Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника
статья (старшая группа)
Расширение знаний о развитии познавательных способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_eksperimentirovaniya.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?
Цель: расширение знаний о развитии познавательных способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
- Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста;
-Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
- Уточнить знания о наполняемости уголков экспериментальной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Вводная часть.
Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача педагога поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.
Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.
Мы не будем останавливаться на возрастных особенностях, но следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе в осознанное экспериментирование.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Структура детского экспериментирования.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
Развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира, является основной целью.
- Задачи: развитие мыслительных процессов; развитие мыслительных операций; освоение методов познания; развитие причинно-следственных связей и отношений;
- Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах;
- Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать";
- Средства: язык, речь, поисковые действия;
- Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты;
- Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций;
- Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Уголки экспериментальной деятельности включают в себя
- место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
-место для приборов. Место для хранения материалов (природного, "бросового").
- место для проведения опытов.
- место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Младший дошкольный возраст
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- книги познавательного характера для младшего возраста; | - Песок, глина; | - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. |
Средний дошкольный возраст
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- книги познавательного характера для среднего возраста; | - Песок, глина; | - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. |
Старший дошкольный возраст
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; | - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ; | - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; |
Для того, чтобы занятие прошло плодотворно, нужно выдержать его структуру, а именно:
-Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
-Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).
-Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
-Уточнение плана исследования.
-Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
-Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
-Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль подвижной игры в физическом развитии ребенка-дошкольника.
Подвижные игры повышают интерес детей к выполнению движений, дают возможность раскрепоститься застенчивым, неуверенным, способствуют развитию не только физических, но и нравственных каче...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
«Какую роль играет экспериментирование в жизни дошкольников».
Статья о значении эксперементирования в жизни дошколят....
Консультация для родителей «Какую роль играет экспериментирование в жизни ребенка»
Консультация для родителей «Какую роль играет экспериментирование в жизни ребенка»...
Консультация для родителей:"Какую роль играет экспериментирование в жизни дошкольников".
В консультации рассматриваются вопросы организации поисково‐ исследовательской деятельности детей. Раскрываются аспекты планирования опытно‐экспериментальной деятельности дошкольников, описываются осн...
Консультация для родителей " Какую роль играет экспериментирование в жизни дошкольников"
Советы для родителей для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию....
Консультация для родителей. Тема «Какую роль играет экспериментирование в жизни дошкольника?».
Консультация для родителейТема «Какую роль играет экспериментирование в жизни дошкольника?». В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой п...