Справка по итогам тематического контроля на тему «Создание условий для организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников»
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravka_po_itogam_tematicheskogo_kontrolya_na_temu.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 48»
КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (МДОУ «ДС № 48») |
456652, Челябинская область, город Копейск, улица Луганская, дом 3 –А
🕿 8 (35139) 2 03 67
e-mail: ds48@kopeysk-uo.ru
Справка по итогам тематического контроля на тему
«Создание условий для организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников»
В соответствии с годовым планом работы МДОУ в период с 06.11.20 17 г. по 30.11. 2017 г. был проведен тематический контроль по теме «Создание условий для организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников»
Цель проверки: провести анализ организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ.
Задачи: изучение условий для организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников, определение эффективности работы педагогов по организации и руководству познавательно –исследовательской деятельности, анализ навыков познавательно-исследовательской деятельности детей.
Формы и методы :
- Анализ планирования познавательно-исследовательской деятельности.
- Проведение открытых форм образовательной деятельности по группам.
- Анализ предметно-развивающей среды.
- Анализ наглядной информации для родителей в группах, коллективных и индивидуальных форм работы с родителями.
Проверка показала:
Анализ календарных планов позволил сделать следующие выводы:
1.Педагоги планируют и применяют различные формы экспериментальной деятельности. Детское экспериментирование планируется в рамках НОД и в совместной деятельности. Во всех группах в режимных моментах активно используются наблюдение, простейшие опыты и эксперименты. Отмечается планирование экспериментов во время осуществления прогулок. Также планируется деятельность и во второй половине дня, где используются игры-эксперименты, опыты, фокусы, наблюдения.
Тем не менее, следует обратить внимание на систему планирования индивидуальной работы с детьми по данному направлению. Она педагогами не планируется. Не всегда педагоги: Павленко И. А., воспитатель подготовительной к школе группы «Чиполлино», Тишунова М. Ю., воспитатель подготовительной к школе группы «Дюймовочка», Квасова М. В., воспитатель старшей группы «Чебурашка» при проведении опытов и экспериментов не фиксируют опыты и наблюдения. Не все педагоги планируют проектную деятельность с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников деятельности. Не планируют: Дукарт П. Ю., педагог старшей группы «Буратино», Залалова Т. С., педагог средней группы «Репка», Зубова Е. Ю., педагог средней группы «Аленушка», Цыпышева О. А., педагог средней группы «Золушка».
Рекомендовано:
1. Педагогам Павленко И. А.,подготовительная к школе группа «Чиполлино», Тишуновой М. Ю., подготовительная к школе группа «Дюймовочка», Квасова М. В., старшая группа «Чебурашка» при планировании НОД учитывать фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений.
Срок: постоянно.
Педагогам Дукарт П. Ю., старшая группа« Буратино», Залалова Т. С., средняя группа «Репка», Зубова Е. Ю., средняя группа «Аленушка», Цыпышева О. А., средняя группа «Золушка» в системе планировать проектную деятельность по познавательному развитию детей с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников деятельности.
Срок: постоянно.
Профессиональные умения педагогов отслеживались в проведении НОД, режимных моментах. Педагогами используется опытно-исследовательская деятельность: проектная деятельность, НОД и совместная деятельность с детьми. Активно используется в ходе проведения опытно-исследовательской деятельности демонстрационный, раздаточный, коллекционный материал. В ходе просмотра исследовательской деятельности отмечен продуманный выбор оборудования педагогами, удобное его размещение в зоне исследования. Дети мотивированы на ситуацию поиска, имели возможность выдвигать гипотезы, делать обобщения, выводы. Во время проведения открытых мероприятий использовались разнообразные методы проведения исследовательской деятельности в соответствии с возрастными возможностями детей.
Анализ НОД проводился по следующим критериям: наличие мотива;
Алгоритм экспериментальной деятельности:
- постановка исследовательской задачи;
- уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;
- уточнение плана исследования;
- выбор оборудования и размещение в зоне исследования;
-анализ, обобщение и фиксирование полученных результатов экспериментирования;
- учет дифференцированного и индивидуального подхода;
- создание ситуации успеха;
- соответствие методического обеспечения поставленным задачам.
В ходе НОД по детскому экспериментированию педагоги использовали приемы проблемной ситуации, игровые приёмы, которые увлекали и заинтересовывали детей, обеспечивали хороший результат экспериментальной деятельности.
Очень насыщенной, интересной была деятельность детей в старшей группе «Красная Шапочка». Воспитатель Кротова Н. И. взяла достаточно сложное направление – исследовательскую и экспериментальную деятельность с природным материалом: обыкновенными листьями растений. Дети воочию увидели, почему осенью листья пожелтели и погибли, а листья комнатных растений продолжают жить. Воспитатель грамотно продумала непосредственно- образовательную деятельность, отмечена большая подготовительная работа: подобрано необходимое оборудование для эксперимента, игры. Образовательная деятельность была построена в форме опытов, которые открывали неизвестные ранее детям свойства листьев. Дети продемонстрировали хорошие экспериментально-исследовательские навыки. Исследовательская деятельность оказалась насыщенной, познавательной.
Хорошо подготовленная непосредственно-образовательная деятельность по изучению свойств воды была организована воспитателем подготовительной к школе группы Павленко И. А. Дети попали в настоящую экспериментальную лабораторию, где экспериментировали с водой. Экспериментально-исследовательская деятельность прослеживалась на протяжении всей НОД. Экспериментальная деятельность была построена в доступной форме, а все дети превратились в « волшебников». Были проведены интересные опыты с водой, в которых дети познакомились с его свойствами. Отмечен тесный контакт педагога с детьми. Все дети были охвачены вниманием и вовлечены в исследовательскую деятельность. В ходе занятия дети получили интересные знания, закрепили их на практике, что явилось хорошим показателем результативности.
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Дюймовочка» носила познавательный характер. Воспитатель Тишунова М. Ю. использовала формы работы, адекватные возрасту детей. Воспитатель организовала деятельность в тесном контакте с детьми. Во время проведения занятия «Земля-наш дом» дети познакомились с цветом нашей планеты, людьми, ее населяющими. Учились быть толерантными. Интерес к занятию сохранялся на протяжении всей НОД.
Недостаточно продуманной познавательная и опытно-экспериментальная деятельность была в группах «Буратино», старшая, педагог Дукарт П. Ю., «Чебурашка», старшая, педагог Квасова М. Ю., Залалова Т. С., средняя группа «Репка», Зубова Е. Ю., средняя группа «Аленушка», Цыпышева О. А., средняя группа «Золушка», Беляева А. С., 2 младшая группа «Колобок». Педагоги этих групп не в системе проводят опытно-экспериментальную деятельность, продумывают демонстрационный материал для ее проведения , форму проведения занятий, не создают удобные, комфортные условия детям при проведении опытно-экспериментальной деятельности. Вследствие этого у детей навыки экспериментирования развиты не на должном уровне.
Рекомендовано:
педагогам групп «Буратино», старшая, педагог Дукарт П. Ю., «Чебурашка», старшая, педагог Квасова М. Ю., Залалова Т. С., средняя группа «Репка», Зубова Е. Ю., средняя группа «Аленушка», Цыпышева О. А., средняя группа «Золушка», Беляева А. С., 2 младшая группа овладеть методикой проведения опытно-экспериментальной деятельностью, в системе проводить ее с детьми во всех видах деятельности.
Срок: постоянно.
Развивающая среда в ДОУ соответствует возрасту детей и реализуемой программе. Во всех группах существуют центры экспериментирования, в которых имеется оборудование для проведения опытно-экспирементальной деятельности. В группах «Красная Шапочка», старшая, педагог Кротова Н. И., Павленко И. А.,подготовительная к школе группа «Чиполлино», Тишунова М. Ю., подготовительная к школе группа «Дюймовочка», Квасова М. В., старшая группа «Чебурашка», «Теремок», 2 младшая группа, педагог Цыганкова С. Е. созданы мини-лаборатории, выделено место для постоянной выставки, место для приборов, место для выращивания растений, место для хранения природного и других материалов. Педагоги творчески подошли к оформлению уголков. Значительно обновились и пополнились картотеки опытов. Предметно-пространственная среда для экспериментирования соответствует требованиям безопасности и доступности.
В группах «Буратино», старшая, педагог Дукарт П. Ю., Залалова Т. С., средняя группа «Репка», Зубова Е. Ю., средняя группа «Аленушка», Цыпышева О. А., средняя группа «Золушка», Беляева А. С., 2 младшая группа, «Топ-Топ», 2 младшая, педагог Федоренко А. В. при построении развивающей среды не учитывается принцип динамичности, среда не пополняется с учетом интересов детей и изучаемого материала. Кроме того, педагоги этих групп не пополняют познавательные центры развивающими играми, наглядным и раздаточными материалами, сделанными своими руками, не привлекают родителей к созданию доступной и насыщенной ППРС для развития познавательных интересов у детей. У данных педагогов отсутствует схематический материал по безопасности алгоритма исследований.
Педагоги младших групп не используют для мотивации детей к экспериментированию момент заинтересованности- наличие персонажей, которые будут организовывать и собирать внимание детей.
Рекомендовано:
Так как развивающая среда должна обеспечивать развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет педагогам групп «Буратино», старшая, Дукарт П. Ю., Залаловой Т. С., средняя группа «Репка», Зубовой Е. Ю., средняя группа «Аленушка», Цыпышевой О. А., средняя группа «Золушка», «Колобок» Беляева А. С., 2 младшая группа, «Топ-Топ», 2 младшая, Федоренко А.:
- пополнить центры экспериментирования: сериями картин с изображением природных сообществ, книгами познавательного характера (например «Строение тела человека»), атласами, тематическими альбомами, различными коллекциями;
- при построении развивающей среды учитывать принцип динамичности;
- продолжить работу над изготовлением схематического материала по безопасности и по планированию алгоритма исследования);
Педагогам младших групп необходимо добавить момент заинтересованности — наличие персонажей, которые будут организовывать внимание детей.
Срок: постоянно.
Анализ работы с родителями показал следующее:
Изучение тематики родительских собраний и их посещение, уголков, консультаций и других форм взаимодействия с семьей по проблеме развития интереса ребенка к природе посредством элементарного экспериментирования показало, что по этому вопросу требуется более плодотворное сотрудничество педагогов с родителями. Хочется отметить старшую группу «Красная Шапочка», педагог Кротова Н. И., Павленко И. А.,подготовительная к школе группа «Чиполлино», Тишунова М. Ю., подготовительная к школе группа»Дюймовочка», 2 младшую группу «Теремок», педагог Цыганкова С. Е. В этих группах родители приняли участие в оснащении предметно-развивающей среды групп при обновлении исследовательских уголков. Необходимо помнить, что лишь совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться желаемого результата.
Таким образом, необходимо пропагандировать среди родителей свою работу и вовлекать их в активную творческую совместную деятельность с детьми.
В ходе тематического контроля было выявлено, что педагоги групп «Буратино», старшая, Дукарт П. Ю., Залаловой Т. С., средняя группа «Репка», Зубовой Е. Ю., средняя группа «Аленушка», Цыпышевой О. А., средняя группа «Золушка», «Колобок» Беляева А. С., 2 младшая группа, «Топ-Топ», 2 младшая, Федоренко А. испытывают трудности в организации детской экспериментальной, опытнической деятельности и мало используют данный метод в своей работе. В связи с этим педагогам рекомендуется изучить и проанализировать методическую литературу и интернет- ресурсы по данной тематике для организации своей работы по данному направлению.
Рекомендации:
1. Педагогам групп Павленко И. А.,подготовительная к школе группа «Чиполлино», Тишуновой М. Ю., подготовительная к школе группа «Дюймовочка», Квасова М. В., старшая группа «Чебурашка» при планировании НОД учитывать фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений.
Срок: постоянно.
Педагогам групп Дукарт П. Ю., старшая группа« Буратино», Залалова Т. С., средняя группа «Репка», Зубова Е. Ю., средняя группа «Аленушка», Цыпышева О. А., средняя группа «Золушка» в системе планировать проектную деятельность по познавательному развитию детей с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников деятельности.
Срок: постоянно.
2.педагогам групп «Буратино», старшая, педагог Дукарт П. Ю., «Чебурашка», старшая, педагог Квасова М. Ю., Залалова Т. С., средняя группа «Репка», Зубова Е. Ю., средняя группа «Аленушка», Цыпышева О. А., средняя группа «Золушка», Беляева А. С., 2 младшая группа овладеть методикой проведения опытно-экспирементальной деятельностью, в системе проводить ее с детьми во всех видах деятельности.
Срок: постоянно.
педагогам групп «Буратино», старшая, педагог Дукарт П. Ю., «Чебурашка», старшая, педагог Квасова М. Ю., Залалова Т. С., средняя группа «Репка», Зубова Е. Ю., средняя группа «Аленушка», Цыпышева О. А., средняя группа «Золушка», Беляева А. С., 2 младшая группа овладеть методикой проведения опытно-экспирементальной деятельностью, в системе проводить ее с детьми во всех видах деятельности.
Срок: постоянно.
так как развивающая среда должна обеспечивать развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет педагогам групп «Буратино», старшая, Дукарт П. Ю., Залаловой Т. С., средняя группа «Репка», Зубовой Е. Ю., средняя группа «Аленушка», Цыпышевой О. А., средняя группа «Золушка», «Колобок» Беляева А. С., 2 младшая группа, «Топ-Топ», 2 младшая, Федоренко А.
- пополнить центры экспериментирования: сериями картин с изображением природных сообществ, книгами познавательного характера (например «Строение тела человека»), атласами, тематическими альбомами, различными коллекциями;
- При построении развивающей среды учитывать принцип динамичности;
- Продолжить работу над изготовлением схематического материала (по безопасности и по планировании алгоритма исследования).
Педагогам младших групп необходимо добавить момент заинтересованности — наличие персонажей, которые будут организовывать внимание детей.
В ходе тематического контроля было выявлено, что педагоги групп «Буратино», старшая, Дукарт П. Ю., Залаловой Т. С., средняя группа «Репка», Зубовой Е. Ю., средняя группа «Аленушка», Цыпышевой О. А., средняя группа «Золушка», «Колобок» Беляева А. С., 2 младшая группа, «Топ-Топ», 2 младшая, Федоренко А. испытывают трудности в организации детской экспериментальной, опытнической деятельности и мало используют данный метод в своей работе. В связи с этим педагогам рекомендуется изучить и проанализировать методическую литературу и интернет- ресурсы по данной тематике для организации своей работы по данному направлению.
7. Включить в работу с семьёй участие родителей в исследовательских проектах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка по итогам тематического контроля «Анализ состояния речевой среды в ДОУ и коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГТ »
В МДОУ «Детский сад № 2» в период 22 по 30 ноября 2010г. был проведен тематический контроль по теме: «Анализ состояния речевой среды в ДОУ и коммуникативного развития дошкольников в ...
Методическая панорама статья "Создание условий для организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста".
Ребенок по своей сути - исследователь.Он все познает моетодом проб и ошибок. Но ребенку очень трудно найти самостоятельно ответы на все интересующие его вопросы. В проектной деятельности дети учатся н...
План проведения тематического контроля по теме: «Эффективность работы ДОУ по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
План проведения тематического контроля по теме:«Эффективность работы ДОУ по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»...
Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: « Организация работы по экологическому воспитанию детей».
Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: « Организация работы по экологическому воспитанию детей».Согласно годовому плану в ДОУ была проведена тематическая про...
Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: «Организация условий для театрализованной деятельности детей в детском саду»
Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Организация условий для театрализованной деятельности детей в детском саду»Программа тематического контроляСроки: с 21января по...
Создание условий для организации познавательно-исследовательской деятельности с учетом требований показателя «Природа и наука» шкалы ECERS-R
Статья природа и наука...
Аналитическая справка по результатам тематического контроля на тему: «Создание предметно-развивающей среды для организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду»
Аналитическая справка по результатам тематического контроля на тему:«Создание предметно-развивающей среды для организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду»...