Конспект открытого НОД по развитию речи в средней группе по теме: «Книга- лучший друг», воспитатель МБДОУ Студеновский детский сад Финадеева Галина Ивановна.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Финадеева Галина Ивановна

Цель:

Развивать чувство понимания ценности знаний, которые дают нам книги.

Научить детей понимать и различать на слух тексты различных жанров детской литературы (фольклора).

Задачи:

 Познакомить детей с понятиями фольклорных жанров: загадка, считалка, потешка, сказка, пословица.

Повторить знакомые потешки, считалки, игры, сказки, пословицы.

Обогатить словарь детей за счет понятий: загадка, потешка, считалка, сказка, пословица; совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую и монологическую речь детей.   Совершенствовать познавательную активность детей.

Стимулировать развитие мыслительных способностей детей; развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать; двигательную активность, координацию движений. музыкальный слух.

Воспитывать любовь к книгам, понимание того, что книги дают нам много знаний, которые нам необходимы в жизни, интерес к устному народному творчеству; к русским народным инструментам.

Оборудование: Книга-сказок с картинками, картинка бельчонка и лисички, шапочки белочки, лисички, петуха (инсценировка потешки), картинки диких животных (загадки), музыкальные инструменты.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого НОД по развитию речи в средней группе по теме: «Книга- лучший друг», воспитатель МБДОУ Студеновский детский сад Финадеева Галина Ивановна.

Цель:

Развивать чувство понимания ценности знаний, которые дают нам книги.

Научить детей понимать и различать на слух тексты различных жанров детской литературы (фольклора).

Задачи:

Познакомить детей с понятиями фольклорных жанров: загадка, считалка, потешка, сказка, пословица.

Повторить знакомые потешки, считалки, игры, сказки, пословицы.

Обогатить словарь детей за счет понятий: загадка, потешка, считалка, сказка, пословица; совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую и монологическую речь детей. Совершенствовать познавательную активность детей.

Стимулировать развитие мыслительных способностей детей; развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать; двигательную активность, координацию движений. музыкальный слух.

Воспитывать любовь к книгам, понимание того, что книги дают нам много знаний, которые нам необходимы в жизни, интерес к устному народному творчеству; к русским народным инструментам.

Оборудование: Книга-сказок с картинками, картинка бельчонка и лисички, шапочки белочки, лисички, петуха (инсценировка потешки), картинки диких животных (загадки), музыкальные инструменты.

Звучит тихая спокойная музыка.

Воспитатель: Ребята, вы верите в чудеса?

Дети: Да.

Воспитатель: Я тоже верю. Что вы можете назвать чудом?

(размышления детей о чуде)

Воспитатель: Чудес на свете много, но самое прекрасное чудо на свете:

Не куст, а с листочками,

Не рубаха, сшита,

Не человек, а рассказывает

Это… книга (показ книги, выставка книг).

Вы любите книги?

Дети: Да!

Воспитатель: А картинки в книгах вы любите рассматривать?

Дети: Да!

Воспитатель: Сегодня я хочу, вас, познакомить с необычной,

а волшебной «Книгой сказок».

И сейчас вам расскажу одну интересную сказку:

Жил-был маленький бельчонок, который очень любил сказки.

У него была книга сказок, которую ему подарила мама-белочка на день рождение, он очень был любознательный, и все время просил маму белочку, почитать ему сказки.

Но, однажды, случилось несчастье. Хитрая проворная лисичка очень завидовала маленькому бельчонку, что у него есть такая книга. а у не нет. Тогда она сходила к бабе яге и попросила, чтобы та заколдовала книгу бельчонка. Все страницы в книге заклеились, теперь бельчонок не может ее открыть

(воспитатель показывает книгу с заклеенными страницами).

Воспитатель: Ребята, бельчонок, просит нас ему помочь расколдовать книгу.

Поможем?

Дети: Да.

Воспитатель: А как же мы это сделаем?

Дети: (высказывание детей)

Воспитатель: Дело в том, что я знаю один секрет,

все можно расколдовать в этом мире,

если применить силу.

А главная сила- это знания!

А откуда мы берем эти знания? (из книг)

Давайте покажем, что мы знаем, чему нас научили наши друзья книги и непременно расколдуем книгу бельчонка. на каждой странички этой книги задания, которые мы должны выполнить.

Как вы думаете, справимся с заданиями!?

(Дети выполняют задания и каждая страничка открывается)

1 страничка.

Задание №1: Ребята, вы умеете отгадывать загадки?

Воспитатель: Попробуем отгадать загадки и посмотрим, откроется ли первая страничка книги

Загадки

Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..
(лиса)
Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(заяц)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)

(Дети отгадали загадки, воспитатель открывает первую страничку книги, там появляются картинки животных, которые были в загадках).

Воспитатель: Это лесные друзья нашего бельчонка.

Как называются эти животные?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Вот мы и расколдовали первую страничку книги.

2 страничка.

Задание №2:

Воспитатель: А еще в книгах можно найти и прочитать небольшие стихотворения, которые очень развлекают маленьких детишек и одновременно учат их.

Помните, когда мы были в яслях, я читала вам: «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила…..»

Эти маленькие забавные стишки называются потешками.

Ребята, расскажем потешку про зайца и лисичку?

(Дети инсценируют потешку, озвучивают звуки с помощью музыкальных инструментов (маракасы, колокольчики, металлофон, треугольник).

Едем-едем на тележке

Скрип-скрип

Распевать в лесу потешки:

Листья ласково шуршат,

Ш-ш-ш

Птички звонко так свистят.

Фью-фью

Белочка на веточке орешки грызет,

Цок-цок-цок,

Рыжая лисичка зайчишку стережет: тс-тс!

Долго-долго ехали, наконец, приехали!

В ямку - ух! А там петух!

Ку-ка-реку!

Воспитатель: Вот и вторая страничка открылась (на ней нарисованы герои потешки).

3-4 страничка.

Задание №3-4: В книгах еще можно найти и прочитать считалки.

- А зачем они нужны?

Дети: Считалки нужны для того, чтобы выбрать ведущего в игре.

Воспитатель: А, вы , ребята знаете считалки?

Дети: Да!

Воспитатель: Посчитаем, выберем и поиграем.

Ребенок считает:

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет

Пиф! Паф! Не попал.

Серый зайчик ускакал.

Дети играют в игру «Петух»

Ход игры: Дети стоят лицом в круг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.

Трух-тух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам – со шпорами,

Хвост – с узорами!

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит –

Тот беги!

- Ку-ка-ре-ку!

Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но против ходом.

«Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.

Воспитатель: Вот мы с вами расколдовали и открыли четыре странички в книги.

Чтобы открыть следующую страничку надо вспомнить сказки, которые вы знаете.

Я прочитаю отрывок из сказки, а вы вспомните и назовите её.

  1. «Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от подружек» («Маша и Медведь»).
    2) «Несет меня лиса за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Кот, петух и лиса»).
  2. 3) « Пришла девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся! » (« Гуси-Лебеди»).
    4) « Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило. Попробовал было приподняться: не тут-то было» («Лисичка-сестричка и волк»).

(На пятой страничке нарисованы герои угаданных сказок).

Воспитатель:

Вот мы и расколдовали книгу.

Что же мы здесь видим?

Дети: Книгу.

Воспитатель: Ведь недаром в русском народе говорят: (дети читают пословицы)

  1. Кто много читает, тот много знает.
  2. Книга учит жить, книгой надо дорожить.
  3. Одна книга тысячи людей учит.
  4. Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
  5. Книга твой друг, без неё как без рук.
  1. Книгу читать скуки не знать.

Воспитатель: Такие мудрые высказывания называются пословицы, их придумал наш русский народ.

Воспитатель: Бельчонок благодарит вас и дарит вам эту книгу в подарок. в которой рассказывается о чудесах и желает вам, чтоб книга навсегда оставалась вашим самым лучшим другом: «Книга твой друг, без неё как без рук (посл.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме: «Мой лучший друг Карлсон»

Формировать культуру речевого общения; умение воспринимать звукозапись; развивать связную речь путём составления описательного рассказа, отмечая внешний вид, называть характерные признаки и действия л...

НОД по речевому развитию в средней группе по теме: "Книга-лучший друг"

НОД направленна на понимание ценности знаний, которые нам дают книги....

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе По теме: «Книга - лучший друг»

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме: "Книга - лучший друг"...

Проект в средней группе на тему: "Книга - лучший друг".

   Прививать любовь к книгам нужно с самого раннего детства, тогда и в последствии не возникнет проблем. Этот проект посвящен знакомству детей с книгой, как с источником новых з...

Проект в средней группе на тему "Книга - лучший друг"

Проект в средней группе на тему "Книга - лучший друг"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему "Книги разные нужны, будем с ними мы дружны"

Данный конспект был разработан мной для проведения открытого занятия....

Конспект по познавательному развитию в старше - подготовительной группе на тему:" Книга -лучший друг "

Конспект по познавательному развитию в старше - подготовительной группе на тему:" Книга -лучший друг " Цель: познакомить детей с историей возникновения книги, Привет детям любовь к книгам. Ф...