Эссе "Философские аспекты целеполагания в образовании"
учебно-методический материал на тему
Рассуждения на тему профессиональной деятельности педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_filosovskie_aspekty_tselepolaganiya_v_obrazovanii.docx | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Философские аспекты целеполагания в образовании».
выполнила:
Судкова С.В.
«Будь сам собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что ты способен сам. Ты сам - тот ребенок, который должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить себя».
Януш Корчак
Цель – это то, к чему стремятся, что нужно осуществить (по Ожегову) Обычно, само понятие цель трактуется как идеальное мысленное предвосхищение результата, являющееся главным мотивационным компонентом для субъекта, который действует.. С одной стороны, цель имеет черты несбыточного, нереального - идеализированного результата, к которому возможно только стремится, с другой – цель может быть чем-то весьма реальным, достигаемым и планируемым. В педагогике под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовки подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
Вообще, равновесие на оси «человек-общество» на уровне целей достигается корректировкой в соответствии с динамикой развития общества. Общество в своем развитии постоянно как бы «обгоняет» воспитание и образование, подталкивает их к научному переосмыслению, а затем и к реформированию. Задача педагогической деятельности на каждом этапе – установление соответствия воспитания уровню развития общества по всем основным и надстрочным направлениям и параметрам. Т.е. цели, содержание, методы и формы педагогической деятельности зависят не только от потребностей, но и от возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс.
Во все времена проблема постановки цели воспитания является актуальной, она очень зависима от государственной и национальной принадлежности, она показатель общественного благоустройства.
Януш Корчак в книге «Как любить ребенка» писал: «Ребенок – папирус, убористо заполненный мелкими иероглифами, ты сумеешь прочесть лишь часть их, некоторые же тебе удастся стереть либо вычеркнуть и наполнить своим содержанием. Страшный закон. Нет, прекрасный. В каждом твоем ребенке он кует первое звено в бессмертной цепи поколений». Какой глубокий смысл в словах, какое содержание - философия взращивания и воспитания, философия образования. Не все мы можем постигнуть в этом мире, не всего можем достигнуть, проживая свой путь, но главное наше предназначение – дети, наша ноша, наше настоящее, наше будущее.
Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение, так как непосредственным образом влияет на разработку педагогической теории. Сегодня многие ученые-теоретики, а так же практикующие педагоги сходятся во мнении, что основной целью педагогического процесса является воспитание и формирование всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной личности. Издаются законы, пишутся нормативы, выпускаются научные труды. Мы ставим цели, но всегда ли мы достигаем результата?
Что значит всестороннее развитие личности?
И что сегодня является основной целью образования? Воспитание всесторонне развитой личности; воспитание высокообразованной личности; воспитание активной, творческой личности; воспитание высоконравственной личности; другое? Это для философа, педагога, психолога…
А для обыкновенного человека: рабочего, доярки, парикмахера? Что в основе своей - философские аспекты целеполагания в образовании его ребенка? Вернусь снова в книгу «Как любить ребенка»:
«Мой ребенок — это моя собственность, мой раб, моя комнатная собачка. Я щекочу его за ухом, глажу по спинке, нацепив бант, веду на прогулку, дрессирую, чтобы был смышлен и вежлив, а надоест мне:
«Иди поиграй. Иди позанимайся. Спать пора!»
Говорят, лечение истерии заключается в этом:
«Вы утверждаете, что вы петух? Ну и оставайтесь им, только пойте».
— Ты вспыльчив, — говорю я мальчику. — Ладно, дерись, только не слишком больно, злись, но только раз в день»
Буквально лет 20-30 тому назад, идеология нашей жизни призывала нас к достижению единственно правильной цели - построению коммунизма, где деньги - не главное, где каждому по способностям и по потребностям. А сейчас, в век гаджетов и мобил, социальных сетей, и совершенно новых общественных отношений, к каким целям нужно стремиться? Вопрос и сегодня открыт…
Выяснить цель воспитания
и доказать способы достижения этой цели есть, во всяком случае, дело науки…
В.М.Бехтерев
Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.
В педагогике под целью воспитания понимают те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Цели воспитания определяются идейными и и ценностными установками, которые провозглашает то или иное общество.
Однако воспитание всесторонне развитого человека становится доминирующей целью тем чаще, чем ближе она к современности.
Целеполагание не первично в организации человеческой деятельности.
Первичность цели - это лишь одна из точек зрения, а не абсолютная истина.
Во времена социализма времена учение о цели считалось идеалистическим учением и критиковалось: марксизм больше интересовался классовыми интересами, а не целями.
Целеполагание — непрерывный процесс. Неотождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию. Надо отметить, что учение о цели настолько масштабно, что породило много развитых и совершенных философских систем, но не одна из этих систем не решила вопрос о цели и о целесообразности окончательно.
Например, Камю и Сартр подвергли цели и целополагание сомнению.
Постмодернизм вообще обрушился на целеполагание всей своей "парадигмой". Одно из утверждений постмодернизма, например, гласит, что большинство действий человека осуществляется по произволу, и лишь затем замысел и цель просто приписываются тем же действиям. В постмодернизме исчезает понятие субъекта, наделенного сознательными целеполаганием и волей. На первый план выходят бессознательные компоненты духовной жизни.
Платон оценивал целевую причину как не только «необходимую» для объяснения, но и «самую лучшую». Целью воспитания является добродетель, высшим из которых Платон считал разум. Наряду с разумностью он требует воспитание справедливости и совестливости, составляющих стержень добродетели. «Не золото надо завешать детям, а высокую совестливость».
Воспитание – явление социальное. Оно возникло вместе с человеческим обществом и прошло вместе с ним длительный путь развития:
В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ребенку, то есть «детоводитель», целью которого было сопровождать ребенка в школу, прислуживать ему во всем. Несколько иной характер имело воспитание в древнем Риме. До третьего века до нашей эры здесь господствовало семейное воспитание, унаследованное от эпохи родового строя. Целью отца, было, обучить сына ведению хозяйства, владению оружием, он заботился о выработке у него таких высоко ценимых в Риме нравственных качеств, как преданность родине, послушание, скромность. В отличие от афинского воспитания, на всех ступенях которого обращалось внимание на единство умственного, физического и эстетического развития, римское воспитание преследовало чисто практические цели и в этом смысле приближалось к спартанскому.
Наиболее радикальные педагогические идеи высказывал Томас Мор. Он призывал к равенству образование мужчин и женщин, соединению обучения с трудом. Характерной чертой этой эпохи было стремление сочетать умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Позднее положительные идеи гуманизма были развиты крупнейшим педагогом выдающимся общественным деятелем семнадцатого века Яном Амосом Коменским. Он заложил основы педагогики нового времени, создав свою «Великую дидактику». Похожие идеи развивали Д.Локк, Д.Беллерс, Ж.-Ж.Руссо, К.-А.Гелвеций и противоречащий последнему Д.Дидро. Коменский в своем труде пишет: «В школах надо всех учить всему, стремится к тому, чтоб в школах при посредстве наук и искусств развивались способности, то есть люди должны становится людьми». Цель воспитания по Коменскому – это воспитание настоящего человека.
В начале девятнадцатого века возникли идеи утопического социализма Ш.Фурье, Р.Оуэна, А.Сен-Симона, В.Вейтлинга, которые в своих произведениях рисовали будущее общество.
Наиболее стройное и интересное учение о воспитании было разработано Р.Оуэном. Целью воспитания он считал всесторонность, обязательное присутствие физического труда.
К.Д.Ушинский говорил о воспитании, как о целенаправленном педагогическом процессе «управления личностью», цель которого – подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, умеющего сочетать свои интересы с интересами общества, своего народа и всего человечества.
К.Д.Ушинский подчеркивал важность целеполагания в педагогике («О пользе педагогической литературы», «Опыт педагогической антропологии», «Проект учительской семинарии», «Родное слово»). Ушинский – теоретик воспитания, и его отличают знание и глубина в понимании сущности педагогических явлений.
А.С.Макаренко ставил целью воспитания– сообщество, в котором «отдельная личность будет и наиболее дисциплинированной и наиболее свободной», где будет высоко поднят социальный статус молодежи.
С идеями марксистского воспитания сегодняшний постсоветский человек знаком на собственном опыте: цель коммунистического воспитания – формирование гармонично развитой, общественно-активной личности.
Жизнь все настойчивее ставит задачу пересмотра характера взаимодействия педагога с детьми в педагогическом процессе.
Сегодня педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, то есть вопросами воспитания, обучения и образования. И, соответственно, цель сегодняшнего педагога резко отлична от цели «детоводителя».
Однако есть и другая, не очень приятная, но очень заметная сторона наших рассуждений о высоких высоких идеалах и целях, которым должна следовать современная школа, об открытом и свободном обществе, о культурных и правовых традициях, о переходе человечества в гуманитарную, информационную эпоху. Предполагается, что ведущую роль начинают играть гуманитарные знания и гуманистические ценности, способность к коммуникации с людьми. В образовании это сегодня называется целевыми ориентирами развития ребенка.
Что мы имеем сегодня: источник успеха в обществе не объем и качество профессиональных, «технологических» умений и навыков, не «мозги», а такие чисто «гуманитарные» качества, как коммуникабельность человека, его способность завязать «нужные связи» с «нужными людьми». Отношения « деньги-образование - связи» сегодня хорошо просматриваются в нашем обществе. Именно количество этих связей и наличие денег определяет статус и благосостояние человека. Под «гуманитарными знаниями» может, как крайний случай, пониматься и знание основных способов влиять на другого человека с целью достижения выгоды, то есть - способов манипулирования им. На активную, предприимчивую жизнь именно в таком непростом «обществе будущего» ориентируют своих детей состоятельные родители. Их цели вполне прагматичны: ощущая себя принадлежащими к некоей особой социальной прослойке - «элите», они стремятся сохранить тот же статус для своих детей, в перспективе - передать им «свой бизнес», «своё дело». Путь в «элиту» лежит через личные связи и личную предприимчивость. Диплом престижного вуза является почти необходимым условием на этом пути. По закону рынка потребности клиента-родителя становятся целями деятельности в образовании. Причём - прагматическими, достижимыми, по нашей терминологии, конкретными целями. Те, кто имеет «мозги», но не имеет денежного эквивалента, остаются за бортом нашего образования – у них более приближенные цели – прокормить свою семью, а «элита» приходит потом на работу с дипломом: и лечат нас, и руководят, и образовывают… Конечно, можно протестовать – есть бюджетные места в ВУЗах, кто вам не дает; а на этих местах кто учиться? Опять же «деньги»! И сколько бы мы не рассуждали о возвышенном, пока это так. Выросшие в Совдепии, вспоминают ее с уважением, какая бы идеология там и тогда не присутствовала, но ребенок мог, имея свои способности, свой интеллект учиться там, где он хочет; имея при этом – маму, дежурного по станции, и папу – шофера на кране…
Любая из сфер бытия человека подвержена сегодня существенным трансформациям. Радикальные изменения претерпевает и сфера мышления, и, прежде всего, основания и содержания образования. Адекватное решение жизненно важных вопросов во многом зависит от того, в какой мере и на какой социальной основе люди смогут обеспечить управление общественной жизнью, какими ценностными и, в частности, целевыми критериями будет руководствоваться человечество. Все это делает актуальным изучение критериев выбора социальных целей, оценки эффективности человеческой деятельности и в связи с этим - философский анализ сущности целеполагания и деятельности человека вообще, и, прежде всего, в сфере образования. Все эти процессы сопровождаются многообразными инновациями в сфере теории и практики образования, порождая тем самым необходимость общего анализа и сопоставления различных, а зачастую и противоположных по своим глубинным философским основаниям методологических установок, используемых в решении проблем и задач современного образования.
Сегодня государство, осуществляя модернизацию в образовании: принимает новые законы, вводит дополнительные санкции для осуществления контроля за образованием и т.д., старается сломать систему приоритетов нашего с вами времени – это хорошо, но это очень трудно. Вот вам и философские аспекты целеполагания в образовании…
«Книга с ее готовыми формулами притупила взгляд, отучила работать мысль. Живя чужим опытом, мнением, умом, иные настолько утратили веру в себя, что не хотят думать сами. Как будто содержание печатного листка- откровение, а не тоже результат наблюдения, только чужого, не моего, только когда-то, а не сегодня, не сейчас, только над кем-то, а не над моим собственным ребенком»(Януш Корчак)
Вернемся к детям – они – наше будущее, они наше настоящее… Реально ли спланировать главную педагогическую цель и при этом достигнуть ее скоро? Без потерь, с приобретениями?
Государство понимает сегодня, что пока это утопия, поэтому и модернизирует, и переделывает, и предлагает…
Это нужно, бесспорно. Но ведь реалии таковы, что сегодняшний педагог( я имею ввиду воспитателя- дошкольника, и представляю мое субьективное мнение), если он- пенсионного возраста – а таких большинство в нашей профессии, он не очень старается изменить свои аспекты целеполагания в воспитании – он « 30 лет и три года» работал так, как «учила нас коммунистическая партия» и перерабатывать свои взгляды на образование и воспитание детей не очень стремится; а, если это молодой педагог, то он в высшие идеалы воспитания не очень верит – он уже человек новой формации, со своими «заморочками», в основном хорошо оплачиваемыми в голове; поэтому профессионализм, самолюбие и «отдавание» себя профессии – это не его, в большинстве своем. Платят- работаем, не платят- сидим, пасем… А дети? А что дети? Живы, здоровы, что еще?
При этом виноваты все – родители, руководители, да и все вокруг…
Вот философские аспекты целеполагания в образовании сегодня, не всегда и не везде, но это есть. А очень хочется, чтобы не было…
Очень хорошо, что сегодня государство серьезно задумалось над тем, куда мы идем и «верной ли дорогой». Хорошо, что оно заставляет обывателя верить в престижность труда педагога – участие его в конкурсах, профстандарты, ФГОСы, достойная зарплата с оценкой эффективности труда – это очень замечательно!
Целеполагание должно быть не в достижении сиюминутного для себя результата, чтобы мне было хорошо; а в достижении глобальных перемен в образовании и воспитании в целом. Ведь верили мы раньше в коммунизм, почему бы сегодня не поверить в то, что мы растим наше будущее, только мы ответственны за него, и мы можем сделать это на сто процентов. Главное – иметь цель, желание – получить достойный результат.
Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили.
А. Эйнштейн
В заключении хочется сказать: цель – это ответ на вопрос: «Что вы хотите?». Цели – это источник мотивации, они могут стимулировать мощные процессы самоорганизации, которые мобилизуют одновременно сознательные и бессознательные ресурсы. Цели являются центральным фокусом, «мишенью» всей деятельности, связанной с любой стратегией. Здесь уместно напомнить, что если вы ничего не хотите, то цель не представляет для вас не какой ценности. В связи с этим для педагога очень важным является в первую очередь поставить адекватные и значимые цели, определить среди них примат и второстепенное. Это является творческим процессом. Но в отличие от творчества в других сферах, творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного, нового, оригинального, поскольку его продуктам всегда остается развитие личности.
Как уже было сказано, воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средство достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашают то или иной общество. поколения должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях.
Цель воспитания нельзя выдумать и выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности.
Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром. И, тем не менее, ни одна страна не может похвастаться ее достаточно полной реализацией.
Целеполагание в образовании включает в себя три основных компонента:
1) обоснование и выдвижение целей;
2) определение путей их достижения;
3) прогнозирование ожидаемого результата.
На выработку целей воспитания влияют следующие факторы:
- потребности детей, родителей, педагогов, образовательного учреждения, социального окружения, общества в целом;
- социально-экономические условия и условия образовательного учреждения;
- особенности детского коллектива, индивидуальные и возрастные особенности обучающихся.
Источниками целеполагания всегда являются: педагогический запрос общества; ребенок; педагог.
В истории педагогики были разные подходы и всегда будут разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии. Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание.
Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной.
Ральф Уолдо Эмерсон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведческий аспект экономического образования детей дошкольного возраста в ДОУ
Как будет развиваться экономика в нашем регионе в будущем, напрямую зависит от экономического образования наших воспитанников. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями спос...
Статья.Здоровьесберегающие аспекты в практике работы образовательного учреждения на этапе введения ФГОС дошкольного образования
В статье представлен опыт работы по вопросам преемственности и вопросам здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста в ГБОУ начальной школе-детском саду №662...
«Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
1. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»2. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного...
Формирование учебной деятельности старших дошкольников в аспекте, преемственности дошкольного и начального образования
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий о...
Реализация ФГОС дошкольного образования. Содержательный аспект»
методическая разработка: педсовет....
«Социально-коммуникативное развитие в аспекте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Дошкольный период необычайно значим для вхождения в мир социальных отношений, то есть он значим для процесса социализации, который, по словам Льва Семеновича Выготского, звучит как «врастание в ...
Конспект тренинга для педагогов ДОУ "Целеполагание в системе образования"
В приложении вы найдете конспект тренингра для педагогов, направленного на повышение мотивации к работе, улучшение психологического климата и снятие эмоционально напражения. Тренинг расчитан на 1,5 ча...