СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «КНИГА – ЛУЧШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ»
материал (младшая группа) по теме

Володькина Марина Александровна

Семинар-практикум для воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 35 «Зернышко»

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«КНИГА – ЛУЧШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ»

Группа раннего возраста

Воспитатель:

Володькина М. А.

«КНИГА – лучший воспитатель»

                                                                       «Основная задача взрослых
                                                               открыть в ребенке талант читателя»
                                                                                                       С.Я.Маршак

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов, закрепление     знаний    педагогов    по   ознакомлению      дошкольников      с  

художественной литературой.

Задачи:

  1. Помочь педагогам осознать ценность чтения художественной литературы,  как средства образования и воспитания дошкольников.
  2. Формировать  традиции семейного чтения.
  3. Контрольная  для  педагогов  с  целью  проверки  знаний  у  педагогов  по  методике ознакомления с художественной литературой.

Уважаемые педагоги!

За  период   пребывания     в  детском    саду   будущие    школьники     прослушают     и  перескажут много сказок, рассказов, стихов. При этом внимание детей постоянно привлекают и к самой книге – величайшему достижению человеческого ума. Воспитание хорошего отношения к книге начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. Замечено, что равнодушие и неуважительное отношение к книге наносит огромный вред воспитанию детей.

Будущий  маленький  читатель  во  всем  подражает  взрослым. Если он видит, что  

воспитатель аккуратно берет в руки книгу, аккуратно раскрывает книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие,  ребенок и сам постепенно становится защитником книги.

Пусть малыш не умеет еще читать, но его учат рассматривать книги не только  

совместно со взрослым, но и самостоятельно. Дети уже в младшем возрасте должны  

усвоить: книги  -  наши  друзья. Терпеливо и настойчиво  мы  учим,  как  нужно  

достать  книгу  с  полки,  как  правильно  ее  рассматривать  и  как  поставить  на  место.  

Детская  книга –  форма передачи  человеческого  опыта,  знаний,  чувств,  синтез  трех  искусств: искусства слова, живописи и дизайна.

Очень важно знать 5 причин, по которым надо читать книги:

  • Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми, что очень важно для подготовки будущего школьника.
  • Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение.
  • Ребенок учится, сопереживает, развивается эмоционально.
  • Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта.
  • Кругозор  ребенка находится в прямой зависимости от его начитанности.

Одной из важнейших задач является  формирование традиции семейного чтения. Родители главные воспитатели детей, поэтому не только воспитатели знакомят детей с книгами, но и родители должны знать  5 причин, по которым читать книги нужно всей семьей:

  • Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения;
  • Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи;
  • Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов;
  • Чтение книги вслух формирует у ребенка интерес и желание научиться читать;
  •  Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей.

Викторина «Угадай произведение и его автора»

«…Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!»

                                         («Телефон», К.Чуковский)

«…Если топну я ногою,

Позову своих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят»

                                   («Мойдодыр», К.Чуковский)

«…Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж.

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку»

                                    («Багаж», С.Я.Маршак)

«Бабочка, красавица,

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье?»

                                («Муха-цокотуха», К.Чуковский)

«…Стала свинка хрипло хрюкать.

Непослушного баюкать:

Баю-баюшки, хрю-хрю.

Успокойся, говорю»

                                 («Сказка о глупом мышонке»,  С.Я.Маршак)

Загадки

Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке. (Колобок)

Ах ты, Петя, простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко. (Кот, Петух и Лиса)

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Это:

1) повторное чтение всего текста,

2) повторное чтение отдельных частей его.

Чтение может сопровождаться:

1) игровыми действиями детей;

2) предметной наглядностью:

а) рассматриванием игрушек, муляжей,

б) рассматриванием иллюстраций,

в) привлечением внимания слушателей к реальным объектам;

3) словесной помощью:

а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения,

б) постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте?» и подобных),

в) подсказыванием при ответах детей слов называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.).

Закончите фразу «СКАЗКА – ЭТО…. »

Сказка - один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.  Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом.

А теперь я предлагаю Вашему вниманию литературный кроссворд:

По вертикали:

1 Персонаж сказки «Лиса и заяц» - (Петух)

2 Автор произведения «Незнайка и его друзья» - (Носов)

3 На сметане мешен,

На окошке стужен

Круглый бок, румяный бок

Покатился … - (колобок)

По горизонтали:

3 Кто – то пасть свою открыл

Кто – то что – то проглотил

Потемнело все вокруг

Ой какой везде испуг. – (Крокодил)

4 Рус нар сказка о неуклюжем медведе – «Теремок»

5 Из какого произведения этот отрывок:

И горы встают перед ним на пути

И он по горам начинает ползти

А горы все выше

А горы все круче

Агоры уходят под самые тучи – (Айболит)

6 Ждали маму с молоком

А пустили волка в дом

Кто же были эти

Маленькие дети – (Козлята)

7 Гуси – лебеди летели

Унести домой хотели

Кто помог сестрице с братцем

От Яги домой добраться (Яблоня)

Викторина  «Шуточная реклама»

Послушайте и назовите, кто из литературных  и сказочных героев мог бы дать  такие объявления. Назовите автора и название произведения.

1.  Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину.

                                         ( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Несу золотые яйца. Дорого.

                                           ( Курочка Ряба, р.н.с. «Курочка Ряба»)

3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.

            ( Буратино, А.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)

4. Отмою всё!

               ( Мойдодыр, К.Чуковский «Мойдодыр»)

5. Доставка пирожков бабушке.

              (Красная Шапочка, Ш.Перро «Красная Шапорчка»)

6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.

             (Доктор Айболит, К.Чуковский «Доктор Айболит»)

7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.

           ( Р.н.с. «Гуси-лебеди»)

8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.

           (Лиса, р.н.с. «Лиса и волк»)

9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.

           (Бабушка, р.н.с. «Колобок»)

10. Меняю избушку  на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой.           (Баба Яга)

Давайте попробуем рассказать потешку с разной интонацией. Каждая подгруппа получает по 2 задания.

 Задания:

 • Расскажите весело (петушок радуется горошку) ;

 • Расскажите ласково (как пела петушку лиса) ;

 • Низким голосом (как сказал бы медведь) ;

 • Высоким голосом (как мышка) ;

 Петушок-петушок,

 Золотой гребешок,

 Выгляни в окошко.

 Дам тебе горошка.

И в заключение хотела бы раздать контрольную работу:

Контрольная для педагогов с целью проверки знаний у педагогов по методике  

                     ознакомления с художественной литературой.

Ф.И.О. педагога ___________________________________________________________

Возрастная группа _________________________________________________________________

1. Какие познавательные и речевые умения развиваются у детей при ознакомлении с  

Художественной литературой?_______________________________________________________

_________________________________________________________________________________

2. Какие методические приемы Вы используете для поддержания интереса дошкольников к книге,  развития интереса и любви к ней?_______________________ ________________________________________________________________________

____________________

3. Опишите содержание книжного уголка в Вашей возрастной группе_____________ ________________________________________________________________________

_____________________

4.Цель общения с книгой (для детей Вашей возрастной группы)________________________________________________________________

_________________

5.Перечислите элементы читательской деятельности детей Вашей возрастной группы.___________________________________________________________________________________

________________

6. Какие сказки Вы используете в своей возрастной группе__________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Перечислите 2 любых программных произведения по теме  Вашей возрастной группы.

 “Зима”: _______________________________________________________________________

“Весна”: ________________________________________________________________________

“Лето”: ________________________________________________________________________

“Осень”:  

________________________________________________________________________

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей «КНИГА – лучший воспитатель»

Данный семинар позволяет педагогам осознать ценность книги в дошкольном возрасте....

Выступление на семинаре-практикуме Тема: "Книга - лучший друг"

Цель: уточнить представления педагогов по образовательной области «Художественная литература», формировать практические умения по разработке методического паспорта педагогического проектаПредварительн...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»

Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...

Консультация для младших воспитателей ДОУ "Взаимодействие воспитателя и младшего воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей в ДОУ"

Консультация для младших воспитателей ДОУ "Взаимодействие воспитателя и младшего воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей в ДОУ".Данная консультация раскрывает отличи...

Конспект открытого НОД по развитию речи в средней группе по теме: «Книга- лучший друг», воспитатель МБДОУ Студеновский детский сад Финадеева Галина Ивановна.

Цель:Развивать чувство понимания ценности знаний, которые дают нам книги.Научить детей понимать и различать на слух тексты различных жанров детской литературы (фольклора).Задачи: Познакомить дете...

Семинар-практикум Деловая игра Для воспитателей и помощников воспитателя «Организация питания и сервировка столов в ДОУ»

laquo;Организация питания и сервировка столов в ДОУ» выбрана не случайно, т.к.навыки общения формируются у человека с ранних лет и очень важно, чтобы педагог помог свои воспитанникам осознать, ...