Краеведческий аспект экономического образования детей дошкольного возраста в ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Чернова Ольга Владимировна

Как будет развиваться экономика в нашем регионе в будущем, напрямую зависит от экономического образования наших воспитанников. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.  Краеведческий аспект экономического образования дошкольников при изучении экономики родного края включает в себя ряд составляющих, которые позволяют изучить приоритетные направления экономического развития региона. Принципы краеведения экономического образования  в обучении дошкольников   являются важной составляющей, которая позволяет более подробно вникать в экономические процессы на примере изучения экономических особенностей родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

городского округа Саранск

"Детский сад № 16"

СООБЩЕНИЕ

на тему:

"Краеведческий аспект экономического образования детей дошкольного возраста в ДОУ"

Подготовила

старший воспитатель

Чернова О.В.

 

Саранск 2013

В настоящее время на этапе развития экономических  отношений в России тема: «Экономическое воспитание дошкольников» стала актуальной.

     В своей жизни ребенок встречается с экономикой как только начинает говорить и мыслить. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», обмен», «деньги», «цена» «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу  новой реальности, лучше адаптируются к ней.

     Нынешним дошкольникам предстоит жить в ХХI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Мы живем в огромной стране, экономическое будущее которой, зависит от наших детей. Как будет развиваться экономика в нашем регионе в будущем, напрямую зависит от экономического образования наших воспитанников. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

     Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

     Краеведческий аспект экономического образования дошкольников при изучении экономики родного края включает в себя ряд составляющих, которые позволяют изучить приоритетные направления экономического развития региона. Одним из значимых среди них является производство.

     Производственное предприятие — это обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента.

     Детям следует доступным языком объяснить, что на производственном предприятии трудятся, работают люди, которые выполняют разную работу, изготавливают (делают) разную продукцию (вещи, продукты питания, мебель и т.д.), оказывают услуги.

   В условиях краеведения объектами изучения являются отдельные предприятия, расположенные в нашем городе .К производственным предприятиям относятся заводы, фабрики, комбинаты, шахты, карьеры, порты, дороги, базы и другие хозяйственные организации производственного назначения.

     Основными признаками классификации предприятий являются:

  1. отраслевая и предметная специализация;
  2. структура производства;
  3. размер предприятия.

Главными считаются отраслевые различия выпускаемой продукции.

По этой классификации предприятия делятся на: промышленные, сельскохозяйственные, предприятия транспорта, связи, строительства.

Промышленность традиционно делят на две большие отраслевые группы: добывающая и перерабатывающая промышленность. В свою очередь, перерабатывающая промышленность делится на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д.

     Чтобы заинтересовать детей производственными предприятиями на занятиях следует использовать:

1. Наглядные методы обучения:

 - наблюдение (показ ролика, слайдов);

-  демонстрация наглядных пособий.

2. Словесные методы обучения:

- рассказ педагога;
- беседа;
- чтение художественной литературы.

3. Практические методы обучения:

- упражнения;
- опыты и эксперименты;
- игровой;
- моделирование.

Чтобы познакомить детей с производственными предприятиями нашего региона, а в частности нашего города, предлагаю провести занятие «Заводы нашего города». Цель этого занятия - сформировать у детей первичные представления о заводах и фабриках города: местонахождении, выпускаемой продукции, товарных знаках; прививать уважительное отношение к изготовителям товаров; ценить результаты труда. Используя метод   "беседа" можно  рассказать детям в доступной форме, какую продукцию производит каждое предприятие нашего города, люди каких профессий трудятся на этих предприятиях и т.д. В закреплении материала предлагаю провести дидактическую игру, где дети самостоятельно должны определить какую продукцию производят на предложенном им предприятии.

     Сочетание всех методов обучения можно достигнуть организовав экскурсию на  предприятие города, например, на кондитерскую фабрику «Ламзурь». Детям будет очень интересно узнать, как и из чего изготавливают всеми любимые конфеты, кто трудится на этом предприятии, и своими глазами увидеть производственный процесс.

     После  экскурсии можно предложить детям дидактическую игру – «Кондитерская фабрика» где  создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

     Так же можно предложить поиграть в такие игры как «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты»,  «Строительство дома», «Супермаркет» и другие.

     Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

     Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. Занятия по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания, т.к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления

    Результат труда людей оплачивается деньгами. Здесь необходимо объяснить это детям, уточнить их знания из области финансовых категорий, воспитать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

     Занятия  следует проводить в форме бесед: исторические – происхождение денег в обществе людей, теоретические, куда можно потратить деньги, практические – откуда появляются деньги и как их тратят в семье.

          Играя в «Магазин » и  «расплачиваясь» за купленный товар, дошкольники не обращают внимания на достоинство денег. Нередко от детей можно услышать: «У меня была одна денежка, а теперь несколько (две, три, пять и т.д.)» поэтому особое внимание нужно уделить занятиям посвященным ознакомлению дошкольников с денежными знаками России. Дети должны усвоить, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три., уточнять, как называются купюры – рубли и монеты – копейки, какого достоинства деньги имеют хождение на территории нашей страны, знакомили детей с валютой.

    Однако дети должны не только узнавать и называть денежные знаки, но и правильно распоряжаться ими. С этой целью следует познакомить дошкольников с такими понятиями, как «заработная плата», «пенсия», «бюджет семьи», объяснить, из чего он складывается, на оплату каких товаров и услуг идут деньги семьи, ведь не секрет, что многие дети воспринимают деньги в кошельке у родителей как деньги на покупку игрушек и сладостей. Нередко мы слышим в магазине: «Мама, купи…» – и  видим, с каким недоумением ребенок встречает заявление матери о том, что денег у нее нет: ведь он только что видел их в кошельке. Чтобы дети поняли, на что идут деньги, заработанные членами семьи, нужно обсудить с ними возможные варианты расходования денег. При этом исходить из жизненного опыта дошкольников: они ходят с родителями в магазин за продуктами, в сбербанк, чтобы оплатить коммунальные услуги, междугородние телефонные переговоры и др.

     Кроме того, нужно учить детей беречь ресурсы нашей страны: воду и электричество. Нужно объяснить детям, откуда берутся в доме вода и электричество, зачем они нужны, почему дорого стоят и т.д. Чтобы дети больше не забывали закрывать за собой кран, напоминали взрослым, что надо выключать свет.

   

     В данном же контексте происходит и изучение сельского хозяйства региона, представленного сельскохозяйственными угодьями и предприятиями по обработке земли и сельскохозяйственной продукции. В них входят земельные фонды, их размеры и состав; неиспользуемые земли; улучшение земель (осушение, орошение); ведущие отрасли хозяйства; внутрипроизводственные связи; растениеводство; посевные площади, их размеры и состав, урожайность и меры по ее повышению; продукция растениеводства; животноводство; поголовье скота по видам; качественные показатели и меры по их повышению; кормовая база; механизация животноводства и ее эффективность; техническая вооруженность производства и использование техники.

     Таким образом, принципы краеведения экономического образования  в обучении дошкольников   являются важной составляющей, которая позволяет более подробно вникать в экономические процессы на примере изучения экономических особенностей родного края.

Список литературы

1. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. М., 1997.

2. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. – СПб.: «Детство-пресс», 2002.

3. Курак Е.А.Экономическое воспитание дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.

4. Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Предпосылки появления краеведческих идей в образовании детей дошкольного возраста".

Статья об общих идеях и этапах развития краеведческого образования в работе с детьми дошкольного возраста....

«Краеведческий аспект экологической культуры детей дошкольного возраста»

laquo;Краеведческий аспект экологической культуры  детей дошкольного возраста»...

Моделирование игр по социально – экономическому образованию детей дошкольного возраста

Конспект семинара – практикума «Игры  и упражнения по социально – экономическому образованию детей дошкольного возраста»Цель: Повышать профессиональные компетенции педагог...

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну»...

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Научная статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" опубликована в сборнике статей "Экологическая безопасность, здоровье и обра...

Семинар-практикум "Социально-экономическое образование детей дошкольного возраста"

Важность экономической подготовки детей дошкольного возраста обусловлена низкой финансовой грамотностью общества, а также  необходимостью интенсивной просветительской работы по формированию у под...

Задание к итоговой аттестации 1. Разработать один конспект непрерывной образовательной деятельности по одному из направлений экономического образования детей дошкольного возраста в соответствии с заявленной структурой.

За основу выбора направлений   определены   две программы:1) Программа для дошкольных образовательных организаций «Омское Прииртышье». Омск, БОУДПО «ИРООО»,...