"АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ" Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении
методическая разработка по теме
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Анализ возникающих профессиональных конфликтных ситуаций в деятельности педагогов МБДОУ показал, что воспитатели подчас проявляют теоретическую некомпетентность и низкий уровень сформированности коммуникативных навыков, не владеют конкретными технологиями взаимодействия.
Вышеобозначенные проблемы привели к осознанию необходимости их решения. Нами была разработана программа методического сопровождения «Азбука педагогического общения», направленная на развитие коммуникативной компетентности педагогов. В содержание программы мы включили теоретические формы работы с педагогами, такие как семинары, лекции-диалог, консультации, а также практические формы работы, в которые включили психологические тренинги, коммуникативные практикумы, сеансы музыкотерапии, конкурсы педагогического мастерства.Реализация программы рассчитана на 3 года, включает в себя несколько этапов. Длительность одного этапа определяется учебным годом. После реализации каждого этапа программы, проводилось контрольное исследование. Мониторинг полученных данных свидетельствует, о положительной динамике уровня коммуникативной компетентности у педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_pedagogicheskogo_obshcheniya.docx | 90.47 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: Председатель «Педагогического совета МБДОУ № 22» _____________ В.В. Шульга Протокол № 01 от «31» августа 2008 г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ № 22 ___________ А.А. Павлова Приказ №54 от 02.09.2008г. |
«АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении
Пояснительная записка
Неподготовленность к общению часто приводит к различным затруднениям в педагогической деятельности и провоцирует конфликтные ситуации. Такое явление встречается в практике, как у опытных, так и у начинающих педагогов. Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между педагогом и воспитанниками, коллегами, вызывают у педагога глубокое стрессовое состояние. Очень важно для педагога выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью в своей работе, а это возможно лишь при наличии у педагога сформированных коммуникативных способностей.
Опираясь на теоретические подходы ученых, Определяя коммуникативные способности педагога, В.А. Крутецкий указывал на такие необходимые педагогу особенности, как способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, устанавливать с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта. Коммуникативные способности педагога представляют комплексную характеристику умений выстраивать целесообразные педагогические отношения с субъектами образовательного процесса.
Многие авторы, А.В. Батрашев, А.А. Бодалёв, К.В. Вербова, С.В. Кондратьева, В.А. Кан-Калик, Л.М Митина, Н.В. Кузьмина и другие, раскрывают сущностную характеристику коммуникативных способностей и умений [45]. В своих исследованиях они характеризуют их как фактор развития профессионализма педагога. Кроме того, рассматривая коммуникативные способности как комплекс индивидуальных особенностей человека, благоприятствующих построению личного и делового взаимодействия, общения с людьми, основанного на понимании других, установлении, поддержании и бесконфликтного прекращения контактов, исследователи связывают это понятие, прежде всего, с культурной характеристикой педагога.
Развитие коммуникативной компетентности педагогов с неизбежностью предполагает двоякий процесс: с одной стороны, это приобретение каких-то новых знаний, умений и опыта, а с другой стороны это коррекция, изменение уже сложившихся форм. Таким образом, развитию коммуникативной компетентности педагогов будут способствовать психологические тренинги, индивидуальные и групповые консультации, проведение деловых игр, повышение уровня знаний педагогов об особенностях коммуникативной компетентности, сбор новых педагогических идей, а так же поиск путей их совместного решения.
В основу данной программы положен принцип гуманистического подхода, который предполагает, что взаимодействие с педагогами в психокоррекционном процессе основано на создании климата взаимного доверия, безоценочности, принятия других, психологической защищенности.
Цель программы: развитие коммуникативной компетентности у педагогов МБДОУ.
Задачи:
- развитие коммуникативных умений и навыков педагогов;
- развитие эмпатии и толерантности как основы компетентности в общении;
- обучение навыкам профилактики и разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов;
- формирование адекватного социального восприятия и уверенного поведения.
Срок реализации программы: 3 года.
Программа включает три этапа, каждый из которых, содержит теоретический и практический блоки работы. Целью теоретического блока является обсуждение теоретических ключевых вопросов оптимизации педагогического общения, особенностей речевого поведения, способности предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций на основе изучения философской, социологической и психолого-педагогической литературы, а также выработку у педагогов на основе анализа изученного материала соответствующего взгляда на проблему и пути ее решения. Содержание работы практического блока направлено на формирование практических навыков педагогического общения, развитие профессиональных коммуникативных качеств, решение конфликтных ситуаций и обсуждение дискуссионных вопросов.
Длительность одного этапа определяется учебным годом.
Содержание этапов реализации программы «Азбука педагогического общения» представлено в таблице.
Блоки работы | Организационные формы | Содержание работы |
ПЕРВЫЙ ЭТАП | ||
Теоретический блок | Индивидуальные консультации для педагогов МБДОУ | Определение основных проблем, способствующих снижению уровня коммуникативной компетентности. |
Педагогический совет: «Теоретические основы общения» | Углубление знаний воспитателей о психолого-педагогических основах общения. Ознакомление с функциями, формами и условиями оптимального педагогического общения. Обеспечение активности воспитателей и участие их в диалоге по проблеме педагогического общения | |
Семинар-брифинг «Особенности общения воспитателя с ребенком» | Изучение разных стилей общения воспитателя с детьми и самодиагностика стиля педагогического общения. Углубление знаний об условиях оптимизации педагогического общения и «педагогике-сотрудничества» | |
Практический блок | Тренинг «Развитие коммуникативных способностей» | Развитие навыков эффективного общения. |
Тренинг «Развитие навыков профилактики и разрешения конфликтов» | 1.Формирование профессиональных практических навыков в области управления стрессовыми состояниями и конфликтами, возникающими в коммуникативных ситуациях. 2. Обучение навыкам профилактики, анализа, арбитража и разрешения как внутриличностных, так и межличностных конфликтов. | |
Конкурс педагогического мастерства | 1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. 2. Определение уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя: направленность, знания, способности, техника. 3. Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения | |
Сеансы музыкотерапии | Сеансы направлены на профилактику утомляемости; снятие раздражения, тревожности; релаксацию, саморегуляцию. | |
ВТОРОЙ ЭТАП | ||
Теоретический блок | «Педагогическая копилка» (информационно-наглядное обеспечение) | Подбор справочной, методической, популярной литературы. Оформление тематических памяток, по развитию навыков педагогического общения. |
Индивидуальные консультации для педагогов МБДОУ | по запросу | |
семинар | ||
Лекторий «Факторы, влияющие на организацию общения воспитателя с детьми» | ||
Практический блок | Тренинг «Психологическая коррекция общения» | 1. Приобретение опыта совместной работы в коллективе. 2. Поиск новых способов поведения в контактах с коллегами. 3. Развитие навыка восприятия и понимания себя и своих коллег в процессе общения с ними. 4. Овладение навыком высказывания и принятия обратных связей |
Практикум «Коммуникативная гимнастика» | Цикл практических занятий, целью которых является: - установление коммуникативного контакта между участниками. - моделирование ситуации для лучшего знакомства и экспериментирования с вербальным и невербальным общением. - расширение сенсорного осязания и развития межличностного доверия. | |
Сеансы музыкотерапии | Сеансы направлены на профилактику утомляемости; снятие раздражения, тревожности; релаксацию, саморегуляцию. | |
ТРЕТИЙ ЭТАП | ||
Теоретический блок | «Педагогическая копилка» (информационно-наглядное обеспечение) | Подбор справочной, методической, популярной литературы. Оформление тематических памяток, по развитию навыков педагогического общения. |
Индивидуальные консультации для педагогов МБДОУ | по запросу | |
семинар | ||
Лекторий «Культура речевого общения» | ||
Практический блок | Практикум «Коммуникативная гимнастика» | Цикл практических занятий, целью которых является: - отработка коммуникативных умений в группе, а также для овладения навыками высказывания и принятия обратных связей; - использование упражнений, направленных на снижение тревожности, связанной с межличностным общением, отработка коммуникативных умений. |
Тренинг «Повышение стрессовоустойчивости педагогов» | ||
Треннинг « Профилактика эмоционального выгорания педагогов» | ||
Сеансы музыкотерапии | Сеансы направлены на профилактику утомляемости; снятие раздражения, тревожности; релаксацию, саморегуляцию. |
Тематический план к программе методического сопровождения «Азбука педагогического общения»
тема | организационная форма | продолжи-тельность | кол-во занятий |
«Педагогическая копилка» | Выставки справочной, методической, психолого-педагогической литературы; тематических памяток | в течение срока реализации программы | |
«Теоретические основы общения» | Педагогический совет | 2 ч | 1 |
«Особенности общения воспитателя с ребенком» | Семинар-брифинг | 2ч | 1 |
семинар | 2ч | 1 | |
семинар | 2ч | 1 | |
«Факторы, влияющие на организацию общения воспитателя с детьми» | лекторий | ||
«Культура речевого общения» | лекторий | 2ч | 1 |
«Развитие коммуникативных способностей» | Тренинг | 4ч | 1 |
«Развитие навыков профилактики и разрешения конфликтов» | Тренинг | 8ч | 4 |
«Психологическая коррекция общения» | Тренинг | 6ч | 3 |
«Повышение стрессовоустойчивости педагогов» | Тренинг | 8ч | 4 |
«Профилактика эмоционального выгорания педагогов» | Тренинг | 9ч | 9 |
«Развитие коммуникативных умений воспитателя» | Конкурс педагогического мастерства | 2ч | 1 |
«Коммуникативная гимнастика» | Практикум | 8ч | 8 |
«Музыкотерапия» | Сеанс | 40 мин (2 раза в неделю по 20 мин) |
1. ТЕОРЕТИТЧЕСКИЙ БЛОК
1.1. Информационно-наглядное обеспечение развивающей работы осуществляется посредством подбора справочной, методической, психолого-педагогической литературы и оформления тематических памяток для педагогов.
Рекомендуемая педагогам литература для чтения:
Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. – М., 1983.
Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. – М., 1988. – Разд.: жанры общения.
Башлакова Л.Н. Исследование факторов, влияющих на организацию общения воспитателя с детьми // Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. – М., 1985.
Богданов В. В. Речевое общение. – Л., 1990.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992.
Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.
Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М., 1980.
Горелов И. Н., Енгалычев В. Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. – М., 1991.
Добрович А.Б. Воспиталелю о психологии и психогигиене общения – М.: Просвещение, 1987.
Иванова С. Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. – Пермь, 1992.
Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
Кан-Калик В. А. Грамматика общения. – М., 1995.
Карандашев В.Н. Основы психологии общения. – Челябинск, 1990.
Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям: или практическая психология на каждый день./ 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ – Пресс, 1998. – 320с
Курбатов В. И. Культура речевого общения. – Ростов/н Д, 1992.
Леонтьев А. А. Педагогическое общение. – М.; Нальчик, 1996.
Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 1997.
Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. – Минск: Выш. школа, 1986.
Панько Е.А., Башлакова Л.Н. Детям себя посвятить. – Минск,1991.
Пиз А. Язык телодвижений. – Н. Новгород, 1992.
Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.
Рекомендуемые темы для наглядно-просветительской информации, памяток:
«Роль общения в жизни человека»;
«Простые секреты бесконфликтности»;
«Дипломатия – искусство договариваться»;
«Разрешите другому быть другим»;
«Искусство общения»;
«Самоанализ и самообучение навыкам педагогического общения».
- Педагогический совет: «Теоретические основы общения»
(составлено по материалам В.П. Дубровой, Е.П. Милашевич Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1995. – с.79-83)
Задачи:
-углубление знаний воспитателей о психолого-педагогических основах общения;
- ознакомление с функциями, формами и условиями оптимального педагогического общения;
- обеспечение активности воспитателей и участие их в диалоге по проблеме педагогического общения;
- характеристика функций общения.
Повестка:
- определение способности к общению;
- формы общения воспитателя с детьми;
- условия оптимизации педагогического общения.
Тезисы к содержанию лекции-диалога
Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.
Одной из функций общения является установление общности между людьми. Установлению общности способствует знако-обмен, который позволяет выделять "своих" среди всех прочих. И тот, кто отмалчивается, да еще отворачивается от людей, тем самым подает им (хочет он этого - или нет) знак, который читается следующим образом: "Я вам не свой, вы мне не свои".
Первейшая человеческая функция общения это регуляция совместной деятельности. Участие в совместной деятельности требует от каждого из нас определенных знаний. К дети получают их шаг за шагом с первых месяцев жизни — получают, так сказать, даром за счет общения со старшими.
Вторая функция общения – это изначальный инструмент познания всего на свете. Ребенок, получая сведения о мире "опредмеченными" — через язык и благодаря своему участию в общей деятельности (для начала хотя бы в коммуникативной деятельности), – постоянно переходит к "опредмечиванию" самого себя, к выделению "Я" среди других людей, среди разнообразных "не Я". Поэтому общение выполняет еще одну важную функцию – осознание своего "Я".
У всякого индивида есть его отдельные потребности — физиологические, такие как голод, и психологические, как потребность в положительных эмоциях. И во все времена удовлетворение человеком этих потребностей происходило с использованием общения. Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих, призвать к себе на помощь, вызвать их сочувствие, получить от них приказ, разъяснение либо разрешение какого-либо действия – все это поистине вечные задачи общения. Итак, одна из функций общения – самоопределение личности в ее мыслях и поступках.
Способность к общению – врожденная или приобретенная? Не исключено, что задающий такой вопрос утратил веру в свои коммуникативные способности и полагает, что ему этого "не дано от природы". Природа, однако, предусмотрела весьма высокий уровень коммуникативной "готовности" для человеческих существ. Еще Л.С. Выготский обратил внимание исследователей на то, что, не достигнув месяца от роду, младенец прерывает сосание груди на звук материнского голоса. К двум месяцам он способен отличить "добрую" мимику и интонацию взрослого от "злой", и на "добрую" у него появляется "комплекс оживления".
Способность к общению у человека врожденна. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием. Для того, чтобы педагогическое общение воспитателя с детьми было оптимальным, чтобы оно в большей степени способствовало психическому развитию дошкольников, необходимо знать, чего ждут от общения со взрослыми дети, что является особенно значимым для установления с ними благоприятных взаимоотношений.
Экспериментальные исследования, проведенные под руководством М.И. Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых.
Первоначально возникает непосредственно-эмоциональное общение с близкими взрослыми. В основе его лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих. Общение младенца со взрослыми протекает вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста.
Эта форма общения имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Основными средствами общения являются мимические движения.
Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 2 года).
Главной особенностью этого вида общения детей ее взрослыми следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям, обращение за разрешением). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, поскольку она оказывает влияние на усвоение действий с предметами.
Внеситуативно-познавательная форма общения (3–5 лет). Признаками появления третьей формы общения может служить возникновение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то "теоретическое" сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения. При этом виде общения ребенок обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии. Основным мотивом этого типа общения является стремление ребенка к общению со взрослыми ради получения новой информации или обсуждение с ними возможных причин разнообразных явлений окружающего мира.
Внеситуативно-личностная форма общения (6–7 лет).
Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в "чистом виде". Ведущими мотивами на уровне четвертой формы общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность – вот то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакты. При внеситуативно-личностном общении предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.
Какие коммуникативные качества и умения вызывают симпатию в межличностном общении? Какие условия необходимы для оптимального педагогического общения?
1. Искренний интерес к человеку, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, касающееся другого человека.
2.Умение слушать других как конкретное проявление интереса к людям. Нередко, кстати, не обращают внимание на то, что признаком интересного собеседника является умение не столько говорить, сколько умение слушать. Простые житейские наблюдения показывают, что многие люди больше испытывают потребность говорить, нежели слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удастся стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравятся те, с кем они могут удовлетворить свои потребности, а сильная потребность выговориться есть у многих.
3.Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Помните, что имя человека – самый важный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя и непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий комплимент.
4.Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.
5.Улыбайтесь в общении е людьми. Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения.
6.Удовлетворение потребности человека в общении. Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека.
Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.
1.3. Семинар-брифинг «Особенности общения воспитателя с ребенком»
(составлено по материалам В.П. Дубровой, Е.П. Милашевич Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1995. – с.83-90)
Задачи:
- изучение разных стилей общения воспитателя с детьми и самодиагностика стиля педагогического общения;
- углубление знаний педагогов об условиях оптимизации педагогического общения и «педагогике-сотрудничества».
План проведения семинара-брифинга:
I. Вопросы для обсуждения:
1. Особенности познания педагогом своих воспитанников;
2. Отношение дошкольников к личности воспитателя;
3. Характеристика стилей педагогического общения (диагностика и самодиагностика педагогического общения);
4. Оптимальное педагогическое общение.
II. Дискуссия на тему: «Педагогика сотрудничества» - как я ее понимаю.
III. Решение педагогических задач.
Семинар-брифинг отличается от других форм методической работы в дошкольном образовательном учреждении тем, что позволяет максимально активизировать воспитателей в процессе подготовки к занятию, так и на самом занятии. После взаимного приветствия и вводного слова методист делит коллектив педагогов на подгруппы в соответствии с количеством обсуждаемых вопросов (4 подгруппы). Сформировав задания по первому вопросу, методист предлагает одной из подгрупп обсудить его. Отвечает на вопрос вся подгруппа, и повторения при этом не допускаются, поэтому естественно, каждый педагог оказывается в ситуации, когда необходимо говорить по существу. Когда члены подгруппы высказались, возможно включение всех педагогов в обсуждение проблемы. Методист подводит итог, и приглашается другая подгруппа для обсуждения данного вопроса и так далее. Для подготовки к семинару-брифингу участникам рекомендуется ознакомиться со следующей литературой.
Литература:
1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. – М., 1983.
2. Башлакова Л.Н. Исследование факторов, влияющих на организацию общения воспитателя с детьми // Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. – М., 1985.
3. Карандашев В.Н. Основы психологии общения. – Челябинск, 1990.
4. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. – Минск, 1986.
- Панько Е.А., Башлакова Л.Н. Детям себя посвятить. – Минск,1991.
Характеристику стилей педагогического общения целесообразно давать в сравнительном плане. Для этого можно воспользоваться схемой определения стилей педагогического общения.
критерии | стили педагогического общения | ||
авторитар | демократ | либерал | |
Разделение функций между воспитателями и детьми | Выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители. Воспитатель не замечает, что несамостоятельность детей, безынициативность – следствие его авторитарных тенденций к гиперопеке. | Распределение функций с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей | Уходит от руководства детским коллективом. Характерны недостаточно развитая ответственность в выполнении своих функций и переоценка возможностей детей. |
Соотношение требовательности и уважение к личности ребенка | Недостаток уважения и доверия к личности ребенка. Принцип: доверяй но проверяй. | Максимум требований и уважения к ребенку. | Выполнение своих требований не проверяет. |
Соотношение прямых и обратных связей с детьми | Доминирует командование во всех ситуациях педагогического общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Преобладает формальный подход к обучению и воспитанию. | Потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. | Находится полностью во власти желаний детей, постоянно пытается их учесть, но это не всегда удается. Часто ситуативен, непоследователен в принимаемых решениях и действиях. Недостаточно решителен в трудных ситуациях. |
Учет межличностных отношений, сложившихся в коллективе детей. | Не считает важным учитывать, изучать отношения между детьми. | Считает важным учитывать, изучать отношения между детьми. Использование знаний о симпатиях-антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы. | Учитывает взаимоотношения в группе. В обсуждении кто с кем хочет сидеть, работать, часто уходит от сути дела |
Отношение к своим ошибкам | Не любит, не умеет признавать свои ошибки, пытается их замаскировать. | Умеет признавать свои ошибки, несмотря на то, что это трудно. | Не боится признавать свои ошибки, не придает этому большого значения. Т.О. авторитет его в глазах детей и коллег быстро падает. |
Количество и качество воспитательных воздействий. | Большое количество воспитательных однообразных воздействий | Количество воспитательных воздействий меньше и они разнообразнее | Количество воспитательных воздействий ситуативно. Не придает значения их разнообразию |
Соотношение дисциплинирующих и организующих воздействий | дисциплинирующие воздействия преобладают над организующими | организующие воздействия преобладают над дисциплинирующими | организующим воздействиям значения не придает, количество дисциплинирующих ситуативно (от настроения) |
Соотношение позитивных и негативных оценок | Низко оценивает возможности и способности детей. Преобладают замечания, порицания, «прежние дети лучше чем нынешние» | Положительные оценки преобладают над отрицательными. Отношение к личности ребенка как к самостоятельной ценности. | Оценочные высказывания ситуативны (от настроения). |
Наличие или отсутствие склонности к косвенным средствам воздействия | Не испытывает склонности к косвенным средствам воздействия. Публичное и прямое указание ребенку на его ошибки, просчеты, недостатки в поведении. | Явно выражена склонность к косвенным средствам воздействия. Разговор с ребенком на едине, замечание взглядом. | Не обращает внимание на использовании косвенных замечаний. |
Характер педагогических установок | Жесткие педагогические установки: - любимчики - не любимые и бездарные - безликая масса, серость | Динамические педагогические установки | Непоследователен в своих установках. Мнение о себе такого педагога дети чаще всего не ценят. |
После обсуждения воспитателям предлагается оценить стиль своего общения с детьми и коллегами по следующей схеме:
Показатель стиля педагогического общения | самооценка | экспертная оценка |
Разделение функций между воспитателями и детьми | ||
Соотношение требовательности и уважение к личности ребенка | ||
Соотношение прямых и обратных связей с детьми | ||
Учет межличностных отношений, сложившихся в коллективе детей. | ||
Отношение к своим ошибкам | ||
Количество и качество воспитательных воздействий. | ||
Соотношение дисциплинирующих и организующих воздействий | ||
Соотношение позитивных и негативных оценок | ||
Наличие или отсутствие склонности к косвенным средствам воздействия | ||
Характер педагогических установок |
В качестве эксперта может выступать методист, заведующая или воспитатель-напарник.
Завершается занятие дискуссией.
План проведения дискуссии на тему: «Педагогика сотрудничества» - как я ее понимаю.
1. Творческая группа педагогов предлагает для обсуждения программу реализации идей «педагогики сотрудничества» в дошкольном учреждении. «Педагогика сотрудничества» - это прежде всего педагогическое творчество. Можно с чем-то не согласиться, можно и нужно отдельные положения ее уточнять и развивать, но ее уточнять и развивать, но ее непреходящее значение в том, что это не только заметный шаг в утверждении новой, гуманистической и эффективной педагогики, но и сгусток творческой энергии учителей, воспитателей, платформа раскованного педагогического творчества.
Сотрудничество – это не просто открытость и настроенность воспитателей на детей, это еще и способность организовать совместное творчество через определенную систему принципов и методов:
- увлечение ребят яркой, интересной, перспективной совместной деятельностью;
- определение индивидуальных зон творческого развития коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности;
- общие подходы к предстоящей деятельности, поиск вариантов оптимального решения, совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия воспитателей и детей, т.е. без ведущих и ведомых;
- уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемой в ходе совместного творчества, обязательное обсуждение каждого мнения, результатов совместной творческой деятельности.
Воспитатель выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творчеством человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу. Творческая коллегиальность – вот что определяет характер педагогического общения с детьми.
2. Вопросы для обсуждения:
- Чем, на Ваш взгляд, вызвана необходимость поиска новых путей и подходов к воспитанию и обучению детей, к общению с ними?
- Что Вы знаете о работе педагогов-новаторов, что читали об их опыте, что заинтересовало Вас в их методике?
- Какие идеи, принципы и методы «педагогики сотрудничества» вы считаете основными?
- Заинтересовала ли вас идея «Учения без принуждения»? Попробуйте для себя определить основные направления этой идеи.
- В чем вы видите преимущество «педагогики сотрудничества» над традиционными методами обучения и воспитания?
- сотрудничество с родителями: как его развивать?
3. По результатам обсуждения педагоги вырабатывают решения и рекомендации для апробации их в образовательной практике с детьми.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
2.1. Индивидуальные консультации с педагогами.
Содержание работы: ознакомление с результатами исследования; определение основных проблем, способствующих снижению уровня коммуникативной компетентности.
2.2. Тренинг коммуникативных способностей
Цель: развитие и отработка коммуникативных умений и навыков педагогов.
Задачи:
- расширение представлений педагогов о техниках эффективного взаимодействия;
- отработка техник эффективного взаимодействия.
План-конспект:
- Игра-приветствие. (15 мин)
Цель – снятие эмоционального напряжения участников, сплочение группы, отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогам в их повседневной работе.
Содержание.
Все участники сидят в кругу. Каждой получает ручку лист бумаги. Первый участник приветствует группу «Здравствуйте. Я сегодня вот такая (показывает свое эмоциональное состояние мимикой, жестами)». Затем листок передают по кругу, каждый педагог пишет какое эмоциональное состояние, по его мнению, пытался передать участник, загибает свою запись и передает листок следующему участнику. Игра продолжается пока не представятся все участники. Затем каждый читает «про себя» ответы других и высказывается в процессе обсуждения.
Обсуждение.
Насколько вам удалось передать свое эмоциональное состояние с помощью невербальных средств общения? Почему? Удалось ли Вам угадать эмоциональное состояние других? Какие эмоции, ощущения вызвала игра?
Материалы. 10 ручек, 10 тетрадных листов.
- Упражнение «Эффективность общения». (30 мин)
Цель – определить умения и навыки, важнейшие для эффективного общения. Определить некоторые причины неэффективного взаимодействия. Отработка навыков эффективного взаимодействия в группе.
Содержание.
Участники делятся на 2 группы и получают задание выделить 5-6 умений, навыков, качеств, наиболее важных для эффективного взаимодействия. Оформить их на листе, выступить с докладом. При этом каждый из участников получает «подпольное задание» - роль, которую он должен играть в процессе обсуждения. На работу в группе дается 10 мин.
Список ролей:
«Генератор идей» - ваша задача с самого начала захватить инициативу, выдвинуть как можно больше предложений и попытаться с помощью аргументов и эмоционального напора склонить большинство группы к поддержке вашей позиции.
«Спорщик» - вы должны в штыки встречать выдвинутые предложения и защищать противоположные точки зрения.
«Соглашатель» - вы должны выражать согласие с любыми точками зрения и поддерживать все высказывания, выделяя в них нечто рациональное и поддерживая эти моменты.
«Организатор» - вы должны обеспечить выявление позиций всех участников, побуждаете всех высказаться, задаете уточняющие вопросы, демонстрируете заинтересованность ходом обсуждения, подводите промежуточные итоги дискуссии.
«Сторонний наблюдатель» - ваша задача наблюдать за поведением членов группы как бы со стороны, стараясь как можно меньше вмешиваться в процесс обсуждения.
После работы в группе участники выступают с докладами (приходят к общему знаменателю). – 10 мин.
Обсуждение:
Легко ли было работать в группе, что мешало эффективной работе? Догадались ли вы, какие роли играли ваши коллеги? Какие позиции коллег помогали работе группы, какие мешали? Как вы справились с ролью, какая роль, по-вашему, вам наиболее близка? Ваши эмоции по поводу упражнения.
Материалы: 2 маркера, 2 чистых листа А3, 2 набора карточек с «подпольными» ролями.
- Упражнение «Мудрый слушатель». (30 мин)
Цель – уточнение понятий активное и пассивное слушание, отработка техник активного и пассивного слушания.
Содержание.
Первая часть – мозговой штурм на тему «что такое активное и пассивное слушание»
(при активном слушании, на первый план выступает отражение информации, пассивное слушание – внимательное слушание, с минимальной обратной связью).
Перед вами список приемов слушания. Вам необходимо определить, какие из них относятся к техникам активного, а какие к техникам пассивного слушания.
- Поддакивание («ага», «угу», да-да, ну, кивание подбородком).
- «Эхо-реакция» - повторение последнего слова собеседника.
- «Зеркало» - повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.
- «Парафраз» - передача содержания высказывания партнера другими словами.
- Побуждение – (Ну и... И что дальше?)
- Уточняющие вопросы (Правильно ли я поняла, что..? Что ты имел в виду, говоря...?)
- Резюмирование - подытоживание, выделение основных идей говорящего (Таким образом, ты хочешь сказать…).
Время – 10 мин.
Вторая часть – работа в парах. Один выполняет роль слушателя, другой рассказывает о каком либо самом, интересном, увлекательном событии в своей жизни. Сначала партнер выполняет роль пассивного слушателя, затем, по сигналу ведущего, роль активного слушателя, используя вышеуказанные приемы. Затем партнеры меняются местами. Задача рассказчика поделится какой либо проблемой в своей жизни, задача слушателя – та же.
На это задание дается 10 минут.
Обсуждение:
Участники высказываются по поводу своих ощущений, которые они испытывали как в роли говорящего, так и в роли слушателя. Какой слушатель вызвал большую симпатию – активный или пассивный? Как вы считаете, в каких ситуациях, какая техника наиболее приемлема?
(Активное слушание незаменимо в деловых беседах, в ситуациях, где ваш партнер по общению равен вам, в конфликтных ситуациях. Техника «Зеркало» полезна в беседе с не слишком разговорчивым слушателем, она будет возвращать его к сказанному и побуждать к добавлению дополнительных деталей. Перефразирование полезно тогда, когда мы не уверены, что правильно понимаем говорящего. Резюмирование помогает в беседе с многословными родителями, позволяет продвигаться в разговоре более быстрыми темпами. Пассивное слушание эффективно, когда партнер находится в состоянии эмоционального аффекта, возбуждения. А также в тех случаях, когда родитель сообщает важную инфо и перебивать его нецелесообразно.)
Материалы:
Лист ватмана с приемами слушания, чистый лист ватмана, маркер.
- Упражнение «Эффективные техники речевого общения»
Цель - отработка навыков построения Я-высказывания.
Мини-лекция.
Я-высказывания – это конструктивный способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях, альтернатива Ты-высказыванию (высказывание оценки в адрес другого, перекладывание ответственности на него).
Схема построения Я-высказывания:
1. описание ситуации, вызвавшей напряжение (Когда я вижу, что ты… Когда я сталкиваюсь с тем, что…)
2. точное называние своего чувства в этой ситуации (Я чувствую… Я не знаю как реагировать… У меня возникла проблема…)
3. называние причин этого чувства.
Сейчас вам необходимо снова разделится по парам. Один – родитель, другой – воспитатель. Воспитателю необходимо сообщить родителю негативную информацию о ребенке 2 разными способами: использя Ты-высказывание для обвинений, использует Я-высказывание по схеме. Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию. Каждая пара показывает группе сою ситуацию и варианты решений. Группа анализирует правильность использования Я-высказывания.
Обсуждение:
Ваши ощущения, когда вам отвечали разными способами.
Цель – отработка техники использования стилей «адвокат» и «прокурор».
Позиция «адвокат»
- Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.
- Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.
Позиция «прокурор»
- В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе.
- Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь.
Сейчас мы с вами попробуем использовать стиль адвокат на практике. Опять делимся на пары: родитель-воспитатель, родитель приходит к воспитателю со своей проблемой, воспитатель пытается выяснить, что же происходит.
Например, родитель приходит к учителю и жалуется: «Мой ребенок не имеет в классе друзей, поэтому он не хочет учиться». В ответ на это учитель может сказать: «Я считаю, что он плохо учится по другой причине. Вы спрашивали его, как он ведет себя на уроках?» — это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между учителем и родителем. Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить." «Я тоже считаю, что ваш ребенок может учиться лучше. Спасибо, что вы пришли с этой проблемой. Как вы думаете, это единственная причина, по которой он не может реализовать свои способности? С кем бы из ребят он бы хотел дружить? и т. д.».
Обсуждение.
В процессе обсуждения тренер предлагает участникам ответить на следующие вопросы: удалось ли использовать стиль «адвокат»? какие трудности возникли при выполнении данного упражнения? сколько времени уходило на то, чтобы сформулировать вопрос?
2.3. Коммуникативный тренинг
(составлено по материалам: Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности: курс лекций./ С.Н. Лютова. Моск. гос. ин-т международных отношений (ун-т) МИД России, каф. Философии. – М.: МГИМО– Университет, 2007. – с. 241-252)
Задачи:
- формирование профессиональных практических навыков в области управления стрессовыми состояниями и конфликтами, возникающими в коммуникативных ситуациях;
- обучение навыкам профилактики, анализа, арбитража и разрешения как внутриличностных, так и межличностных конфликтов.
1. «Эмпатия»
Цель: освоение методик эмпатического общения (активное слушание, перифраз, вхождение в раппорт и др.), позволяющих точнее понять эмоциональное состояние собеседника и смысл его сообщения, избавить собеседника от коммуникативного стресса, предотвратить возможный конфликт с ним. Расширение эмоционального опыта, формирование толерантности к личности другого, как собственного антистрессорного «щита».
Процедура:
- Упражнение «Пантерлоги»
Участники играют в испорченный видеотелефон, по цепочке демонстрируя «соседу справа» позу и жест, показанные «соседом слева». В момент общения каждой пары все остальные участники от нее отворачиваются. Когда «цепь» замкнется, автор невербального сообщения должен оцень степень соответствия ему того, что дошло до него в итоге.
- Упражнение «Протеже»
Участники работают в парах: № 1 из кажой пары должен поведать партнеру некую персональную информацию о себе, которую затем № 2 перескаже всей группе своими словами, стараясь при этом не исказить смысл сообщения и его эмоциональный фон: № 1 должен оценить, насколько № 2 это удалось.
- Упражнение «Маугли»: «мы с тобой одной крови – ты и я»
№ 2 из каждой пары называет (пишет) для № 1 пять своих отрицательных качеств. Задача № 1 так рассказать об этих качествах (в чем они проявляются и почему нежелательны), как бы они были его собственными. № 2 должен оценить, насколько партнеру удалось влезть в его шкуру, насколько они оказались «одной крови».
- «Арт-терапия стресса»
Процедура:
Участники получают листы бумаги и цветные мелки, садятся за круглый стол. Задание: нарисовать себя на данном этапе жизненного пути (в любом жанре, при этом мастерство художника в этом случае значения не имеет) и 4 своих проводников (кого и что угодно), дать название своему рисунку и показать их всем с необходимыми комментариями. Руководитель и участники группы могут высказывать свои ассоциации.
3. «Эйфория»
Цель: снятие стрессового напряжения, развитие эмпатии.
Процедура: участники группы работают в парах. По очереди каждый называет партнеру итуацию, неизменно вызывающую у него яркие положительные эмоции. Задача партнера – вербально живописать предложенную ситуацию так, чтобы слушающий мог ощутить эйфорию, на время рассказа (2,5-3 мин.) полностью погрузившись в воображаемое.
4. Красный стул
Цель: получение поощрительного заряда положительных эмоций, приобретение навыка «держать удар» лести, комплимента, заслуженной похвалы (как фактора стресса), отработка полезных коммуникативных навыков.
Процедура: доброволец садится на стул в центре круга. Остальные по очереди дают отчет в форме «Я-сообщение» о своем впечатлении от тех или иных достоинств сидящего на «красном стуле» (о внешности, манере, стиле поведения и общения, таланте и т.д.). Сидящий может сохранять молчание или реагировать на реплики. По окончании ему предлагается поделиться своими впечатлениями и обсудить их.
5. Сказкотерапия конфликтного поведения
Цель: развитие навыков анализа и альтернативного разрешения конфликтных ситуаций русской народной сказки «По щучьему велению».
Процедура: участники группы (один продолжая другого) припоминают сюжет известной сказки, определяют предмет (что?) и стороны (кто?) каждого конфликта (их минимум 12), анализируют более типичные по схеме:
- Почему? (причина конфликта)
- Как? (стратегия и тактика конфликтного поведения сторон)
- Зачем? (цели, интересы, выгода/исходы сторон).
Затем участники предлагают и инсценируют наиболее остроумные альтернативные способы разрешения этих конфликтов.
6. «Консенсус»
Цель: выявление стратегий поведения в процессе выработки командного решения, формирование методов убеждения и достижения консенсуса в деловой игре – виртуальной стрессогенной ситуации, чреватой конфликтами.
Процедура: руководитель делит участников на «экипажи» по 5-6 чел. и предлагает ситуацию: «Ваш корабль потерпел крушение в Тихом океане, в 1000 милях от берега. Судно вот пойдет ко дну, а вашей команде нужно перетащить в резиновую лодку столько, сколько успеете, из 15 уцелевших предметов (выдается список). Кроме них у каждого экипажа найдутся: пачка сигарет, коробок спичек, 5 долларов бумажками. Время дорого, нужно начать загрузку резиновой лодки с самого необходимого, чтобы в случае, если вы не успеете, ко дну пошло наименее ценное!»
Задание:
1. за 10 минут составьте индивидуальный (каждый человек отдельно)список вещей по степени убывания их необходимости (№1 – самая нужная вещь, № 15 – самая бесполезная);
2. за следующие 15 мин выработайте единый командный список, при этом запрещается проводить голосование, нужно, чтобы каждый член команды искренне согласился с принятым ранжированием предметов, расположение предметов в списке должно быть мотивировано;
3. предстоит обсуждение итоговых списков, представителю команды придется объяснять, почему одни вещи предпочли другим.
Рекомендации для вырабатывающих командное решение:
1. Слушайте чужое мнение.
2. поддержите то мнение, с которым вы согласны хотя бы отчасти.
3. Избегайте принуждения и торга.
4. имейте в виду, что расхождение во мнениях способствует принятию решения!
В каждой команде может быть один наблюдатель, не участвующий в обсуждении списка, его впечатления от происходившего будут важны при общегрупповом обсуждении упражнения. В процессе наблюдения ему стоит обращать внимание на:
- слушают ли чужое мнение?
- искренне ли соглашаются с чужим мнением?
- как настаивают на своем (аргументируют, кричат, используют давление, торг, обман).
7. «Арбитраж»
Цель: получение опыта конструктивного противодействия и арбитража; исследование различных стратегий ведения дискуссии.
Процедура: участники разбиваются на тройки и инсценируют конфликт (желательно, чтобы предмет конфликта был реальным). Двое поочередно изображают конфликтующие стороны (то себя, то своего реального оппонента), третий становится арбитром. Важно, чтобы каждый попробовал обе роли: авторитарного и самоуверенного нападающего и оправдывающегося пассивного манипулятора. Необходимо групповое обсуждение итогов ролевой игры.
8. «Прощание»
Цель: вербальное подведение итогов тренинга, выражение эмоционального отношения участников группы друг к другу и к руководителю.
Процедура: участники группы по кругу имеют возможность высказать мнение, насколько эффективным им показался тренинг, насколько он оправдал их ожидания, что нового открыл в области мотивации человеческого поведения и в межличностных отношениях, оказал ли влияние на субъективный уровень стресса конкретного участника.
2.4. Тренинг «Психологическая коррекция общения»
(составлено по материалам В.П. Дубровой, Е.П. Милашевич Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1995. – с.95-100)
Задачи:
- приобретение опыта совместной работы в коллективе;
- поиск новых способов поведения в контактах с коллегами;
- развитие навыка восприятия и понимания себя и своих коллег в процессе общения с ними;
- овладение навыком высказывания и принятия обратных связей.
Задание для ведущего:
(Ведущим тренинга может быть методист, заведующая дошкольным учреждением или воспитатель). «Сегодня Вы выполняете роль человека, который должен помочь своему коллективу в совместных поисках и в обучении общению. Вы — не руководитель, не учитель, не судья, не надзиратель. Вы не должны доказывать свое превосходство над другими и стремиться вызвать у них восхищение или страх. Ваша помощь воспитателям должна заключаться:
в подготовке помещения, в котором будет проходить игра;
подготовке необходимых материалов; списка качеств, важных для межличностного общения, карандашей или ручек, таблицы "Положение об обратных связях"; зачитывании инструкции к очередному заданию и контроле за временем его выполнения;
организации совместного анализа впечатлений, возникших в каждой конкретной ситуации, ведении дискуссии в соответствии с правилами проведения семинара.
Сценарий встречи
I. Воспитатели садятся в круг. Ведущий предлагает каждому внимательно посмотреть на лица других и по истечении
1—2 минут закрыть глаза. Каждый воспитатель должен с закрытыми глазами постараться представить себе лица своих коллег, зафиксировать в памяти лицо, которое лучше всего представляется, и открыть после этого глаза.
Затем предлагается одному из воспитателей описать лицо коллеги, не смотря на нее и не называя цвета ее глаз, волос и одежды. Остальные воспитатели должны узнать, кого описали. Можно предложить составить "портрет коллеги" 3—5 воспитателям.
II. Ведущий раздает воспитателям листочки со списком качеств, важных для межличностного общения. Каждый должен
определить, в какой мере ему присущи отдельные качества. Рядом с описанием каждого качества отведено специальное место,
куда надо вписать цифры от 0 до 6. Если человеку кажется, что
ему вообще не присуще данное качество, он ставит 0 рядом с
описанием. Если это качество хоть сколько-нибудь, пусть очень
незначительно, выражено у данного человека, он ставит цифру 1. Если описание полностью, без сомнений может быть отнесено к этому воспитателю, он ставит цифру 6.
Таким образом, каждый член коллектива оценивает по очереди все описания, руководствуясь своим собственным представлением о себе. (Это
задание занимает не меньше 10 минут.)
Далее коллектив воспитателей делится на 2 подгруппы и
каждая приступает к выполнению общего задания. В течение 30
минут нужно проранжировать 10 качеств в зависимости от их
важности. Подгруппа совместно должна решить, какое из 10 качеств является самым важным в межличностных отношениях.
Потом каждая подгруппа выбирает второе по значимости качество, третье и т.д. Кто-то один из подгруппы должен записывать решения. Если относительно какого-то качества между членами подгруппы будут серьезные разногласия, не нужно разрешать их путем голосования или принятия компромиссных решений. Спорные проблемы следует обсуждать вплоть до достижения согласия. Затем результаты ранжирования сравниваются.
Список качеств, важных для межличностного общения
Эмпатия: умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с их же позиций и в то же время это способность сказать другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления.
Доброжелательность: способность не только чувствовать, но и показывать людям свое доброжелательное отношение, уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержать других.
Аутентичность: умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, открытая демонстрация другим своего отношения к разным проблемам и людям, способность быть самим собой в контактах с окружающими.
Конкретность: отказ от общих рассуждений, многозначных и невнятных замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность однозначно отвечать на вопросы.
Инициативность: склонность к деятельной позиции в отношении с людьми к тому, чтобы "идти вперед", а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.
Непосредственность: умение говорить и действовать напрямую, без всяких "экивоков", четкое представление об отношении других людей и честная демонстрация своего отношения к ним.
Открытость: готовность открыть другим свой внутренний мир, твердая убежденность в том, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими; искренность, которая эквивалентна готовности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты» поскольку сам человек, а не его тайны интересны людям; умение говорить о своих мыслях и чувствах.
Принятие чувств: отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение не только испытывать какие-то чувства в общении с людьми, но и показывать их,- выражать готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других, но при этом — отсутствие стремления навязать окружающим свои чувства, чтобы они осознавали свою ответственность за них.
Конфронтация: умение "с глазу на глаз" общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности; в случае несходства мнений — готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, ас надеждой на установление подлинных и искренних отношений.
Самопознание: исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом — умение быть автором своей самооценки; отношение к конфронтациям с другими людьми и новому опыту как к ценному материалу, важному для более глубокого самопознания.
III. Ведущий знакомит воспитателей с Положениями об обратных связях, потом ставит в центр круга пустое кресло и говорит, что его займет тот, кто первым захочет выслушать от других информацию о себе.
Кто-то из воспитателей вызывается первым занять пустое кресло и начинает выслушивать от каждого по очереди информацию о себе. Он сам выбирает того, кто будет говорить ему, как его воспринимает, какие чувства вызывает его поведение. Когда первый закончит говорить, следующим может быть воспитатель, сидящий справа по ходу часовой стрелки. Воспитатель, сидящий в центре круга, должен стараться слушать как можно внимательнее, не спорить, не перебивать, не затевать дискуссии, не пытаться уточнить, что ему говорят, не требовать объективных доказательств субъективных переживаний воспитателей, дающих ему обратные связи.
По окончании задания предлагается всем обсудить свои впечатления.
Примечание. Если воспитателей больше, чем 10–12 человек, можно уменьшить количество людей, от которых будет приниматься информация, или этих людей выбирает сам воспитатель. Это сократит время выполнения задания.
Положение об обратных связях
Обратная связь – это сообщение, адресованное другому человеку о том, как его воспринимают; что чувствуют в связи со сложившимися отношениями; какие чувства вызывает его поведение.
• Говори о том, что конкретно делает данный воспитатель, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
- Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.
- Предостережения: не давай оценок», не давай советов.
- Помни: обратная связь – это не информация о том, что
представляет собой тот или иной человек, это в большей мере
сведения о тебе в связи с этим человеком. Говори и о том, что
тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.
Игра "Свое пространство "
Ведущий выделяет из коллектива одного воспитателя и предлагает ему встать или сесть в центр круга. Далее всех остальных просят тесно сгрудиться «округ него. После паузы в 2–3 минуты ему говорится следующее:
– Сейчас вы превращаетесь в светило, на разном удалении от которого окажутся многочисленные планеты – другие воспитатели. Те из них, чье притяжение вами ощущается сильнее, естественно, займут место ближе вам. То, чье притяжение слабее, расположатся подальше или вовсе "оторвутся" от вас. Закройте глаза, сосредоточьтесь».. Теперь откройте глаза. Медленно поворачивайтесь вокруг своей оси. Каждому, кто окружает вас, поочередно сообщите, и каком направлении тому следует отходить. Пока коллега не отдалился на расстояние, соответствующее вашему внутреннему чувству Притяжения, командуйте:
"Еще… Еще... Стоп!" Те, кому вы так и не сказали "Стоп!", вообще покидают игровую площадку, Вы вправе, конечно, не только удалять, но и оставлять человека на месте либо приближать его к себе на дистанцию до 30 см. Начали!
Такая инструкция умышленно допускает комические ситуации «изгнания» или «максимального приближения», это оживляет занятие.В то же время игра непроизвольно настраивает и воспитателя , и весь коллектив на достаточно серьезный лад.
После размещения участников игры вокруг «светила» ведущий дает ему вторую инструкцию:
– Вы создали сейчас свое психологическое пространство. Хорошо ли Вам в нем? Если не вполне, можете внести любые изменения в расположения окружающих Вас людей. Добивайтесь такой их расстановки, чтобы испытать чувство комфорта внутри данной среды.
Как правило, некоторые изменения воспитателем -"светилом" вносятся. Нередко при этом он просит вернуться на площадку одного-двух из тех, кого поначалу "изгнал", а также по-новому группирует между собой пары, тройки "планет".
Расстановку людей после первой инструкции можно толковать как демонстрацию воспитателем своих симпатий и антипатий. В действительности среди лиц, удаленных на значительное расстояние либо вообще "изгнанных", подчас находятся те, кому воспитатель -"светило" оказывает особое предпочтение, но хочет скрыть это от других коллег.
Точно также среди оставленных им особенно близко могут попасться люди, безразличные ему, или те, свою враждебность к которым он считает нужным замаскировать перед коллективом.
Расстановка воспитателей после второй инструкции в большей степени отражает подлинную систему отношений воспитателей, но все же носит явный отпечаток "желаемого", "воображаемого" им положения вещей. Все это весьма информативно для методиста и заведующей дошкольным учреждением.
Можно организовать очередной тур игры с новым воспитателем-"светилом". Эта игра может повторяться. Сравнивая действия воспитателя сегодня и полгода (год) назад, методист получает представление об изменениях связей и статуса данного воспитателя в коллективе. Для этого рекомендуется делать заметки, но после занятия.
Ведущий в итоге благодарит всех воспитателей за работу на занятии.
2.5. Конкурс педагогического мастерства
(составлено по материалам В.П. Дубровой, Е.П. Милашевич Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1995. – с.100-103)
Задачи:
- развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении;
- проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя: направленность, знания, способности, техника;
- тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.
Сценарий конкурса
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА НА ТВОРЧЕСКУЮ РАБОТУ
Выполнение упражнений на умение управлять своим творческим самочувствием. Группе предлагаются два упражнения, которые выполняются коллективно всеми воспитателями в быстром темпе.
Упражнение 1 "Удобное средство". Прослушать магнитофонную запись музыкального фрагмента, свои мысли и чувства выразить в рисунке, написать короткий рассказ или разыграть.
Упражнение активизирует внимание, фантазию, воображение.
Упражнение 2 "Почемучка". Для упражнения нужен слайд остросюжетного содержания. Выполняется упражнение на полукруге перед аудиторией воспитателей, предлагается внимательно рассмотреть картину, дать ей название и поставить такие вопросы, которые максимально активизировали бы воображение аудитории. Выполняется поочередно по кругу. Активизируется способность к постановке проблем, воображение, внимание.
II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ ВОСПИТАТЕЛЯ
Упражнение 1 «Проанализируйте ситуацию»: "Увидев, что Вадик собирается рисовать, педагог спрашивает:
– Что ты собираешься рисовать и чем? Как будешь располагать рисунок на листе бумаги? Что нарисуешь сначала, а что потом?
Напоминает, что после рисования нужно все положить на место.
Ответьте на вопрос: Нужно ли такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей?
Упражнение 2 «Ролевая игра». Группа воспитателей делится на две команды. Каждая команда заранее готовит и инсценирует на конкурсе педагогическую ситуацию из жизни детского сада, оборвав ее показ в кульминационный момент. Команда-соперница за определенное время (1–2 мин.) должна найти решение и проиграть развязку ситуации. Решение своих и предложенных ситуаций команды обосновывают с позиций педагогической целесообразности.
Анализируется типичность показанных ситуаций, рациональность их решения, гуманность позиции, мастерство инсценировки.
III. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА .
Управление своим эмоциональным состоянием
Упражнение 1 «Имитационная игра».
Войти в группу в образе заведующей, методиста. Проследить, как меняется внутренний настрой.
Упражнение 2 «Микропреподавание».
Управление собой в ситуации "Дети, давайте поговорим о ..." В ходе проведения микропреподавания слушателям необходимо записать, какое состояние испытывает выступающий перед аудиторией воспитатель. Выступавшему воспитателю описать свое физическое и психическое состояние во время микропреподавания. Сравнивается самоотчет выступавшего воспитателя и отчеты слушателей.
Развитие невербальных средств общения
Упражнение 1 «Передаем предметы».
Невербально передать по кругу воображаемый предмет. Тот, кому это передается, должен соответственно принять его и передать далее.
Упражнение 2 "Войди в круг".
Все воспитатели стоят в кругу. Один вне его. С помощью невербальных средств надо попытаться войти в круг. Упражнение выполняется быстро. Испробовать предлагается всем.
Упражнение 3 "Сделай подарок".
Все сидят в кругу. По очереди предлагается сделать подарок кому-нибудь из членов коллектива. Выполняется невербально.
Упражнение 4 «Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка»:
с укоризной, с настойчивым запретом, с безмерным удивлением, с гневом, с ожиданием дальнейших действий.
Речь и коммуникативное поведение воспитателя
Упражнение 1. Произнесите текст: "Однажды в студеную зимнюю пору...": шепотом; с максимальной громкостью; волнообразно; как будто вы страшно замерзли; как будто у вас во рту горячая картошка; как 5-летняя девочка.
Упражнение 2. Поприветствуйте ребят словом "Здравствуйте!" с десятью оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.
IV. "СЧАСТЬЕ КОГДА ТЕБЯ ПОНИМАЮТ"
Упражнение. Проведение беседы с родителями или с ребенком.
Воспитателям предлагаются карточки с педагогическими ситуациями, для решения которых необходима беседа или с родителями, или с ребенком.
Ситуация: Вы стали воспитателем второй младшей группы. Ваша первая беседа для знакомства с родителями воспитанников.
Ситуация: Ребенок вашей группы ударил другого, с которым играл. Вы воспитатель. Ваши действия…
Подведение итогов конкурса.
2.5. Практикум «Коммуникативная гимнастика»
(составлено по материалам: Рудесташ К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.:Прогресс, 1990.- 220с)
Данная форма работы представляет собой цикл из 6 занятий, направленный на развитие коммуникативных способностей. Занятия могут проводиться педагогом-психологом 1 раз в неделю.
Занятие 1.
Цель: Упражнение особенно подходит для первого занятия и является хорошим способом «сломать лёд» и быстро познакомить участников друг с другом.
Необходимое время: 30 минут.
Материалы: бумага, карандаш, ручки.
Подготовка: Каждому члену группы даются карандаши и бумага.
Участники получают следующую инструкцию. Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз ответьте на вопрос «кто я?». Используйте характеристики, черты, интересы и чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «я»… После того как закончите составлять этот перечень, приколите листок бумаги на видном месте на груди. Затем начинайте медленно ходить по комнате,
подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Не стесняйтесь комментировать перечни других участников. В качестве варианта каждый член группы может громко прочесть свой перечень остальной группе.
Занятие 2.
Следующие упражнения могу предоставить членам группы возможность для лучшего знакомства и экспериментирования с вербальным и невербальным общением.
Необходимое время: 30 минут.
Материалы: нет.
Подготовка: специальной подготовки не требуется.
Процедура: выберите себе партнёра. Вместе выполняйте одно из описанных ниже коммуникативных упражнений. Приблизительно через пять минут перейдите к другому партнёру и выполните второе упражнение. То же повторите и для двух последних упражнений. Спина к спине. Сядьте на пол спина к спине. Постарайтесь вести разговор. Через несколько минут, повернитесь и поделитесь своими ощущениями. Сидящий и стоящий. Один из партнёров сидит, другой стоит. Постарайтесь в этом положении вести разговор. Через несколько минут, поменяйтесь позициями, чтобы каждый из вас испытал ощущение «сверху» и «снизу». Ещё через несколько минут, поделитесь своими чувствами. Только глаза. Посмотрите друг другу в глаза. Установите зрительный контакт без использования слов. Через несколько минут вербально поделитесь своими ощущениями. Исследование лица. Сядьте лицом к лицу и исследуйте лицо вашего партнёра с помощью рук. Затем дайте партнёру исследовать ваше лицо. Поделитесь своими ощущениями и переживаниями.
Занятие3.
Цель: расширения сенсорного осязания и развития межличностного доверия.
Необходимое время: 1 час.
Материалы: повязка на глаза; достаточное пространство для работы; предпочтительно выполнять упражнение на открытом месте.
Подготовка: специальной подготовки не требуется.
Процедура: группе даётся следующая инструкция. Разделитесь на пары,
выбрав себе в качестве партнёра наименее знакомого человека. Один человек в каждой паре становится ведущим. Другой – ведомым, ему одевается повязка на глаза. Через полчаса поменяйтесь ролями. Упражнение выполняется невербально.
Если вы в роли ведущего, возьмите вашего партнёра за кисть, руку или
талию и водите его для сенсорного исследования пространства. Молча
руководите им. Приводите вашего партнёра в контакт с интересующей его фактурой, например с листьями, занавесками и коврами. Постарайтесь заставить партнёра ощутить солнечное тепло, услышать птиц или отдалённые разговоры, ходить и бегать. Через 20-30 минут остановитесь и снимите повязку с глаз партнёра. Затем поделитесь своими чувствами, касающиеся руководства и ответственности за другого. В качестве ведомого обратите внимание на то, как вы себя чувствуете, когда вынуждены полностью доверять другому человеку, берущему на себя ответственность за ваш опыт и благополучие. Почувствуйте каждое новое ощущение. Поделитесь своими чувствами с партнёром.
Занятие 4.
Цель: язык – важнейшее средство коммуникации, форма существования и выражения мышления. Это упражнение помогает силами группы изменить структуру своего языка.
Необходимое время: 30 минут.
Материалы: нет.
Подготовка: специальной подготовки не требуется.
Процедура: сядьте лицом к лицу с партнёром и глядя ему в глаза, скажите три фразы, начиная каждую словами «я должен». Теперь вернитесь к своим фразам и замените в них слова «я должен» словами «я предпочитаю», сохранив неизменными остальные части. Затем выслушайте изменённые фразы в утверждениях партнёра. Поделитесь своими переживаниями. По очереди с партнёром скажите три фразы, начинающиеся словами «я не могу». И затем замените в них «я не могу» на «я не хочу». Поделитесь с
партнёром своим опытом и посмотрите, можете ли вы почувствовать свою способность отказаться, а не свою некомпетентность или беспомощность. Наконец, по очереди с партнёром скажите три фразы, начинающиеся словами «я боюсь, что», и затем поменяйте «я боюсь, что» на «я хотел(а) бы», оставляя остальные части фраз без изменений. Слова «я должен», «я не могу», «мне надо», «я боюсь, что» отрицают вашу способность быть ответственным. Изменяя свой язык, вы можете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.
Занятие 5.
Цель: отработка коммуникативных умений в группе, а также для овладения навыками высказывания и принятия обратных связей.
Необходимое время: 1 час. Материалы: нет.
Подготовка: специальной подготовки не требуется.
Процедура: три члена группы добровольно вызываются участвовать в
упражнении. Каждый доброволец выбирает один из коммуникативных стилей:
1. умиротворяющий – угождающий и соглашающийся человек, непристанно извиняющийся и старающийся любой ценой не вызвать волнения. Умиротворяющий чувствует свою бесполезность, выглядит беспомощным.
2. обвиняющий – противоположен умиротворяющему. Упрекает, провоцирует, считает других виновными. Говорит громким, властным голосом, мышцы лица и тела напряжены.
3. человек – компьютер – ультрарассудительный, спокойный холодный и собранный человек, избегающий выражать чувства. Говорит монотонно, абстрактно, выглядит негибким, зажатым.
4. уводящий в сторону – высказывает нерелевантные и приводящие в недоумение суждения. Позы тела кажутся неуклюжими, интонации могут не соответствовать словам. Добровольцы, демонстрируя определённый коммуникативный стиль, включаются в дискуссию друг с другом. Остальные члены группы наблюдают взаимодействие; такая форма выполнения упражнения получила название «круглый аквариум». Через пять минут наблюдателей приглашают прокомментировать своё восприятие дискуссии. Затем добровольцы делятся с группой впечатлениями, возникшими в данной ситуации. Экспериментируя с альтернативными способами общения, участники могут научиться подходить друг к другу в более соответствующей и менее защитной манере. Теперь повторите процедуру с тремя новыми участниками. Постарайтесь дать каждому члену группы поучаствовать хотя бы один раз.
Занятие 6.
Цель: снижение тревожности, связанной с межличностным общением, отработка коммуникативных умений.
Необходимое время: 30 мин.
Материал: нет.
Подготовка: специальной подготовки не требуется.
Процедура: группа делится на пары. На первом этапе одному участнику в паре разрешается задавать только открытые вопросы, дающие возможность партнёру ответить более полно. Другой участник пары отвечает на каждый вопрос с помощью раскрывающей произвольной информацией, которая выходит за рамки строгого ответа на вопрос. Оставайтесь в роли около пяти минут, чтобы оба партнёра могли поупражняться в постановке открытых вопросов и предоставление произвольной информации. На втором этапе упражнения один участник из каждой пары начинает добровольно давать свободную информацию или описывать личный опыт.
Второй участник пытается продлить разговор, либо прося пояснить, либо перефразируя. Между двумя этапами упражнения дайте парам поделиться своими переживаниями и трудностями.
Когда вы сможете легко открывать свой внутренний мир, задавать вопросы, допускающие широкий диапазон ответов, используя методы активного слушания, вы овладеваете искусством ведения разговора.
2.5. Сеансы музыкотерапии
(составлено по материалам: В.С. Коваленко «К здоровой семье через детский сад» (Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины МЗ РФ); Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии/ Под ред. В.Е. Рожнова. – М., 1988 )
С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Звуки воистину вершат чудеса, возвышают дух, волнуют, радуют, печалят. Использование музыки возможно в качестве одного из средств предупреждения и снятия усталости, утомления, а также для повышенной работоспособности человека.
Европейскими специалистами было также отмечено, что музыка действует избирательно - в зависимости не только от её характера, но и от инструмента, на котором исполняется. По-разному влияет мажорная и минорная музыка. При нормальном восприятии первая всегда вызывает светлое и радостное настроение. В то же время вторая, как правило, связана с грустью, печалью.
Музыкотерапия используется активно в профилактике эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и т.д. Музыкотерапия может служить вспомогательным средством, облегчающим развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей [].
Используемая в данной программе методика музыкотерапии предложена В.С. Коваленко, автором оздоровительной программы «К здоровой семье через детский сад» (Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины МЗ РФ), как одно из средств нормализации психологического микроклимата.
Специфика данной методики в том, что сеансы музыкотерапии организовываются индивидуально для педагога, или могут быть включены в образовательный процесс с детьми (в свободной деятельности детей; как элемент занятия (изодеятельность, развитие речи и ознакомление с окружающим, экологические программы); между занятиями; в тихий час), что не требует дополнительного времени для организации сеансов.
Сеансы должны быть ежедневными в течение 40 минут (или 2 раза в день по 20 минут). Очень важно: правильный настрой и удобная поза. Рекомендуется проведение повторных курсов музыкотерапии.
Примерная структура курса:
Профилактика утомляемости: Э. Григ «Утро». П.И. Чайковский «Времена года». Мусоргский «Картинки с выставки».
Снятие раздражения: П.И. Чайковский «1-й концерт для фортепиано с оркестром». Л. Бетховен «Лунная соната». Бах «Кантата №2».
Снятие тревожности: Шопен «Вальсы, прелюдии, мазурки». И. Штраус «Вальсы». П.И. Чайковский «Вальс цветов». Рубинштейн «Мелодия». Огинский «Полонез».
Успокаивающая музыка: Э. Григ «Пер Гюнт» (увертюра). Глюк «Мелодия». В. А. Моцарт «Ночная серенада». Л. Бетховен «Пасторальная симфония». Брамс «Колыбельная». Шуберт «Аве Мария». К. Дебюсси «Свет луны». А. Вивальди «Скрипичные концерты».
Релаксация, саморегуляция: «Звуки природы», «Дождь в соснах», «Звуки леса», «Океан», «Ростовские звоны», «Церковный хор».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении «АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...
Развитие персональной компетентности руководителя в управлении дошкольным образовательным учреждением
Меняющаяся социальная среда оказывают влияние на все институты жизни и, прежде всего на образование. Меняются целевые установки и соответственно происходят изменения в образовательных системах и метод...
«Модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО»
Стать будет интересна старшим воспитателям ДОУ...
Методическое сопровождение по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации и проведения занятий в ДОУ
В статье раскрывается понятие профессиональной компетентности, виды педагогической компетентности, пошаговое методическое сопровождение, которое начинается с диагностики (представлена карта анализа за...
Презентация "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"
В данной презентации рассказывается об особенностях детей с ОВЗ и создания оптимальных психолого-педагогических условий для их полноценного речевого развития....
Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего в...
Психолого-педагогические условия развития компетентности родителей в системе дошкольного образовательного учреждения
Проблема становления психолого-педагогической компетентности родителей – одна их наиболее актуальных в системе дошкольного образования. Кто он современный родитель? Чем отличается от родителей прошло...