Сюжетно - ролевая игра для детей 4-5 лет и какую роль играет педагог.
статья (средняя группа) по теме
Сюжетно- ролевая игра в жизни детей 4-5 лет,рольпедагога- воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно - ролевая игра для детей 4-5 лет и какую роль играет педагог.
Сюжетно – ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место в жизни детей 4-5 лет. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремиться к проигрыванию самых разнообразных ролей, становиться более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. На этом этапе важную роль играет педагог. Он направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие.
Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре, учит их описывать сюжетные события, очерчивать круг действующих лиц в игре, раскрывать их взаимодействие.
Вызывая речевую активность ребенка, воспитатель направляет ее на сверстника, учит вступать с ним в диалог, понимать его намерения в игре. Для обозначения игровой ситуации и для облегчения принятия роли ребенком воспитатель помогает малышу обустроить игру при помощи необходимых атрибутов, сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модулей, кубиков, брусков, колесиков и других деталей).
Воспитатель должен создавать такую творческую предметно- развивающую среду, которая может вариативно использоваться детьми: легкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например ,белый халат пригодится на разные темы), удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель.
Своеобразие процесса самостоятельной игры у детей пятого года жизни заключается в том, что сюжетно- ролевая игра в этом возрасте еще носит хаотичный характер: роли, начавшись, не доводятся до логического конца; одни роли сменяются другими, сюжеты прерываются, заменяясь новыми.
Воспитатель может применять в игре методы как прямого, так и косвенного педагогического руководства, стараясь дать детям как можно больше самостоятельности. Вступая в ролевой диалог с ребятами, он может брать на себя как главную, так и дополнительную роль, то есть становиться играющим партнером. Выступая в главной(основной) роли в игре, воспитатель показывает ребенку образец взаимодействия с партнером, вызывает его на активное ролевое поведение (ребенок- клиент рассказывает педагогу- парикмахеру, какая ему нужна прическа, какие образцы причесок он хочет выбрать в журнале). Предлагая ребенку главную роль, воспитатель берет на себя дополнительную роль, и с этой позиции побуждает его активность с помощью наводящих вопросов( спрашивает у ребенка- продавца, какой есть в наличии ассортимент товаров, просить продемонстрировать действие технического устройства и т.п.). Выступая в роли советчика, воспитатель отходит от непосредственного участия в игре, но время от времени ненавязчиво вмешивается в нее, помогая ребенку словом, советом.
В средней группе при условии грамотного педагогического руководства игры с предметами постепенно трансформируются в игры со сверстниками. Переключая внимание ребенка с предмета на играющего сверстника, педагог должен заботится о более высоком уровне развития его игровых умений. Ребенок в игре со сверстником включается в ролевые отношения, проявляющиеся через ролевой диалог и ролевые действия. Ролевые действия отражают жизненный опыт детей, поэтому педагог должен заботится о его своевременной подпитке, показывая широкий спектр ролевых действий ( медсестра делает уколы, ставит градусник, выдает таблетки).
Любимыми сюжетами у детей 4-5 лет остаются игры в больницу и магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Педагог вводя в игру новые роли, помогает расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Например, в игре в магазин шоферы, привозящие в магазин продукты, могут одновременно выступать в роли грузчиков, могут менять свои роли на другие, например на роли кладовщиков, работающих на складе. Дети исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.
Игры в детский сад, появляются как эпизоды в рамках игр в семью. Они становятся традиционными, в них отображаются события повседневной жизни дошкольного учреждения( воспитатель водит малышей на прогулку, проводит занятия, устраивает праздники). Организуя такие игры, воспитатель должен обращать внимание детей на особенности взаимоотношений воспитателя и воспитанника и на ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду (в группу пришел новичок, дети ухаживают за цветами или животными в живом уголке, воспитатель учит детей рисовать).
В этом возрасте у детей появляется интерес к обыгрыванию сказок.
Осваивая новые роли, сюжеты и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и следовательно игра будет оставаться для него интересной. Воспитателю крайне важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую активность. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые проулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций. Все эти формы взаимодействия взрослого с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект педагога-психолога Гайнутдиновой Лейсан Рафиковны и воспитателя Бакиевой Ольги Владимировны на тему: "Какую роль играет собака в жизни человека"
Авторы педагог-психолог Гайнутдинова Лейсан Рафиковна, воспитатель Бакиева Ольга ВладимировнаИсследовательский проект «Какую роль играет собака в жизни человека?»Тема нашего проекта «О роли собаки в ж...
Какую роль играет сказка в жизни детей
консультация для родителей...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Горница" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Оганизация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Закрепление культурных навыков, сообщение детям некоторых знаний по домоводству....
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...
Какую роль выполняет педагог в игре на участке детского сада
Простые советы воспитателям разновозрастных групп о роли педагога в игре на участке детского сада....
ПАМЯТКА "Какую роль выполняет педагог в игре детей на прогулочном участке?"
ПАМЯТКА "Какую роль выполняет педагог в игре детей на прогулочном участке?"...