Статья.Здоровьесберегающие аспекты в практике работы образовательного учреждения на этапе введения ФГОС дошкольного образования
статья
В статье представлен опыт работы по вопросам преемственности и вопросам здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста в ГБОУ начальной школе-детском саду №662
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smirnova_n.e_zdorovesberegayushchie_aspekty_v_praktike_raboty_gbou.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Н.Э.
«Здоровьесберегающие аспекты в практике работы образовательного учреждения на этапе введения ФГОС дошкольного образования».
Вопросы преемственности и вопросы здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста были всегда актуальны.
Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложных и все еще не до конца решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования России.
С выходом Закона «Об образовании в РФ», дошкольное образование включено в систему общего образования как первый уровень, вследствие этого с одной стороны ребенок должен быть соответственно подготовлен к следующей ступени образования. С другой стороны он должен прожить дошкольное детство в интересной, разнообразной, доступной для него деятельности (игровой; коммуникативной; познавательно-исследовательской; музыкальной; изобразительной; конструктивной; двигательной, восприятия художественной литературы; самообслуживания и элементарной трудовой).
В соответствии со ст.11 Закона «Об образовании в РФ» приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 введен «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», вступивший в силу с 01.01.2014г.
Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения Программы представлены в виде целевые ориентиров дошкольного образования - интегральных характеристик возможных достижений ребенка. Эти целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, успешной адаптации детей к условиям обучения в школе и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования (п 4.7 ФГОС).
К завершению дошкольного образования:
1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
2. Обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и к себе, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками;
3. Обладает развитым воображением, владеет разными видами игры, различает условную и реальную ситуации, подчиняется правилам и социальным нормам;
4. Хорошо владеет устной речью, выражает мысли, выделяет звуки в словах, складываются предпосылки грамотности;
5. Развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями..;
6. Способен к волевым усилиям, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;
7. Проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
За годы существования школы – сада выработана определенная система обеспечения преемственности, основанная на взаимодействии специалистов.
В ОУ имеется постоянная возможность взаимопосещения уроков и занятий, взаимообмена информацией и опытом работы, учета взаимных требований и пожеланий воспитателей, учителей, специалистов и медицинских работников, а главное – создание благоприятных условий для обеспечения непрерывности процесса воспитания, обучения, развития и здоровьесбережения детей.
Методической службой к началу каждого учебного года составляется план совместной работы, в котором отражаются: организационно-педагогическая деятельность; методическая работа с педагогическими кадрами по организации преемственности; работа с детьми по ознакомлению со школой; мероприятия для родителей.
Ежегодно осенью проводится совещание по итогам адаптации к школьному обучению. Анализируя данные и сравнивая результаты адаптации в нашей школе и в школах района, в которые уходят некоторые выпускники детского сада, мы явно видим, что дети в нашем учреждении легче и быстрее адаптируются к школьной жизни.
В апреле на совещание по итогам готовности детей подготовительных групп к обучению в школе приглашаются учителя будущих первоклассников. Такие совещания дают возможность учителю более детально узнать своих будущих учеников, а воспитателю рассказать об индивидуальных особенностях своих воспитанников: о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о волевом развитии о развитии познавательных интересов: пытливости, любознательности, критичности и т. д.
Взаимопосещения уроков и организованной образовательной деятельности способствуют установлению индивидуальных контактов учителей и воспитателей, сотрудничеству и обмену опытом по применению современных технологий развивающего обучения и здоровьесбережения.
Хорошей традицией стало проведение совместных уроков и праздников дошкольников со школьниками, спортивных соревнований между первоклассниками и дошколятами.
Взаимодействие воспитателей детского сада и учителей помогает и в работе с родителями по подготовке детей к школе. Встречи за круглым столом родителей с будущими учителями, консультации на темы, интересующие родителей, помогают обеспечить подготовку детей к школьному обучению, более легкому вхождению в школьную жизнь.
Наше ОУ на сегодняшний день посещают 173 ребенка-дошкольника - это дети, имеющие нарушения зрения, речи, задержку психического развития. Для них функционирует 12 дошкольных групп: 4 группы детей с нарушением зрения, в том числе группа раннего возраста для детей от 1,5 до 3 лет, 5 групп детей с ЗПР, 3 группы детей с нарушением речи.
Большинство воспитанников нуждаются в динамичном медицинском наблюдении у врача- ортоптиста, невролога, педиатра, ортопеда 67 детей стоят на учете по форме 30 и. Первую группу здоровья имеют - 5 детей, вторую - 95, третью -64, четвертую –2 ребенка, пятую -7 (дети-инвалиды), 12 детей ЧДБ.
У детей с нарушениями в развитии (ЗПР) наблюдается неумение управлять своим поведением, недоразвитие сложных форм поведения, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, повышенная утомляемость, несформированность целенаправленной деятельности, интеллектуальной сферы, психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), слабо развита общая и мелкая моторика.
У детей с нарушением зрения быстрая зрительная утомляемость, сопряженная с патологией зрения, не позволяет им длительное время сосредотачивать внимание на деятельности. Т.к. зрительное восприятие тесно связано со всеми психическими процессами, то у данного контингента дошкольников страдает память, внимание, мышление, речь. Помимо этого у детей со зрительной депривацией нарушена ориентировка в пространстве, восприятие сенсорных эталонов, сложной формы, предметных представлений, сюжетного изображения. Зрительные расстройства также значительно снижают двигательную активность и отражаются на здоровье наших детей.
Особенности физического и психического здоровья наших детей предъявляют соответствующие требования к организации их жизни и деятельности, созданию системы мер по охране и укреплению здоровья, внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада и начальной школы.
В ОУ созданы здоровьесберегающие условия для пребывания детей, обеспечивающие безопасность и охрану, сохранение и укрепление здоровья. Физкультурный зал оснащен необходимым физкультурным оборудованием, на участке ДОУ имеется спортивная площадка, что позволяет уделять внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий для пополнения физкультурных уголков. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в спортивном зале, в групповых помещениях, на площадке помогают ребятам научиться понимать своё тело, получать радость физических нагрузок, приучают к ежедневным физическим занятиям, помогают освоить мир спортивных игр. Под действием регулярных занятий формируются такие качества как самоорганизация, активность, уверенность в себе.
Оздоровительная направленность образовательного процесса в группах для детей с нарушением зрения осуществляется с помощью создания условий, способствующих охране и восстановлению зрения и реализуется с помощью систематического проведения охранно-гигиенических мероприятий. Соблюдаем требования к дидактическому материалу, к правильной посадке детей, к освещению, к правильному ношению очков, к проведению зрительных гимнастик. Зрительная гимнастика используется в различных видах детской деятельности: на прогулках, на физкультурных занятиях и основаны на авторских методиках Э. С. Аветисова, Г. Г. Демирчогляна, В. Ф., Базарного и др. Тифлопедагогами созданы офтальмотренажеры, одни из которых предназначены для расслабления глазных мышц, а другие - для активного упражнения глазодвигательных мышц и развития прослеживающей функции глаз.
В ОУ разработана система физкультурно-оздоровительных (физзанятия, спортивные досуги, гимнастика, спортивные игры и упражнения, Дни здоровья, спортивные праздники) и лечебно-восстановительных мероприятий (ортоптическое лечение зрения, физиотерапия). Внедрены технологии коррекции и лечении зрения на офтальмологических аппаратах и компьютерно-диагностическое с использованием программ лечения зрения: программный комплекс «Окулист», интегрированный лечебно-диагностический комплекс «Академик», в результате которой отмечается положительная динамика развития зрительного восприятия детей групп и повышение коэффициента прироста остроты зрения детей.
В настоящее время освоена и применяется инновационно - образовательная технология «БОС-здоровье», которая сегодня будет наглядно представлена участникам семинара.
Реализуются рациональные, целесообразные режимы пребывания детей в группах с учетом требований СанПина. Используются адаптационный, щадящий режимы, режим на теплый и холодный период года, на случай плохой погоды. Режимы двигательной активности разработаны с учетом образовательной нагрузки и предполагают чередование малоподвижной деятельности с организацией двигательной деятельности.
Медработниками ежегодно разрабатываются планы оздоровления всего контингента и часто длительно болеющих детей. В каждой возрастной группе имеются «Листы здоровья» с рекомендациями врача. Закаливание включает воздушные ванны в движении, босохождение, полоскание рта и глотки, мытье лица, рук, предплечий прохладной водой.
Ежеквартально проводятся медико-психолого-педагогические совещания, на которых рассматриваются вопросы динамики развития детей группы, состояние здоровья, намечаются задачи по сопровождению каждого, особо выделяется «группа риска».
Параллельно физкультурно-оздоровительному и лечебно-профилактическому направлению здоровьесберегающей деятельности, проводится образовательная, оздоровительно-коррекционная и коррекционно-развивающая работа.
Здоровьесберегающие образовательные технологии –это технологии воспитания валеологической культуры (культуры здоровья) дошкольников, целью которых является становление осознанного отношения ребенка к своему здоровью, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. Валеологический материал органично включается в структуру непосредственно образовательной деятельности воспитателями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогм-психологом.
Педагоги определяют, какие приемы работы, игры, упражнения с точки зрения здоровьесбережения можно использовать при организации непосредственно образовательной деятельности (оздоровительные физкультурные минутки, гимнастика для глаз, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, самомассаж, логоритмика, игры и упражнения на развитие навыков саморегуляции, способности к самопознанию и самооценке). Сегодня вы увидите, как учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог делают это на практике в ходе коррекционно-образовательной деятельности.
Чтобы снять психо-эмоциональное и статическое напряжение, организованная образовательная деятельность планируются в нетрадиционной форме: игра- театрализации, уроки здоровья, путешествия, открытия.
Первые минуты занятия – особое время: настрой на занятие, вхождение в предлагаемую детям деятельность. Здесь важен психологический словесный настрой, поэтому первые фразы педагога могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно.
Элементы цвето и музотерапии – один из компонентов здоровьесбережения, которые также можно успешно использовать в работе с детьми, имеющими проблемы. Для моделирования хорошего настроения выручает музыка. Хорошее психо-эмоциональное состояние поддерживают «минуты радости», «смехопаузы» – смешные истории, забавные случаи из жизни детей.
Дыхательная гимнастика успешно трансформирует отрицательные эмоции в положительные, гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем помогает овладеть различными типами дыхания, обучить правильному физиологическому дыханию, нормализовать дыхание, избежать стрессовых ситуаций, нервных состояний, укрепить дыхательные мышцы, активизировать обоняние. Дыхательные упражнения стимулируют работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствуют умению управлять собой. Глубокий медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Использование самомассажа для снятия напряжения в тех частях тела ребенка, на которые происходила нагрузка во время выполнения заданий. Используется 2 вида массажа полезных и доступных ребенку: поглаживающий и постукивающий.
Психогимнастика – это этюды, упражнения, хороводы, игры снижающие эмоциональное напряжение, игры на улучшение самочувствия и самопознания, повышения самооценки, снятия напряжения и стимулирования работоспособности.
Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений по подготовке речевого аппарата к дыхательным и звуковым играм, помогает «настроить» голосовой аппарат на рабочий режим.
Логоритмика – сочетание речи с движением в определенном ритме.
Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. У большинства детей с нарушениями развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, нескоординированные). Поэтому в образовательном процессе, а также в коррекционной работе в дошкольных учреждениях необходимо уделять внимания развитию движения пальцев рук, используя пальчиковую гимнастику
Звуковые игры на развитие дыхания с участием голосового аппарата помогают укреплять голосовые связки, учат дышать, регулируют кровяное давление, снимают усталость. Проигрывая каждый звук с различной интонацией, пропевая его, ребенок учится ощущать разницу в том, как интонация благотворно влияет на самочувствие.
Эффективность положительного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий определяется не столько качеством каждого приема и метода, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей.
За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это натолкнуло педагогов дошкольников на поиск инновационных идей, результатом поиска стала разработка инновационного проекта «Большие возможности для маленького человека» и инновационной образовательной программы «Маленькими шагами к большим успехам». Программа направлена на здоровьесбережение, внедрение образовательных и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс и одновременное развитие интеллектуальных, физических, личностных качеств. Инновационность программы заключается в возможности влияния специально подобранных игр и упражнений для ног, одновременного оздоровления и интеллектуального развития. Игры, задания, упражнения, комплексы гимнастики, направленные на стимуляцию биологически активных точек стопы ребенка, помогают добиться двойного эффекта: оздоровления и развития в условиях занимательного обучения.
Мы уверены, что от педагога зависит будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим и любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования»
Содержание материалов освещает опыт деятельностного подхода в практике работы с детьми 6-7 лет при обучении грамоте и подготовке к школе на этапе введения ФГОС дошкольного образования при ...
Методическая разработка "Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ГБОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования"
Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексноготематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)...
Особенности реализации системно - деятельностного подхода в младшей группе на этапе введения ФГОС дошкольного образования
В статье раскрыты основные моменты введения ФГОС...
«Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования».
Статья раскрывает необходимость спользования системно-деятельностного подхода в работе с дошкольниками....
Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Консультациядля педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...
Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основан на усвоения универсальных учебных действий. При так...
КПК "Проектирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"
КПК "Внедрение образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"...