Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС
методическая разработка на тему

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов. Как же правильно организовать развивающую среду для детей в ДОУ? 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным Г осударственным Образовательным Стандартом

Слайд 2

ФГОС подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самими собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Слайд 3

« Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарём, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».* *П.3.,п.п.3.6.3., Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Слайд 4

Стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку для сохранения самоценности дошкольного детства. Развитие ребёнка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности!

Слайд 5

При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации необходимо обеспечить реализацию: о бразовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения; Различных образовательных программ с учётом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий

Слайд 6

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППО должна быть: с одержательно-насыщенной – включать средства обучения, в том числе технические, материалы, в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей; т рансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов детей; полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (детской мебели, мягких модулей, ширм, природных материалов) в разных видах детской деятельности; д оступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям; б езопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности

Слайд 7

Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны: п ровоцировать ребёнка на агрессивные действия; в ызывать у детей проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнёры; п ровоцировать игровые сюжеты , связанные с безнравственностью и насилием; в ызывать у детей нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции; п ровоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

Слайд 8

В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия. Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных уголков, секторов, центров для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы в зависимости от воспитательно -образовательных задач и индивидуальных особенностей детей.

Слайд 9

Примерный перечень зон для организации РППС д ля сюжетно-ролевых и режиссёрских игр (театрализованная деятельность, ряжение , освоение социальных ролей и профессий); д ля познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений); для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, центр патриотического воспитания); д ля двигательной активности (спортивные игры); д ля настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры); д ля отдыха (уголок уединения, общения)

Слайд 10

Общие принципы отбора игровой продукции I . Принцип безопасности (отсутствие рисков) игровой продукции для ребёнка ф изические риски п сихологические риски н равственные риски II. Принцип развития с учётом зоны ближайшего развития ребёнка III. Принцип соответствия в озрастным(половозрастным) особенностям ребёнка и ндивидуальным особенностям с пециальным особенностям ребёнка

Слайд 11

Принципы оценки безопасности игровой продукции Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краёв, прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества). Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребёнка (росту, руки), возможность манипуляции, координации движений. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребёнка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.

Слайд 12

Психологическая безопасность игровой продукции предполагает оценку следующих критериев: Педагогический (дидактический) – чему научит игрушка? Какие разовьёт умения, творческие способности? Психоэмоциональный – что несёт в себе игрушка, каково её назначение? Какие чувства вызовет у ребёнка? Эстетический – соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного, гармоничного? Социальный – даст ли возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и т.д. ?

Слайд 13

Психологические риски игровой продукции требуют внимания к игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности: и грушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребёнка. и грушки устрашающего характера

Слайд 14

3.Игрушки оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, формирующие наклонности детей как поведение жертвы

Слайд 15

4. И грушки, основным замыслом которых является активное манипулирование ребёнком, вызывая игровую ситуацию навязывающую ребёнку зависимость его игрового поведения от электронной программы, заложенной в игрушку. или или

Слайд 16

5. Игрушки, использующие синестезию, основаны на сочетании психологически несочетаемого (сладкое и страшное).

Слайд 17

6. Игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы и гениталии живого организма.

Слайд 18

Духовно-нравственная безопасность игровой продукции Игрушки, изображающие или моделирующие оккультно-мистические или магические ритуалы, акты вандализма, надругательства над национальными ценностями, способствующие формированию у ребёнка пренебрежительного или негативного отношения к физическим недостаткам других людей, оправдывающие преступный образ жизни, либо криминализирующие сознание ребёнка.

Слайд 19

Игрушки, направленные на провокацию противоправного поведения, нравственного развращения, интеллектуальное растление. Провоцирующие игровые сюжеты, связанные с сексом, изображающие или моделирующие сексуальные отношения Формирующие представления о допустимости форм половой распущенности, педофилии, детской проституции. Игрушки, посягающие на детско-родительские отношения , представляющие их в негативном виде, дискредитирующие семью и родителей , побуждающие ребёнка к активному негативизму и конфликтам с близкими.

Слайд 20

Итак, формирование и дополнение РППС должно являться уникальным решением для каждой ДОО. РППС ДОО является универсальной и позволяет успешно реализовать проектирование и внедрение в целях формирования условий и обеспечения возможностей для реализации образовательной программы в соответствии с действующим федеральным законодательством, принятыми концепциями развития образовательной организации и другими нормативными документами .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандарто...