Тематический контроль «Состояние работы по организации познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ»
методическая разработка

Белозерова Юлия Юрьевна

Анализ организации  познавательно – исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tem.kontrol_no1.docx64.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический контроль

по теме: «Состояние работы по организации познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ»

Цель: анализ организации  познавательно – исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками.

Сроки: с 21.10.  –  31.10.2024г.

Состав комиссии :

Председатель комиссии: Белозерова Ю.Ю.

Члены комиссии: Буравлёва Н.Н.. Карплюкова Н.А.

Задачи:

1 Изучить эффективность работы по познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ.

2 Выявить лучший опыт эффективной работы педагогов по познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.

Вопросы, подлежащие проверке:

1. Определить уровень создания развивающей предметно – пространственной среды по экспериментально – исследовательской деятельности в группах ДОУ.

2. Определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно – экспериментальной деятельностью.

3. Проанализировать навыки познавательно – исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности детей в НОД.

4. Определить место познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно – образовательной работы.

5. Определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.

Для проведения тематической проверки был составлен план, в котором были предусмотрены вопросы подлежащие проверки.

ПЛАН — ЗАДАНИЕ 

 

Вопросы контроля 

Методы контроля 

Содержание контроля 

Ответственный 

1. Определить уровень создания развивающей предметно – пространственной среды по экспериментально – исследовательской деятельности в группах ДОУ.

Экспертная оценка

- анализ условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей

Ст. воспитатель Белозерова Ю.Ю.

2. Определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно – экспериментальной деятельностью.

Изучение документации 

 - Проверка методического обеспечения.

- Диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей

Ст. воспитатель Белозерова Ю.Ю.

3. Проанализировать навыки познавательно – исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности детей в ООД.

Наблюдение 

Посещение занятий и режимных моментов 

- изучение форм, методов и приемов организации познавательной  и опытно – экспериментальной деятельности педагогами.

- Карта анализа занятия с элементами познавательно-исследовательской деятельности

- Анкета  «Владение исследовательскими умениями»

Ст. воспитатель Белозерова Ю.Ю.

4. Определить место познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно – образовательной работы.

Изучение документации 

- Анализ календарных планов работы воспитателей и специализированной документации, отражающей познавательную и  опытно – экспериментальную деятельность.

Ст. воспитатель Белозерова Ю.Ю.

5. Определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.

Изучение взаимодействия с родителями.

- карта проверки наглядной информации для родителей по проблеме «детское экспериментирование»

Ст. воспитатель Белозерова Ю.Ю.

Итоговые документы:

  • Аналитическая справка по итогам тематического контроля.
  • Приказ «Об итогах тематического контроля».

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ

с 21.10. – 31.10.2024г

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА

МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ

Анализ проведения занятия по познавательно – исследовательской деятельности

ДАТА КОНТРОЛЯ

Младшая группа

Алымова М.И. «Плавает – тонет»

22.10.2024г

Средняя группа

Чекалова Е.В. «Почему все звучит?»

25.10.2024г

Старшая группа

Буравлева Н.Н. «Путешествие с апельсином»

24.10.2024г

Подготовительная группа

Афонина Е.О. «Лаборатория чудес»

22.10.2024г

Выявление уровня развития детей

Карта анализа занятия с элементами познавательно-исследовательской деятельности

22.10. – 25.10.2024г

Оценка профессионального мастерства воспитателя

Оценка профессионального мастерства

педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей

Анализ календарных планов работы воспитателей и специализированной документации, отражающей познавательную и опытно – экспериментальную деятельность.

Анкета для педагогов  «ВЛАДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ УМЕНИЯМИ»

21.10. – 30.10. 2024г

Оценка создания условий в группе

Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей

24.10. – 25.10. 2024г

Работа с родителями

Карта анализа наглядной информации для родителей по проблеме «Детское экспериментирование»

Анкета для родителей «Детское экспериментирование в семье».

31.10.2024г

28.10.-31.10.24

Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей

Воспитатели: 1Будакова В.М. (группа раннего возраста)  2 Карплюкова Н.А. ( 2группа раннего возраста) 3 Алымова М.И. (младшая группа) 4 Чекалова Е.В. (средняя группа)  5 Титарева И.С. (старшая группа) 6. Афонина Е.О. (подготовительная группа)

Критерий анализа (материалы и оборудование для развития познавательной активности и экспериментирования)

Оценка

1

2

3

4

5

6

ДАТА

Центр естественно – научных представлений: материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.)

Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.)

Приборы  (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.)

Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств

Наглядные модели познавательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности

Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования

Уголок природы: растения, животные в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда на природе и в уголке

Имеется в наличие различный материал для изготовления поделок, игрушек, альбомов и др.: природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто, пластилин, проволока, нитки, тесьма и пр.

Наличие познавательной литературы, наглядного материала для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр.

Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр.), изобразительные средства

Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности

Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы

Условные обозначения: в  - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы.  

Воспитатели: 1Будакова В.М. (группа раннего возраста)  2 Карплюкова Н.А. ( 2группа раннего возраста) 3 Алымова М.И. (младшая группа) 4 Чекалова Е.В. (средняя группа)  5 Титарева И.С. (старшая группа) 6. Афонина Е.О. (подготовительная группа)

Возрастные группа

Ран.группа

2 ран.группа

Мл.гр

Сред.гр

Стар.гр

Под.гр

дата

Критерий анализа

Познавательное занятие или часть занятия в режиме дня

Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты)

Планирование экспериментальной работы на прогулках

Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной)

Планирование поисковых и исследовательских методов на занятиях по другим разделам

Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности

Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность

Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе

Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми

Дидактические игры

Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности

Ведется фиксация результатов детского экспериментирования

Досуг, развлечения

оценка

Условные обозначения: в  - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

Дата_______________________________________________________________________

Воспитатель_________________________________________________________________

Группа________________________________

Критерий анализа

Оценка

Познавательное занятие или часть занятия в режиме дня

Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты)

Планирование экспериментальной работы на прогулках

Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной)

Планирование поисковых и исследовательских методов на занятиях по другим разделам

Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности

Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность

Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе

Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми

Дидактические игры

Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности

Ведется фиксация результатов детского экспериментирования

Досуг, развлечения

Условные обозначения: в  - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.

Анкета для педагогов «ВЛАДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ УМЕНИЯМИ»

Цель: определить комплекс исследовательских умений, которыми владеет работник образования. Поставить знак «+» напротив умения, которыми работник образования владеет и может оперировать. Воспитатель  ______________________________________________________

№ п/п

Исследовательские умения

Степень владения умением

хорошо

слабо

не владею

1.

Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство

2.

Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности  

3.

Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки

4.

Выбирать и обосновывать исследовательскую тему

5.

Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме  

6.

Прогнозировать средства и методы исследования

7.

Определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы, этапы исследования

8.

Находить и применять соответствующие методики исследования

9.

Обобщать, описывать и грамотно оформлять полученные результаты

10.

Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения

11.

Рефлексировать по итогам исследовательской работы

Анкета для педагогов «ВЛАДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ УМЕНИЯМИ»

Цель: определить комплекс исследовательских умений, которыми владеет работник образования. Поставить знак «+» напротив умения, которыми работник образования владеет и может оперировать. Воспитатель  ______________________________________________________

№ п/п

Исследовательские умения

Степень владения умением

хорошо

слабо

не владею

1.

Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство

2.

Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности  

3.

Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки

4.

Выбирать и обосновывать исследовательскую тему

5.

Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме  

6.

Прогнозировать средства и методы исследования

7.

Определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы, этапы исследования

8.

Находить и применять соответствующие методики исследования

9.

Обобщать, описывать и грамотно оформлять полученные результаты

10.

Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения

11.

Рефлексировать по итогам исследовательской работы

Аналитическая справка по итогам анкетирования педагогов

«Владение исследовательскими умениями».

Целью анкетирования педагогов было определить комплекс исследовательских умений, которыми владеет работник образования.

В анкетировании приняло участие – 8 педагогов.

№ п/п

Исследовательские умения

Степень владения умением

хорошо

слабо

не владею

1.

Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство

75%

25%

2.

Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности  

75%

25%

3.

Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки

38 %

62%

4.

Выбирать и обосновывать исследовательскую тему

88%

12%

5.

Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме  

62%

38%

6.

Прогнозировать средства и методы исследования

38%

62%

7.

Определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы, этапы исследования

88%

12%

8.

Находить и применять соответствующие методики исследования

75%

25%

9.

Обобщать, описывать и грамотно оформлять полученные результаты

75%

25%

10.

Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения

88%

12%

11.

Рефлексировать по итогам исследовательской работы

88%

12%

Итог

72 %

28%

0 %

Вывод:  по итогам анкетирования можно сделать следующий вывод, что исследовательские умения педагогов находятся на достаточно хорошем уровне – 72%, но есть над чем работать.

Диагностическая карта оценки профессионального мастерства

педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей

Сводная таблица

Перечень профессиональных знаний и умений

Возрастная группа

Ранний возраст

Второй ранний возраст

Млад. группа

Средняя группа

Старшая

группа

Подготов. группа

Воспитатели

Будакова В.М.

Карплюкова Н.А.

Алымова М.И.

Чекалова Е.В.

Титарева И.С.

Афонина Е.О

Знание терминологии познавательной деятельности

Знание этапов исследования

Знание методов и приемов поисково-познавательной деятельности

Умение грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу,  задавать вопросы

Умение решать проблемные педагогические ситуации

Умение осуществлять поисково-познавательную деятельность с помощью исследований разных типов (опытов, экспериментов, коллекционирования, «классификации», путешествия по карте, по реке времени)

Умение целесообразно организовать предметно-пространственную развивающую среду

Умение грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане

Взаимодействие с родителями детей по проведению познавательной деятельности

Условные обозначения: в  - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень

Карта анализа занятия с элементами познавательно-исследовательской деятельности

дата

воспитатель

группа

Критерий анализа

Оценка

Действия воспитателя

Предварительная подготовка:

Определение цели

Использование необходимого оборудования

Организация детей

Руководство

Формулировка вопросов

Обращается ли внимание на существенное

Учит ли педагог детей рассуждать

Учит ли сравнивать факты

Четкая и доходчивая формулировка стоящей перед детьми задачи (что хотим узнать?)

Оценка деятельности детей на занятии

Подведение итогов опытной деятельности, формулировка выводов

Действия детей

Отношение к экспериментальной деятельности

Познавательное отношение устойчиво.

Дети проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач

Целеполагание

Самостоятельно видят проблему.

 Активно высказывают предположения.

Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Планирование

Самостоятельно планируют предстоящую деятельность.

 Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями

Реализация

Действуют планомерно.

 Помнят о цели работы на протяжении всей деятельности.

В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности.

Доводят дело до конца

Рефлексия

Устно формулируют, достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе.

Способны устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи.

 Делают выводы

В –высокий уровень,

С- средний уровень,

Н – низкий уровень

Диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации познавательно - исследовательской деятельности для детей

Воспитатель  __________________________________________________________

Группа_______________________

Перечень профессиональных знаний и умений

Оценка

Знание терминологии познавательной деятельности

Знание этапов исследования

Знание методов и приемов поисково-познавательной деятельности

Умение грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу,  задавать вопросы

Умение решать проблемные педагогические ситуации

Умение осуществлять поисково-познавательную деятельность с помощью исследований разных типов (опытов, экспериментов, коллекционирования, «классификации», путешествия по карте, по реке времени)

Умение целесообразно организовать предметно-пространственную развивающую среду

Умение грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане

Взаимодействие с родителями детей по проведению познавательной деятельности

Условные обозначения: в  - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.

Диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации познавательно - исследовательской деятельности для детей

Воспитатель  _____________________________________________________

группа_______________________________

Перечень профессиональных знаний и умений

Оценка

Знание терминологии познавательной деятельности

Знание этапов исследования

Знание методов и приемов поисково-познавательной деятельности

Умение грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу,  задавать вопросы

Умение решать проблемные педагогические ситуации

Умение осуществлять поисково-познавательную деятельность с помощью исследований разных типов (опытов, экспериментов, коллекционирования, «классификации», путешествия по карте, по реке времени)

Умение целесообразно организовать предметно-пространственную развивающую среду

Умение грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане

Взаимодействие с родителями детей по проведению познавательной деятельности

Условные обозначения: в  - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.

 

Карта проверки наглядной информации для родителей по проблеме

«Детское экспериментирование»

Воспитатели: 1Будакова В.М. (группа раннего возраста)  2 Карплюкова Н.А. ( 2группа раннего возраста) 3 Алымова М.И. (младшая группа) 4 Чекалова Е.В. (средняя группа)  5 Титарева И.С. (старшая группа) 6. Афонина Е.О. (подготовительная группа)

Формы работы с родителями

Оценка

дата

группа

Анкетирование родителей

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды

Совместное детско-взрослое творчество

Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность

Форма подачи материала

Папки-передвижки

Стенды

Ширмы

Информационные буклеты, памятки

Выставки продуктов детской деятельности

Востребованность предлагаемого материала родителями

Условные обозначения: в  - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.

Анкета для родителей

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»

Уважаемые родители!

Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.

1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Иногда)

2.Как Вы на них реагируете?

а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;

б) отвечаю первое, что приходит в голову; 

 в) говорю, что у меня нет времени.

3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;

б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых). 

в) редко проявляет исследовательскую активность.

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?________________________________________________

__________________________________________________________________________

6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):

а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность; 

б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;

в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.

7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок? _____________________________________________________

_________________________________________________________________________

8. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)

9. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать? Почему?_____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас за сотрудничество!

Аналитическая справка  

по итогам  тематического контроля на тему: «Состояние работы  по организации познавательно -  исследовательской деятельности в ДОУ »

Во всех возрастных группах МАДОУ д/с «Дружба»  с 21.10 – 31.10.024г была проведена тематическая проверка согласно годовому плану работы детского сада на 2024-2025 учебный год.

Приказом  заведующего № 53 -од от  15.10. 2024 года  была создана комиссия в составе:

-  председатель комиссии: ст. воспитатель - Белозерова Ю.Ю.;

члены комиссии: воспитатель - Буравлёва Н.Н.; Карплюкова Н.А.

Цель: анализ организации познавательно-исследовательской и  опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.

Задачи:

1. Изучить эффективность работы по познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ.

2. Выявить лучший опыт эффективной работы педагогов по познавательно – исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности.

Для  проведения тематической проверки был составлен план, в котором  были предусмотрены вопросы подлежащие контролю.

Основные методы проверки:

  1. Проверка методического обеспечения.
  2. Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС).
  3. Просмотр документов календарного и перспективного планирования.
  4. Собеседования с воспитателями.
  5. Наблюдение за занятиями, проведение бесед, игр, участие в режимных моментах.
  6. Изучение взаимодействия с родителями.

Оценочный инструментарий:

  • карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей;
  • карта проверки плана воспитательно-образовательной работы;
  • анкета для педагогов «Владение исследовательскими умениями» ;
  • диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей;
  • карта проверки наглядной информации для родителей по проблеме «детское экспериментирование»
  • анкета для родителей «Детское экспериментирование в семье».

Вопросы, подлежащие проверке:

1. Определить уровень создания развивающей предметно – пространственной среды по экспериментально – исследовательской деятельности в группах ДОУ.

2. Определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно – экспериментальной деятельностью.

3. Проанализировать навыки познавательно – исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности детей на занятии.

4. Определить место познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно – образовательной работы.

5. Определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.

Результаты проверки:

На момент проверки функционировали  6 возрастных групп общеразвивающей направленности:

- группа раннего возраста воспитатель: Будакова В.М.

- вторая группа раннего возраста: Карплюкова Н.А.

- младшая группа: Алымова М.И.

- средняя группа: Чекалова Е.В.

- старшая группа: Титарева И.С.

- подготовительная  группа: Афонина Е.О.

        

По первому вопросу «Определить уровень создания развивающей предметно – пространственной среды по экспериментально – исследовательской деятельности в группах ДОУ».

В группах на основании оценки центров по экспериментированию выявлено, что во всех группах в соответствии с программой есть центры исследовательской деятельности: в группах раннего возраста, второго раннего возраста, младшей группе имеются сенсорный стол, центр экспериментирования, который включает емкости с сыпучими материалами: манка, песок, рис, гречка, воронки, лейки, формочки, камешки, песок, ракушки, воду, трубочки, мыло, предметы из разных материалов: деревянные, пластиковые, резиновые  предметы.

В средней, старшей и подготовительной группах имеются материалы для наблюдений и исследований (камни, песок, глина, чернозем и др.), сформированы коллекции и соответствующим образом оформлены, имеются емкости для измерения, зеркала, магниты, пипетки, увеличительные стекла, организованы мини-лаборатории. Представлен природный материал: песок, шишки сосны и ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль, горох, зерна. Имеется в наличие различный материал для изготовления поделок, игрушек, альбомов и др.: природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительные материалы, тесто для лепки, пластилин, проволока, нитки, тесьма и пр. Есть познавательная литература, наглядный материал  для накопления познавательного опыта: предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, коллекции, гербарии и пр. Соблюдены требования к размещению центра и его оснащения: лаборатории размещены поодаль от игровых зон, хорошо освещены; наполняемость соответствует возрасту. Развивающая предметно-пространственная среда в группах грамотно используется педагогами для работы с детьми.

По второму вопросу «Определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно – экспериментальной деятельностью».

В ходе контроля проведен опрос педагогов с целью диагностирования уровня профессионального мастерства по организации познавательно-исследовательской деятельности, выявлено, что воспитатели всех возрастных групп ведут перспективные и календарные планы. В них они отражают работу по познавательно-исследовательскому развитию детей в организованной деятельности (занятия, игры), но недостаточно; в совместной деятельности педагогов и детей, практически все педагоги умеют решать проблемные педагогические ситуации в ходе организации познавательно-исследовательской деятельности, педагоги понимают, как правильно оформлять РППС, с небольшими пожеланиями. Однако не все педагоги владеют терминами, методами и приемами познавательно-исследовательской деятельности, не все умеют грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане, грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу,  задавать четкие вопросы. Анкетирование показало, что не все воспитатели оценивают свои знания объективно, у многих оценка завышена.

Хочется отметить, что все педагоги готовы постоянно учиться и развивать себя, шагать в ногу со временем.

По третьему вопросу «Проанализировать навыки познавательно – исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности детей на занятии».

Просмотрев некоторые занятия  с элементами познавательно – исследовательской деятельности:

22.10.2024 – младшая группа «Плавает - тонет» воспитатель Алымова М.И

25.10.2024г – средняя группа «Почему все звучит?»  воспитатель Чекалова  Е.В.

24.10.2024г – старшая группа «Путешествие с апельсином» воспитатель Буравлёва Н.Н.

22.10.2024г – подготовительная группа «Лаборатория чудес» воспитатель Афонина Е.О.. можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. У детей всех групп была высокая активность и увлеченность в ходе познавательно-исследовательской деятельности. Дети выполняли работы в соответствии с заданием. На этапах экспериментирования шло обогащение памяти воспитанников, активизация мыслительных процессов, так как педагоги побуждали детей совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Все педагоги показали знание программных задач по данному разделу. В каждой образовательной деятельности была использована интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое». У педагогов отмечен творческий подход к организации занятий: использовались разные методы и приемы обучения, в работу включались игровые приемы и ситуации. Педагоги уделяли внимание стимулированию познавательной активности воспитанников через создание мотивационно-проблемных ситуаций.

В средней группе  проводились опыты и эксперименты со звуком; дети рассказывали о результатах исследования, анализировали и систематизировали полученные знания в ходе экспериментальной работы, хотя некоторые дети не могли сформулировать свою мысль, воспитатели брали инициативу в свои руки, а воспитанники были наблюдателями.

В младшей группе воспитатель организовала опыты: «Плавает - тонет», игры с водой. Воспитатель умело использовала все органы чувств воспитанников, для того чтобы вызвать интерес к самостоятельному получению сведений о новом объекте. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. Воспитателем были организованы различные игры с трубочками, игрушками, мыльными пузырями, которые вызвали еще больше интереса к изучаемому объекту.

В старшей группе дети принимают участие в экспериментировании с апельсином. Воспитатель четко формулировал стоящие перед детьми задачи. Дети активно проявляли инициативу и творчество в решении проблемных задач. Активно высказывали предположения. Помнят о цели работы на протяжении всего занятия. Также устно формулируют, достигнут результат или нет, делают свои выводы.

В подготовительной группе дети проводили ряд опытов с водой. Воспитатель четко формулировал стоящие перед детьми задачи. Дети активно проявляли инициативу в экспериментировании. Активно высказывали предположения. Помнят о цели работы на протяжении всего занятия. Также устно формулируют, достигнут результат или нет, делают свои выводы.

По четвертому вопросу «Анализ календарных планов» показал, что педагоги планируют экспериментальную работу с дошкольниками в течение дня, но недостаточно. Воспитатели групп организуют опыты-наблюдения, игры-эксперименты, исследовательскую деятельность, учитывая особенности детей в группах. Не всегда есть чёткое понимание цели и задач проводимой экспериментальной деятельности. Воспитатели используют опытно-экспериментальную деятельность во всех группах в режимных моментах и на прогулке - активно наблюдают, проводят простейшие опыты и эксперименты, непосредственно образовательную и совместную деятельность взрослого и детей (беседы и наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна; рассказ воспитателя, чтение детской литературы, беседы и разговоры на темы познавательного блока, дидактические и подвижные игры, опыты, досуги, труд в уголке природы др.). Однако необходимо сделать акцент, что результаты проведенных опытов и экспериментов не фиксируются в дневниках наблюдений. Также в планах воспитателей не отражена самостоятельная экспериментальная деятельность детей, метод проектов прослеживается нечетко, воспитатели недостаточно используют РППС для этой деятельности.

С целью выявления навыков самостоятельной экспериментальной деятельности с детьми старшей  группы была проведена беседа.

Вопросы беседы следующие:
1. Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?
2. С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?
3. Тебе нравится проводить опыты? Почему?
4. Какой опыт самый интересный? Расскажи о нём.
5. Расскажи, какие опыты проводят другие дети?
6. С кем ты любишь исследовать?
7. Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?

В ходе беседы с детьми старшей группы  (5-6 лет) выяснилось, что дети, которые участвовали в беседе, знают о наличии уголка экспериментирования и где он находится. В основном в ответах на вопросы звучала такая фраза: «Воспитатель показывала, а мы смотрели». Практически все дети, отвечающие на вопрос «С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?» назвали: «Рассматривать под лупой камешки и ракушки», а на вопрос «Какой опыт самый интересный? Расскажи о нём» - называли опыты с водой, с воздухом. Чувствовался интерес детей к теме опытно-экспериментальной деятельности.

В средних группах материалы для экспериментирования есть в достаточном количестве, но воспитатели недостаточно поддерживают интерес детей к экспериментированию.

Младшие группы недостаточно расширяют тематику экспериментальной деятельности.

        Проверка по пятому вопросу показала, что воспитатели планомерно ведут работу с родителями по разным направлениям – оформление наглядной информации, консультирование, беседы по темам сохранения здоровья детей, безопасности, речевого, художественно-эстетического развития детей; родители участвуют в проектной деятельности, досуговой деятельности, выставках творчества (конкурсы рисунков, поделки из природного и подручного материала, декоративно-прикладное творчество). Но крайне недостаточно освещаются вопросы  экспериментально-поисковой деятельности во всех группах, в планах работы с родителями эта тема также мало затрагивается, уровень знаний родителей по проблеме детского экспериментирования находиться на среднем уровне.

По результатам анкетирования выявлено, что дети с интересом продолжают экспериментировать дома. Некоторые родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов во время экспериментирования в домашних условиях. Но нуждаются в консультативной помощи по организации детского экспериментирования дома.

Выводы. В ходе проверки выявлено:

1. Опытно-экспериментальная деятельность проводится, проводится на достаточном и хорошем уровне, но нерегулярно. Хотя, как диктует ФГОС ДО, экспериментирование должно стать нормой жизни детей, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления дошкольника с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

2. Анализ документации и наглядного материала в группах показал, что в планах воспитательно-образовательного процесса недостаточно планируется работа по контролируемому вопросу; работе с родителями по познавательно-исследовательской деятельности детей педагоги уделяют мало внимания.

3. Педагоги осуществляют поисково-познавательную деятельность с помощью исследований разных типов, могут грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу,  задавать вопросы, обладают знанием терминологии познавательной деятельности, этапов исследования, методов и приемов поисково-познавательной деятельности, целесообразно организуют предметно-пространственную развивающую среду, но не все. Не все воспитатели объективно оценивают уровень своих знаний и возможностей, завышают его.

Рекомендации:

  1. Воспитателям чётко планировать организацию детской деятельности на прогулке (наблюдение, опыты, дидактические игры-эксперименты) (срок-постоянно).
  2. Воспитателям систематически вести исследовательскую деятельность в ходе простейших опытов (срок-постоянно).
  3. Продолжать обогащать экспериментальные центры (срок-постоянно). Обеспечить сменяемость атрибутов и материалов в уголках экспериментирования групп с определённой периодичностью с фиксацией в календарно-тематическом планировании.
  4. Планировать самостоятельную экспериментальную деятельность детей и готовить РППС для этой деятельности (срок-постоянно).
  5. Воспитателям групп подготовить и провести семинар (круглый стол, мастер-классы и др.) для родителей с целью ознакомления с формами и методами развития познавательно-исследовательской деятельности у детей (срок-март).
  6. Воспитателям групп включить в план взаимодействия с семьёй участие родителей в исследовательских проектах (срок-март).
  7. Педагогам повышать уровень профессиональной компетентности через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени (срок-постоянно).
  8. Старшему воспитателю включить в план методической работы консультации по проведению познавательной исследовательской деятельности и экспериментированию в ДОУ (срок-февраль).

Председатель  комиссии   Белозерова Ю.Ю.

Будакова В.М.

Члены комиссии Карплюкова Н.А.

Афонина Е.О.

Буравлёва Н.Н.

Алымова М.И.

С результатами проверки ознакомлены:

Антошина К.А.

Титарева И.С.

Чекалова Е.В.

Аналитический отчёт по результатам анкетирования родителей (законных представителей).

«Детское экспериментирование в семье»

С 28.10. – 31.10.2024г в МАДОУ детский сад «Дружба» было проведено анонимное анкетирование родителей (законных представителей) с целью выявить отношение к познавательно – исследовательской деятельности детей в семье.

Анкетирование проводилось в младшей, средней, старшей и подготовительной группах.

Присутствовало на момент анкетирования – 53 человек (96%).

Количественные результаты по ответам родителей представлены в таблице.

Такой процент указывает на то, что родители готовы на взаимодействие и сотрудничество, остаются не равнодушными к жизнедеятельности учреждения.

Выявлено, что на вопрос часто ли ваш ребенок задает вопросы родители, ответили Да -94%, Нет – 2%, Иногда – 4%.

На вопрос как вы на них реагируете? 94% ответили что стараются доступно рассказать ребенку все, что знают по этому вопросу; 6% ответили что отвечают первое, что приходит в голову.

На вопрос в чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка 71% ответили что дети любят узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых), 25% - предпочитают самостоятельно исследовать окружающие его предметы, а 4% опрошенных родителей отметили что их дети редко проявляют исследовательскую активность.

На вопрос с какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребенок? Родители в основном ответили что это песок, вода, лего конспруктор, бумага, пластилин, природный материал и т.д.

На вопрос повторяет ли дома эксперименты, проведенные в детском саду? Часто ответили часто – 66%, редко -19%, никогда – 15%.

На вопрос как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию 72% ответили что активно сотрудничают с детьми и включаются в деятельность, а 28% одобряют интерес детей к исследовательской деятельности, задают вопросы, проявляют интерес но не включаются в саму деятельность..

На вопрос какие из наиболее ярких открытий за последнее время сделал ваш ребенок 94% родителей не ответили ничего, 6% родителей ответили что изготовление вулкана, наблюдение за фазами луны, изменения в природе и т.д.

На вопрос нужна ли родителям консультативная помощь по организации детского экспериментирования в домашних условиях да ответили 57%, нет – 43%.

На вопрос как вы думаете , нужно ли поддерживать в ребенке желание экспериментировать – 100% ответили, что да.

В целом, можно сделать следующие выводы по результатам анализа анкет: дети с интересом продолжают экспериментировать дома. Некоторые родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов во время экспериментирования в домашних условиях. Но нуждаются в консультативной помощи по организации детского экспериментирования дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Представлен опыт работы по организации познавательно - исследовательской деятельности в ДОУ от младшей  до подготовительной к кшоле группы....

Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательно – речевому развитию дошкольников»

Тематическая проверка проводилась в рамках задачи перед педагогами ДОУ на 2016 – 2017 учебный год, приоритетного познавательно – речевого направления развития детей МБДОУ ДС № 1 в период с...

Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательному развитию (экологическое воспитание) дошкольников»

Тематическая проверка проводилась в рамках задачи перед педагогами ДОУ на 2017 – 2018 учебный год, приоритетного познавательно – речевого направления развития детей МБДОУ ДС № 1 в период с...

Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательно – речевому развитию дошкольников»

Цель: изучение и оценка уровня работы педагогов по развитию познавательных способностей и речевых навыков в режимных моментах и организованной образовательной деятельности, улучшение качества методиче...

Из опыта работы «Технология организации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ»

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве недрах предметно – манипулятивной деятельности, представляя собой простое экспериментирование с вещами. В период дошколь...