Развитие персональной компетентности руководителя в управлении дошкольным образовательным учреждением
статья на тему
Меняющаяся социальная среда оказывают влияние на все институты жизни и, прежде всего на образование. Меняются целевые установки и соответственно происходят изменения в образовательных системах и методах управления ими. Отношения управления отличаются динамичностью, поэтому множество проблемных ситуаций, возникающих при этом в образовательных учреждениях, могут быть разрешены только квалифицированными профессионалами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие персональной компетентности руководителя в управлении дошкольным образовательным учреждением
Меняющаяся социальная среда оказывают влияние на все институты жизни и, прежде всего на образование. Меняются целевые установки и соответственно происходят изменения в образовательных системах и методах управления ими. Отношения управления отличаются динамичностью, поэтому множество проблемных ситуаций, возникающих при этом в образовательных учреждениях, могут быть разрешены только квалифицированными профессионалами.
Развитие системы дошкольного образования определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление и происходит внедрение в практику ДОУ новейших научно - педагогических достижений в области управления.
Направленность всей системы «внутрисадовского управления» (Третьяков П.И., Белая К.Ю.) на конечный педагогический результат предполагает не только особую мотивационно - целевую ориентацию руководителей ДОУ, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности.
В системе дошкольного образования сформировались поколения управленцев, в совершенстве владеющих искусством управления в условиях административно - командной системы. И говорить о низком уровне квалификации руководителей ДОУ было бы некорректно. Вместе с тем приходится констатировать, что руководителей образовательных учреждений, умеющих работать в условиях модернизации системы российского образования и перехода к рынку образовательных услуг, недостаточно.
Многие проблемы современной системы дошкольного образования вызваны недостаточным уровнем персональной компетентности руководителей образовательных учреждений и отсутствием технологии ее развития. Не смотря на смену прежних приоритетных ориентаций в образовании, переход с государственных целей на личностные, в современных педагогических работах практически не рассматриваются проблемы сущности, структуры, подходов к развитию персональной компетентности руководителей, соответствующей новым условиям деятельности ДОУ и требованиям, предъявляемым к их должности.
Руководитель ДОУ рассматривается, как правило, в качестве инструмента для принятия управленческих решений, и обязанность руководителя - нести ответственность за конечный результат деятельности учреждения. Поэтому приобретает особое значение проблема развития персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ, которая обусловлена современным социальным заказом, целями системы дошкольного образования, измененным функционалом деятельности руководителей, новыми способами управленческой деятельности и профессионального поведения.
В основу моей управленческой деятельности положена следующая гипотеза - развитие персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ обеспечивается, если:
- научно обоснована необходимость развития персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ;
- дана оценка уровню потребности системы дошкольного образования в профессиональных достижениях руководителя в управлении ДОУ;
- выявлены сущности, структуры и подходы к развитию персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ;
- определены профессионально-функциональные знания, умения, навыки и качества, составляющие основу персональной компетентности руководителя ДОУ;
- изучены профессиональные запросы и возможности руководителя ДОУ;
- осуществлен анализ уровня персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ, который предусматривает выявление уровней, показателей деятельности руководителя дошкольного учреждения;
- установлены несоответствия между нормативным и фактическим уровнем персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ;
- определена совокупность методов и форм развития персональной компетентности руководителя в управлении учреждением;
- обеспечен обмен опытом деятельности, что позволяет осуществлять рефлексию собственного опыта деятельности как руководителя
Таким образом, в практике моей работы возникла необходимость изучить состояние и степень разработанности проблемы персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ в педагогической теории и практике управления образованием. Далее определить сущность, структуру и теоретические подходы к развитию персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ. Апробировать методы и формы развития персональной компетентности меня, как руководителя в процессе управлении ДОУ.
Программа моей деятельности была реализована при использовании следующих методов:
- Анализ психолого-педагогической и управленческой литературы, изучение и анализ исследований, выполненных в области педагогики и управления дошкольным образовательными учреждениями;
- Повышение уровня квалификации на курсах ПКИПКРО «Управление ДОУ на современном этапе» и «Управление ДОУ по результатам» (дистанционные курсы г. Москва).
- Ежегодный публичный отчёт перед общественностью. Создание Сайта ДОУ. Личное участие в профессиональных конкурсах.
- Методическое руководством районным профессиональным объединением руководителей ДОУ.
- Диагностирование результативности своей работы через анкетирование сотрудников и родителей воспитанников, самооценка, самотестирование уровня своих знаний, умений и навыков как руководителя в сфере управления образованием.
Благодаря системному подходу к развитию своей управленческой деятельности в должности руководителя ДОУ мной был уточнен нормативный уровень персональной компетентности руководителя в управлении на основании целей системы дошкольного образования, социального заказа, коллектива учреждения, определены профессионально-функциональные знания, умения, навыки, качества, позволяющие определить нормативный и фактический уровень собственной персональной компетентности, определена совокупность методов и форм развития персональной компетентности руководителя.
Значимость проведённой мной работы можно обозначить тем, что обоснована необходимость развития персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ, апробированы методы и формы развития персональной компетентности руководителя.
Выводы:
- Потребности системы дошкольного образования, социальный заказ, специфика учреждения определяют нормативный уровень персональный компетентности руководителя в управлении ДОУ.
- Эффективное управление ДОУ и достижение педагогического результата деятельности ДОУ обеспечивается реализацией комплекса управленческих условий, адекватных современной образовательной ситуации.
- Для создания управленческих условий деятельности ДОУ необходима трансформация профессионального поведения руководителя, а именно, изменение содержания и способов управленческой деятельности, овладение объемом профессионально-функциональных знаний, умений, навыков и качеств, составляющих основу персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально –педагогическая функция руководителя управления дошкольным образовательным учреждением.
В данной работе затронуты трудности управления доу.Рассмотрены основные направления социально – психологических основ организации образовательного процесса в ДОУ;раскрыта сущность коммуникативной комп...
Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении «АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...
"АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ" Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...
Управление дошкольным образовательным учреждением в современных условиях
Управление ДОУ в современных условиях...
Проблемы эффективного управления дошкольным образовательным учреждением
В материале представлен опыт работы по внесению изменений в организационную структуру управления, создание и функционирование инновационных групп в ДОУ...
ПРОГРАММА работы секции руководителей дошкольных образовательных организаций "Повышение качества управления дошкольным образовательным учреждением в условиях стандартизации".
Выступление №2 "Ступеньки к мастерству" - система работы с молодыми педагогами в ДОУ...
Психолого-педагогические условия развития компетентности родителей в системе дошкольного образовательного учреждения
Проблема становления психолого-педагогической компетентности родителей – одна их наиболее актуальных в системе дошкольного образования. Кто он современный родитель? Чем отличается от родителей прошло...