Конспект тренинга для педагогов ДОУ "Целеполагание в системе образования"
план-конспект занятия по теме
В приложении вы найдете конспект тренингра для педагогов, направленного на повышение мотивации к работе, улучшение психологического климата и снятие эмоционально напражения. Тренинг расчитан на 1,5 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2018_trening_dlya_pedagogov_po_tselepolaganiyu_.docx | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов ДОУ
«Целеполагание в системе образования».
Цели:
• Формирование благоприятного психологического климата;
• Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;
• Сбор ожиданий в начале учебного года;
• Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;
• Снятие эмоционального напряжения.
Целевая аудитория: педагоги ДОУ.
Форма проведения: тренинг.
Оборудование: аудитория с расставленными по кругу стульями (по количеству участников, мяч, листы бумаги, шариковые ручки по числу участников, стикеры.
Ход проведения:
1. Приветствие
Цель:
• познакомить участников группы с ритуалом приветствия, включение участников в работу.
Психолог: Здравствуйте, дорогие педагоги! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы с вами собрались в нашем зале, чтобы немного отдохнуть, расслабиться, познакомиться немного поближе друг с другом. В начале нашего мероприятия я предлагаю всем участникам поздороваться необычным способом: каждый участник группы, мизинцами соединяется с рядом сидящим соседом, и по моей команде дружно, скажем «Здравствуйте».
Психолог: Сегодня мы с вами коснемся одной из сторон нашей жизни, той стороны, которая направлена на будущее – это наши цели. Я уверена в том, что у каждого есть определенные цели в жизни. Но всегда ли мы их достигаем? Почему это происходит?
Именно сегодня мы займемся осознанием и постановкой наших целей.
Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. Назовите свое имя и придумайте прилагательное на первую букву своего имени.
1. Упражнение. А теперь, давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя, а также слово, отражающее настроение или наше состояние (Катя – дружелюбная).
2. Психогимнастика
Слон, Миксер, Тостер и Джейм Бонд
Веселая игра для компании на скорость реакции и внимательность. Для игры все участники должны встать в круг, в центре которого располагается заранее выбранный ведущий. Ведущий показывает рукой на любого из игроков и произносит одно из трех выражения: «Слон», «Тостер» или «Джеймс Бонд». Тот игрок, на которого было указано, и его соседи выполняют соответствующее задание:
«Слон»: центральный игрок изображает хобот (взявшись рукой за нос и просунув в нее другую руку). Соседи, приставив полукругом руки к центральному игроку, должны изобразить уши слона.
«Тостер»: двое крайних берутся за руки, так, чтобы центральный игрок оказался в кольце их рук. Затем центральный игрок подпрыгивает, изображая готовый тост и кричит: «Я готов!»
«Джеймс Бонд»: центральный игрок складывает руки «пистолетиком» и стреляет, изображая Джеймса Бонда. Его соседи изображают подружек Джеймса Бонда, обнимают его и говорят: «О, Джеймс!«.
Тот, кто не успел изобразить загаданную фигуру, поторопился или перепутал, выходит из игры, покидая круг. Когда в круге останется пять (или меньше, в зависимости от общего количества) игроков, они объявляются победителями и игра заканчивается.
Постепенно, когда участники осваиваются с фигурами, ведущий должен понемногу ускорять темп игры.
3. Правила нашей группы.
Цель:
• Обозначить правила поведения в группе на протяжении всего тренинга.
Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любой тренинг имеет правила. Я считаю, что целесообразно обсудить и решить каких правил мы будем с вами придерживаться на протяжении тренинга.
• Закон «ноль-ноль», предусматривающий своевременное начало тренинга, его окончание и столь же своевременное возвращение в аудиторию после перерыва.
• Обращение друг к другу на «ты» (для работы с детьми эта норма может быть несколько изменена, но обращение к ведущему по имени, без отчества весьма желательно).
• Работа «от и до»: человек, принявший решение об участии в тренинге, изыскивает возможность присутствовать на всех занятиях с начала до самого конца.
• Конфиденциальность информации, обсуждаемой в группе, ее закрытость для обсуждения за пределами тренинговой ситуации. Работа группы разворачивается только в пространстве актуальных переживаний и потребностей участников. Предметом обсуждения могут стать прошлые события и прошлые отношения между участниками, но только в контексте их сегодняшнего отношения к тем ситуациям и отношениям. Наибольшую ценность имеют состояния, опыт переживаний и отношений, которые рождаются непосредственно в групповом взаимодействии. Прошлого не изменить, но можно глубоко и ярко прожить настоящее, взяв лучшее в будущее.
• Все высказывания должны идти от своего имени: «я считаю.», «я думаю.», а не «все сейчас думают.», «большинство из нас.» и т. д.
• Безоценочность высказываний в отношении других участников группы. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка личности.
• Активное участие в работе: если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затягивать обсуждение. Но одновременно у участников есть право помолчать, не принимать участия в упражнении, если это продиктовано внутренним состоянием.
• Право говорить и обязанность слушать. Никто не имеет права монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять в ней участие. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми.
4 Теоретическая часть. Выделение основных понятий
Но для работы нам необходимо ближе познакомиться с такими понятиями как «цель и «целеполагание». Для того, чтобы четко понять, что такое «цель», давайте разберем еще два родственных понятия – это «желание» и «мечта».
- 1 группа обсуждает и готовится ответить на вопрос: «Что такое желание?»
- 2 группа: «Что такое мечта».
- И 3 группа: «Что такое цель?»
(обсуждение)
Т.о. мы определили, что низшей ступенью является желание, что-то сиюминутное, влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь. Затем идет мечта, уже что-то более обособленное, глобальное, но мы необязательно предпринимаем шаги для ее осуществления. И высшее понятие – цель – предвосхищение конкретного результата, который обособлен во времени, для достижения цели мы предпринимаем конкретные действия.
Что же влияет на достижение цели? Какие факторы?
Их можно разделить на внешние. Какие причины могут помешать достижению цели:
И внутренние. Какие причины могут лежать в самом человеке?
Как вы думаете, какой фактор является решающим: внутренний или внешний. Я вам даю время, а вы подумайте и составьте формулу в процентном соотношении: на сколько процентов зависит достижение цели от самого человека, а насколько от внешней среды?
10 мин
5. Упражнение – разминка, диагностика
У каждого их вас есть стикеры. Напишите на стикере свое имя и приклейте на пол в любое место.
Теперь возьмитесь встаньте и возьмитесь за руки. Вы свободно можете передвигаться по комнате, не расцепляя рук. Ваша задача в течение 2х минут хотя бы раз наступить на свой листочек. Один раз – это минимум.
- Есть ли те, кто ни разу не смог наступить на свой стикер? Почему это произошло?
- Итак, есть ли люди, которым удалось наступить на свой листочек больше 2х раз?
- Какими способами вы добились таких результатов?
- А кому было легче управлять людьми? Какими способами вы управляли людьми? Кому было легче следовать?
- Это простое и незамысловатое упражнение имеет диагностический эффект, т.е. вы сейчас прекрасно продемонстрировали свое поведение при достижении каких-либо целей. Наступить на стикер – это была своего рода небольшая цель. Кто-то приклеил стикер около своего места, кто-то решил рискнуть и приклеил далеко. Тем самым мы можем видеть, что одни люди ставят перед собой маленькие цели, это происходит либо от неуверенности в себе, неготовности на продолжительную и интенсивную работу, либо таким людям проще ставить маленькие цели и потихоньку приходить к нужному результату. А люди, которые не приклеили стикеры далеко, не боятся ставить глобальных, долгосрочных целей. Я не думаю, что один из вариантов лучше .а другой хуже, лучше тогда, когда вы выбирает стратегию. Которая вам подходит. Задумайтесь над тем, может зря вы ставите столь отдаленные цели или же наоборот, столь маленькие, вдруг вы можете гораздо больше?
6. Методика превращения мечты в цель
7. Формулы психологической устойчивости
Психолог: Я хочу познакомить вас с формулами психологической устойчивости и рекомендую время от времени проговаривать себе этот текст. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам. Предлагаю по желанию произнести эти формулы. (участники получают распечатанные формулы) Приложение 1.
9. «Рефлексия»
Цель:
• Получить обратную связь от участников группы.
• Обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.
Психолог: Давайте по кругу, передавая в руки мяч, выскажем свое мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас. Можно высказать свои мысли, чувства и ощущения; что больше понравилось, что не понравилось; что выполнить было труднее всего, что легче; что удивило; ваши пожелания и т. д.
10. Заключительный этап.
Цель:
• Получить обратную связь от участников группы
• Получить информацию о том, какие вопросы хотят обсудить педагоги на дальнейших тренингах, какие формы работы им нравятся.
Психолог: сейчас я хочу раздать вам анкеты (приложение 2). Вы заберете их с собой, через пару дней прошу вернуть заполненные бланки. Обработка результатов анкетирования (приложение 3).
11.«Прощание» Мне было очень интересно и приятно работать с вами. Я предлагаю всем встать в круг, взяться за руки дружно и громко произнести «Всем-Всем-Всем спасибо за работу».
Приложение 1.
Формулы психологической устойчивости
Устойчиво стою я на земле
Устойчиво стою я на земле. Вот так!
Несчастиям своим я дам под зад. Вот так!
Друзей моих я буду обнимать. Вот так!
Смеяться буду громко я. Вот так!
Только смеяться
Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться!
И подниматься, и распрямляться, крепко держаться и снова смеяться!
Формулы принятия несчастья
Что бы со мной ни случилось
Что бы со мной ни случилось, я совершенно спокоен,
Потому что я расслабляюсь, а потом, как дитя, улыбаюсь.
То, что в судьбе неизбежно
То, что в судьбе неизбежно, я легко принимаю.
Невозможно прожить без несчастий, это я хорошо понимаю.
Формулы позитивных мыслей
Начинается мой новый день
Начинается мой новый день,
Начинается моя новая жизнь!
Загорается во мне новый свет,
И рождается во мне чудо-жизнь!
Здравствуй, новый мой прекрасный день!
Здравствуй, новая моя чудо жизнь!
Здравствуй, новый в сердце дивный свет!
Здравствуй, новая моя чудо – мысль!
Формула повышения самооценки и позитивного восприятия окружающих
Я хороший
Я, я, я хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый.
Я, я, я очень умный. Я, я, я очень добрый. Я, я, я очень сильный.
Я люблю тебя.
Приложение 2.
АНКЕТА «МОЙ ЗАПРОС НА ТРЕНИНГ»
Отметьте, пожалуйста, знаком «+» наиболее значимые для вас пункты относительно работы нашего тренинга и допишите свой личный запрос в рамках данной тематики (если он есть):
Темы тренинга:
- Основные правила общения
- Особенности общения с родителями
- Конфликты
- Манипуляции
- Как справиться с эмоциями
- Формы работы с родителями
- Стресс-менеджмент (управление стрессом)
- Уверенное поведение в общении
- Мой индивидуальный запрос в рамках данной тематики
(если есть)______________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Технология превращения мечты в цель
Мечта — это полуфабрикат, из которого можно приготовить цель. И этот процесс состоит из последовательных 7 шагов.
- Определяем критерии достижения цели. (Как я узнаю, что моя цель достигнута?)
- Соглашаемся с ценой вопроса. (Чем и сколько я готов заплатить за это?)
- Назначаем точную дату достижения цели (Когда я достигну того, чего хочу?)
- Проводим анализ трудностей. (Внешние организационные трудности и внутренние психологические опасности.)
- Ищем символическую награду. (Какой я воздвигну «памятник» моей победе?)
- Делаем письменный договор с самим собой.
- Конструируем ежедневную «самопогонялку» — читаем договор ВСЛУХ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет по теме"Обновление системы образования ДОУ" Федеральные Государственные Требования программы дошкольного образования.
Доклад на тему:" Федеральные Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...
"Мониторинг качества образования в системе образования"
Система мониторинга в ДОУ...
Мотивация и демотивация педагогов дошкольного образования в условиях реформирования системы образования.
Исследование современной системы дошкольного образования позволило мне и моему соавтору Новосельцевой Натальей Михайловной характеризовать и объективно оценить работу и работников детских садов на при...
"Обеспечение качественного образования дошкольников с ОВЗ в образовательном учреждении" (августовское совещание работников системы образования Омской области, 2018 год)
Выступление на августовском совещании работников системы образования Омской области "Развитие единого образовательного пространства: актуальные направления и их реализация на территории Омской об...
Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...
4. Перспективы интеграции общего и дополнительного образования в муниципальной системе образования
Перспективы интеграции общего и дополнительного образования в муниципальной системе образования...
Участие в секционном заседании августовского совещания работников системы образования на базе форсайт-центра «Тьюторский центр для методического обеспечения педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реа
Представленная программа направлена на развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструиро...