Психолого-педагогические условия развития компетентности родителей в системе дошкольного образовательного учреждения
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._psih.-ped._usloviya_razvitiya_kompet._rod._08.03.2020g.docx | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические условия развития компетентности родителей в системе дошкольного образовательного учреждения
Проблема становления психолого-педагогической компетентности родителей – одна их наиболее актуальных в системе дошкольного образования. Кто он современный родитель? Чем отличается от родителей прошлого? Осознает ли свою ответственность за воспитание ребенка, считает ли своей обязанностью создание условий для его полноценного личностного развития? Готов ли к организации жизнедеятельности своего ребенка? С этими вопросами неизбежно сталкивается каждый думающий педагог входе решения воспитательных задач, обеспечивающих личностное развитие каждого ребенка.
Современная семья отличается рядом особенностей, прежде не свойственных ей и обусловленных спецификой социально-экономических отношений, влиянием разных факторов (совокупности обстоятельств, причин, условий) на семейные ценности, устои. Эти особенности имеют место в разных сферах семейных отношений и оказывают разное влияние (позитивное, негативное) на реализацию воспитательной функции семьи.
Прежде всего, они проявляются в ценностно-ориентационной сфере. Не менее губительны для реализации воспитательной функции семьи особенности, связанные со сферой брачно-семейных отношений, детско-родительскими отношениями. Но самое серьезное препятствие семьи в реализации воспитания – проблемы, связанные с низким уровнем психолого-педагогической компетентности родителей, что проявляется в недоверии к образовательным учреждениям в части решения воспитательных задач, отсутствии интереса и потребности в реализации воспитательной функции.
Современный родитель должен владеть основами знаний о развитии личности ребенка, обладать определенной аналитико-диагностической культурой, способностью проектировать достижения детей как образовательные, так и личностные, стать посредником между ребенком и социокультурным пространством, «переводчиком» с языков культуры на языки индивидуального восприятия.
Многочисленными нормативными и концептуальными документами родители признаются полноправными субъектами педагогического процесса. Но, несмотря на это, нередко выбор содержания и форм работы с родителями является случайным, отличается бессистемностью, отсутствием содержательного и технологического оснащения целенаправленной работы по становлению родительской компетентности. В организации этой деятельности много формализма: за благополучными показателями «охвата» родителей разными видами повышения их компетентности теряются главные реальные достижения в их отношении к ребенку, дошкольному учреждению; в формах и методах работы с родителями еще не преодолены шаблоны и стереотипность.
Результативность работы, направленной на личностное развитие детей, во многом предопределяется тем, насколько эффективно задействованы в педагогическом процессе родители. Возможность быть истинными субъектами образовательного процесса предполагает наличие основополагающей компетентности родителей по реализации воспитательной функции.
Компетентность родителя – сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее готовность родителя к реализации воспитательной функции (Н.Е. Костылева). Компетентность родителя выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности».
Поскольку родительская компетентность – многоаспектное личностное образование, затрагивающее когнитивную, мотивационно-потребностную и поведенческую сферы, в ее становлении необходимо использовать вариативные технологии, направленные на грамотное, современное и эффективное взаимодействие педагогов, детей и родителей. В основе такого взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (родителей) лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника; совместный контроль и оценка результатов работы, прогнозирование новых целей, задач и результатов по воспитанию и развитию детей.
Связь дошкольного учреждения как института социального воспитания и семьи как институт родительского воспитания может обрести форму альянса. Альянс – это союз, объединение людей на основании какой-либо совместной деятельности. Педагогический альянс – это союз двух субъектов воспитательного процесса. Субъектами в этом случае являются объединения людей: одна сторона – педагогический коллектив, другая сторона – семья [7]. Интерес, ради которого заключается союз, - интересы ребенка, его развитие.
Решение данной задачи возможно через организацию взаимодействия с родителями в тренинговой группе, программа которой разработана с целью установления и развития отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком как основополагающего условия личностного развития, социальных навыков, субъектных качеств дошкольника.
Задачи программы:
Формирование:
- с группой родителей:
- субъект-субъектного отношения к ребенку;
- позитивного отношения к себе, как к родителю;
- адекватного отношения к родительской роли;
- позитивного отношения к родительству;
- умений и навыков эффективной воспитательной практики.
- с группой детей:
- позитивного отношения дошкольника к себе;
- умений и навыков конструктивного общения;
- конструктивных моделей поведения в отношениях с родителями;
- субъект-субъектного отношения с родителями;
- субъектной позиции в отношениях с родителями.
- в совместной работе с родителями и детьми:
- конструктивных моделей взаимодействия в детско-родительских конфликтах;
- умений и навыков разделения принятия ответственности дошкольников и их родителей;
- новой практики взаимодействия в детско-родительском взаимодействии, а также:
- преодоление психологических барьеров в детско-родительских отношениях;
- рефлексия детско-родительских конфликтов в семьях дошкольников.
В содержание работы включены следующие методы и формы, эффективные как для взрослых, так и для ребенка:
- Метод игрового моделирования родительского поведения.
Он побуждает родителей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком.
- Метод игрового моделирования детского поведения. Он побуждает детей к активности и самостоятельности, к проявлению субъектного поведения в детско-родительских отношениях, развивает активную жизненную позицию.
- Методы телесно-ориентированной терапии. Они способствуют созданию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.
- Метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).
- Метод игровой терапии (театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, игровые задания).
- Метод визуализации для взрослых.
- Ведение дневников родителями.
Основные блоки программы: диагностический, информационный, развивающий.
Диагностический блок. Включает первоначальную психодиагностику взаимоотношений родителей и ребенка перед проведением тренинга и последующую диагностику во время занятий родителей и детей. Для отслеживания результатов тренинга диагностика проводится спустя некоторое время после окончания тренинга.
Информационный блок. Раскрывается конкретное содержание тех знаний, которые важно донести до участников тренинга.
Развивающий блок программы. Формируются и закрепляются эффективные навыки взаимодействия родителей с ребенком, ребенка с родителями, развивается рефлексия, предоставляется возможность активного самопознания и познания своего ребенка.
Первый этап программы условлен центрацией на ребенка, второй – центрацией на взаимоотношения с ребенком, и, наконец, последний этап – на самой личности родителя. Особое внимание в ходе тренинга уделяется ведению дневника родителя, который заполняется дома и на занятиях, чаще совместно с ребенком.
Программа носит обобщенный характер, но в большей степени подходит для родителей и детей старшего дошкольного возраста. Участвуя в группе наравне со взрослыми, дошкольники становятся более самостоятельными, ответственными, проявляя активность, учатся отстаивать собственное мнение, выбирать собственную позицию в отношениях со взрослыми. В работе при составлении плана тренинга важно учитывать возрастные, интеллектуальные, личностные особенности родителей и детей.
Реализуя психолого-педагогические условия развития компетентности родителей, мы должны понимать, что семья, как и любая другая социальная группа, реализует свои функции посредством системы отношений. Психологическая модель семьи включает в себя три вида отношений, между которыми существуют определенные связи: «доминирование-подчинение», «отношения ответственности», «отношения эмоциональной близости». Приняв ответственность за семью и воспитание детей, родители не должны чрезмерно доминировать, подавлять развитие ребенка. Необходимо уважать личность ребенка, умело сочетая уважение с требовательностью, опираясь при этом на отношения близости и принятия каждого члена семьи.
Характер взаимоотношений детей дошкольного возраста и их родителей зависит от множества факторов. Обозначим наиболее значимые, те, которые достаточно серьезно влияют на развитие ребенка в дошкольном возрасте. К ним относятся: личностные особенности родительской фигуры, формы поведения родителей в семье и за ее пределами, личностные особенности ребенка, педагогическая компетентность родителей, уровень их образованности; качество эмоциональных связей в детско-родительских отношениях, средства воспитательного воздействия, применяемые родителями и другими взрослыми; вовлеченность ребенка в жизнедеятельность семьи, степень удовлетворения актуальных потребностей ребенка в семье. Поведение ребенка основано на субъективной, бессознательной оценке происходящего вокруг него, и часто оно соответствует системе семейных взаимоотношений.
Обозначим часто встречающиеся психолого-педагогические проблемы, оказывающие влияние на формирование личности ребенка: расширение сферы родительских чувств, стремление игнорировать естественное взросление ребенка, воспитательная неуверенность родителей, страх утраты ребенка, вытеснение супружеского конфликта в сферу воспитания детей.
Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение родителей должно осуществляться при параллельной работе с группой детей, родительских консультаций и родительских групповых занятий, с применением метода совместной игры детей и родителей. Психологические проблемы диады «ребенок-родитель» не могут быть решены только благодаря психокоррекции родителя или только психокоррекции ребенка. Для того чтобы обеспечить условия для развития личности ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи, необходима параллельная психокоррекционная работа с родителями и детьми. Какие бы положительные перемены ни происходили с ребенком в детской группе детского сада, он, возвращаясь в семью, не в состоянии нарушить тот аномальный «гомеостаз», который способствовал возникновению его психологических проблем.
Родители должны быть подготовлены к адекватному восприятию перемен в поведении ребенка, ясно осознавать неизбежность личностного участия в перестройке семейных взаимоотношений. Параллельное ведение процесса взаимодействия с детьми и родителями позволяет получить и довести до родителей информацию о том, как ребенок воспринимает семейную ситуацию в целом, как воспринимает родителей. Родители получают возможность следить за динамикой детского поведения.
Групповая работа с родителями направлена на коррекцию детско-родительского отношения, позиций и установок. Эти понятия не разводятся, они представляют собой в целом стиль воспитания ребенка: стиль общения с ним, особенности понимания и когнитивного видения ребенка родителем. Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношении «родитель-ребенок», родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, которая ведет к формированию эмоционально-негативного фона взаимоотношений, трудности взаимопонимания [1].
Основной задачей психолого-педагогического сопровождения родительской группы является изменение неадекватных родительских позиций и стиля воспитания, оптимизация форм родительского воздействия, обогащение знаниями о психологии семейных отношений и психологических закономерностях развития ребенка, помощь в выстраивании детско-родительских отношений, стимулирующих развитие личности ребенка. Взрослые учатся воспринимать ребенка, изменяя представление о нем, расширяя палитру воспитательных приемов, которые потом апробируются в повседневной жизни.
Родительская компетентность предполагает рефлексию взрослыми воспитательной роли, собственного опыта взаимоотношений с ребенком. Для этого родители должны переосмыслить свои воспитательные установки и стереотипы мышления, раскрыть свои внутренние резервы.
В понятие «рефлексия» вкладывают умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины своих неудач и просчетов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации. По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с ребенком у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей.
Работа родительской группы строится в соответствии с общими принципами групповой работы. Актуализируется психотерапевтический потенциал группы. Групповая психотерапия создает специфические условия для раскрытия внутриличностной и внутрисемейной проблематики участников посредством моделирования и анализа группового межличностного взаимодействия. Моделирование конфликтных ситуаций позволяет родителям увидеть свою семейную жизнь глазами ребенка, встать на его точку зрения, почувствовать то, что чувствует ребенок. Эмоциональное переживание проблем и конфликтов, создает условия для проявления новых, более адекватных форм эмоционального реагирования и поведения в целом, формирует и отрабатывает целый ряд специальных навыков.
Конечно, существуют факторы, которые осложняют работу с родителями: желание найти легкие ответы на трудные вопросы, отсутствие опыта группового взаимодействия, стереотипы мышления и поведения, разный уровень образования, разная степень заинтересованности в работе и др.
Среди методов психолого-педагогического сопровождения семьи важное место занимает совместная семейная терапия. На совместных занятиях детей и родителей много игр. Известно, что существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание условности и реальности создавшейся ситуации. Человек знает, что играет, и в то же время ведет и чувствует себя так же, как в действительности. Поэтому игра служит не только задачам обучения и тренировки, но и коррекции. Родители проводят время с ребенком, играют с ним. Это дает возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю – побывать в роли ребенка.
Большое внимание уделяется раскрепощению участников группы, выявлению их эмоциональности, непосредственности, открытости, эмпатии, интуиции, способности радоваться. Родители начинают по-другому воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком, вместе что-то создавать. В совместной игре отрабатываются навыки общения, устанавливаются цивилизованные и продуктивные формы проявления детской и родительской агрессивности, формируется культура общения, и все это естественным образом переносится за пределы группы, в реальную семейную жизнь. Принятие личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка способствует гармоничному развитию дошкольника.
Как правило, психолого-педагогические подходы в работе с родительскими группами существуют в рамках определенных теоретических концепций. Мы опираемся на рекомендации А. Адлера по воспитанию умственно здорового ребенка:
«1. Воспитатель или родитель должен завоевать любовь ребенка. Главнейший помощник воспитания – любовь. Любовь ребенка – безусловная гарантия его воспитуемости.
2. Лучшая поддержка в развитии ребенка – его уверенность в собственных силах. Уверенность ребенка в себе, его личностная смелость – величайшее счастье для него.
3. Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, так же как и избалованные и излишне опекаемые дети.
4. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя.
5. Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал неправильно, и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.
6. Вместо того чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу решения».
Основными понятиями адлеровского воспитания родителей является «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. А. Адлер подчеркивал равенство между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности, - равенство, но не тождественность. Необходимость научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста, считал А. Адлер. Основными принципами семейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Это направление работы с родителями основывается на их сознательном и целенаправленном поведении.
Часть занятий программы посвящена совместной деятельности родителей и детей, которая становится средством развития не только ребенка, но и социально ответственных взрослых. Родители проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находятся на территории его интересов. Подчинение взрослых и детей единым правилам дает возможность ребенку почувствовать значимость, а родителю – изменить позицию всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка [8].
Суть тренинговой программы заключается в сочетании тренинговых занятий отдельно для родителей и совместных тренинговых занятий с участием взрослых и детей.
«Я сообщения», развивают умение разрешать конфликтные ситуации.
В программу работы с родителями входят: диагностика родительского стиля воспитания, индивидуальные беседы с родителями по результатам тестирования, консультации (индивидуальные и групповые), тренинг по гармонизации детско-родительских отношений.
В настоящее время в большинстве дошкольных учреждений не создаются психолого-педагогические условия развития компетентности родителей. Психолого-педагогические условия – это непрерывная, систематическая поддержка родителей в воспитании детей, уход педагогов от авторитарной системы взаимодействия с детьми и их родителями. Обеспечение психолого-педагогических условий развития компетентности родителей позволит формировать позитивные отношения между участниками воспитательно-образовательного процесса, строить гибкую систему событий, основанную на интересах и потенциальных возможностях ребенка, чтобы через ряд лет он стал полноценным субъектом человеческого общества.
Литература
1. Бодалев А.А. Семья и формирование личности. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 1981.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
3. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.:Мысль, 1988. – 304с.
4. Вербицкий А.А. Игровые формы контекстного обучения. – М.: Знание, 1983. – 95 с.
5. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. – Новые ценности образования. – Вып.6. – М.:Инноватор,1996. – С.10-38.
6. Гордон Т. Повышение родительской эффективности/Популярная педагогика. – Екатеринбург: АРДЛТД, 1997.
7. Колмогорова Л.С., Шарапановская Е.В., Дубинина Т.В., Горлова Е.Л. Психологическое сопровождение воспитательного процесса в образовательном учреждении: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2003.
8. Костенкова Е.Е. Мама рядом, папа рядом – что еще для счастья надо? // Психолог в детском саду. – 2006.- № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении «АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важн...
Воспитательная система дошкольного образовательного учреждения «Развитие субъектности детей дошкольного возраста как условие успешной социализации в обществе»
Современная социокультурная среда создает подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъе...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Методическая разработка на тему: «Организация психолого – педагогического сопровождения адаптации слепых и слабовидящих детей в дошкольном образовательном учреждении»
Программа направлена на создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения зрения, для их полноценного физического и психического развития, эмоционального и ...
Преемственность в работе учителей-логопедов в системе "Дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа» как одно из условий непрерывного образования ребенка
Рассмотрены цели и задачи преемственности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы. Описаны способы осуществления данной преемственности.Ключевые слова: п...