Тематический контроль «Состояние работы с дошкольниками по организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности»
учебно-методический материал на тему

Шумилина Надежда Николаевна

В помощь старшим воспитателям

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-задание к тематической проверке

«Состояние работы с дошкольниками по организации познавательно-исследовательской и  опытно-экспериментальной деятельности»

Цель. Анализ организации познавательно-исследовательской и  опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.

Основными задачами контроля являются:

  • изучить  условия, созданные в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
  • определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно-экспериментальной деятельностью;        
  • проанализировать навыки познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей;

, ■ определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы;

■        определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.

Сроки проведения: с 26.01 -06..02.2015г.

Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.

Объект контроля: система образовательной работы в ДОУ.

Для эффективности проведения тематического контроля используются следующие формы и методы (оценочный инструментарий):

  • анкета для педагогов (приложение 1);
  • диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей (приложение2);
  • карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей (приложение 3);
  • карта проверки плана воспитательно-образовательной работы (приложение 4);
  • карта проверки наглядной информации для родителей по проблеме "детское экспериментирование" (приложение5);
  • карта анализа занятия с элементами опытно-исследовательской деятельности (прило 6);
  • график проведения тематического контроля (приложение 7).

Анкета  «ВЛАДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ УМЕНИЯМИ»

Цель: определить комплекс исследовательских умений, которыми владеет работник образования.

Поставить знак «+» против умения, которыми работник образования владеет и может оперировать.

Воспитатель          --------------------------------------------------------

№ п/п

Исследовательские умения

Степень владения умением

хорошо

слабо

Не владею

1.

Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство

2.

Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности  

3.

Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки

4.

Выбирать и обосновывать исследовательскую тему

5.

Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме  

6.

Прогнозировать средства и методы исследования

7.

Определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы, этапы исследования

8.

Находить и применять соответствующие методики исследования

9.

Обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты

10.

Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения

11.

Рефлексировать по итогам исследовательской работы

Диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей

Воспитатель  -------------------------------------------------------------------------

Перечень профессиональных знаний и умений

Знание терминологии познавательной деятельности

Знание этапов исследования

Знание методов и приемов поисково-познавательной

Умение грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу,  задавать вопросы

Умение решать проблемные педагогические ситуации

Умение осуществлять поисково-познавательную деятельность с помощью исследований разных типов (опытов, экспериментов, коллекционирования, "классификации", путешествия по карте, по реке времени)

Умение целесообразно организовать предметно-развивающую среду

Умение грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане

Взаимодействие с родителями детей по проведению познавательной деятельности

Условные обозначения:

в  - высокий уровень;     с - средний (допустимый) уровень;     н - низкий уровень.

Диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей

Сводная таблица

Перечень профессиональных знаний и умений

Рабинчук С.В

Карпичква А.Л

Карсакова М Г.

Бородастова Ю.Г

Конюхова О.В

Баранова Н.С

Губайдуллина Р.М

Плотникова С.Е

Знание терминологии познавательной деятельности

Знание этапов исследования

Знание методов и приемов поисково-познавательной

Умение грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу,  задавать вопросы

Умение решать проблемные педагогические ситуации

Умение осуществлять поисково-познавательную деятельность с помощью исследований разных типов (опытов, экспериментов, коллекционирования, "классификации", путешествия по карте, по реке времени)

Умение целесообразно организовать предметно-развивающую среду

Умение грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане

Взаимодействие с родителями детей по проведению познавательной деятельности

Условные обозначения:

в  - высокий уровень;     с - средний (допустимый) уровень;     н - низкий уровень.

Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей

Дата______________

Воспитатель_____________________________________________

Группа_________________________________________________

Критерий анализа

Материалы и оборудование для развития познавательной активности и экспериментирования

1. Центр естественно – научных представлений: материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.).

Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.).

Приборы  (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.).

Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств.

Наглядные модели познавательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности.

Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования

Уголок природы: растения, животные в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда на природе и в уголке.

Имеется в наличие различный материал для изготовления поделок, игрушек, альбомов и др.: природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто, пластилин, проволока, нитки, тесьма и пр.

Наличие познавательной литературы, наглядного материала для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр.

Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр.), изобразительные средства.

Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности

Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы

Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей

Сводная таблица

Критерий анализа

Возрастная группа

Рабинчук С.В

Карпичква А.Л

Карсакова

М Г.

Бородастова Ю.Г

Конюхова О.В

Баранова Н.С

1. Центр естественно – научных представлений: материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.).

Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.).

Приборы  (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.).

Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств.

Наглядные модели познавательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности.

Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования

Уголок природы: растения, животные в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда на природе и в уголке.

Имеется в наличие различный материал для изготовления поделок, игрушек, альбомов и др.: природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто, пластилин, проволока, нитки, тесьма и пр.

Наличие познавательной литературы, наглядного материала для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр.

Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр.), изобразительные средства.

Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности

Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

Дата_________________________________________

Воспитатель________________________________________

Группа_________________________________________________

Критерий анализа

Познавательное занятие или часть занятия в режиме дня

Совместная исследовательская деятельность

(опыты, эксперименты

Планирование экспериментальной работы на прогулках

Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной).

Планирование поисковых и исследовательских методов на занятиях по другим разделам

Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности

Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность

Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.

Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми

Дидактические игры

Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности.

Ведется фиксация результатов детского экспериментирования.

Досуг, развлечения

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

Сводная таблица

Критерий анализа

Рабинчук С.В

Карпичква А.Л

Карсакова

М Г.

Бородастова Ю.Г

Конюхова О.В

Баранова Н.С

Познавательное занятие или часть занятия в режиме дня

Совместная исследовательская деятельность

(опыты, эксперименты

Планирование экспериментальной работы на прогулках

Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной).

Планирование поисковых и исследовательских методов на занятиях по другим разделам

Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности

Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность

Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.

Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми

Дидактические игры

Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности.

Ведется фиксация результатов детского экспериментирования.

Досуг, развлечения

Карта проверки наглядной информации для родителей по проблеме "Детское экспериментирование"

Дата_____________________________

Воспитатель_________________________________

Группа______________________________________

Формы работы с родителями

Анкетирование родителей

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды

Совместное детско-взрослое творчество.

Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность

Форма подачи материала

Папки-передвижки

Стенды

Ширмы

Информационные письма, памятки

Выставки продуктов детской деятельности

Востребованность предлагаемого материала родителями

Карта проверки наглядной информации для родителей по проблеме "Детское экспериментирование"

Сводная таблица

Формы работы с родителями

Анкетирование родителей

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды

Совместное детско-взрослое творчество.

Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность

        

Форма подачи материала

Папки-передвижки

Стенды

Ширмы

Информационные письма, памятки

Выставки продуктов детской деятельности

Востребованность предлагаемого материала родителями

        

Карта анализа занятия с элементами познавательно-исследовательской деятельности

Дата_________________________________________

Воспитатель___________________________________________

Группа_________________________________________

Критерий анализа

Оценка

Действия воспитателя

Предварительная подготовка:

Определение цели

Использование необходимого оборудования

Организация детей

Руководство

Формулировка вопросов

Обращается ли внимание на существенное

Учит ли педагог детей рассуждать

Учит ли сравнивать факты

Четкая и доходчивая формулировка стоящей перед детьми задачи (что хотим узнать?)

Оценка деятельности детей на занятии

Подведение итогов опытной деятельности, формулировка выводов

Действия детей

Отношение к экспериментальной деятельности

Познавательное отношение устойчиво.

Дети проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач

Целеполагание

Самостоятельно видят проблему.

 Активно высказывают предположения.

Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Планирование

Самостоятельно планируют предстоящую деятельность.

 Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями

Реализация

Действуют планомерно.

 Помнят о цели работы на протяжении всей деятельности.

В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности.

Доводят дело до конца

Рефлексия

Устно формулируют, достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе.

Способны устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи.

 Делают выводы

В –высокий уровень,

С- средний уровень,

Н – низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль: «Состояние работы в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Тематический контроль  в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности  дошкольников...

Анализ проведения тематического контроля «Состояние работы по развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников посредством использования игровых технологий».

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников посредством использования игровых технологий....

Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательно – речевому развитию дошкольников»

Тематическая проверка проводилась в рамках задачи перед педагогами ДОУ на 2016 – 2017 учебный год, приоритетного познавательно – речевого направления развития детей МБДОУ ДС № 1 в период с...

Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательному развитию (экологическое воспитание) дошкольников»

Тематическая проверка проводилась в рамках задачи перед педагогами ДОУ на 2017 – 2018 учебный год, приоритетного познавательно – речевого направления развития детей МБДОУ ДС № 1 в период с...

Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательно – речевому развитию дошкольников»

Цель: изучение и оценка уровня работы педагогов по развитию познавательных способностей и речевых навыков в режимных моментах и организованной образовательной деятельности, улучшение качества методиче...

Справка по итогам тематического контроля на тему «Создание условий для организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников»

Справка по итогам тематического контроля на тему «Создание условий для организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников» ...