом могут стать педагоги ДОУ .

Каким же должен быть современный педагог дошкольного учреждения? На наш взгляд, воспитатель современного детского сада должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентной, умеющей найти «ключик» к каждому воспитаннику, родителю, иметь свою «изюминку», быть интересным для окружающих. Ведь в общении с детьми и родителями незримо присутствует образ педагога, владеющего не только новыми технологиями и ориентирующегося в новой организации образовательного процесса, а также открытого к диалогу. Построение образовательного процесса в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с детьми и родителями. Этот процесс требует больших эмоционально-личностных затрат и становится непреодолимым препятствием для личностного роста, зачастую, вызывая растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotrudnichestvo2.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №25

Кировского района Санкт - Петербурга

Проект Тема:

Сотрудничество педагогического коллектива ДОУ с родителями в проектной деятельности

Составитель: Старший воспитатель

Спирина Любовь Вульфовна

Санкт – Петербург

2015

Сотрудничество педагогического коллектива ГБДОУ с родителями

в проектной деятельности

Пояснительная записка

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С.Макаренко

Дошкольное детство – важный этап жизни ребенка. Условия жизни дошкольника расширяются, рамки семьи раздвигаются: ребенок открывает мир человеческих отношений, различных видов деятельности, приобретает социальный опыт. Благополучие и гармоничное развитие  ребенка в целом зависит от созданной доброжелательной атмосферы и такой  системы  отношений взрослых, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Поэтому так важно, чтобы современный детский сад стал зоной доверия между взрослыми (педагогами - родителями) и каждым ребенком.  

Кто же такой современный родитель? Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Современный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться, а помощниками в этом могут стать педагоги ДОУ .

Каким же должен быть современный педагог дошкольного учреждения? На наш взгляд, воспитатель современного детского сада должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентной, умеющей найти «ключик» к каждому воспитаннику, родителю, иметь свою «изюминку», быть интересным для окружающих. Ведь в общении с детьми и родителями незримо присутствует образ педагога, владеющего не только новыми технологиями и ориентирующегося в новой организации образовательного процесса, а также открытого к диалогу. Построение образовательного процесса в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с детьми и родителями. Этот процесс требует больших эмоционально-личностных затрат и становится непреодолимым препятствием для личностного роста, зачастую, вызывая растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов. 

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно, воспитателю. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. 

Как создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки? Как объединить усилия взрослых для воспитания и развития детей? Как установить партнёрские отношения с семьями воспитанников? Ответы на эти вопросы были поставлены во главу организации системного взаимодействия с родителями нашего учреждения. Наиболее эффективной формой системной работы по данному направлению явилась проектная деятельность, предполагающая одновременную работу с родителями и педагогами.  Совместные усилия администрации, педагога-психолога и воспитателей  нашего центра были направлены на реализацию проекта «Мы вместе».

 Цель проекта – вовлечение родителей в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения для обеспечения полноценного развития ребенка и построение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Задачи проекта:

  • проанализировать  ситуацию взаимодействия педагогического коллектива и родителей, выделить проблемное поле;
  • повысить уровень коммуникативной компетенции педагогов по взаимодействию с родителями;
  • повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей;

формировать у педагогов и родителей способность к позитивному диалогу;

  • использовать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор установления конструктивного общения;
  • педагогическое и психологическое просвещение семьи через информационные технологии.

Участники: родители, воспитатели, администрация

Мы  построили проект на принципах:

1) добровольности;

2) сотрудничества – участники проекта (родители, воспитатели,  администрация) занимают равноправные позиции;

3) конфиденциальности – информация, полученная в ходе реализации проекта, не выносится для обсуждения без согласия ее участников;

4) доверительности – открытость и искренность участников в описании своих чувств, мыслей;

5) диалога – участники находятся в постоянном контакте, обсуждают вопросы, которые возникают в ходе реализации проекта.

Выбрали наиболее эффективные формы работы:

Форма работы

Совместная работа с родителями

мастер – классы

выпуск бюллетеней, буклетов

Деловые игры

практикумы

разбор конкретных ситуаций

консультации

круглые столы

диспуты

ролевые игры.

презентации

Педагогический коллектив поставил целью осуществление проекта за 1 год (2013 -2014 учебный год ).

1. Материально - техническое оснащение помещений ГБДОУ

2.  Родители  ГБДОУ,  готовые  на социальное партнерство в реализации

проекта

А также были выявлены возможные риски, затрудняющие реализацию проекта:

1.Трудности  в привлечении родителей к участию в мероприятиях ГБДОУ

2. Не всегда высокая компетентность воспитателей в вопросе организации и построении контакта с родителями в современных социальных условиях

Ожидаемый результат осуществления проекта:

  • повышение уровня коммуникативной компетенции педагогов по взаимодействию с родителями: умение ориентироваться в информации и применять приобретенные знания и навыки, преодоление психологических барьеров в общении, умение моделировать процесс эффективного общения;
  • повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей по вопросам воспитания и обучения детей;
  • открытость детского сада для семьи;
  • отражение результатов проекта на формирование эмоционального микроклимата семьи, на теплоту, нежность и духовное общение родителей и ребенка;
  • организация преемственности в работе ГБДОУ и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания;

На педагогическом совете был утвержден  календарь реализации

проекта:

Этапы

Задачи

Содержание

Предполагаемый

результат

1. Подготовительный (первая половина года)

1.1

Подготовка

  • анализ

проблемного поля;

  • выявление возможных причин,

 вызывающих сложности во взаимодействии педагогического коллектива и родителей

  • анкетирование, изучение

ситуации

общения в ГБДОУ;

выбор

форм и

методов

работы для

реализации

проекта

1.2

Исследовательская

работа

  • Изучение семьи

  • Изучение индивидуальных особенностей педагога

  • Комплексное анкетирование родителей
  • Комплексная диагностика педагогов ГБДОУ
  • создание банка данных по

семьям;

  • определение

направлений

работы по

формированию

коммуникативной

компетентности

педагогов и

 родителей;

составление учебно-тематического планирования

2 Основной (вторая половина года)

2.1

Практическая

творческая

работа

с родителями

и педагогическим

коллективом

  • Проведение совместных НОД и досугов с детьми и родителями
  • Проведение мастер-классов с участием

родителей

  • Семинары
  •  тренинги, консультации
  •  Диспуты
  •  круглые столы
  • деловые игры,
  •  совместная деятельность с детьми и

родителями

  •  мастер-классы
  • Праздники
  • Клуб

выходного дня

  • открытость детского сада для семьи;
  • повышение уровня психолого – педагогических знаний родителей и

коммуникативной компетентности педагогов;

согласованность действий педагогов и родителей;

3 Итоговый (конец  года)

3.1

Итоги реализации проекта

Анализ

эффективности

работы по

проекту

с последующей ее коррекцией

  • Анкетирование педагогов «Обратная связь»
  • Анкетирование родителей
  • повышение

продуктивности и эффективности профессиональной деятельности по взаимодействию с родителями;

  • обобщение опыта работы

Анализируя эффективность работы по проекту, было выявлено существенное улучшение психологической атмосферы во взаимодействии педагогов с родителями.

Приобретенный коммуникативный опыт позволил педагогам  более активно вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс,  вести продуктивный диалог, снижено число конфликтных ситуаций, что, безусловно, влияет на качество и эффективность работы с детьми.

 Анкетирование родителей указывает на повышение уровня активности, появление стойкого интереса к жизнедеятельности детского сада. Системным стал продуктивный диалог с воспитателями по вопросам воспитания и обучения детей. Доказательством послужило успешное проведение совместных круглых столов педагогов и родителей («Переводим агрессию в позитив», «На пороге к школе»), интегрированных досугов с участием родителей («Золотые формулы здоровья», «Мастерская мамы», «Эмоциональная близость мамы и ребенка»).

Анализ результативности проекта показал, что в учреждение созданы психологически комфортные условия для всех участников образовательного процесса,  это непосредственно повлияло на повышение уровня развития интегративных качеств и положительные результаты психологического мониторинга эмоционального благополучия ребенка в ГБДОУ.

Литература:

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2001
  2. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М. Сфера, 2009.
  3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников ДОУ.- М., 2002
  4. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003
  5. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль, 2001
  6. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М. Правда, 1986
  7. Ненашева А.В., Осинина Г.Н., Тараканова И.Н. Коммуникативная компетентность педагога  ДОУ. – Волгоград, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество детского сада и семьи по социально – коммуникативному развитию детей «Роль родителей в проектной деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -детский сад №27 «Сказка» г. СаяногорскаВоспитатель: Зубковская Е.П. Сотрудничество детского сада и семьи по социал...

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности...

Публикация статьи "Формы взаимодействия педагогического коллектива ДОО с родителями как фактор оптимизации воспитательно-образовательной деятельности: "Гость группы или игроволонтер" в электронном сборнике "Актуальные проблемы модернизации"

quot;Формы взаимодействия педагогического коллектива ДОО с родителями как фактор оптимизации воспитательно-образовательной деятельности: "Гость группы или игроволонтер"...