СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «КНИГА – ЛУЧШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ»
материал (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 35 «Зернышко»
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«КНИГА – ЛУЧШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ»
Группа раннего возраста
Воспитатель:
Володькина М. А.
«КНИГА – лучший воспитатель»
«Основная задача взрослых –
открыть в ребенке талант читателя»
С.Я.Маршак
Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов, закрепление знаний педагогов по ознакомлению дошкольников с
художественной литературой.
Задачи:
- Помочь педагогам осознать ценность чтения художественной литературы, как средства образования и воспитания дошкольников.
- Формировать традиции семейного чтения.
- Контрольная для педагогов с целью проверки знаний у педагогов по методике ознакомления с художественной литературой.
Уважаемые педагоги!
За период пребывания в детском саду будущие школьники прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов. При этом внимание детей постоянно привлекают и к самой книге – величайшему достижению человеческого ума. Воспитание хорошего отношения к книге начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. Замечено, что равнодушие и неуважительное отношение к книге наносит огромный вред воспитанию детей.
Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что
воспитатель аккуратно берет в руки книгу, аккуратно раскрывает книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам постепенно становится защитником книги.
Пусть малыш не умеет еще читать, но его учат рассматривать книги не только
совместно со взрослым, но и самостоятельно. Дети уже в младшем возрасте должны
усвоить: книги - наши друзья. Терпеливо и настойчиво мы учим, как нужно
достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место.
Детская книга – форма передачи человеческого опыта, знаний, чувств, синтез трех искусств: искусства слова, живописи и дизайна.
Очень важно знать 5 причин, по которым надо читать книги:
- Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми, что очень важно для подготовки будущего школьника.
- Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение.
- Ребенок учится, сопереживает, развивается эмоционально.
- Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта.
- Кругозор ребенка находится в прямой зависимости от его начитанности.
Одной из важнейших задач является формирование традиции семейного чтения. Родители главные воспитатели детей, поэтому не только воспитатели знакомят детей с книгами, но и родители должны знать 5 причин, по которым читать книги нужно всей семьей:
- Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения;
- Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи;
- Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов;
- Чтение книги вслух формирует у ребенка интерес и желание научиться читать;
- Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей.
Викторина «Угадай произведение и его автора»
«…Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!»
(«Телефон», К.Чуковский)
«…Если топну я ногою,
Позову своих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят»
(«Мойдодыр», К.Чуковский)
«…Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж.
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку»
(«Багаж», С.Я.Маршак)
«Бабочка, красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»
(«Муха-цокотуха», К.Чуковский)
«…Стала свинка хрипло хрюкать.
Непослушного баюкать:
Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю»
(«Сказка о глупом мышонке», С.Я.Маршак)
Загадки
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке. (Колобок)
Ах ты, Петя, простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко. (Кот, Петух и Лиса)
Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Это:
1) повторное чтение всего текста,
2) повторное чтение отдельных частей его.
Чтение может сопровождаться:
1) игровыми действиями детей;
2) предметной наглядностью:
а) рассматриванием игрушек, муляжей,
б) рассматриванием иллюстраций,
в) привлечением внимания слушателей к реальным объектам;
3) словесной помощью:
а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения,
б) постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте?» и подобных),
в) подсказыванием при ответах детей слов называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.).
Закончите фразу «СКАЗКА – ЭТО…. »
Сказка - один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом.
А теперь я предлагаю Вашему вниманию литературный кроссворд:
По вертикали:
1 Персонаж сказки «Лиса и заяц» - (Петух)
2 Автор произведения «Незнайка и его друзья» - (Носов)
3 На сметане мешен,
На окошке стужен
Круглый бок, румяный бок
Покатился … - (колобок)
По горизонтали:
3 Кто – то пасть свою открыл
Кто – то что – то проглотил
Потемнело все вокруг
Ой какой везде испуг. – (Крокодил)
4 Рус нар сказка о неуклюжем медведе – «Теремок»
5 Из какого произведения этот отрывок:
И горы встают перед ним на пути
И он по горам начинает ползти
А горы все выше
А горы все круче
Агоры уходят под самые тучи – (Айболит)
6 Ждали маму с молоком
А пустили волка в дом
Кто же были эти
Маленькие дети – (Козлята)
7 Гуси – лебеди летели
Унести домой хотели
Кто помог сестрице с братцем
От Яги домой добраться (Яблоня)
Викторина «Шуточная реклама»
Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения.
1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину.
( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. Несу золотые яйца. Дорого.
( Курочка Ряба, р.н.с. «Курочка Ряба»)
3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.
( Буратино, А.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)
4. Отмою всё!
( Мойдодыр, К.Чуковский «Мойдодыр»)
5. Доставка пирожков бабушке.
(Красная Шапочка, Ш.Перро «Красная Шапорчка»)
6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.
(Доктор Айболит, К.Чуковский «Доктор Айболит»)
7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.
( Р.н.с. «Гуси-лебеди»)
8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.
(Лиса, р.н.с. «Лиса и волк»)
9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.
(Бабушка, р.н.с. «Колобок»)
10. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой. (Баба Яга)
Давайте попробуем рассказать потешку с разной интонацией. Каждая подгруппа получает по 2 задания.
Задания:
• Расскажите весело (петушок радуется горошку) ;
• Расскажите ласково (как пела петушку лиса) ;
• Низким голосом (как сказал бы медведь) ;
• Высоким голосом (как мышка) ;
Петушок-петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко.
Дам тебе горошка.
И в заключение хотела бы раздать контрольную работу:
Контрольная для педагогов с целью проверки знаний у педагогов по методике
ознакомления с художественной литературой.
Ф.И.О. педагога ___________________________________________________________
Возрастная группа _________________________________________________________________
1. Какие познавательные и речевые умения развиваются у детей при ознакомлении с
Художественной литературой?_______________________________________________________
_________________________________________________________________________________
2. Какие методические приемы Вы используете для поддержания интереса дошкольников к книге, развития интереса и любви к ней?_______________________ ________________________________________________________________________
____________________
3. Опишите содержание книжного уголка в Вашей возрастной группе_____________ ________________________________________________________________________
_____________________
4.Цель общения с книгой (для детей Вашей возрастной группы)________________________________________________________________
_________________
5.Перечислите элементы читательской деятельности детей Вашей возрастной группы.___________________________________________________________________________________
________________
6. Какие сказки Вы используете в своей возрастной группе__________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Перечислите 2 любых программных произведения по теме Вашей возрастной группы.
“Зима”: _______________________________________________________________________
“Весна”: ________________________________________________________________________
“Лето”: ________________________________________________________________________
“Осень”:
________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для воспитателей «КНИГА – лучший воспитатель»
Данный семинар позволяет педагогам осознать ценность книги в дошкольном возрасте....
Открытое занятие на воспитатель года "Книга-лучший друг человека"
открытое занятие...
Выступление на семинаре-практикуме Тема: "Книга - лучший друг"
Цель: уточнить представления педагогов по образовательной области «Художественная литература», формировать практические умения по разработке методического паспорта педагогического проектаПредварительн...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»
Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...
Консультация для младших воспитателей ДОУ "Взаимодействие воспитателя и младшего воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей в ДОУ"
Консультация для младших воспитателей ДОУ "Взаимодействие воспитателя и младшего воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей в ДОУ".Данная консультация раскрывает отличи...
Конспект открытого НОД по развитию речи в средней группе по теме: «Книга- лучший друг», воспитатель МБДОУ Студеновский детский сад Финадеева Галина Ивановна.
Цель:Развивать чувство понимания ценности знаний, которые дают нам книги.Научить детей понимать и различать на слух тексты различных жанров детской литературы (фольклора).Задачи: Познакомить дете...
Семинар-практикум Деловая игра Для воспитателей и помощников воспитателя «Организация питания и сервировка столов в ДОУ»
laquo;Организация питания и сервировка столов в ДОУ» выбрана не случайно, т.к.навыки общения формируются у человека с ранних лет и очень важно, чтобы педагог помог свои воспитанникам осознать, ...