Социально –педагогическая функция руководителя управления дошкольным образовательным учреждением.
методическая разработка по теме
В данной работе затронуты трудности управления доу.
Рассмотрены основные направления социально – психологических основ организации образовательного процесса в ДОУ;
раскрыта сущность коммуникативной компетенции руководителя;
затронуты основы создания благоприятного микроклимата в коллективе; -раскрыть сущность социального партнерства;
разработан раздел программы Развития по данному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_dou.docx | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально –педагогическая функция руководителя управления дошкольным образовательным учреждением.
Содержание:
1.Введение. 1
2.Основное содержание 2
2.1.Теоритическое обоснование 2
2.2. Разработка раздела программы Развития в форме проектов 7
3. Заключение 13
1.Введение.
Социально-экономические перемены общественной жизни нашей страны внесли соответствующие изменения и в российскую систему дошкольного образования, ставшей многофункциональной по своему предназначению. Достижение нового современного качества дошкольного образования за счет обновление содержательной и структурной сторон воспитательно-образовательной деятельности в каждом из образовательных учреждений для детей дошкольного возраста во многом зависят от системы его управления и каждого конкретного руководителя.
Социально-психологические проблемы руководства современным дошкольным образовательным учреждением функционально усложняют требования к руководителю и вносят корректировку в должностную инструкцию, значительно расширяя профессиональное поле его управленческой деятельности. Именно поэтому особого внимания в содержании профессиональной деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения заслуживает выполнение социально-психологической функции управления.
Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Актуальность и недостаточно полная научно-теоретическая разработанность указанных выше аспектов поставленной проблемы определили выбор темы работы.
Цель: выявить основные проблемы выполнения руководителем социально – психологической функции управления, наметить пути решения выявленных проблем.
Задачи:
- рассмотреть основные направления социально – психологических основ организации образовательного процесса в ДОУ;
-раскрыть сущность коммуникативной компетенции руководителя;
-рассмотреть основы создания благоприятного микроклимата в коллективе; -раскрыть сущность социального партнерства;
-разработать раздел программы Развития по данному направлению.
2.Основное содержание.
2.1.Теоретическое обоснование.
Руководитель несет ответственность за обеспечение благоприятного микроклимата в коллективе, личностной и профессиональной самореализации всех специалистов. Естественно, что от него зависит организация и создание условий для сплоченной работы коллектива учреждения, успешность развития взаимодействия с родителями воспитанников, с социумом. Главным профессиональным предназначением руководителя дошкольного образовательного учреждения является умение работать с людьми. Умелое владение средствами и способами общения - необходимое профессионально-личностное качество современного управленца. От этого умения зависят не только эффективность взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых
решений, но и карьера руководителя ДОУ как специалиста, его реноме и профессиональный имидж. Все это отражается на общественном мнении о коллективе и социальном статусе дошкольного учреждения в целом.
Современному руководителю необходимы знания психология управления, которая является одним из важнейших направлений современной социальной психологии и рассматривает психологические аспекты отношений между людьми, группами и организациями. Дошкольное образовательное учреждение – один из видов социальных институтов, система управления которого – всегда процесс активного взаимодействия субъектов, реализующих разнообразные задачи. В ДОУ постоянно происходят различные формы взаимодействия человек-человек (дети, сотрудники, родители и пр.) для реализации разнообразных задач организационной структуры учреждения, которые рассматриваются руководителем как объекты с позиций социально-психологической теории управления..
Анализ современных нормативных документов, регламентирующих содержание профессиональной деятельности руководителя ДОУ, показывает, что нормативная база ориентирует руководителя на овладение средствами коммуникации и развитие определенных коммуникативных качеств. Следовательно, сегодня растет потребность в руководителях, способных занять гуманную позицию по отношению к участникам образования, социальным партнерам, гармонизировать межличностные взаимоотношения, установить в учебно-воспитательном процессе атмосферу взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества, реализуя свои профессиональные функции через верно созданную модель коммуникации, что выдвигает в разряд актуальных проблему повышения его коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.
Коммуникативная компетентность в управленческом общении требует от руководителя знания основных законов и правил межличностного взаимодействия, хорошей адаптивности и свободы владения всеми средствами общения, гибкости и адекватности в выборе психологических позиций, развитых коммуникативных способностей, умений и навыков. Коммуникативная компетентность руководителя выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной управленческой деятельности.
Профессиональная коммуникативная компетентность позволяет формулировать цель контакта, выстраивать тактику коммуникативного взаимодействия, определять собственную позицию и позицию участников ситуации общения, прогнозировать результат и анализировать полученные результаты..
Руководитель дошкольного образовательного учреждения, несет непосредственную ответственность за состояние благоприятного социально-психологического климата в коллективе: сплачивает людей вокруг общих целей; создаёт условия для удовлетворения их профессиональных потребностей; готовит каждого члена коллектива к совместной деятельности на основе постоянного профессионального развития и саморазвития; устанавливает необходимые деловые отношения; мотивирует и стимулирует труд, создаёт в коллективе атмосферу уважения, доверия и успеха. Иными словами, решение социально-психологических проблем управления является для руководителя залогом стабильности и успешного функционирования ДОУ не только в режиме развития, но в инновационном режиме. Именно создание благоприятного социально- психологического климата является хорошей профилактикой эмоционального выгорания педагогов.
Зарубежные исследователи (С. Маслач, Р. Джексон) рассматривают синдром эмоционального выгорания как трехфакторную модель, представленную эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений.
В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия".
Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.
Руководителю необходимо так структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника. Необходимо ввести систему поощрений педагогов: премии по итогам года и участия в методической работе; благодарность в приказе; ценный подарок; направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации; представление к награждению. Удовлетворению потребности в признании, самоутверждении, самовыражении служат такие формы работы, как участие в педагогических чтениях; обобщение опыта работы педагога; смотр педагогических достижений; ежегодный конкурс "Воспитатель года" и др.
Управление ДОУ в условиях социально партнерства.
Сегодня становится очевидно, что и любое образовательное учреждение, которое представляет собой систему разного рода структурных компонентов и взаимосвязей между ними, не может и функционировать, и качественно развиваться вне взаимодействия с другими социальными системами. Социально-экономические преобразования в России и регионе за последние десятилетия привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и, в первую очередь, системы образования. И если в сложившихся условиях модернизации поставлены акценты на обеспечение сетевого взаимодействия образовательных учреждений, учреждений социума, семей воспитанников, то важно и необходимо организовать особого рода социальное, сетевое взаимодействие, интеграцию дошкольных образовательных учреждений для повышения качества воспитания и развития, как детей, так и педагогов, родителей.
Сегодня можно говорить, что в науке складывается самостоятельное направление исследования проблем интеграции, социального взаимодействия в образовании (Г.И.Батурина, Б.Г.Гершунский, Э.Н.Гусинский, А.Я.Данилюк, Л.Б.Соколова, Г.Ф.Федорец, Н.К.Чапаев, И.П.Яковлев и другие). Новый взгляд на развитие управления образовательными учреждениями складывается благодаря актуализации сетевого взаимодействия в образовании. Речь идет об особом взаимодействии образовательных учреждений с различными социальными партнерами, которое обеспечивает построение более гибкой системы образования, способной чутко реагировать на любые изменения во внешней среде региона, учреждений, а в первую очередь – на запросы потребителей – общества, родителей, педагогов, детей.
Одним из стратегических направлений социального партнерства является взаимодействие с семьями воспитанников, цель которого - поиск новых форм взаимодействия, наполнение их актуальным содержанием и реализация его с использованием современных компетентностных технологий. Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний сегодня неэффективно, поэтому в качестве одного их основных способов взаимодействия с семьями является психолого-педагогическое сопровождение.
Другое важное направление социального взаимодействия –взаимодействие дошкольных образовательных учреждений со школами , которое способствует повышению качества образовательного процесса в учреждениях .
Для обеспечения качества образовательной деятельности ДОУ важно и целесообразно организовывать процесс социального взаимодействия не спонтанно, эпизодически, а на основе специально выстроенной системы управления. Важным является взаимодействие с музеями, домами культуры, детскими библиотеками, учреждениями: науки, здравоохранения, культуры и досуга, внутренних дел, социальной защиты населения, физкультуры и спорта и другими общественными организациями. Наиболее эффективными формами установления социального партнерства являются: организация экскурсий, организация выставок детских работ, совместных концертов; проведение мастер-классов с педагогами; организация и проведение детских праздников, конкурсов для жителей, проведение встреч с интересными людьми и другое.
2.2.Разработка раздела программы Развития в форме проектов.
Представленные ниже проекты разработаны в качестве разделов программы Развития по направлению социально-психологической организации образовательного процесса в ДОУ.
Проект « Профилактика эмоционального выгорания педагогов».
Проблема: Отсутствие благоприятного климата в коллективе, угроза эмоционального выгорания педагогов.
Цель: Формирование социального заказа на повышение квалификации педагогов, исходя из их профессионального развития.
Задачи:
1. Создать условия для саморазвития и самореализации сотрудников ДОУ.
2. Разработать системный подход к организации непрерывного образования сотрудников.
3. Создать условия для активного включения педагогов в жизнь коллектива.
№ | Мероприятия проекта | Этапы, сроки их выполнения. | Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, материальных ресурсов для реализации проекта | |
Источники финансирования | Исполнители | |||
1. | Изучение качества профессиональной деятельности педагогических кадров | 2013-2043 | Без финансирования | ст. воспитатель |
2. | Разработка диагностических карт профессионального мастерства и определение личных потребностей сотрудников в обучении. Проведение самоанализа | 2013-2014 | Без финансирования | Педагоги ДОУ ст. воспитатель |
3. | Составление индивидуальных перспективных планов повышения квалификации педагогов | 2013-2014 | Без финансирования | Педагоги ДОУ ст. воспитатель |
4. | Обучение педагогов современным технологиям взаимодействия со взрослыми и детьми (технологии проектирования, информационные технологии, технология «портфолио» и пр.) | 2013-2014 | Без финансирования | ст. воспитатель |
5. | Организация наставничества для профессионального становления молодых специалистов ДОУ | 2013-2014 | Без финансирования | ст. воспитатель |
6. | Формирование критериев для проведения ежегодных конкурсов для педагогов | 2003-2043 | Без финансирования | ст. воспитатель заведующий ДОУ |
7. | Подготовка и сопровождение аттестации педагогических и руководящих работников | 2013-2014 | Без финансирования | ст. воспитатель заведующий ДОУ |
Ожидаемый продукт:
- Диагностические карты профессионального мастерства по определению личных потребностей сотрудников в обучении.
- Индивидуальные перспективные планы повышения квалификации педагогов работников.
Социальный эффект:
- Повышение уровня компетенции педагогов.
- Улучшение качества образования детей посредством участия сотрудников в конкурсном движении.
- Вовлечение педагога в жизнь коллектива.
- Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Проект « Социальное партнерство»
Проблема: При создавшихся в нашей стране экономических, социальных и политических условий, современное образовательное учреждение не может эффективно осуществлять функцию воспитания без установления взаимовыгодного социального партнерства.
Цель: Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения.
Задачи:
1. Найти формы эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по вопросам оздоровления детей, а также семейного, патриотического воспитания;
2. Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень педагогических работников;
3. Формирование положительного имиджа, как образовательного учреждения, так и социального партнера.
№ | Социальный партнер | Мероприятия | Ожидаемый продукт деятельности | Социальный эффект |
1 | Образовательное учреждение «Гимназия №2» | Экскурсии, совместные праздники, посещение школьных постановок, выставок. | Конспекты совместных мероприятий | Повышение уровня готовности дошкольников к обучению в школе. Снижение порога тревожности при поступлении в 1-ый класс. |
2 | Дом культуры и отдыха г. Балашиха | Спектакли | Выставки рисунков | Обогащение социально-эмоциональной сферы детей |
3 | Детская библиотека | Экскурсии, беседы, посещение праздников, выставок, участие в конкурсах | Выставки рисунков, детские рукописные книги | Обогащение познавательной сферы детей |
4 | ГБОУВПОМО АСОУ | Курсы повышения квалификации педагогов | Проекты Презентации | Внедрение инновационных форм и методов в работу педагогов |
5 | Музей | Экскурсии, выставка рисунков, поделок | Поделки, изготовленные под руководством педагогов ДОУ | Обогащение социально-эмоциональной сферы детей. Формирование навыков продуктивной деятельности |
6 | Школа искусств | Экскурсии, Игра-занятие | Выставки детских работ | Обогащение социально-эмоциональной сферы детей. |
7 | Детская поликлиника | Профилактические осмотры, противоэпидемические мероприятия | Медицинские рекомендации, карты | Снижение числа пропусков детьми по болезни |
3.Заключение.
Рассмотрев составляющие социально –психологической организации образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении можно сделать вывод:
Залогом стабильности и успешного функционирования дошкольного образовательного учреждения в режиме развития является решение социально-психологических проблем управления: ведение грамотного руководства в учреждении, создание благоприятного климата для сотрудников, организация социального партнерства с родителями и учреждениями.
Представленные выше проекты помогут решить возникающие трудности при организации деятельности руководителя в данном направлении.
Литература:
- Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник – М.: ИНФА-М, 2006. – 294 с. – (Высшее образование).
- Макарова Л.В. Развитие профессиональной компетентности руководителя в управлении ДОУ//Практика управления ДОУ. – 2011 - № 2. – С. 39 – 42.
- Реан А.А. Психология личности. Социализация. Поведение. Общение: Современное учебно-практическое пособие. – СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. – 407 с. – (Психология – лучшее).
- Рождественская Н. Управленческая коммуникация//Народное образование. – 2001. - № 1. – С. 94-105.
- Руденко А.М. Управленческая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 345 с.
- Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М., 1980. -336 с.
- 2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 239 с.
- 3. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений: Автореф. дисс. д-ра психологических наук. - М.,1989. - 30 с.
- 4. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект-пресс, 1996. -358 с.
- 5. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. -364 с.
- 6. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе - М.: Просвещение, 1989-223 с.
- 7. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организационные и коммуникативные качества. - М.: ВЛАДОС, 1999.-174 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление дошкольным образовательным учреждением в современных условиях
Управление ДОУ в современных условиях...
Развитие персональной компетентности руководителя в управлении дошкольным образовательным учреждением
Меняющаяся социальная среда оказывают влияние на все институты жизни и, прежде всего на образование. Меняются целевые установки и соответственно происходят изменения в образовательных системах и метод...
Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л
Проведение занятий по модулю «Где не жить - Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...
Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе
Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...
ПРОГРАММА работы секции руководителей дошкольных образовательных организаций "Повышение качества управления дошкольным образовательным учреждением в условиях стандартизации".
Выступление №2 "Ступеньки к мастерству" - система работы с молодыми педагогами в ДОУ...
Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»
Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...
Методическая разработка по теме: «Педагогический совет как форма управления дошкольным образовательным учреждением»
В статье освещены основные требования к организации и проведению педагогических советов в ДОУ, обозначены основные подходы к проведению творческого, эффективного педагогического совета с учетом ...