Образовательная модель "Дети и природа"
рабочая программа на тему
Модель представляет собой схему экологического воспитания в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_2_variant_.docx | 637.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»
Принят УТВЕРЖДАЮ
на заседании заведующий МДОУ «Детский сад № 5»
педагогического совета _____________________Г.В. Калинкина Протокол от 31.01.2012 № 5 Приказ от 06.02.2012 № 43
Образовательная модель
МДОУ «Детский сад № 5»
«Дети и природа»
САРАТОВ - 2012
Образовательная модель МДОУ «Детский сад № 5»
СОДЕРЖАНИЕ
№ пп | Содержание вопроса | №№ страниц |
1 | Концептуальные идеи образовательной модели:
| 2-7 |
2 | Программа реализации модели ДОУ:
| 7 - 10 |
3 | Программно-методическое обеспечение воспитательной системы:
| 10 |
4 | Образовательная модель МДОУ «Детский сад № 5»:
| 11 - 18 |
5 | Программа действий по определению стиля внутри здания и на территории | 19 |
6 | Планируемые результаты | 20-21 |
1. Концептуальные идеи образовательной модели
МДОУ «Детский сад № 5» (далее ДОУ) в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, законодательными и иными нормативными правовыми актами Саратовской области, муниципальными правовыми актами, а также настоящим Уставом.
Деятельность ДОУ основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.
Содержание образовательного процесса определяется главными концептуальными идеями Программы развития ДОУ, направленными на создание условий для гармоничного развития личности ребёнка путём интеграции образовательных областей:
- «Физическая культура»,
- «Здоровье»,
- «Безопасность»,
- «Социализация»,
- «Труд»,
- «Познание»,
- «Коммуникация»,
- «Чтение художественной литературы»,
- «Художественное творчество»,
- «Музыка».
Цель и объект образовательной модели ДОУ:
- целостная, разносторонне развитая личность, обладающая синтезом лучших качеств Человека и Гражданина.
Задачи:
- достижение современного качества образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГТ;
- создание необходимых условий для личностного развития, творческого труда детей;
- адаптация детей к жизни в обществе;
- организация содержательного досуга;
- осуществление экологического образования и воспитания детей;
- укрепление нравственного и физического здоровья воспитанников;
- профилактика асоциального поведения детей;
- организация единого стиля модели ДОУ и территории.
Концепция, лежащая в основе образовательной модели ДОУ, содержит 5 элементов:
- что должно быть освоено,
- какие социально значимые и личностные функции индивида обеспечит содержание,
- на какие ценности оно будет ориентировано,
- какая должна быть материально-техническая база ДОУ,
- каким должен быть стиль территории и стиль внутренних помещений ДОУ.
К числу ведущих структурных компонентов содержания образовательной модели отнесены:
• когнитивный - формирующий знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности;
• праксиологический - раскрывающий опыт осуществления человечеством известных способов деятельности и формирующий умения, навыки, способы деятельности конкретной личности;
• креативный - формирующий опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем, создающий основу для социализации личности;
• аксеологический - формирующий опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, предполагающий не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним.
Ведущие принципы реализации содержания образовательной модели в ДОУ:
• Индивидуализация и дифференциация, заключающиеся в предоставлении каждому ребенку возможности реализации способностей в условиях индивидуальной развивающей среды, соблюдении при этом приоритета добровольности выбора форм самореализации;
• Многообразие и динамичность образовательного процесса, гибкая, мобильная его адаптация к социальным явлениям, возрасту и уровню развития ребенка;
• Гуманизация и демократизация образования, внедрение педагогики сотрудничества и сотворчества, накопление опыта нравственных отношений, развитие самоуправления, стимулирование педагогического творчества, гибкость и многообразие используемых средств, методик, форм, технологий;
• Интеграция содержания образования, реализуемого в различных интегрированных программах и курсах, способствующих формированию целостной картины мира, умений системно оценивать явления, продуктивно использовать время;
• Преемственность основного и дополнительного образования, федерального, национально-регионального и местного компонентов, учет социокультурных условий и факторов социализации личности ребенка;
• Открытость воспитательно-образовательной системы ДОУ
• Культуросообразность воспитания, его национальное и региональное своеобразие, воспитание на историко-культурных традициях своего народа.
Модель ДОУ ориентирована на развитие таких личностных качеств воспитанников, как трудолюбие, ответственность, инициативность, творчество, культура общения на уровне деловых и межличностных отношений, стремление к самообразованию, самореализации, саморазвитию.
Развитие содержания учебно-воспитательного процесса на основе вышеназванных принципов позволит:
• развить мотивацию личности к познанию и творчеству и на этой основе создать условия для осуществления образовательных запросов и потребностей детей;
• сохранить и развить индивидуальность, общую культуру, коммуникативные способности ребенка, детскую одаренность;
• обеспечить профилактику асоциального поведения детей;
Модель ДОУ предусматривает следующие направления воспитательной системы:
• нравственно-эстетическое (знакомство с духовной культурой, этикой, освоение нравственных богатств народа);
• музыкальное (обучение восприятию музыки, пению, игре на музыкальных инструментах, ознакомление с богатством русской и мировой музыкальной культуры);
• изобразительное искусство (развитие чувства прекрасного, формирование навыков рисования, приятия красоты окружающего мира);
• языковое (обучение театральному искусству, изучение этики и эстетики, формирование навыков художественного чтения и т. п.);
• физической и валеологической культуры (воспитание здорового образа жизни, развитие потребности в занятиях различными видами спорта, обучение основам медицинских и психологических знаний);
• математическое и естественно-научное (формирование навыков информационной культуры, ознакомление с научными методами изучения природы и социальных явлений);
• прикладное творчество (приобретение навыков общей культуры труда, овладение прикладными ремеслами и творчеством);
• краеведческое (изучение истории и традиций родного края, воспитание любви к Родине).
Перечисленные направления обеспечивают возможность развития эмоциональной, эстетической, нравственной сферы ребенка, формируют гуманитарную культуру и развивают творческие способности личности.
Данные направления также обеспечивают расширение и углубление базового ядра дошкольного образования, успешно интегрируются в учебные планы ДОУ.
Обобщенная модель личности воспитанника
Модель выпускника ДОУ может быть представлена четырьмя сферами: интеллектуальной, нравственной, эстетической и действенно-практической.
Эти сферы включают следующие интегративные качества личности:
Интеллектуальная сфера:
- любознательность - заинтересованность, наблюдательность, увлеченность;
- эрудированность - осведомленность, аргументированность, критическое отношение к информации;
- сообразительность - осмысленность, понятливость, обоснованность, продуманность, последовательность, догадливость;
- объективность - наблюдательность, реалистичность, пытливость, убежденность, способность к глубокой и адекватной оценке окружающего мира.
Сфера нравственности:
- гуманность - заботливость, отзывчивость, благородство, милосердие;
- честность - правдивость, верность, принципиальность, непримиримость;
- совестливость - стыдливость, порядочность, стеснительность, добросовестность, благородство, старательность, ответственность, работоспособность, бережливость;
- коллективистичность - вежливость, тактичность, общительность, гражданственность, сопереживаемость.
Эстетическая сфера:
- восприимчивость - чувствительность, увлеченность, способность видеть и понимать гармонию и красоту, потребность в прекрасном;
- эстетичность - эстетика поведения, потребность познавать прекрасное, творчество;
- оптимистичность - жизнерадостность, вера в свои силы, бодрость.
Действенно-практическая сфера:
- работоспособность - продуктивность, производительность деятельности, высокое качество результатов;
- демократизм - высокий уровень свободы и ответственности, социальная справедливость, оптимальное сочетание «хочу-могу-надо»;
- самостоятельность - исполнительность, достоинство, свободолюбие, своеобразность, собранность, организованность;
- решительность - самоуважение, уверенность в себе, активность в достижении цели, умение извлекать уроки из неудач, мужество.
Эти интегративные группы качеств, естественно, для каждой возрастной группы дифференцируются:
- по содержанию,
- степени выраженности,
- возрастным особенностям.
2. Программа реализации модели ДОУ
При проектировании образовательного процесса использовалась модульная технология построения содержательных блоков изучаемого материала.
Основное содержание распределяется по 3-м модулям:
Целевое назначение обучающего модуля - освоение знаний.
Результат образовательного процесса - новые знания.
Целевое назначение практического модуля - формирование опыта практической деятельности, освоение предметного содержания самодеятельности.
Результат освоения - мастерство и опыт эмоционально- ценностных отношений в этой практической деятельности, сформированные ценности.
Целевое назначение общеразвивающего модуля - формирование опыта развивающей, творческой деятельности.
Результат - развитие способностей.
Ведущая образовательная цель модели | Образовательный модуль | Результат образовательного процесса |
Обучение | Обучающий (на основе интеграции образовательных областей) | Знания |
Образование, Воспитание | Практический(дело, практическая деятельность на территории ДОУ, образовательная среда, коллектив) | «образование» личность, мастерство, ценности |
Развитие | Общеразвивающий | Развитие способностей |
- Обучающий модуль включает в себя на основе интеграции образовательных областей предметы или определенный набор, выбранной детьми области знаний (словесность, искусство, культурология, природа, здоровьесбережение).
- Практический образовательный модуль охватывает опыт освоения предметного содержания деятельности воспитанников. Он является центральным, основополагающим, системообразующим в дошкольном образовании, так как есть реальная практическая деятельность, результат которой - продукт (модель, поделка, исследование, спектакль).
В результате участия детей в конкретном практическом деле, с одной стороны, формируется мастерство, с другой - ребенок осваивает опыт эмоционально-ценностных отношений в детском объединении. Более того, опыт совместной профессиональной деятельности ребенок получает лишь в такой поливозрастной и полипрофессиональной общности.
Важность этого модуля в том, что в нем становятся личностно-значимыми знания, полученные в другом модуле. Это уже не «порция» информации, а глубокие знания, убеждения, практические умения и навыки.
- Общеразвивающий модуль «Развитие» включает интегрированные занятия, развивающие способности ребенка. Данный модуль охватывает все образовательные области, но в русле развития личности ребенка, его способностей, личностных качеств, что очень важно для любой, в дальнейшем, профессиональной деятельности.
Каждый образовательный модуль является вариативным, включает набор программ, исходя из государственных федеральных требований к структуре образовательной программе.
При проектировании образовательного процесса учитываются уровни дошкольного образования: досуговый, репродуктивный, эвристический, креативный.
С учетом уровней выявляются и соответствующие компоненты (элементы, блоки).
Сущность образования в каждом таком блоке различна по целям, формам, методам, конечным результатам, уровням и формам коммуникации педагога и воспитанника.
Уровни | Досуговый уровень | Репродуктивный уровень | Эвристический уровень | Креативный уровень |
Обучающий модуль (программа) | Организация познавательного досуга, занимательное преподнесение знаний (игра — ведущий метод) | Трансляция знаний (системы знаний), передача информации по 4-ём направлениям развития ребёнка: - Физическое; - Познавательно-речевое; - Социально-личностное; - Художественно-эстетическое. | Самостоятельное порождение знаний | Открытие знаний, изобретения |
Развивающий модуль (программа) | Организация развивающего досуга | Развитие когнитивных, репродуктивных способностей | Развитие эвристических способностей | Развитие творческих способностей |
Практический модуль (прикладной, практико-ориентированный) | Организация деятельностного досуга | Развитие исполнительского мастерства | Развитие эвристического мастерства | Развитие творческого мастерства |
3. Программно-методическое обеспечение воспитательной системы
В условиях гуманизации и гуманитаризации образования значительное внимание уделяется вопросам воспитания и развития детей. Воспитание рассматривается как целенаправленный процесс создания максимально благоприятных условий для развития личности каждого ребенка и формирования духовно-нравственных и гражданских качеств, ценностных ориентации и высокого уровня воспитанности, личностно значимых позиций, связанных с вопросами самосознания, самоактуализации, самоопределения и самовыражения.
Пути реализации данной функции на практике путем:
- разработки и проектирования единых интегрированных культурно-просветительских, досуговых, социально-ориентированных программ МОУ «СОШ № 51», КВЦ "Радуга» и других культурно-образовательных учреждений города, дополняющих, углубляющих и развивающих соответствующие направления;
- научно-методического обеспечения воспитательных процессов;
- обеспечения профессионального взаимодействия педагогов дошкольного образования и педагогов различных образовательных учреждений в вопросах изучения способностей детей, ценностных ориентаций, гражданской позиции;
- определения и создания условий для достижения ситуации успеха каждым ребенком на индивидуальной психолого-педагогической основе;
- организации педагогической поддержки одаренных детей;
- разработки совместных механизмов управления интеграционными воспитательными процессами.
Совместная деятельность МОУ «СОШ № 51», КВЦ "Радуга» и культурно-образовательных учреждений в рамках единой программы позволят сделать вывод о положительной динамике развития у детей таких качеств, как гражданская позиция, гуманизм, любовь к родному краю, Отечеству, своей семье, понимание собственной роли в окружающем мире.
Педагогический коллектив продолжает работу по определению оптимального комплекса воспитательных программ, их целевого назначения, содержания и форм реализации.
В результате совместной работы с педагогами других ДОУ и образовательных учреждений по изучению социокультурного окружения и факторов, влияющих на воспитательную ситуацию, появились программы психолого-педагогической поддержки определенных групп детей. В этом случае сутью воспитательной работы педагога становится создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых, психосоциальных потребностей воспитанников.
4. Образовательная модель МДОУ «Детский сад № 5»:
- Воспитание экологической культуры детей и взрослых.
- Наименование модели - «Дети и природа».
- Девиз: «Все на свете друг другу нужны (Б. Заходер)».
- Эмблема
Приоритетное направление работы: экологическое воспитание.
Мотив: развитие в обществе эколого-гуманитарной парадигмы, предусматривающей социальный заказ на личность с высоким уровнем развития экологического сознания и экологической культуры.
Формы реализации модели
Организация работы | Средства реализации | Ответственный |
Создание эколого-развивающей среды | Наличие зеленых зон, живых уголков, комнаты природы. Проведение экологического мониторинга питания, водоснабжения, санитарно-гигиенического состояния помещений, территории детского сада. Использование участка: - наличие цветника, огорода, фито-огорода, экологической тропы, видовое разнообразие флоры и фауны. Практическая природоохранная работа детей и родителей. | Воспитатели Заведующий Медсестра Старший воспитатель Воспитатели Садовник Воспитатели Социальный педагог |
Научно-методическая работа по воспитанию экологической культуры детей и взрослых | Проведение занятий, развлечений, праздников, игр, экскурсий, совместных с родителями массовых мероприятий (труд) экологической направленности. Разработка и реализация методических пособий. Использование передовых технологий по экологическому воспитанию. Оснащение методического кабинета. Информационное обеспечение. Проведение педагогических советов, семинаров «мастер-класс», открытых занятий, консультаций, «круглых столов». Организация выставок творчества детей и взрослых. | Воспитатели Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуре Старший воспитатель Воспитатели |
Работа с социумом | Совместная деятельность с :
| Заведующий Старший воспитатель Воспитатели Социальный педагог |
Пропаганда передового опыта, экологических знаний | Организация базового методического центра в районе по развитию и совершенствованию экологического воспитания дошкольников. | Заведующий Старший воспитатель |
Особую значимость имеет сотрудничество ДОУ со школой № 51, территориально расположенной рядом с детским садом, поскольку модель школы в рамках взаимодействия с моделью детского сада способствует, как показала многолетняя практика совместной работы, непрерывному экологическому воспитанию и образованию детей от 3-ёх до 10 лет.
Приоритетное направление работы школы № 51:
· эколого-валеологическое образование и воспитание.
Модель школы № 51 предусматривает следующий аспект:
· Тьюторская поддержка проектно-исследовательской деятельности учителя и ученика.
· Вовлечение родителей в работу социальной сферы.
Взаимодействие детского сада со школой № 51 организовано по 3-ём
направлениям
В 2010-2013 годах проведены следующие совместные со школой мероприятия:
в эколого-образовательном направлении:
Работа по проектной деятельности:
- Проект «Деревья нашего двора» (2010)
- Проект «Лес в жизни человека». Автор проекта – учитель начальных классов школы Алмаева Руслана Яковлевна.
Экологическая олимпиада «В мире природы» между детьми школы и детского сада
Совместные мероприятия:
· Кукольный спектакль для школьников (театральный кружок детского сада « Волшебный сундучок») (2011)
· Школьный театральный кружок в гостях у воспитанников детского сада (2012)
Стало традицией проведение праздника Дня Земли совместно с воспитанниками детского сада и младшими школьниками.
На тематической неделе, предшествующей празднику, проводятся:
- беседы о современных экологических катастрофах;
- трудовые десанты;
- и заключительное мероприятие – праздник День Земли.
Организуются экскурсии познавательного плана с целью ознакомления:
- со школьной библиотекой, классами, учителями;
- с музеем боевой славы.
За последние 3 года между детьми ДОУ и СОШ № 51 проведено более 12 конкурсов различной тематической направленности.
Широко используется в практике совместное со школой проведение экологических акций:
- «Я голосую за мир!»;
- «Зелёный десант»
- «Ёлочка – зелёная иголочка»
- «Добрая зима для птиц».
в эколого-оздоровительном направлении:
Спортивные мероприятия:
- подвижные игры на воздухе;
- соревнования «Путешествие в горы»;
- День здоровья;
- экскурсии по ознакомлению со школьным стадионом.
в направлении взаимодействия ДОУ и СОШ № 51 –
«Работа с родителями»:
Совместные мероприятия:
- спортивные соревнования между командами школьников и дошкольников и их родителями «Вместе весело шагать»;
- экологические олимпиады «Мир природы».
В рамках семейной гостиной проводятся:
- творческие встречи по экологическому воспитанию детей;
- тематические экскурсии;
- совместный труд;
- прогулки,
что способствует развитию культуры проведения семейного досуга. Работает семейная мастерская, где родители вместе с детьми делают поделки из природного материала, а также мастерят кормушки для птиц, скворечники.
Практическая природоохранная работа:
· субботники
· посадка деревьев, кустарников
Сотрудничество МДОУ и МОУ «СОШ № 51» дает позитивные результаты.
Основное – это:
1. Успешное освоение законов мышления (рефлексии).
2. Лёгкая адаптация детей к обучению в школе.
3. Позитивная динамика в физическом развитии и здоровье детей.
4. Профилактика асоциального поведения воспитанников.
5. Заинтересованность родителей в образовательных услугах, предоставляемых МОУ «СОШ № 51».
Содержание совместных с воспитанниками ДОУ и младшими школьниками форм работы эколого-образовательного направления – благодатная почва для гимнастики ума и лёгкой адаптации детей к школе. Налицо успехи в развитии детей. У воспитанников наблюдается:
- появление новых качеств умственной деятельности: сообразительность, логичность мышления, умение отвечать на поставленный вопрос, нравственно-волевые качества по отношению к себе, сверстникам, воспитателю;
- проявление креативного мышления, креативного воображения, творчества и самостоятельности;
- освоение навыков интерактивного взаимодействия со сверстниками и младшими школьниками в процессе учебной деятельности;
- развитие перцептивного общения, эмоций переживания и сопереживания.
Заинтересованность родителей воспитанников ДОУ и учащихся начальных классов школы № 51 как участников учебно-воспитательного процесса играет роль в формировании у детей активной жизненной позиции, воспитании нравственных критерий, которые в жизни определяют их отношение к окружающему миру.
Нельзя не сказать о результатах взаимодействия детского сада со школой по физическому воспитанию детей.
Системное применение здоровьесберегающих технологий, оправданность выбора форм работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, подкреплённые духом соревнования между детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также их родителей, позволило снизить заболеваемость детей в среднем на 15% и соответственно повысить процент посещаемости.
Дети стали более активны и внимательны, исчезла утомляемость, проявился интерес к системным занятиям спортом, развитию физических качеств, накоплению и обогащению двигательного опыта.
5. Программа действий
по определению стиля внутри здания и на территории
№ п/п | Содержание вопроса | Срок исполнения | Ответственный |
Организация работы внутри здания | |||
1 | Экологизация всего помещения ДОУ:
| 2013 2012 ежегодно 2013 | Макеева И.В. Воспитатели Макеева И.В. Тахирова С.Ф. |
Организация работы на территории | |||
2 | Организация работы на территории:
| 2013 ежегодно 2012 2013 2013 | Калинкина Г.В. Садовник Воспитатели Евстратова Г.В. Калинкина Г.В. |
6. Планируемые результаты
В результате работы по данной модели в ДОУ будет:
Во-первых,
- выдержан единый стержень в построении системы по воспитанию экологической культуры детей и взрослых «Дети и природа»,
- обеспечена научно-обоснованная система управления интеграционным пространством,
- создана соответствующая среда для познавательного, эколого-эстетического развития и оздоровления ребёнка.
Во-вторых, развитие содержания учебно-воспитательного процесса в соответствии с моделью позволит:
- развить мотивацию личности к познанию и творчеству и на этой основе создать условия для осуществления образовательных запросов и потребностей детей;
- сохранить и развить индивидуальность, общую культуру, коммуникативные способности ребенка, детскую одаренность;
- обеспечить профилактику асоциального поведения детей.
В-третьих, модель детского сада в рамках взаимодействия с моделью школы № 51 позволит решить в полном объёме широкий спектр задач:
- по обеспечению лёгкой адаптации детей к школе;
- по развитию форм коммуникации педагога и воспитанника, учителя и ребёнка дошкольника, дошкольника и младшего школьника;
- по воспитанию нравственных критерий у детей – гражданской позиции, гуманизма, любви к родному краю, Отечеству, своей семье, понимания собственной роли в окружающем мире;
- по повышению экологического сознания и культуры родителей и детей, воспитания трепетного отношения к природе у воспитанников в условиях семьи;
- позволит реализовать:
- согласно региональной концепции принцип непрерывности в экологическом воспитании детей от 3-ёх до 10 лет;
- уровни дошкольного образования (досуговый, репродуктивный, эвристический и креативный).
В-четвёртых,
вовлечение родителей в работу во все виды деятельности детей позволит обеспечить эффективность воспитательных, обучающих и развивающих воздействий на воспитанников по всем направлениям их развития:
- физического,
- познавательно-речевого,
- социально-личностного,
- художественно-эстетического.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект учебного занятия по образовательной программе "Азбука природы"
Учебный конспект урока "Морские загадки".Данный урок предназначен для детей 5-6 лет. Для проведения занятия необходим компьютер и проектор....
Непосредственно-образовательная деятельность Тема: «Природа зимой» (подготовительная группа)
материал предназначен для педагогов....
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Кладовая природы"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению, в НОД прослеживается интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное твор...
Конспект открытого просмотра образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Познание» - «Природа весеннего леса». Педагоги : Соловьева Наталья Петровна, Халикова Валентина Владимировна
Цель: Развивать логическое мышление, умение ориентироваться, сравнивать и обобщать. Закреплять умение считать, решать простейшие арифметические задачи....
Перспективное календарное планирование непосредственной образовательной деятельной по образовательной области "Познание" (Природа) для детей 6-7 лет.
Планирование работы эколога с детьми 6-7 лет....
Конспект образовательной деятельности "Неживая природа. Что мы знаем о ней?"
Конспект образовательной деятельности "Неживая природа. Что мы знаем о ней?"...
Непосредственно образовательная деятельность "Защитники природы"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск самарской области струк...