Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС
методическая разработка на тему
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов. Как же правильно организовать развивающую среду для детей в ДОУ?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_razvivayushchey_predmetno-prostranstvennoy_sredy_v_sootvetstvii_s_federalnym.pptx | 329.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самими собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
« Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарём, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».* *П.3.,п.п.3.6.3., Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку для сохранения самоценности дошкольного детства. Развитие ребёнка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности!
При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации необходимо обеспечить реализацию: о бразовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения; Различных образовательных программ с учётом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППО должна быть: с одержательно-насыщенной – включать средства обучения, в том числе технические, материалы, в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей; т рансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов детей; полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (детской мебели, мягких модулей, ширм, природных материалов) в разных видах детской деятельности; д оступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям; б езопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности
Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны: п ровоцировать ребёнка на агрессивные действия; в ызывать у детей проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнёры; п ровоцировать игровые сюжеты , связанные с безнравственностью и насилием; в ызывать у детей нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции; п ровоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия. Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных уголков, секторов, центров для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы в зависимости от воспитательно -образовательных задач и индивидуальных особенностей детей.
Примерный перечень зон для организации РППС д ля сюжетно-ролевых и режиссёрских игр (театрализованная деятельность, ряжение , освоение социальных ролей и профессий); д ля познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений); для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, центр патриотического воспитания); д ля двигательной активности (спортивные игры); д ля настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры); д ля отдыха (уголок уединения, общения)
Общие принципы отбора игровой продукции I . Принцип безопасности (отсутствие рисков) игровой продукции для ребёнка ф изические риски п сихологические риски н равственные риски II. Принцип развития с учётом зоны ближайшего развития ребёнка III. Принцип соответствия в озрастным(половозрастным) особенностям ребёнка и ндивидуальным особенностям с пециальным особенностям ребёнка
Принципы оценки безопасности игровой продукции Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краёв, прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества). Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребёнка (росту, руки), возможность манипуляции, координации движений. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребёнка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.
Психологическая безопасность игровой продукции предполагает оценку следующих критериев: Педагогический (дидактический) – чему научит игрушка? Какие разовьёт умения, творческие способности? Психоэмоциональный – что несёт в себе игрушка, каково её назначение? Какие чувства вызовет у ребёнка? Эстетический – соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного, гармоничного? Социальный – даст ли возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и т.д. ?
Психологические риски игровой продукции требуют внимания к игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности: и грушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребёнка. и грушки устрашающего характера
3.Игрушки оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, формирующие наклонности детей как поведение жертвы
4. И грушки, основным замыслом которых является активное манипулирование ребёнком, вызывая игровую ситуацию навязывающую ребёнку зависимость его игрового поведения от электронной программы, заложенной в игрушку. или или
5. Игрушки, использующие синестезию, основаны на сочетании психологически несочетаемого (сладкое и страшное).
6. Игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы и гениталии живого организма.
Духовно-нравственная безопасность игровой продукции Игрушки, изображающие или моделирующие оккультно-мистические или магические ритуалы, акты вандализма, надругательства над национальными ценностями, способствующие формированию у ребёнка пренебрежительного или негативного отношения к физическим недостаткам других людей, оправдывающие преступный образ жизни, либо криминализирующие сознание ребёнка.
Игрушки, направленные на провокацию противоправного поведения, нравственного развращения, интеллектуальное растление. Провоцирующие игровые сюжеты, связанные с сексом, изображающие или моделирующие сексуальные отношения Формирующие представления о допустимости форм половой распущенности, педофилии, детской проституции. Игрушки, посягающие на детско-родительские отношения , представляющие их в негативном виде, дискредитирующие семью и родителей , побуждающие ребёнка к активному негативизму и конфликтам с близкими.
Итак, формирование и дополнение РППС должно являться уникальным решением для каждой ДОО. РППС ДОО является универсальной и позволяет успешно реализовать проектирование и внедрение в целях формирования условий и обеспечения возможностей для реализации образовательной программы в соответствии с действующим федеральным законодательством, принятыми концепциями развития образовательной организации и другими нормативными документами .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандарто...