Тематический контроль «Состояние работы с дошкольниками по организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности»
учебно-методический материал на тему
В помощь старшим воспитателям
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-задание к тематической проверке
«Состояние работы с дошкольниками по организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности»
Цель. Анализ организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.
Основными задачами контроля являются:
- изучить условия, созданные в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
- определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно-экспериментальной деятельностью;
- проанализировать навыки познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей;
, ■ определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы;
■ определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.
Сроки проведения: с 26.01 -06..02.2015г.
Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.
Объект контроля: система образовательной работы в ДОУ.
Для эффективности проведения тематического контроля используются следующие формы и методы (оценочный инструментарий):
- анкета для педагогов (приложение 1);
- диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей (приложение2);
- карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей (приложение 3);
- карта проверки плана воспитательно-образовательной работы (приложение 4);
- карта проверки наглядной информации для родителей по проблеме "детское экспериментирование" (приложение5);
- карта анализа занятия с элементами опытно-исследовательской деятельности (прило 6);
- график проведения тематического контроля (приложение 7).
Анкета «ВЛАДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ УМЕНИЯМИ»
Цель: определить комплекс исследовательских умений, которыми владеет работник образования.
Поставить знак «+» против умения, которыми работник образования владеет и может оперировать.
Воспитатель --------------------------------------------------------
№ п/п | Исследовательские умения | Степень владения умением | ||
хорошо | слабо | Не владею | ||
1. | Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство | |||
2. | Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности | |||
3. | Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки | |||
4. | Выбирать и обосновывать исследовательскую тему | |||
5. | Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме | |||
6. | Прогнозировать средства и методы исследования | |||
7. | Определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы, этапы исследования | |||
8. | Находить и применять соответствующие методики исследования | |||
9. | Обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты | |||
10. | Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения | |||
11. | Рефлексировать по итогам исследовательской работы |
Диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей
Воспитатель -------------------------------------------------------------------------
Перечень профессиональных знаний и умений | ||
Знание терминологии познавательной деятельности | ||
Знание этапов исследования | ||
Знание методов и приемов поисково-познавательной | ||
Умение грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы | ||
Умение решать проблемные педагогические ситуации | ||
Умение осуществлять поисково-познавательную деятельность с помощью исследований разных типов (опытов, экспериментов, коллекционирования, "классификации", путешествия по карте, по реке времени) | ||
Умение целесообразно организовать предметно-развивающую среду | ||
Умение грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане | ||
Взаимодействие с родителями детей по проведению познавательной деятельности |
Условные обозначения:
в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.
Диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей
Сводная таблица
Перечень профессиональных знаний и умений | Рабинчук С.В | Карпичква А.Л | Карсакова М Г. | Бородастова Ю.Г | Конюхова О.В | Баранова Н.С | Губайдуллина Р.М | Плотникова С.Е |
Знание терминологии познавательной деятельности | ||||||||
Знание этапов исследования | ||||||||
Знание методов и приемов поисково-познавательной | ||||||||
Умение грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы | ||||||||
Умение решать проблемные педагогические ситуации | ||||||||
Умение осуществлять поисково-познавательную деятельность с помощью исследований разных типов (опытов, экспериментов, коллекционирования, "классификации", путешествия по карте, по реке времени) | ||||||||
Умение целесообразно организовать предметно-развивающую среду | ||||||||
Умение грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане | ||||||||
Взаимодействие с родителями детей по проведению познавательной деятельности |
Условные обозначения:
в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.
Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей
Дата______________
Воспитатель_____________________________________________
Группа_________________________________________________
Критерий анализа | ||
Материалы и оборудование для развития познавательной активности и экспериментирования | ||
1. Центр естественно – научных представлений: материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.). | ||
Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.). | ||
Приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.). | ||
Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств. | ||
Наглядные модели познавательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности. | ||
Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования | ||
Уголок природы: растения, животные в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда на природе и в уголке. | ||
Имеется в наличие различный материал для изготовления поделок, игрушек, альбомов и др.: природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто, пластилин, проволока, нитки, тесьма и пр. | ||
Наличие познавательной литературы, наглядного материала для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр. | ||
Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр.), изобразительные средства. | ||
Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности | ||
Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы |
Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей
Сводная таблица
Критерий анализа | Возрастная группа | |||||
Рабинчук С.В | Карпичква А.Л | Карсакова М Г. | Бородастова Ю.Г | Конюхова О.В | Баранова Н.С | |
1. Центр естественно – научных представлений: материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.). | ||||||
Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.). | ||||||
Приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.). | ||||||
Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств. | ||||||
Наглядные модели познавательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности. | ||||||
Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования | ||||||
Уголок природы: растения, животные в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда на природе и в уголке. | ||||||
Имеется в наличие различный материал для изготовления поделок, игрушек, альбомов и др.: природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто, пластилин, проволока, нитки, тесьма и пр. | ||||||
Наличие познавательной литературы, наглядного материала для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр. | ||||||
Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр.), изобразительные средства. | ||||||
Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности | ||||||
Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы |
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
Дата_________________________________________
Воспитатель________________________________________
Группа_________________________________________________
Критерий анализа | ||
Познавательное занятие или часть занятия в режиме дня | ||
Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты | ||
Планирование экспериментальной работы на прогулках | ||
Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной). | ||
Планирование поисковых и исследовательских методов на занятиях по другим разделам | ||
Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности | ||
Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность | ||
Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе. | ||
Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми | ||
Дидактические игры | ||
Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности. | ||
Ведется фиксация результатов детского экспериментирования. | ||
Досуг, развлечения |
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
Сводная таблица
Критерий анализа | Рабинчук С.В | Карпичква А.Л | Карсакова М Г. | Бородастова Ю.Г | Конюхова О.В | Баранова Н.С |
Познавательное занятие или часть занятия в режиме дня | ||||||
Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты | ||||||
Планирование экспериментальной работы на прогулках | ||||||
Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной). | ||||||
Планирование поисковых и исследовательских методов на занятиях по другим разделам | ||||||
Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности | ||||||
Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность | ||||||
Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе. | ||||||
Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми | ||||||
Дидактические игры | ||||||
Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности. | ||||||
Ведется фиксация результатов детского экспериментирования. | ||||||
Досуг, развлечения |
Карта проверки наглядной информации для родителей по проблеме "Детское экспериментирование"
Дата_____________________________
Воспитатель_________________________________
Группа______________________________________
Формы работы с родителями | ||
Анкетирование родителей | ||
Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды | ||
Совместное детско-взрослое творчество. | ||
Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность | ||
Форма подачи материала | ||
Папки-передвижки | ||
Стенды | ||
Ширмы | ||
Информационные письма, памятки | ||
Выставки продуктов детской деятельности | ||
Востребованность предлагаемого материала родителями |
Карта проверки наглядной информации для родителей по проблеме "Детское экспериментирование"
Сводная таблица
Формы работы с родителями | ||||||
Анкетирование родителей | ||||||
Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды | ||||||
Совместное детско-взрослое творчество. | ||||||
Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность | ||||||
Форма подачи материала | ||||||
Папки-передвижки | ||||||
Стенды | ||||||
Ширмы | ||||||
Информационные письма, памятки | ||||||
Выставки продуктов детской деятельности | ||||||
Востребованность предлагаемого материала родителями |
Карта анализа занятия с элементами познавательно-исследовательской деятельности
Дата_________________________________________
Воспитатель___________________________________________
Группа_________________________________________
Критерий анализа | Оценка | |
Действия воспитателя | ||
Предварительная подготовка: | ||
Определение цели | ||
Использование необходимого оборудования | ||
Организация детей | ||
Руководство | ||
Формулировка вопросов | ||
Обращается ли внимание на существенное | ||
Учит ли педагог детей рассуждать | ||
Учит ли сравнивать факты | ||
Четкая и доходчивая формулировка стоящей перед детьми задачи (что хотим узнать?) | ||
Оценка деятельности детей на занятии | ||
Подведение итогов опытной деятельности, формулировка выводов | ||
Действия детей | ||
Отношение к экспериментальной деятельности | ||
Познавательное отношение устойчиво. Дети проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач | ||
Целеполагание | ||
Самостоятельно видят проблему. Активно высказывают предположения. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами | ||
Планирование | ||
Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями | ||
Реализация | ||
Действуют планомерно. Помнят о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Доводят дело до конца | ||
Рефлексия | ||
Устно формулируют, достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способны устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делают выводы |
В –высокий уровень,
С- средний уровень,
Н – низкий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль: «Состояние работы в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»
Тематический контроль в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников...
Тематический контроль «Состояние работы с дошкольниками по организации познавательной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности»
План контроля, инструментарий, справка с выводами и рекомендациями...
Анализ проведения тематического контроля «Состояние работы по развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников посредством использования игровых технологий».
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников посредством использования игровых технологий....
Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательно – речевому развитию дошкольников»
Тематическая проверка проводилась в рамках задачи перед педагогами ДОУ на 2016 – 2017 учебный год, приоритетного познавательно – речевого направления развития детей МБДОУ ДС № 1 в период с...
Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательному развитию (экологическое воспитание) дошкольников»
Тематическая проверка проводилась в рамках задачи перед педагогами ДОУ на 2017 – 2018 учебный год, приоритетного познавательно – речевого направления развития детей МБДОУ ДС № 1 в период с...
Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательно – речевому развитию дошкольников»
Цель: изучение и оценка уровня работы педагогов по развитию познавательных способностей и речевых навыков в режимных моментах и организованной образовательной деятельности, улучшение качества методиче...
Справка по итогам тематического контроля на тему «Создание условий для организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников»
Справка по итогам тематического контроля на тему «Создание условий для организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников» ...