Разработка НОД на основе системно-деятельностного подхода.
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: «Разработка НОД на основе системно-деятельностного подхода.»
Напомним себе, что такое НОД?
Это НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
При организации совместной деятельности взрослого и детей в процессе НОД и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:
- включать воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения):
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своём темпе);
- основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровую, двигательную, коммуникативную, трудовую, познавательно – исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение), или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Приступаем к следующему термину –системно-деятельностный подход.
Деятельностный подход– это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника.
Деятельностный подход предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение детьми определённых действий для приобретения недостающих знаний; - выявление и освоение детьми способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у дошкольников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Структура НОД(пошагово):
1.Ситуация(проблема). Мотивационный план.
2.Цели,задачи. Целевой план.
3.Деятельность. Операциональный план.
4.Итог.Ресурсный план.
Рассмотрим последовательность деятельностных шагов на примере структуры НОД
- Ситуация(проблема) -создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в образовательную деятельность ("хочу”); организуется мотивирование к деятельности.
- Цели, задачи. На данном этапе дети соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют причину затруднения. Воспитатель организует коммуникативную деятельность дошкольников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы НОД.
- Деятельность. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: дети самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом (эталоном), и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению детей в дальнейшую познавательную деятельность.
- Итог. На данном этапе организуется самооценка детьми деятельности на НОД. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.
Базовые современные технологии
- Информационные и коммуникативные технологии
- Технологии, основанные на реализации проектов
- Игровые технологии
Ключевые слова в характеристике деятельностного подхода: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Расшифруем так:
- ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у воспитателя, получать информацию;
- ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;
- СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
- ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
- АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности детей во второй младшей подгруппе на основе системно -деятельностного подхода по теме: «Моя любимая мамочка»
Возрастная категория: вторая младшая группа (3-4 года).{C}{C}{C}1. {C}{C}{C}Цель: развивать связную диалогическую речь на основе знакомства с новым с литерату...
Механизмы формирования предпосылок универсальных учебных действий на основе системно- деятельностного подхода
Концептуальная идея формирования УУД ,принятая в образовательной системе Л. Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения и проходят сл...
Механизмы формирования предпосылок универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода
Предпосылки формирования УУД в ДОУ...
Консультация для педагогов «Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»
Системно - деятельностный подход – это организация образовательной деятельности, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной...
Семинар-практикум для педагогов «Научить учиться. Реализация системно-деятельностного подхода к развитию ребёнка в ДОУ»: «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода»
Материал может быть полезен педагогам дошкольного образования, а так же родителям детей-дошкольников....
«Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода».
laquo;Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»....