Гендерные особенности в подходах к управлению
статья на тему
Гендер (от gender — род) - термин, появившийся в американской научной литературе в начале 80-х годов прошлого века, в настоящее время активно исследуется в отечественной социальной психологии, социологии, лингвистике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernye_osobennosti_v_podhodah_k_upravleniyu.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерные особенности в подходах к управлению
С наступлением XXI века, усилением женской роли в обществе, эмансипированностью, в литературе все чаще встречается понятие «гендер». Гендер – это социально-биологическая характеристика, с помощью которой обобщаются существующие в обыденном сознании определения понятий «мужчина» и «женщина». Понятие гендер несет в себе не только эмпирическое, но и философско-антропологическое значение, объективно выражает состояние культурного развития общества и личности, характер культурного образования человека. Учитывая настоящее социально-экономическое положение России, высокий уровень текучести кадров, формирование нового базиса управления, возрастает роль гендерного аспекта в отборе и прогнозировании успешности профессиональной деятельности. При этом возникает необходимость в рассмотрении и выявлении особенностей управления мужчин и женщин.
Гендерный подход отвечает тем требованиям современной науки, которые обеспечивают полноту охвата в объяснении и прогнозировании как глобальных, так и локальных процессов как на уровне объективной необходимости и исторической опосредованности, так и на уровне частного и единичного.
Но и это ещё не всё, поскольку гендерные исследования включают проблемы социализации, самоидентификации, самоактуализации, а, кроме того, проблемы социальной стратификации и субординации, следовательно, гендерные исследования должны базироваться на методах социологии, психологии, политологии и других гуманитарных и социальных дисциплин.
Учет гендерных особенностей управления приводит к повышению производительности деятельности в не меньшей мере, чем технологическое перевооружение. Возникновение и развитие гендерных исследований зародилось в США, Западной и Северной Европе, Австралии. В 1990-е годы - развитие гендерных исследований в странах всех континентов, обмен научной информацией, интеграция гендерных исследований в сферу политики («mainstreaming»).
Гендерные исследования в России отмечены в 90-х годах. Первые исследовательские центры: Московский центр гендерных исследований (МЦГИ), Харьковский центр гендерных исследований, Санкт-Петербургский центр гендерных исследований.
На сегодняшний день исследования в области гендерных различий представлены такими именами как Н.И. Абубикирова, С.Айвазова, Г.Кертман, Л.В. Бабаева, С.Ю.Барсукова, Т.В. Бендас, О. А. Воронина, Т.А. Гурко, Е. А.Здравомыслова, А. А. Темкина, И.С. Кон, А.Темкина, О.А. Хасбулатова, Л. С. Егорова.
Гендер (от gender — род) - термин, появившийся в американской научной литературе в начале 80-х годов прошлого века, в настоящее время активно исследуется в отечественной социальной психологии, социологии, лингвистике. По мнению А. Ребера, понятие «гендер» используется при обсуждении различий между мужчинами и женщинами. Современная наука различает биологический пол и социально-психологический пол как совокупность социокультурных и поведенческих характеристик и ролей, определяющих личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины в определенном обществе. Социальный пол называют гендером, а соответствующие свойства и отношения - гендерными (гендерные роли, гендерное разделение труда, гендерные стереотипы и т.д.). Данное определение вряд ли можно считать устоявшимся. В настоящее время обсуждается точка зрения, что гендер «создается мужчинами и женщинами, чья компетентность как членов общества является залогом их деятельности по созданию гендера. Создание гендера включает комплекс социально-контролируемых действий (по восприятию, микрополитике и взаимодействию), целью которых является выражение мужской или женской природы».
Проблематика гендерных различий сама по себе является благодатной областью, где можно изучать различные аспекты самореализации человека. В психологической литературе накоплена информация о возрастных особенностях, обучаемости, преимущественных способах умственной деятельности, особенностях поведения, общения, выбора социальных ролей, направленности задатков потенциала развития и другие. Исследователи обнаружили, что для каждого пола характерны определенные особенности, затрудняющие процессы самореализации - это специфические психологические проблемы, нарушения поведения, реакции на стрессы. Например, мужчины чаще страдают от алкоголизма и наркотической зависимости, более склонны к самоубийствам и антисоциальному поведению. Типично женскими психическими расстройствами являются фобии, тревожные состояния, злоупотребление медикаментами, расстройства пищевого поведения и депрессии.
Немалый интерес представляет проблема влияния гендерной идентичности и занимаемых личностью преимущественных гендерных ролей на ее самореализацию. Гендерная идентичность, то есть осознание индивидом своей принадлежности к мужскому или женскому полу и формирования отношения к данной принадлежности, - сложное и многоуровневое образование. У разных людей различен объем знаний о своих маскулинных и фемининных характеристиках, неоднозначно отношение к ним и переживание проявлений своих гендерных ролей.
Формирование гендерной идентичности происходит под влиянием развития биологических предпосылок, закономерностей половой дифференциации в ходе гендерной социализации. Ее важнейшие элементы - личностные и гендерные характеристики родителей, в том числе их гендерная идентичность и ролевые модели, пол ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола, особенности институтов социализации. Гендерная социализация начинается буквально с момента рождения ребенка, хотя ожидание рождения ребенка определенного пола также предвосхищает определенное отношение к нему родителей, В трансляции детям полоролевых качеств чрезвычайно велика роль стереотипов, выработанных в обществе и культуре, относительно мужчин и женщин.
Ученые отмечают определенные трудности в реализации себя, наблюдаемые как у мужчин, так и у женщин, во многом обусловленные особенностями гендерной социализации. Причины трудностей можно обнаружить в познавательной, эмоциональной сферах личности, в ее поведенческих проявлениях. В частности, представления, знания личности о гендерных ролях могут быть недостаточными или же не соответствовать реальной ситуации. Самореализация обозначает принятие себя, своих личностных и половых особенностей, но этот процесс может затруднять конфликты между индивидуальными особенностями и традиционными представлениями о гендерных ролях. Нерефлексивное, некритичное следование традиционным предписаниям обнаруживает определенные психологические проблемы как у «женственных» женщин, так и у «мужественных» мужчин, затрудняет их адаптивные возможности, взаимопонимание. Психоаналитическая литература описывает примеры ролевых конфликтов у женщин, занятых в профессиональной сфере, вызванных «чувством вины работающей женщины». Последствия ощущения вины оказывают влияние на работающих матерей в значимых для них областях жизни: на отношения с детьми, на супружеские отношения, на работе и в отношении к себе.
Традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов маскулинности – фемининости отличалась следующими характерными чертами:
- мужские и женские виды деятельности и личные качества различались очень резко и казались полярными;
- эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись ненарушимыми;
- мужские и женские функции были не просто взаимодополняющими, но и иерархическими – женщине отводилась зависимая, подчиненная роль, так что даже идеальный образ женщины конструировался с точки зрения мужских интересов.
Теперь все это разделение не столь значительно, очень многие социальные роли и занятие перестали подразделяться на мужские и женские. Совместное обучение, совместная работа, все это повлияло на вышеуказанные стереотипы, и женщины могут обнаруживать маскулинный тип, и наоборот.
Профессиональная сфера обладает разной значимостью в жизни женщин и мужчин: для женщин мерило жизненного успеха – это в первую очередь отношения с другими людьми; одиночество рассматривается как несчастье, а профессиональные неудачи огорчают не всегда. Для мужчин же, напротив, основные достижения измеряются профессиональными успехами, а личное и семейное счастье нередко находится вне фокуса основных жизненных устремлений.
Исследования показывают значительную связь показателя маскулинности-фемининности, с одной стороны, и образования и профессии – с другой. Так, мужские и женские группы сильно различаются по своей профессиональной принадлежности; кроме того, обнаружено, что высокоинтеллектуальные и хорошо образованные женщины имеют более маскулинные показатели по сравнению с половыми нормами. А мужчины, у которых развиты побочные интересы культурного или художественного содержания, демонстрируют более фемининные по сравнению с остальными мужчинами показатели.
Что же касается уровня профессиональных достижений, то здесь устойчиво прослеживается преобладание одаренности у мужчин. Многие отмечают, что масштаб достижений, которые принесли известность женщинам, мужчинам не позволил бы играть такую же роль. В исследовании наиболее одаренных людей Британии, предпринятом X. Эллисом, в общую группу из 1030 человек входило лишь 55 женщин. Эти данные вполне могут быть объяснены культурно-историческими традициями, которые поощряли профессиональные достижения преимущественно у мужчин. Они также согласуются и с эволюционной теорией пола, разработанной В.А.Геодакяном, согласно которой мужские особи осуществляют в филогенезе функцию изменчивости, первыми открывают для своего вида новые возможности и достигают наибольших успехов по сравнению с женскими особями.
В исследовании К. Кастл, посвященном выдающимся женщинам, показано, что в группе из 868 знаменитых женщин, представляющих 42 нации начиная с седьмого века до нашей эры и заканчивая девятнадцатым веком, наибольшее число женщин (38%) достигло известности в литературе, но высочайшая степень знаменитости, измеряемая количеством упоминаний в биографических справочниках, была получена женщинами-монархами, политическими лидерами, а также матерями или любовницами выдающихся людей. Неинтеллектуальными путями достижения славы женщинами были замужество, религия, благотворительность, трагическая судьба, красота и бессмертие, полученное благодаря жизни в литературе.
Таким образом, полученные данные в исследования психологов еще раз подтверждают наличие полоролевых закономерностей в сфере профессиональной самореализации, различие в понимании своего предназначения, что отражается на профессиональных предпочтениях и достижениях мужчин и женщин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районной педагогической конференции "Концептуальный подход к управлению качеством образовательного процесса"
Управление качеством образования- следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого его ур...
Подходы к управлению человеческими ресурсами
Управление человеческими ресурсами может рассматриваться с разных точек зрения:•как система разработки и реализации взаимосвязанных, тщательно продуманных решений по поводу регулирования отношений тру...
Статья. По теме : "Внедрение компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОУ"
Проблема внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом ДОУ, разрабатывается сравнительно недавно. Методологическому и теоретическому обоснованию проблемы внедрения компете...
Подход к управлению ДОУ как к проектной деятельности на основе реализации мониторинга воспитанников ДОУ по ФГОС
В современном мире, где проектная деятельность стала настолько популярной, что используется даже при обучении дошкольников - все сложнее и сложнее найти организации, не использующие в своей деятельнос...
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье представлены основные подходы к управлению физкультурно-оздоровительной деятельностью детей в дошкольной образовательной организации. С целью выявления основных подходов в управлении физкульт...
Критерии и уровни внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОО статья
Вопрос о критериях внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОО мало разработан и рассмотрен, но имеет важную роль в системе дошкольного образования.Компетентностны...
Гендерное развитие детей дошкольного возраста.«Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи"
Гендерное развитие детей дошкольного возраста. «Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи" Определено содержание и эффективные методы работы ...