«Социально-коммуникативное развитие в аспекте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
презентация на тему

Вашурина Мария Евгеньевна

Дошкольный период необычайно значим для вхождения в мир социальных отношений, то есть он значим для процесса социализации, который, по словам  Льва Семеновича Выготского, звучит как «врастание в человеческую культуру».

Социальное развитие (социализация) дошкольника – процесс усвоения и дальнейшего развития ребенком ценностей социально-культурного опыта своего народа. Этот опыт представлен в структуре личности сочетанием четырех компонентов, находящихся в тесной взаимозависимости: социальные качества, социальные навыки, специфические знания и ролевое поведение.

Огромное влияние на процесс социализации оказывают аспекты социализации: семья, детский сад, общество. Вообще всех людей, которые общаются с ребенком, можно разделить на 4 уровня приближенности, которые характеризуются сочетанием 3х факторов: частотой контактов с детьми, эмоциональной насыщенностью контактов, информативностью. На первом уровне находятся родители – все три фактора имеют максимальное значение. На втором уровне – воспитатели ДОУ – максимальное значение имеют эмоциональная насыщенность контактов и информативность. Третий уровень – люди, имеющие лишь ситуативные контакты с ребенком. На 4 уровне – люди, о которых ребенок знает, но с которыми никогда не встречался – жители других городов, стран.

Целью дошкольного учреждения является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, что является немаловажным на пути к успешной социализации.

В аспекте социализации рассматривается социально-коммуникативное развитие, т.к. это является ключевой проблемой в педагогике. Ее актуальность обусловлена в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором наблюдается дефицит общения, доброты, отзывчивости, доброжелательности в отношениях людей. А в рамках реализации ФГОС достижению целей социально-коммуникативного развития уделено более пристальное внимание. Социально-коммуникативное развитие представляет собой процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для включения его в социальные отношения.

ФГОС рассматривает это понятие более подробно: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные  и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со              сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности  к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Педагогическая деятельность в разделе «социально-коммуникативное развитие» идет по 3м направлениям: «Я и другие», «Что я могу», «Я среди других». В рамках реализуемых задач можно использовать игры: 1. Направленные на развитие эмоциональной сферы, развитие коммуникативных способностей, на сплоченность, сотрудничество, на снятие конфликтности, формирование доброжелательного отношения к другим.

Социально-коммуникативное развитие представлено тематическими категориями, каждая из которых помогает детям постигать наш сложный, разноликий мир во всем его многообразии.

Особое место занимает совместная деятельность педагога с детьми, а именно: игры, беседы, труд, театрализованная деятельность, коллективные работы.

Выделяется ряд требований к условиям реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

1. Требования ФГОС  ДО к основным компетенциям педагога: поддержка индивидуальности и инициативы детей; обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития, установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях; организация сотрудничества с родителями воспитанников.

2. Рекомендуемые инновационные формы работы по С. К .Р в рамках ФГОС: Младший дошкольный возраст:

- Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

- Организация сюжетных игр;

- Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;

- Простейшие поисковые и проблемные ситуации;

- Игры с моделированием;

- Литература и игра (чтение)

Средний дошкольный возраст:

- Организация сюжетно-ролевых игр;

- Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий

- Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.

- Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры

Старший и подготовительный  дошкольный возраст:

- Ситуационные задачи, их широкая вариативность.

- Использование метода проектов.

- Использование метода коллекционирования.

- Использование театрализованной деятельности.

- Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)

- Самостоятельная деятельность детей.

3. Организационно-педагогические условия:

- Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
- Обучение умению слушать и слышать другого;
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
- Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
- Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
- Обучение умению детей владеть собой;
- Развитие умения анализировать ситуацию;
- Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

 

Подводя итог, хочется подчеркнуть: специфика дошкольного возраста заключается в том, что социальное развитие детей идет под воздействием и при содействии взрослых, будь то родители или воспитатели, мы должны помочь ребенку, открыть перед ним мир, будущее. Выступая посредниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь им в обретении собственного ни с чем не сравнимого опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_sots-komm.pptx87.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №78» г.Энгельса Социально-коммуникативное развитие дошкольников в аспекте ФГОС ДО Воспитатель Самойлова М.Е. 2015 г.

Слайд 2

Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

Слайд 3

А спекты социализации: Семья ( родители, братья, сёстры, дедушки, бабушки и др. родственники) Детский сад ( в первую очередь воспитатели) Общество ( сверстники, друзья)

Слайд 4

Социально – коммуникативное развитие - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

Слайд 5

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Стр.6 ФГОС подпункт 2.6

Слайд 6

Основные направления педагогической деятельности по разделу «Социально-коммуникативное развитие воспитанников»: 1 направление: « Я среди других» 2 направление: «Что я могу?» 3 направление: «Я и другие» В рамках реализуемых задач можно использовать игры: НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ : «Моё настроение» и др., в ходе которых решались бы задачи развития детей и задачи педагогической деятельности: развивать умение распознавать эмоциональный настрой сверстников, взрослых НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ : развивать умение инициировать общение, выражать словами свои мысли, чувства, желания, результаты, аргументировать свою точку зрения НАПРАВЛЕННЫЕ НА СПЛОЧЕННОСТЬ, СОТРУДНИЧЕСТВО : развивать отношения, построенные на равноправии или готовности конструктивно решать проблемы; воспитывать чувство заинтересованности в достижении общей цели; НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ ОБЩЕНИЯ: формировать умение считаться с другими. НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ КОНФЛИКТНОСТИ: развивать социально - коммуникативные навыки и умения мирно разрешать конфликты; регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара у детей. НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ: развивать умение проявлять интерес друг к другу и свое отношение к другим;

Слайд 7

Социально-коммуникативное развитие Я среди других ОБЖ Предметный мир Правовое воспитание Человек в истории и культуре Моя Родина Я и другие Труд взрослых

Слайд 8

Театрализованная деятельность Совместный труд беседы Совместная деятельность педагога с детьми Имитационные игры Подвижные игры Художественная литература Сюжетно-ролевые игры Коллективные работы Дидактические игры

Слайд 9

1. Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога: Поддержка индивидуальности и инициативы детей; Организация сотрудничества с родителями воспитанников. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях ; Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития

Слайд 10

Младший дошкольный возраст: - Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания; - Организация сюжетных игр; - Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ; - Простейшие поисковые и проблемные ситуации; - Игры с моделированием; - Литература и игра (чтение) Средний дошкольный возраст: - Организация сюжетно-ролевых игр; - Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий - Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач. - Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры 2. Рекомендуемые инновационные формы работы по С. К .Р в рамках ФГОС : Старший и подготовительный дошкольный возраст: - Ситуационные задачи, их широкая вариативность. - Использование метода проектов. - Использование метода коллекционирования. - Использование театрализованной деятельности. - Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов) - Самостоятельная деятельность детей.

Слайд 11

- Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви; - Обучение умению слушать и слышать другого; - Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях; - Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам; - Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие; - Обучение умению детей владеть собой; - Развитие умения анализировать ситуацию; - Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков. 3. Организационно-педагогические условия:

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования». 2018

О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования»....

Содержательные аспекты федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Содержательные аспекты федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

"Основные направления работы дошкольного образовательного учреждения по развитию коммуникативных способностей у дошкольников в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования"

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролейФормирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природеТрудовое воспитаниеПатриотическое воспитание детей дошко...