Тематический контроль «Состояние работы по организации познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ»
методическая разработка
Анализ организации познавательно – исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический контроль
по теме: «Состояние работы по организации познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ»
Цель: анализ организации познавательно – исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками.
Сроки: с 21.10. – 31.10.2024г.
Состав комиссии :
Председатель комиссии: Белозерова Ю.Ю.
Члены комиссии: Буравлёва Н.Н.. Карплюкова Н.А.
Задачи:
1 Изучить эффективность работы по познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ.
2 Выявить лучший опыт эффективной работы педагогов по познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
Вопросы, подлежащие проверке:
1. Определить уровень создания развивающей предметно – пространственной среды по экспериментально – исследовательской деятельности в группах ДОУ.
2. Определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно – экспериментальной деятельностью.
3. Проанализировать навыки познавательно – исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности детей в НОД.
4. Определить место познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно – образовательной работы.
5. Определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.
Для проведения тематической проверки был составлен план, в котором были предусмотрены вопросы подлежащие проверки.
ПЛАН — ЗАДАНИЕ
Вопросы контроля | Методы контроля | Содержание контроля | Ответственный |
1. Определить уровень создания развивающей предметно – пространственной среды по экспериментально – исследовательской деятельности в группах ДОУ. | Экспертная оценка | - анализ условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей | Ст. воспитатель Белозерова Ю.Ю. |
2. Определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно – экспериментальной деятельностью. | Изучение документации | - Проверка методического обеспечения. - Диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей | Ст. воспитатель Белозерова Ю.Ю. |
3. Проанализировать навыки познавательно – исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности детей в ООД. | Наблюдение Посещение занятий и режимных моментов | - изучение форм, методов и приемов организации познавательной и опытно – экспериментальной деятельности педагогами. - Карта анализа занятия с элементами познавательно-исследовательской деятельности - Анкета «Владение исследовательскими умениями» | Ст. воспитатель Белозерова Ю.Ю. |
4. Определить место познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно – образовательной работы. | Изучение документации | - Анализ календарных планов работы воспитателей и специализированной документации, отражающей познавательную и опытно – экспериментальную деятельность. | Ст. воспитатель Белозерова Ю.Ю. |
5. Определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования. | Изучение взаимодействия с родителями. | - карта проверки наглядной информации для родителей по проблеме «детское экспериментирование» | Ст. воспитатель Белозерова Ю.Ю. |
Итоговые документы:
- Аналитическая справка по итогам тематического контроля.
- Приказ «Об итогах тематического контроля».
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ
с 21.10. – 31.10.2024г
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА | МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ Анализ проведения занятия по познавательно – исследовательской деятельности | ДАТА КОНТРОЛЯ |
Младшая группа | Алымова М.И. «Плавает – тонет» | 22.10.2024г |
Средняя группа | Чекалова Е.В. «Почему все звучит?» | 25.10.2024г |
Старшая группа | Буравлева Н.Н. «Путешествие с апельсином» | 24.10.2024г |
Подготовительная группа | Афонина Е.О. «Лаборатория чудес» | 22.10.2024г |
Выявление уровня развития детей | Карта анализа занятия с элементами познавательно-исследовательской деятельности | 22.10. – 25.10.2024г |
Оценка профессионального мастерства воспитателя | Оценка профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей Анализ календарных планов работы воспитателей и специализированной документации, отражающей познавательную и опытно – экспериментальную деятельность. Анкета для педагогов «ВЛАДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ УМЕНИЯМИ» | 21.10. – 30.10. 2024г |
Оценка создания условий в группе | Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей | 24.10. – 25.10. 2024г |
Работа с родителями | Карта анализа наглядной информации для родителей по проблеме «Детское экспериментирование» Анкета для родителей «Детское экспериментирование в семье». | 31.10.2024г 28.10.-31.10.24 |
Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей
Воспитатели: 1Будакова В.М. (группа раннего возраста) 2 Карплюкова Н.А. ( 2группа раннего возраста) 3 Алымова М.И. (младшая группа) 4 Чекалова Е.В. (средняя группа) 5 Титарева И.С. (старшая группа) 6. Афонина Е.О. (подготовительная группа)
Критерий анализа (материалы и оборудование для развития познавательной активности и экспериментирования) | Оценка | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
ДАТА | ||||||||
Центр естественно – научных представлений: материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.) | ||||||||
Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.) | ||||||||
Приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.) | ||||||||
Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств | ||||||||
Наглядные модели познавательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности | ||||||||
Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования | ||||||||
Уголок природы: растения, животные в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда на природе и в уголке | ||||||||
Имеется в наличие различный материал для изготовления поделок, игрушек, альбомов и др.: природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто, пластилин, проволока, нитки, тесьма и пр. | ||||||||
Наличие познавательной литературы, наглядного материала для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр. | ||||||||
Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр.), изобразительные средства | ||||||||
Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности | ||||||||
Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы |
Условные обозначения: в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы.
Воспитатели: 1Будакова В.М. (группа раннего возраста) 2 Карплюкова Н.А. ( 2группа раннего возраста) 3 Алымова М.И. (младшая группа) 4 Чекалова Е.В. (средняя группа) 5 Титарева И.С. (старшая группа) 6. Афонина Е.О. (подготовительная группа)
Возрастные группа | Ран.группа | 2 ран.группа | Мл.гр | Сред.гр | Стар.гр | Под.гр |
дата | ||||||
Критерий анализа | ||||||
Познавательное занятие или часть занятия в режиме дня | ||||||
Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты) | ||||||
Планирование экспериментальной работы на прогулках | ||||||
Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной) | ||||||
Планирование поисковых и исследовательских методов на занятиях по другим разделам | ||||||
Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности | ||||||
Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность | ||||||
Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе | ||||||
Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми | ||||||
Дидактические игры | ||||||
Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности | ||||||
Ведется фиксация результатов детского экспериментирования | ||||||
Досуг, развлечения | ||||||
оценка |
Условные обозначения: в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
Дата_______________________________________________________________________
Воспитатель_________________________________________________________________
Группа________________________________
Критерий анализа | Оценка |
Познавательное занятие или часть занятия в режиме дня | |
Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты) | |
Планирование экспериментальной работы на прогулках | |
Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной) | |
Планирование поисковых и исследовательских методов на занятиях по другим разделам | |
Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности | |
Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность | |
Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе | |
Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми | |
Дидактические игры | |
Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности | |
Ведется фиксация результатов детского экспериментирования | |
Досуг, развлечения |
Условные обозначения: в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.
Анкета для педагогов «ВЛАДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ УМЕНИЯМИ»
Цель: определить комплекс исследовательских умений, которыми владеет работник образования. Поставить знак «+» напротив умения, которыми работник образования владеет и может оперировать. Воспитатель ______________________________________________________
№ п/п | Исследовательские умения | Степень владения умением | ||
хорошо | слабо | не владею | ||
1. | Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство | |||
2. | Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности | |||
3. | Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки | |||
4. | Выбирать и обосновывать исследовательскую тему | |||
5. | Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме | |||
6. | Прогнозировать средства и методы исследования | |||
7. | Определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы, этапы исследования | |||
8. | Находить и применять соответствующие методики исследования | |||
9. | Обобщать, описывать и грамотно оформлять полученные результаты | |||
10. | Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения | |||
11. | Рефлексировать по итогам исследовательской работы |
Анкета для педагогов «ВЛАДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ УМЕНИЯМИ»
Цель: определить комплекс исследовательских умений, которыми владеет работник образования. Поставить знак «+» напротив умения, которыми работник образования владеет и может оперировать. Воспитатель ______________________________________________________
№ п/п | Исследовательские умения | Степень владения умением | ||
хорошо | слабо | не владею | ||
1. | Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство | |||
2. | Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности | |||
3. | Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки | |||
4. | Выбирать и обосновывать исследовательскую тему | |||
5. | Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме | |||
6. | Прогнозировать средства и методы исследования | |||
7. | Определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы, этапы исследования | |||
8. | Находить и применять соответствующие методики исследования | |||
9. | Обобщать, описывать и грамотно оформлять полученные результаты | |||
10. | Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения | |||
11. | Рефлексировать по итогам исследовательской работы |
Аналитическая справка по итогам анкетирования педагогов
«Владение исследовательскими умениями».
Целью анкетирования педагогов было определить комплекс исследовательских умений, которыми владеет работник образования.
В анкетировании приняло участие – 8 педагогов.
№ п/п | Исследовательские умения | Степень владения умением | ||
хорошо | слабо | не владею | ||
1. | Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство | 75% | 25% | |
2. | Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности | 75% | 25% | |
3. | Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки | 38 % | 62% | |
4. | Выбирать и обосновывать исследовательскую тему | 88% | 12% | |
5. | Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме | 62% | 38% | |
6. | Прогнозировать средства и методы исследования | 38% | 62% | |
7. | Определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы, этапы исследования | 88% | 12% | |
8. | Находить и применять соответствующие методики исследования | 75% | 25% | |
9. | Обобщать, описывать и грамотно оформлять полученные результаты | 75% | 25% | |
10. | Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения | 88% | 12% | |
11. | Рефлексировать по итогам исследовательской работы | 88% | 12% | |
Итог | 72 % | 28% | 0 % |
Вывод: по итогам анкетирования можно сделать следующий вывод, что исследовательские умения педагогов находятся на достаточно хорошем уровне – 72%, но есть над чем работать.
Диагностическая карта оценки профессионального мастерства
педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей
Сводная таблица
Условные обозначения: в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень
Карта анализа занятия с элементами познавательно-исследовательской деятельности
В –высокий уровень,
С- средний уровень,
Н – низкий уровень
Диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации познавательно - исследовательской деятельности для детей
Воспитатель __________________________________________________________
Группа_______________________
Перечень профессиональных знаний и умений | Оценка |
Знание терминологии познавательной деятельности | |
Знание этапов исследования | |
Знание методов и приемов поисково-познавательной деятельности | |
Умение грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы | |
Умение решать проблемные педагогические ситуации | |
Умение осуществлять поисково-познавательную деятельность с помощью исследований разных типов (опытов, экспериментов, коллекционирования, «классификации», путешествия по карте, по реке времени) | |
Умение целесообразно организовать предметно-пространственную развивающую среду | |
Умение грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане | |
Взаимодействие с родителями детей по проведению познавательной деятельности |
Условные обозначения: в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.
Диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации познавательно - исследовательской деятельности для детей
Воспитатель _____________________________________________________
группа_______________________________
Перечень профессиональных знаний и умений | Оценка |
Знание терминологии познавательной деятельности | |
Знание этапов исследования | |
Знание методов и приемов поисково-познавательной деятельности | |
Умение грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы | |
Умение решать проблемные педагогические ситуации | |
Умение осуществлять поисково-познавательную деятельность с помощью исследований разных типов (опытов, экспериментов, коллекционирования, «классификации», путешествия по карте, по реке времени) | |
Умение целесообразно организовать предметно-пространственную развивающую среду | |
Умение грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане | |
Взаимодействие с родителями детей по проведению познавательной деятельности |
Условные обозначения: в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.
Карта проверки наглядной информации для родителей по проблеме
«Детское экспериментирование»
Воспитатели: 1Будакова В.М. (группа раннего возраста) 2 Карплюкова Н.А. ( 2группа раннего возраста) 3 Алымова М.И. (младшая группа) 4 Чекалова Е.В. (средняя группа) 5 Титарева И.С. (старшая группа) 6. Афонина Е.О. (подготовительная группа)
Формы работы с родителями | Оценка | |||||
дата | ||||||
группа | ||||||
Анкетирование родителей | ||||||
Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды | ||||||
Совместное детско-взрослое творчество | ||||||
Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность | ||||||
Форма подачи материала | ||||||
Папки-передвижки | ||||||
Стенды | ||||||
Ширмы | ||||||
Информационные буклеты, памятки | ||||||
Выставки продуктов детской деятельности | ||||||
Востребованность предлагаемого материала родителями |
Условные обозначения: в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.
Анкета для родителей
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»
Уважаемые родители!
Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.
1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Иногда)
2.Как Вы на них реагируете?
а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;
б) отвечаю первое, что приходит в голову;
в) говорю, что у меня нет времени.
3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;
б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).
в) редко проявляет исследовательскую активность.
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):
а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;
в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.
7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок? _____________________________________________________
_________________________________________________________________________
8. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)
9. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать? Почему?_____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим Вас за сотрудничество!
Аналитическая справка
по итогам тематического контроля на тему: «Состояние работы по организации познавательно - исследовательской деятельности в ДОУ »
Во всех возрастных группах МАДОУ д/с «Дружба» с 21.10 – 31.10.024г была проведена тематическая проверка согласно годовому плану работы детского сада на 2024-2025 учебный год.
Приказом заведующего № 53 -од от 15.10. 2024 года была создана комиссия в составе:
- председатель комиссии: ст. воспитатель - Белозерова Ю.Ю.;
- члены комиссии: воспитатель - Буравлёва Н.Н.; Карплюкова Н.А.
Цель: анализ организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.
Задачи:
1. Изучить эффективность работы по познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ.
2. Выявить лучший опыт эффективной работы педагогов по познавательно – исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности.
Для проведения тематической проверки был составлен план, в котором были предусмотрены вопросы подлежащие контролю.
Основные методы проверки:
- Проверка методического обеспечения.
- Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС).
- Просмотр документов календарного и перспективного планирования.
- Собеседования с воспитателями.
- Наблюдение за занятиями, проведение бесед, игр, участие в режимных моментах.
- Изучение взаимодействия с родителями.
Оценочный инструментарий:
- карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей;
- карта проверки плана воспитательно-образовательной работы;
- анкета для педагогов «Владение исследовательскими умениями» ;
- диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей;
- карта проверки наглядной информации для родителей по проблеме «детское экспериментирование»
- анкета для родителей «Детское экспериментирование в семье».
Вопросы, подлежащие проверке:
1. Определить уровень создания развивающей предметно – пространственной среды по экспериментально – исследовательской деятельности в группах ДОУ.
2. Определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно – экспериментальной деятельностью.
3. Проанализировать навыки познавательно – исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности детей на занятии.
4. Определить место познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно – образовательной работы.
5. Определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.
Результаты проверки:
На момент проверки функционировали 6 возрастных групп общеразвивающей направленности:
- группа раннего возраста воспитатель: Будакова В.М.
- вторая группа раннего возраста: Карплюкова Н.А.
- младшая группа: Алымова М.И.
- средняя группа: Чекалова Е.В.
- старшая группа: Титарева И.С.
- подготовительная группа: Афонина Е.О.
По первому вопросу «Определить уровень создания развивающей предметно – пространственной среды по экспериментально – исследовательской деятельности в группах ДОУ».
В группах на основании оценки центров по экспериментированию выявлено, что во всех группах в соответствии с программой есть центры исследовательской деятельности: в группах раннего возраста, второго раннего возраста, младшей группе имеются сенсорный стол, центр экспериментирования, который включает емкости с сыпучими материалами: манка, песок, рис, гречка, воронки, лейки, формочки, камешки, песок, ракушки, воду, трубочки, мыло, предметы из разных материалов: деревянные, пластиковые, резиновые предметы.
В средней, старшей и подготовительной группах имеются материалы для наблюдений и исследований (камни, песок, глина, чернозем и др.), сформированы коллекции и соответствующим образом оформлены, имеются емкости для измерения, зеркала, магниты, пипетки, увеличительные стекла, организованы мини-лаборатории. Представлен природный материал: песок, шишки сосны и ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль, горох, зерна. Имеется в наличие различный материал для изготовления поделок, игрушек, альбомов и др.: природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительные материалы, тесто для лепки, пластилин, проволока, нитки, тесьма и пр. Есть познавательная литература, наглядный материал для накопления познавательного опыта: предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, коллекции, гербарии и пр. Соблюдены требования к размещению центра и его оснащения: лаборатории размещены поодаль от игровых зон, хорошо освещены; наполняемость соответствует возрасту. Развивающая предметно-пространственная среда в группах грамотно используется педагогами для работы с детьми.
По второму вопросу «Определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно – экспериментальной деятельностью».
В ходе контроля проведен опрос педагогов с целью диагностирования уровня профессионального мастерства по организации познавательно-исследовательской деятельности, выявлено, что воспитатели всех возрастных групп ведут перспективные и календарные планы. В них они отражают работу по познавательно-исследовательскому развитию детей в организованной деятельности (занятия, игры), но недостаточно; в совместной деятельности педагогов и детей, практически все педагоги умеют решать проблемные педагогические ситуации в ходе организации познавательно-исследовательской деятельности, педагоги понимают, как правильно оформлять РППС, с небольшими пожеланиями. Однако не все педагоги владеют терминами, методами и приемами познавательно-исследовательской деятельности, не все умеют грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане, грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу, задавать четкие вопросы. Анкетирование показало, что не все воспитатели оценивают свои знания объективно, у многих оценка завышена.
Хочется отметить, что все педагоги готовы постоянно учиться и развивать себя, шагать в ногу со временем.
По третьему вопросу «Проанализировать навыки познавательно – исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности детей на занятии».
Просмотрев некоторые занятия с элементами познавательно – исследовательской деятельности:
22.10.2024 – младшая группа «Плавает - тонет» воспитатель Алымова М.И
25.10.2024г – средняя группа «Почему все звучит?» воспитатель Чекалова Е.В.
24.10.2024г – старшая группа «Путешествие с апельсином» воспитатель Буравлёва Н.Н.
22.10.2024г – подготовительная группа «Лаборатория чудес» воспитатель Афонина Е.О.. можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. У детей всех групп была высокая активность и увлеченность в ходе познавательно-исследовательской деятельности. Дети выполняли работы в соответствии с заданием. На этапах экспериментирования шло обогащение памяти воспитанников, активизация мыслительных процессов, так как педагоги побуждали детей совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Все педагоги показали знание программных задач по данному разделу. В каждой образовательной деятельности была использована интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое». У педагогов отмечен творческий подход к организации занятий: использовались разные методы и приемы обучения, в работу включались игровые приемы и ситуации. Педагоги уделяли внимание стимулированию познавательной активности воспитанников через создание мотивационно-проблемных ситуаций.
В средней группе проводились опыты и эксперименты со звуком; дети рассказывали о результатах исследования, анализировали и систематизировали полученные знания в ходе экспериментальной работы, хотя некоторые дети не могли сформулировать свою мысль, воспитатели брали инициативу в свои руки, а воспитанники были наблюдателями.
В младшей группе воспитатель организовала опыты: «Плавает - тонет», игры с водой. Воспитатель умело использовала все органы чувств воспитанников, для того чтобы вызвать интерес к самостоятельному получению сведений о новом объекте. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. Воспитателем были организованы различные игры с трубочками, игрушками, мыльными пузырями, которые вызвали еще больше интереса к изучаемому объекту.
В старшей группе дети принимают участие в экспериментировании с апельсином. Воспитатель четко формулировал стоящие перед детьми задачи. Дети активно проявляли инициативу и творчество в решении проблемных задач. Активно высказывали предположения. Помнят о цели работы на протяжении всего занятия. Также устно формулируют, достигнут результат или нет, делают свои выводы.
В подготовительной группе дети проводили ряд опытов с водой. Воспитатель четко формулировал стоящие перед детьми задачи. Дети активно проявляли инициативу в экспериментировании. Активно высказывали предположения. Помнят о цели работы на протяжении всего занятия. Также устно формулируют, достигнут результат или нет, делают свои выводы.
По четвертому вопросу «Анализ календарных планов» показал, что педагоги планируют экспериментальную работу с дошкольниками в течение дня, но недостаточно. Воспитатели групп организуют опыты-наблюдения, игры-эксперименты, исследовательскую деятельность, учитывая особенности детей в группах. Не всегда есть чёткое понимание цели и задач проводимой экспериментальной деятельности. Воспитатели используют опытно-экспериментальную деятельность во всех группах в режимных моментах и на прогулке - активно наблюдают, проводят простейшие опыты и эксперименты, непосредственно образовательную и совместную деятельность взрослого и детей (беседы и наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна; рассказ воспитателя, чтение детской литературы, беседы и разговоры на темы познавательного блока, дидактические и подвижные игры, опыты, досуги, труд в уголке природы др.). Однако необходимо сделать акцент, что результаты проведенных опытов и экспериментов не фиксируются в дневниках наблюдений. Также в планах воспитателей не отражена самостоятельная экспериментальная деятельность детей, метод проектов прослеживается нечетко, воспитатели недостаточно используют РППС для этой деятельности.
С целью выявления навыков самостоятельной экспериментальной деятельности с детьми старшей группы была проведена беседа.
Вопросы беседы следующие:
1. Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?
2. С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?
3. Тебе нравится проводить опыты? Почему?
4. Какой опыт самый интересный? Расскажи о нём.
5. Расскажи, какие опыты проводят другие дети?
6. С кем ты любишь исследовать?
7. Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?
В ходе беседы с детьми старшей группы (5-6 лет) выяснилось, что дети, которые участвовали в беседе, знают о наличии уголка экспериментирования и где он находится. В основном в ответах на вопросы звучала такая фраза: «Воспитатель показывала, а мы смотрели». Практически все дети, отвечающие на вопрос «С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?» назвали: «Рассматривать под лупой камешки и ракушки», а на вопрос «Какой опыт самый интересный? Расскажи о нём» - называли опыты с водой, с воздухом. Чувствовался интерес детей к теме опытно-экспериментальной деятельности.
В средних группах материалы для экспериментирования есть в достаточном количестве, но воспитатели недостаточно поддерживают интерес детей к экспериментированию.
Младшие группы недостаточно расширяют тематику экспериментальной деятельности.
Проверка по пятому вопросу показала, что воспитатели планомерно ведут работу с родителями по разным направлениям – оформление наглядной информации, консультирование, беседы по темам сохранения здоровья детей, безопасности, речевого, художественно-эстетического развития детей; родители участвуют в проектной деятельности, досуговой деятельности, выставках творчества (конкурсы рисунков, поделки из природного и подручного материала, декоративно-прикладное творчество). Но крайне недостаточно освещаются вопросы экспериментально-поисковой деятельности во всех группах, в планах работы с родителями эта тема также мало затрагивается, уровень знаний родителей по проблеме детского экспериментирования находиться на среднем уровне.
По результатам анкетирования выявлено, что дети с интересом продолжают экспериментировать дома. Некоторые родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов во время экспериментирования в домашних условиях. Но нуждаются в консультативной помощи по организации детского экспериментирования дома.
Выводы. В ходе проверки выявлено:
1. Опытно-экспериментальная деятельность проводится, проводится на достаточном и хорошем уровне, но нерегулярно. Хотя, как диктует ФГОС ДО, экспериментирование должно стать нормой жизни детей, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления дошкольника с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
2. Анализ документации и наглядного материала в группах показал, что в планах воспитательно-образовательного процесса недостаточно планируется работа по контролируемому вопросу; работе с родителями по познавательно-исследовательской деятельности детей педагоги уделяют мало внимания.
3. Педагоги осуществляют поисково-познавательную деятельность с помощью исследований разных типов, могут грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, обладают знанием терминологии познавательной деятельности, этапов исследования, методов и приемов поисково-познавательной деятельности, целесообразно организуют предметно-пространственную развивающую среду, но не все. Не все воспитатели объективно оценивают уровень своих знаний и возможностей, завышают его.
Рекомендации:
- Воспитателям чётко планировать организацию детской деятельности на прогулке (наблюдение, опыты, дидактические игры-эксперименты) (срок-постоянно).
- Воспитателям систематически вести исследовательскую деятельность в ходе простейших опытов (срок-постоянно).
- Продолжать обогащать экспериментальные центры (срок-постоянно). Обеспечить сменяемость атрибутов и материалов в уголках экспериментирования групп с определённой периодичностью с фиксацией в календарно-тематическом планировании.
- Планировать самостоятельную экспериментальную деятельность детей и готовить РППС для этой деятельности (срок-постоянно).
- Воспитателям групп подготовить и провести семинар (круглый стол, мастер-классы и др.) для родителей с целью ознакомления с формами и методами развития познавательно-исследовательской деятельности у детей (срок-март).
- Воспитателям групп включить в план взаимодействия с семьёй участие родителей в исследовательских проектах (срок-март).
- Педагогам повышать уровень профессиональной компетентности через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени (срок-постоянно).
- Старшему воспитателю включить в план методической работы консультации по проведению познавательной исследовательской деятельности и экспериментированию в ДОУ (срок-февраль).
Председатель комиссии Белозерова Ю.Ю. | Будакова В.М. |
Члены комиссии Карплюкова Н.А. | Афонина Е.О. |
Буравлёва Н.Н. | Алымова М.И. |
С результатами проверки ознакомлены: | Антошина К.А. |
Титарева И.С. | Чекалова Е.В. |
Аналитический отчёт по результатам анкетирования родителей (законных представителей).
«Детское экспериментирование в семье»
С 28.10. – 31.10.2024г в МАДОУ детский сад «Дружба» было проведено анонимное анкетирование родителей (законных представителей) с целью выявить отношение к познавательно – исследовательской деятельности детей в семье.
Анкетирование проводилось в младшей, средней, старшей и подготовительной группах.
Присутствовало на момент анкетирования – 53 человек (96%).
Количественные результаты по ответам родителей представлены в таблице.
Такой процент указывает на то, что родители готовы на взаимодействие и сотрудничество, остаются не равнодушными к жизнедеятельности учреждения.
Выявлено, что на вопрос часто ли ваш ребенок задает вопросы родители, ответили Да -94%, Нет – 2%, Иногда – 4%.
На вопрос как вы на них реагируете? 94% ответили что стараются доступно рассказать ребенку все, что знают по этому вопросу; 6% ответили что отвечают первое, что приходит в голову.
На вопрос в чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка 71% ответили что дети любят узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых), 25% - предпочитают самостоятельно исследовать окружающие его предметы, а 4% опрошенных родителей отметили что их дети редко проявляют исследовательскую активность.
На вопрос с какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребенок? Родители в основном ответили что это песок, вода, лего конспруктор, бумага, пластилин, природный материал и т.д.
На вопрос повторяет ли дома эксперименты, проведенные в детском саду? Часто ответили часто – 66%, редко -19%, никогда – 15%.
На вопрос как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию 72% ответили что активно сотрудничают с детьми и включаются в деятельность, а 28% одобряют интерес детей к исследовательской деятельности, задают вопросы, проявляют интерес но не включаются в саму деятельность..
На вопрос какие из наиболее ярких открытий за последнее время сделал ваш ребенок 94% родителей не ответили ничего, 6% родителей ответили что изготовление вулкана, наблюдение за фазами луны, изменения в природе и т.д.
На вопрос нужна ли родителям консультативная помощь по организации детского экспериментирования в домашних условиях да ответили 57%, нет – 43%.
На вопрос как вы думаете , нужно ли поддерживать в ребенке желание экспериментировать – 100% ответили, что да.
В целом, можно сделать следующие выводы по результатам анализа анкет: дети с интересом продолжают экспериментировать дома. Некоторые родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов во время экспериментирования в домашних условиях. Но нуждаются в консультативной помощи по организации детского экспериментирования дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема " Организация познавательно исследовательской деятельности с дошкольниками"
Презентация опыта работы...

Тематическая проверка "Эффективность воспитательно-образовательной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности с учётом ФГОС"
В данном материале представлен план и график проведения тематической проверки...

Из опыта работы по организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.
Представлен опыт работы по организации познавательно - исследовательской деятельности в ДОУ от младшей до подготовительной к кшоле группы....

Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательно – речевому развитию дошкольников»
Тематическая проверка проводилась в рамках задачи перед педагогами ДОУ на 2016 – 2017 учебный год, приоритетного познавательно – речевого направления развития детей МБДОУ ДС № 1 в период с...

Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательному развитию (экологическое воспитание) дошкольников»
Тематическая проверка проводилась в рамках задачи перед педагогами ДОУ на 2017 – 2018 учебный год, приоритетного познавательно – речевого направления развития детей МБДОУ ДС № 1 в период с...

Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательно – речевому развитию дошкольников»
Цель: изучение и оценка уровня работы педагогов по развитию познавательных способностей и речевых навыков в режимных моментах и организованной образовательной деятельности, улучшение качества методиче...

Из опыта работы «Технология организации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ»
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве недрах предметно – манипулятивной деятельности, представляя собой простое экспериментирование с вещами. В период дошколь...