Образовательный проект на тему: «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» с детьми 6-7 лет
проект по рисованию (подготовительная группа)

Васина Наталья Анатольевна

Срок проекта: долгосрочный (2024-2025 гг.)

Вид проекта: практико-ориентируемый

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Проблема: Недостаточно развита творческая фантазия у воспитанников и память, воображение.

Актуальность темы:  

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка. Так же нетрадиционные техники рисования снимают детские страхи, развивают уверенность в своих силах, пространственное мышление, воображение, фантазию, мелкую моторику рук. Кроме того, использование нетрадиционных техник рисования не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.

Применяя в своих рисунках нетрадиционные способы рисования, дети пробуют, экспериментируют в процессе создания образов. На таких занятиях ребенку предоставляется возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, ватные палочки, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, паролон, щетки, мочалки. Материал должен находиться в доступном для ребенка месте. Выбор материала, на который будет нанесено изображение, также должен принадлежать ребенку. Это может быть белая бумага, цветная, бархатная, ткань, картон, акварельная бумага, фанера, смятая бумага и т.д.

В процессе дети учатся экспериментировать с разными материалами и инструментами, создавая необычные формы и изображения, развивая творчество и воображение.

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности.

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и в повседневной жизни.

Таким образом, эффективность нетрадиционных техник рисования в развитии творчества детей дошкольного возраста обусловлена такими специфическими особенностями, как вариативность способов создания рисунка, поиск выразительных средств и передача образов изображения, возможностью создания необычных рисунков.

 

  Цель: Способствовать развитию у старших дошкольников творческих способностей, воображения и снятию напряжения. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.

Задачи:

  • Изучить современную литературу по теме самообразования;
  • Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
  • Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества;
  • Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
  • Развивать в уверенность в своих силах у детей.
  • Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования;
  • Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники рисования;
  • Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
  • Развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
  • Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
  • Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества;
  • Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
  • Повышение уровня творческого воображения детей  дошкольного возраста в рисовании;
  • Умение применять усвоенные техники изодеятельности;
  • Способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;
  • Создание творческих заданий и упражнений для повышения уровня развития творческого воображения;
  • Организация выставки в ДОУ;
  • Пронаблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности;
  • Повышение педагогического уровня родителей;

 Ожидаемые результаты для педагога:  повысить свой профессиональный уровень;   создание специальной среды с целью развития творческих способностей у дошкольников, нетрадиционный подход к выполнению изображения.

   Ожидаемые результаты для детей: интерес к объектам и явлениям ближайшего окружения, умение применить изучаемую технику для передачи объема: развитие образной памяти.

 

 

 

Этапы проекта:

I этап — подготовительный

Цель: создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.

II этап — основной

Цель: развивать художественно-творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.

В ходе занятий используются следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.

На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.

III этап — творческий

Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.

На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.

Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми 5-6 лет.

IV этап

Заключительный этап

• Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами.

• Презентация проекта.

 

Вывод: Используя эти техники в работе с детьми старшей группы, я отметила позитивные результаты: у детей появилось желание творить, появилась заинтересованность в результате, доводят свою работу до конца, помогают друг другу, стали чувствовать себя раскованнее, смелее, что даёт полную свободу для самовыражения. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребёнка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников

 

 

План реализации проекта.

 

Октябрь

 

Рисование ладошками.

«Петушок»

Цель: Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования, техника печатания ладошкой;

Закреплять аккуратность в работе; воспитывать любознательность и самостоятельность.

Консультация для родителей: «Значение рисования нетрадиционными способами»

Д/и «Радуга». (детям загадываются загадки о цветах радуги, затем дети из цветных полосок складывают по порядку радугу).  Просмотр презентации «Нетрадиционные техники рисования».

 

Ноябрь

Печать листьями

«Подсолнух»

Цель: Познакомить детей с техникой рисования; учить создавать рисунок с помощью печати листьями; воспитывать любознательность и самостоятельность.

Консультация для родителей: «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»

Чтение художественной литературы: Абрамцева Наталья «Пестрая сказка».

Декабрь

Рисование солью и краской

«Волшебные снежинки»

Цель: Познакомить детей с новым видом техники рисования; учить детей рисовать по намеченному образцу; развивать самостоятельность, аккуратность.

Выставка детских рисунков для родителей.

 Разучивание пальчиковой гимнастики «Держим кисточку вот так».

 

Январь

Рисование различными техниками

 «Чудо-узор».

Цель: Закрепление знаний и умений работать в различных техниках.

Консультация для родителей: «Что означают рисунки детей». 

 

Февраль

«Точечный рисунок»

Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приёмам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску, а дальше действует принцип нанесения точек.

Буклеты для родителей «Как развивать творчество».

Чтение художественной литературы: Курчевский Вадим «Быль-сказка о карандашах и красках».

 Март

«Гусеница»

Познакомить детей с методом рисования  штампами пробки и монотипией, создавать образ гусеницы, дополняя образ деталями.

Беседа на тему: «Материал для монотипии».

Апрель

Рисование ватными палочками

 «Веточка сирени».

 

Цель: Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать ватными палочками. Закреплять способность вписывать композицию в лист.

Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей».

 Чтение художественной литературы: Важдаев Виктор «Семь дружных братьев».

 

Май

По замыслу (разнообразной нетрадиционной техникой рисования)

 

Цель: Совершенствовать умения в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Дидактическая игра «Волшебные линии»

Консультация для педагогов «Организация детского творчества летом».

Выставка детских рисунков для родителей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_samoobrazovaniyu_2024-2025_gg.docx150.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск

«Центр развития ребенка – детский сад № 46»

Принято:

на заседании Педагогического Совета № 6

МАДОУ «Центр развития

ребенка - детский сад № 46»

Протокол № 6 от 30.08.2024 г.

Утверждаю:

Заведующая

МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 46»

________________Н.Н. Комарова

Образовательный проект

на тему:

«Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»                      

                                                                                   Подготовила:

                                         воспитатель

                 Васина Н.А.

Саранск, 2024-2025 гг.

Срок проекта: долгосрочный (2024-2025 гг.)

Вид проекта: практико-ориентируемый

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Проблема: Недостаточно развита творческая фантазия у воспитанников и память, воображение.

Актуальность темы:  

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка. Так же нетрадиционные техники рисования снимают детские страхи, развивают уверенность в своих силах, пространственное мышление, воображение, фантазию, мелкую моторику рук. Кроме того, использование нетрадиционных техник рисования не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.

Применяя в своих рисунках нетрадиционные способы рисования, дети пробуют, экспериментируют в процессе создания образов. На таких занятиях ребенку предоставляется возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, ватные палочки, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, паролон, щетки, мочалки. Материал должен находиться в доступном для ребенка месте. Выбор материала, на который будет нанесено изображение, также должен принадлежать ребенку. Это может быть белая бумага, цветная, бархатная, ткань, картон, акварельная бумага, фанера, смятая бумага и т.д.

В процессе дети учатся экспериментировать с разными материалами и инструментами, создавая необычные формы и изображения, развивая творчество и воображение.

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности.

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и в повседневной жизни.

Таким образом, эффективность нетрадиционных техник рисования в развитии творчества детей дошкольного возраста обусловлена такими специфическими особенностями, как вариативность способов создания рисунка, поиск выразительных средств и передача образов изображения, возможностью создания необычных рисунков.

 

  Цель: Способствовать развитию у старших дошкольников творческих способностей, воображения и снятию напряжения. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.

Задачи:

  • Изучить современную литературу по теме самообразования;
  • Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
  • Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества;
  • Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
  • Развивать в уверенность в своих силах у детей.
  • Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования;
  • Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники рисования;
  • Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
  • Развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
  • Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
  • Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества;
  • Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
  • Повышение уровня творческого воображения детей  дошкольного возраста в рисовании;
  • Умение применять усвоенные техники изодеятельности;
  • Способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;
  • Создание творческих заданий и упражнений для повышения уровня развития творческого воображения;
  • Организация выставки в ДОУ;
  • Пронаблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности;
  • Повышение педагогического уровня родителей;

 Ожидаемые результаты для педагога:  повысить свой профессиональный уровень;   создание специальной среды с целью развития творческих способностей у дошкольников, нетрадиционный подход к выполнению изображения.

   Ожидаемые результаты для детей: интерес к объектам и явлениям ближайшего окружения, умение применить изучаемую технику для передачи объема: развитие образной памяти.

Этапы проекта:

I этап — подготовительный

Цель: создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.

II этап — основной

Цель: развивать художественно-творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.

В ходе занятий используются следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.

На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.

III этап — творческий

Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.

На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.

Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми 5-6 лет.

IV этап

Заключительный этап

• Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами.

• Презентация проекта.

Вывод: Используя эти техники в работе с детьми старшей группы, я отметила позитивные результаты: у детей появилось желание творить, появилась заинтересованность в результате, доводят свою работу до конца, помогают друг другу, стали чувствовать себя раскованнее, смелее, что даёт полную свободу для самовыражения. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребёнка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников

https://natalia-tkachenko.ru/wp-content/uploads/c/d/8/cd8fa20514e49b28633f64f2668ae749.jpeg

План реализации проекта.

Октябрь

Рисование ладошками.

«Петушок»

Цель: Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования, техника печатания ладошкой;

Закреплять аккуратность в работе; воспитывать любознательность и самостоятельность.

Консультация для родителей: «Значение рисования нетрадиционными способами»

Д/и «Радуга». (детям загадываются загадки о цветах радуги, затем дети из цветных полосок складывают по порядку радугу).  Просмотр презентации «Нетрадиционные техники рисования».

Ноябрь

Печать листьями

«Подсолнух»

Цель: Познакомить детей с техникой рисования; учить создавать рисунок с помощью печати листьями; воспитывать любознательность и самостоятельность.

Консультация для родителей: «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»

Чтение художественной литературы: Абрамцева Наталья «Пестрая сказка».

Декабрь

Рисование солью и краской

«Волшебные снежинки»

Цель: Познакомить детей с новым видом техники рисования; учить детей рисовать по намеченному образцу; развивать самостоятельность, аккуратность.

Выставка детских рисунков для родителей.

 Разучивание пальчиковой гимнастики «Держим кисточку вот так».

Январь

Рисование различными техниками

 «Чудо-узор».

Цель: Закрепление знаний и умений работать в различных техниках.

Консультация для родителей: «Что означают рисунки детей». 

Февраль

«Точечный рисунок»

Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приёмам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску, а дальше действует принцип нанесения точек.

Буклеты для родителей «Как развивать творчество».

Чтение художественной литературы: Курчевский Вадим «Быль-сказка о карандашах и красках».

 Март

«Гусеница»

Познакомить детей с методом рисования  штампами пробки и монотипией, создавать образ гусеницы, дополняя образ деталями.

Беседа на тему: «Материал для монотипии».

Апрель

Рисование ватными палочками

 «Веточка сирени».

Цель: Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать ватными палочками. Закреплять способность вписывать композицию в лист.

Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей».

 Чтение художественной литературы: Важдаев Виктор «Семь дружных братьев».

Май

По замыслу (разнообразной нетрадиционной техникой рисования)

Цель: Совершенствовать умения в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Дидактическая игра «Волшебные линии»

Консультация для педагогов «Организация детского творчества летом».

Выставка детских рисунков для родителей.

Список используемой литературы:

1. Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006

2. Вдовиченко С. Дети светлой краской красят мир: Мини-хрестоматия методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / - М.: Чистые пруды, 2009.

3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.

4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

6. Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников в 5-7 лет с основами цветоведения.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

7. ЕсафьеваГ.П.Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы. / Художник Афоничева Е.А. - Ярославль: Академия развития, 2006.

8. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: Метод.пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2006.

9. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: 2004.

10. Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005.

11. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

12. Кудейко М., Туфкрео Р. Коллекция идей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.

13. Ребенок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей / Александр Мелик-Пашаев, Зинаида Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.

14. Сухарев В.И. Сказки-раскраски и История с рисованием. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2007.

15. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.

16. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционного ри...

"Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне…Э. Успенский...

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации пр...

Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования в развитие творческих способностей детей дошкольного возраста""

Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста очень высока. С одной стороны, современная цель образования – это всестороннее гармоническое развитие человека...

ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из важнейших задач которые решаются в рамках дошкольного образования является согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования раскрытие творческого поте...

Проект: «Рисование при помощи верёвочки: нетрадиционная техника рисования, в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»

Управление системой образования Волоколамского городского округаМуниципальное образовательное учреждениедля детей дошкольного и младшего школьного возраста«Нелидовская начальная школа-детский са...