«Какую роль играют специалисты сферы образования в инновационном развитии страны?».
консультация на тему
Понятие «качество образования» должно служить главной задаче – улучшению образования на основе соединения лучших педагогических традиций и новаторства, инновационных подходов в педагогике. Инновационный опыт отечественных учебных заведений наметил стратегическое направление в обновлении программно-технологического обеспечения образовательного процесса на основе переосмысления всего арсенала применяемых технологий.
Педагог – это один из субъектов образовательного процесса. Он вносит свой вклад в содержательную сторону обучения, даёт собственную ценностно-смысловую интерпретацию учебного материала, акцентирует внимание на тех или иных аспектах его значимости, решает проблему преемственности с учётом индивидуально-психологических особенностей ученика, организует обратную связь с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_rustamova.docx | 30.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена»
Психолого-педагогический факультет
Кафедра педагогики
Дисциплина
«Инновационные процессы в образовании»
Рассуждение-эссе на тему
«Какую роль играют специалисты сферы образования в инновационном развитии страны?».
Магистрант (ка) группы № 6МД
Рустамова Ирина Николаевна
Санкт-Петербург, 2015.
«Какую роль играют специалисты образования
в инновационном развитии страны?».
«Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания».
Федор Иванович Янкович де Мариево
Понятие «качество образования» должно служить главной задаче – улучшению образования на основе соединения лучших педагогических традиций и новаторства, инновационных подходов в педагогике. Инновационный опыт отечественных учебных заведений наметил стратегическое направление в обновлении программно-технологического обеспечения образовательного процесса на основе переосмысления всего арсенала применяемых технологий.
Педагог – это один из субъектов образовательного процесса. Он вносит свой вклад в содержательную сторону обучения, даёт собственную ценностно-смысловую интерпретацию учебного материала, акцентирует внимание на тех или иных аспектах его значимости, решает проблему преемственности с учётом индивидуально-психологических особенностей ученика, организует обратную связь с учащимися.
Сейчас главное условие инновационного устойчивого развития - способность оставаться на острие научно-технического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, примера, культуры, надежно обеспечивать безопасность государства и граждан. Интеллект все больше оказывается основным конкурентным преимуществом. И, напротив, интеллектонедостаточные нации отстают навсегда. Страны, из которых идет "утечка мозгов", никогда не догонят страны, куда "мозги утекают".
Сегодня именно с этих позиций мы в первую очередь должны подходить к задачам развития образования, не забывая других главных его задач - развития личности, формирования гуманитарных ценностей, воспитания патриота и гражданина.
Для повышения качества инновационного развития требуются масштабные инвестиции как частного, так и государственного характера. Господдержка должна быть направлена на развитие инфраструктуры, образования и науки, в то же время за счет этой поддержки такие сферы должны становиться интересными для инвесторов»
России жизненно необходима система образования, позволяющая адекватно встретить вызовы цивилизации XXI века, сохранить и укрепить нашу конкурентоспособность как одного из ведущих государств планеты, суверенного центра силы.
Мы всегда считали, что наша система образования самая лучшая, но интересные факты нам продемонстрировали международные исследования PISA. Эти исследования проводятся среди подростков 15-16 лет. Они направлены на умения подростка применять полученные знания в той или иной области. И вот мы видим: Россия на протяжении многих лет занимает нижние строчки в этих исследованиях. Почему так происходит? Ведь мы даем детям отличные знания. Причины невысоких результатов российских учащихся мы видим в том, что в процессе обучения они почти не встречаются с:
- заданиями междисциплинарного характера, а общеучебным умениям обучаются в границах учебных предметов;
- жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимо для решения общественных и частных задач (за исключением чтения художественной литературы);
- заданиями, далекими от жизненных интересов и социального опыта обучающихся;
- заданиями с выбором ответа, выполнение которых требует специальной подготовки;
- напряженным графиком выполнения работы.
О чем это говорит? Это говорит о том, что привычная нам классно-урочная система устарела.
Дети ведут себя плохо на уроке потому, что им скучно или не интересно, у них проблемы в семье, они не выспались.
Вот что пишет Владимир Спиваковский в своей книге « Образовательные взрыв»:
«…Мои дети не так много читают, но знают больше меня. Это удивительно. Я учил всё досконально, а они поверхностно. Зато то, что я учил досконально, выветрилось, а они могут из мириад осколков собирать любой пазл знаний и не так уж редко ошибаются, а производительность мыслительной деятельности и смекалка у них выше в разы…
…Мозг детей стал не в состоянии постигать разом всю картину мира. И сама природа дала нашим детям противоядие от ядовитой информации – клиповое мышление. Не аналоговое, логическое, как у прежнего поколения, а клиповое, которое позволяет автоматически фильтровать ненужную информацию, а из осколков разрозненной информации собирать вполне цельные пазлы…»
Мы, к сожалению, преподаем предметы по старым нормам, многие забывают, что мы живем уже в информационном обществе и детям просто не интересно и, как они считают, не нужно получать знания, которые мы им пытаемся дать, ведь есть такой отличный ресурс, как интернет, где можно получить любые сведения в нужным момент.
«…Темп объяснения на уроках не совпадает с темпом усвоения. Детям скучно, они не держат внимание и постоянно невежливо перебивают: короче!.. Учитель, считая эти реплики хамством, продолжает тянуть резину. Конечно, детям следует быть терпимее, но по сути дела выходит, что учитель тормозит их мышление. Учитель – тормоз. Кто бы мог подумать?!
Маленькая первоклассница после трёх дней в школе заявляет родителям, что больше в школу не пойдёт. – Но почему? – А мне там совершенно нечего делать. Читать-писать я не умею, а разговаривать они мне запрещают…»
Владимир Спиваковский « Образовательный взрыв»:
Наша задача – заинтересовать ребенка, может быть вступить с ним в дискуссию или поиграть с ним. Многие старшеклассники очень любят спорить и отстаивать свою точку зрения, можно вступить с ними в дискуссию, выслушать их точки зрения, рассказать свою, а потом совместно выбрать правильную. Некоторые учащиеся не понимают, зачем учить то или иное правило, когда есть Интернет с его великолепной поисковой системой. Современный ребенок давно живет в интернете, он постоянно сидит в социальных сетях, чатах, аськах . Наша задача, как учителя, - научить ребенка пользоваться возможностями глобальной сети. Ведь в глобальной сети есть не только плюсы, но и минусы, и мы должны рассказать об этом ребенку.
Для того чтобы сделать процесс обучения более привлекательным, имеет смысл добавлять игровые, проектные технологии, использовать средства ИКТ.
Сейчас многие школы в России буквально напичканы современным оборудованием, но педагоги порой не умеют его использовать. Конечно, есть курсы повышения квалификации, на которые мы с вами ходим, но порой они просто формальность. Спрашивается почему? Кто в основном идет на эти курсы?
На курсы повышения квалификации мы с вами ходим по записи, и порой надо отстоять очередь (из заявлений), чтобы попасть на тот или иной курс. Некоторые учителя стоят в очереди на нужный курс по году, два и более. А что происходит у нас в жизни за год и два? Очень часто, появляется место, на нужный вам курс, но он уже становиться неактуальным и устаревшим, т.е мы с вами получаем знания, которые уже неактуальны и устарели, и соответственно потом их транслируем в процессе обучения детям. Что же нам делать? Может, стоит обратиться к дистанционным технологиям, как это, например, используется в Финляндии. Их педагоги обязаны каждый год в течении 3-х дней проходить курсы повышения квалификации, и, чтобы их не отрывать от работы, используются дистанционные технологии. Почему бы это не применить и у нас в стране?
На мой взгляд, нужно использовать интеграцию очной и дистанционной форм обучения и в школьной системе образования.
Это откроет новые горизонты знаний: ребенок уже не будет привязан к конкретному месту. Он сможет получать знания от лучших учителей в любой момент времени, как это делается в школах Великобритании. Ребенок пошел в школьный сад, увидел что-то интересное, тут же отправил фото своим друзьям и учителю. Мы сделаем процесс обучения более привлекательным и интересным.
Среди основных инновационных разработок и методов, которые сегодня активно используются в образовании можно выделить: дистанционное обучение, интерактивные методы обучения, обучение с помощью мультимедийного проектора и др..
Сегодня наблюдается тенденция к постоянному совершенствованию науки, технологии и техники, что в свою очередь наталкивает работников и ученых к непрерывному процессу обучения, ориентируясь на передовой опыт, современные возможности и текущие потребности людей.
Так же интеграцией мы обеспечим доступность образования для детей с ограниченными возможностями: они посредством интернет-технологий смогут общаться со сверстниками, получать новые знания.
Конечно, могут возникнуть некоторые трудности с контролем процесса обучения, но для этого у нас есть очная форма обучения, где мы всегда сможем проконтролировать знания, полученные ребенком.
Применение дистанционных форм организации обучения открывает принципиально новые возможности для учебно-познавательной деятельности, что позволяет значительно увеличить объем воспринимаемой информации, существенно расширить рамки самостоятельной, творческой, в том числе подлинно исследовательской деятельности учащихся, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения. Информационные технологии стимулируют интерес к предметным знаниям, открывая доступ к источникам информации, предоставляя средства ее преобразования. Важным результатом является то, что при интеграции очных и дистанционных форм осуществляется эффективная подготовка учащихся к непрерывному образованию, т. е. выполняется одна из главных задач современной школы – формирование способности учиться на протяжении всей жизни.
Благодаря ИКТ технологиям и дистанционному обучению, мы сможем сформировать индивидуальный маршрут обучения. Каждый ребенок усваивает учебный материал по-разному: одному достаточно объяснить новый материал один раз, а другому необходимо по несколько раз. Что же нам тогда делать? Ведь если объяснять по несколько раз, то некоторые дети будут просто скучать на уроке, вот тут нам на помощь могут прийти ИКТ-технологии: они позволят нам сформировать вариативную модель обучения.
Профессия учителя, как известно, не из легких. И подход к учащимся нужно найти, и правильно беспристрастно оценивать знания, умения и навыки, и свои знания в процессе работы надо постоянно усовершенствовать, так как школьная программа меняется очень часто. А главной задачей учителя является воспитание достойного гражданина!
Сейчас профессия учителя в России весьма не популярна. Почему молодежь не идет в школы? Не престижно, маленькая зарплата, большая ответственность, очень сильно выматывает как физически, так и эмоционально.
А кто в основном приносит в образование инновационные решения?
Мне кажется, что все же в большинстве молодое поколение. А какой у нас сейчас средний возраст учителей, методистов? В большинстве ОУ старше 45 лет. А как вы думаете, они захотят преподавать детям по-новому? В большинстве случаев – нет, только единицы шагают в ногу со временем и готовы к изменениям.
Какой же у нас выход из этой ситуации? Может быть, ввести новые предметы, как это уже было в мировой истории, например, когда отменили латынь, хотя она была раньше фундаментальным предметом.
Сейчас у нас общество, к сожалению, больше ориентировано на максимальное извлечение материальной выгоды и совсем забываются нравственные идеалы, а к чему это может привести? Примеров в истории море, вспомним хотя бы угасание Римской империи.
Мир, безусловно, меняется, и человек должен отвечать запросам и потребностям времени. Современная жизнь требует большей активности и мобильности. Молодость склонна к инновациям и экспериментам. Специалисты образования должны участвовать в формировании человека 21 века, в котором бы интегрировались духовные и нравственные достижения человечества и инновационные особенности современности.
На ежегодном международном саммите, посвященном проблемам профессии учителя (2011 г), говорилось о том, что учитель должен стать центром решения проблемы повышения качества образования и получить все инструменты и полномочия для того, чтобы проводить необходимые изменения. По моим личным наблюдениям, за эти 4 года многое меняется к лучшему. Но, может быть, это потому, что мне есть с чем сравнивать.
Источники:
«Проблемы качества образования и их решение в образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие/ Под общей ред. С.С.Татарченковой. – СПб.: КАРО, 2012. – 120 с.
Электронный ресурс локального доступа (CD) http://8cent-emails.com/
Стратегия развития системы образования 2011-2020 г.г.
«Петербургская школа – 2020» (выдержки) «ЭФФЕКТИВНАЯ ШКОЛА 2020».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: " Какую роль играют пальцы рук в развитии речи детей"
«Не интеллектуальные преимуществасделали человека властелином над всем живущим,но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».Джордано Бруно В народ...
Сюжетно - ролевая игра для детей 4-5 лет и какую роль играет педагог.
Сюжетно- ролевая игра в жизни детей 4-5 лет,рольпедагога- воспитателя....
Какую роль играет телевизор в правильном развитии зрительной системы ребенка
Просмотр телевизора играет большую роль в правильном развитии зрительной системы ребенка. Что же происходит со зрительной системой малыша, когда он смотрит телепередачи?...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника
Расширение знаний о развитии познавательных способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности в соответствии с ФГОС ДО....
«Жизнь, как сказка, или какую роль играют сказки в развитии детей»?
В умственном и нравственном развитии дeтей большую роль играет русская народная сказка. Сказка с богатством её красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами, д...
Какую роль играет конструктивная деятельность в развитии ребенка
Как вы считаете, играет ли роль конструктивная деятельность в развитии ребенка?На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Дети приобретают не тол...