Схема описания передового педагогического опыта
учебно-методический материал на тему

ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО МЕТОДИСТА

 (По материалам В.А.Зебзеевой, к.пед.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема описания передового педагогического опыта

При описании передового педагогического опыта целесообразно придерживаться следующей структуры:

  1. Титульный лист
  2. Введение
  3. Теоретическая база опыта
  4. Актуальность и перспективность опыта
  5. Новизна опыта
  6. Адресность опыта
  7. Трудоёмкость опыта
  8. Технология опыта
  9. Результативность опыта
  10. Приложение

Рассмотрим содержание каждого раздела более подробно.

Введение

Аннотация об опыте (данные о носителе, проблемы решаемые данным педагогическим опытом, идея и закономерности. лежащие в основе, диапазон использования, адресная направленность). Обоснование актуальности опыта на современном этапе. (В чем выражается запрос практики, у каких субъектов отмечается заинтересованность в реализации инновации?) Его значимость и практическая направленность. Объём - 0,5 страницы. Вопрос, вызвавший затруднение в практике педагогической деятельности, на решение которого направлена инновационная деятельность. (Для чего организуется инновационный процесс, решение какой задачи преследует?) Мотив к инновационной деятельности. (Что конкретно побудило к преобразованию педагогической деятельности?)

Вычленить противоречия, которые побудили  к поиску иных подходов к обучению и воспитанию. Имеющиеся противоречия становятся фактором определения путей становления педагогического опыта через постановку задач и их разрешение. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки. В соответствии с проблемой выявляются находки, новинки в работе педагога.   

        Выявление трудностей, противоречий, с которыми встретился педагог и которые побудили его искать новые, более продуктивные методы, подходы, решения  возможных отрицательных последствий; неучтенных обстоятельств в процессе становления опыта, условий, при которых его использование не желательно;

Например, противоречия:

  • между возможностями обучения и условиями развития детей;
  • между требованиями программы и реальным уровнем развития детей;
  • между предметным образованием и восприятием целостной картины мира;
  • между разнообразием интересов и дарований дошкольника и единым учебным планом;

Тема опыта (конкретность формулировки, корректное использование педагогических и психологических терминов) Чётко определить наименование темы, в котором должен быть отражён характер решаемой педагогом управленческой, методической или воспитательно-образовательной проблемы.

        Далее надо сформулировать идею опыта. Идея - центральная, основная мысль опыта. Идея опыта формулируется предложением, которое состоит из двух частей:

        Цель = конечный результат / средства его достижения. Например, формирование творческой личности дошкольника средством решения изобретательских задач. Идея должна следовать теме, а опыт – раскрывать идею.

        Четкое определение наименования опыта. Уже  в  самом  наименовании материала должна быть четко отражена основная характеристика опыта (основная идея), область применения («Развитие речи детей  дошкольного возраста на основе индивидуализации обучения»).

        Показ, какими путями он шел, какой теорией, какими достижениями науки пользовался, какие технологические варианты использовал.

        Показ опыта, как процесса, который включает в себя выдвижение цели, планирование действий, логику достижений результата.

Сведения об авторе опыта (Ф.И.О., место работы, образование, специальность по диплому, должность, педагогический стаж, стаж работы в занимаемой должности, квалификация,  категория, награды и звания, контактные данные).

Условия, при которых создавался опыт.

        Наименование опыта. (Отражает, что именно является (было) предметом преобразования в ходе инновационной деятельности). Необходимо начинать с выявления и обоснования той конкретной потребности, обусловившей необходимость поиска именно этого опыта и его обобщения. Длительность функционирования опыта и динамика его становления и развития.

        Показ системы условий в их последовательности и взаимообусловленности, обеспечивающих возможность достижения наивысших результатов. Условия возникновения, становления опыта. Необходимые сведения об ОУ, микрорайоне, социальной  среде, группе.

        Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы;  изучение опыта коллег; курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации; активное участие в работе городских методических объединений.

Теоретическая база опыта

        В теоретическом обосновании опыта необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта.

Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается).

         В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться. Определить и сформулировать сущность опыта, его ведущую идею. Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения – это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Выделить из ведущей проблемы опыта составные части и выстроить их в иерархической последовательности.

  • Идея личностного подхода к воспитаннику.
  • Идея практико-ориентированного обучения.
  • Идея использования новых информационных технологий.
  • Идея  здоровьесберегающего обучения.
  • Идея опережающего обучения.
  • Идея гуманизации образовательного процесса.
  • Идея оптимизации  воспитательно-образовательного процесса.
  • Идея обучения и воспитания в деятельности.
  • Идея неразрывного единства обучения и воспитания.
  • Идея воспитания в коллективе, через коллектив, для коллектива.
  • Идея развивающего обучения.
  • Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.
  • Идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия.
  • Идея интеграции содержания и др.

Идеи опыта  у разных педагогов могут совпадать, но индивидуальность проявится в средствах, в формулировке конкретных задач, своего  рода принципах, основных положениях, которыми  руководствуется педагог для достижения поставленных целей. Постановка реальных задач определяет тактику педагогической деятельности.

Концептуальная идея инновации. (Описывается основной замысел, суть инициативы. Формулируется главная содержательная идея, дается ее краткое обоснование.)

        Здесь необходимо указать, какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.  Нельзя работать, опираясь только на собственную интуицию. Нужны знания по теории обучения, чтобы на их базе выработать конкретные принципы, позволяющие воздействовать на личность. Не отрицая  возможности  новых  открытий,  педагог  должен искать обоснование своего опыта в ведущих дидактических теориях.

        Для того чтобы успешно осмысливать свой или чужой опыт, необходимо на сегодняшний день знать основные положения, составляющие базу для построения дошкольного образовательного процесса:

  • работу в «зоне ближайшего развития» (Л .С. Выготский);
  • идею амплификации дошкольного образования, т. е. его обогащения, а не ускорения (А.В. Запорожец),
  • систематическую опору на детское экспериментирование (Н.Н. Поддъяков);
  • преимущественное внимание к стимулированию процесса развития мышления (Л.А. Венгер);
  • построение образовательного процесса на игровых ситуациях (Д.Б. Эльконин);
  • теорию «поэтапного формирования умственных действий» (П.Я. Гальперин),
  • личностно-деятельностный подход (В.В. Давыдов) и др.

Раскрыть внутренний источник творческого поиска: воображение, фантазия,  умение сделать прогноз, комбинировать известные способы или элементы,  видеть  предмет  в  его  необыкновенных функциях и связях,  принимать нестандартные решения, т.е. все, что характеризует креативность (творчество) самой личности педагога.

Актуальность и перспективность опыта

        Обязательным требованием к обобщению опыта является выделение педагогических противоречий и способов их разрешения. Именно с анализа противоречий учебной деятельности и должна начинаться работа любого педагога.

        Педагогу необходимо ответить на вопрос: какие реальные противоречия, несоответствия, трудности массовой практики породили необходимость того педагогического поиска, который дал положительные результаты. Например: В.Ф. Шаталов в своем опыте решает многие противоречия массовой практики: обучать всех и каждого качественно и быстро; радостно и победно; напряженно и без перегрузки.

         Практическая значимость опыта помогает определить, в какой мере опыт способствует решению задач, поставленных перед ОУ; какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются в данном опыте.

Новизна опыта

        При описании сущности педагогического опыта, необходимо подчеркнуть отличие опыта  от уже существующего, его новизну, степень новизны. 

Отражение и фиксирование элементов новизны и творчества. Существует три уровня педагогического творчества (по своему объективному смыслу и значению): открытия, изобретения, усовершенствования. Описывается новизна опыта: собственные программы, проекты, рационализация отдельных сторон педагогического процесса и др.

Адресность опыта

        Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т.д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции  и т.д.).

Трудоемкость опыта

        Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать, в чём состоят трудности при использовании данного опыта.

        Длительность работы над опытом (с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта.)

        Диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, урок, система уроков, система внеклассной работы, с единой системой урок – внеклассная работа, лекционно-семинарской системой, с системой внешкольной работы, с организацией воспитательной системы, и т. п.)

Технология опыта

        Надо отразить последовательность действий - осознание цели, изучение состояния постановки задач, подбор форм, методов, средств, планирование, применение, подведение итогов, анализ, корректировка.

        Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), организация  воспитательно-образовательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами. (Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта).

        Содержание и этапы реализации. (Какие действия были осуществлены автором опыта или планируются в проекте. Какие этапы реализации инновации можно выделить. В чем назначение и основное содержание каждого из этапов.)

        Раскрытие  методики во всей ее операционной, технологической полноте и последовательности; полное, последовательное описание приемов, методов. Раскрытие путей достижения положительных результатов, эффективных форм, методов и приемов работы.

Цель (для чего), содержание (что),  методы и средства (как), результат (какой)

Это — основной раздел, в котором происходит описание системы работы педагогов. Описывается технология опыта (система оптимальных и эффективных средств, конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, приемы, методы обучения и воспитания). В том числе: содержание воспитательно-образовательной работы (характер доказательств, фактов, приемов, способствующих глубокому усвоению детьми тех или иных мировоззренческих проблем); формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный подбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технологии их применения, способы деятельности педагогов и детей; организация  воспитательно-образовательного процесса, способы включения детей в различные виды деятельности; связь полученных результатов с поставленными целями, задачами и способами деятельности педагога и детей.

        Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.

        Технология – это процедура деятельности, ее состав и содержание.

К данной части описания есть ряд обязательных требований:

  • отразить взаимосвязь педагогических явлений, факторов, влияющих на результат деятельности;
  • выбрать структуру описания технологии (по этапам урока,  по типам урока,  по возрастным группам, предметам, разделам программы и др.)
  • показать  общие  подходы,  сформировать  свои  педагогические принципы и правила, создать модели и алгоритмы своих действий);
  • показать  индивидуальность  автора опыта (авторские педагогические «находки»);
  • содержание описания технологии должно соответствовать теме опыта.

Раскрывая особенности технологии работы, надо действия  педагога соотносить с конкретными условиями,  в которых эти действия предпринимаются.  Поэтому в описаниях  не  обойтись  без примеров, без приведения конкретных педагогических фактов.

        Формы, методы и средства воспитательно-образовательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения: методы обучения; формы работы с детьми; средства обучения; преобладающие виды деятельности; описание алгоритмов  деятельности дошкольников, поэтапных действий педагога; приемы стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности.

Результативность опыта

        Обоснование достигнутых успехов (благодаря использованию достижений научной теории, педагогическим открытиям и т.п.). Определить возможность получения стабильно высоких результатов (уровень воспитанности, интеллектуального развития).

        Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представлять в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Здесь важно раскрыть динамику знаний, умений, ориентации, отношений школьников по годам (в сравнении), а также проанализировать трудности, которые мешают педагогу работать лучше. Ожидаемый (полученный) результат. Средства контроля полученного результата и критерии его оценки. (Вид полученного результата. На что нацелен опыт? Какие диагностические методики используются?) определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов; раскрытие пределов и границ применяемости обобщенного опыта;

        Результативность опыта необходимо прослеживать в течение определенных промежутков времени. При оценке результативности важно учитывать: мнение тех, кто уже использует данный опыт, какие преимущества имеет опыт по сравнению с другими методами обучения, за счет чего достигается в опыте высокий результат,  стабильны ли эти результаты, степень оптимальности получаемых результатов.

        Оценивая результат, необходимо сравнивать их с типичными для данных условий. Педагог-мастер работает  не на сегодняшние знания, а на приращение познавательных способностей своих детей. Надо посмотреть, каковы результаты  данных педагогических действий, чем они отличаются от результатов других в тех же условиях. В какой степени изменились активность и работоспособность детей, наличие интереса у детей; сформированность знаний по учебному предмету и  умений  ими пользоваться; развитие памяти, речи, способности восприятия и переработки информации; уровень организованности в работе и темп  учебной  деятельности, умение работать с оборудованием на уроке; коммуникабельность детей, умение работать с товарищами, корректность; динамика показателей здоровья в соответствии с  возрастными нормами. Для оценки продуктивности системы работы педагога можно использовать  следующие критерии успешности: образовательный критерий (победы на олимпиадах и конкурсах и др.).

        Критерии развития:  широта и глубина интересов; обучаемость (отзывчивость к помощи);  овладение нормами нравственности; система жизненных ценностей;  степень реализации индивидуальности, самобытности; социальный критерий (адаптация,  престиж ДОУ и педагогов).

        Психологический комфорт (степень удовлетворенности ДОУ, отношениями, наличие чувства защищенности, оптимистический настрой).

Динамика показателей здоровья.

        Описание опыта желательно представлять в форме информационно-педагогических модулей. Выделение из педагогического опыта отдельных высокоэффективных фрагментов (информационных модулей) позволит оценить его, даст возможность другим педагогам конструировать эффективные системы, которые по мере их использования будут трансформироваться.

        Осмысление вопросов, не получивших в опыте достаточных решений и требующих дальнейшей углубленной работы.

Основные выводы:

  • какова результативность работы, что она дает педагогам и детям;
  • возможности и условия использования данного опыта в массовой практике.
  • точность и однозначность стиля описания опыта, использование аналитических суждений и высказываний.

Приложение к опыту работы

В приложении к обобщенному опыту могут быть даны практические материалы: планы, программы, сценарии, положения, памятки и т.п.

Приложениями к опыту могут служить разработанные и апробированные автором программы, методические пособия, сценарии и др. Необходимо отобрать образцы, наиболее ярко подтверждающие описанный опыт: методические разработки, описание алгоритмов деятельности детей или поэтапных действий педагога, структурно-логические схемы и т.д. Представить видеоматериалы и фотографии, отражающие работу педагога с детьми. Приложение может включать:

  • авторские программы, модифицированные программы, проекты.
  • алгоритм проведения различных  видов деятельности;
  • видеоматериалы (фото материалы, компьютерные презентации опыта)
  • выступления на методических мероприятиях;
  • данные о детях, их успехах, имеющих отношение к системе работы.
  • дидактический материал;
  • материалы, подтверждающие результативность опыта.
  • Педагогическую диагностику;
  • планы работы с детьми;
  • продукты детской деятельности;
  • публикации в СМИ;
  • творческие работы.

Соблюдение всего комплекса представленных требований служит основой для обобщения опыта, и делают возможным его воспроизведение.

 (По материалам В.А.Зебзеевой, к.пед.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета)



Предварительный просмотр:

Алгоритм

написания самоанализа

  1. Информация о себе – ФИО, должность, место работы, с  какого года в данном учреждении, что окончено, когда, факультет и специальность по диплому, информация о предыдущей аттестации, изменения произошедшие в межаттестационный период (сведения о самообразовании, курсах –тема, объём, где, когда?).
  2. Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность педагога.
  3. Информация об образовательном учреждении (сельский д/с, условия пребывания детей. Условия деятельности (условия обеспечения качества образования: материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса группа, тсо, компьютер, информационное обеспечение – методические пособия, иные пособия и т.д., учебно-методический комплект, созданные вами дидактические пособия.)
  4. Позиция руководителя к вашей деятельности.
  5. Реализуемая ООП. Обогащение пед процесса (перечень пособий).
  6. Актуальность проблемы воспитания, обучения и развития ребёнка.
  7. Значимость дошкольного возраста для развития детей.
  8. Приоритетная цель педдеятельности.
  9. Задачи, которые решаются Вами для достижения цели.
  10.  Роль диагностики. Используемые формы диагностик. Результаты входящей диагностики. Анализ социального паспорта группы.
  11. Анализ литературы по проблеме. Опора на ФГТ, ФГОС ДО.
  12. Управление процессом обучения – принципы отбора содержания  обучения, какие используете технологии или элементы технологий с указанием авторов, методы и соответствующие им приёмы обучения –какие и почему; формы организации деятельности в соответствии с выбранными методами и приёмами обучения –какие и почему, инновационные преобразования  в сфере организации УВП какие и почему.
  13.  Достижения – позитивная динамика развития воспитанников, позитивные результаты деятельности педагога в работе с родителями. Структура работы с семьёй.
  14. Взаимодействия с социумом.

15.Достижения аттестуемого – обобщение и распространение опыта педагога, участие в профессиональных конкурсах и т.д., активное самообразование.

16. Результаты сравнительной диагностики. Выводы о проделанной работе.

17.Примерные перспективы педагогической деятельности  - изучение и освоение новых педагогических технологий, внедрение в УВП современных информационных технологий, использование или создание цифровых образовательных ресурсов, повышение своего профессионального уровня путём…., изучение передового педагогического опыта.



Предварительный просмотр:

Методическая работа образовательного учреждения
как условие повышения профессионализма педагогов
в условиях перехода на новые образовательные стандарты

(материал к совещанию заведующих)

 

         Введение ФГОС ДО является сложным и многоплановым  процессом.

        Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.

        Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС  является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.  При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования. При этом образовательное учреждение должно стать основной площадкой проведения работы с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его  требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.

        Прежде чем выстраивать научно-методическое сопровождение и обеспечение  введения ФГОС и правильно организовать методическую работу в образовательном учреждении, необходимо четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, научно-методическое сопровождение и обеспечение.

        В толковом словаре Ожегова слово "Сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а "Сопровождение" - явление, действие вместе с чем-то.

        Значит, научно-методическое сопровождение - это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении.         Научно-методическое сопровождение – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование плана действий и первичная реализации плана.

        Методическое  обеспечение:

  • необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности;
  • это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива); апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров.

 

        Данный процесс будет работать при правильной организации работы методической службы ОУ.

        Что значит правильно организованная работа методической службы ОУ?

Методическая работа  это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста  воспитателя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья  воспитанников.

Под методической работой  педагогов мы понимаем вид образовательной деятельности представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией  ОУ,  педагогами в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их  в работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива  в целом.

        Миссия методической работы  ОУ в условиях перехода на  образовательные стандарты - это:

  • Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой»  модели образования к «деятельностной» – успешная работа педагогического коллектива в режиме развития. Создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

         Основной целью методической работы  образовательного учреждения должно стать:

  • Создание модели методического сопровождения перехода ОУ     федеральные государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для реализации ФГОС  в ОУ .
  • Обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития

Задачи:

1.Создать условия  для:

-развития вариативности и свободы выбора образовательных траекторий для субъектов образовательного процесса (педагогов  образовательного учреждения, родителей);

-внедрения технологий системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);

-обеспечения в ОУ современных условий образовательного процесса в соответствии с  ФГОС ДО.

2. Обеспечить научно-методическое сопровождение разработки  и реализации основной  образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении.

3. Совершенствовать деятельность координационного Совета по введению ФГОС  ДО: подготовка предложений по нормативной базе, согласование целей, задач всех элементов системы, планирование, анализ результатов, коррекция по итогам мониторинга и анализа, выстраивание сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

        Методическая работа  ОУ в условиях введения   образовательных стандартов  выстраивается в соответствии с принципами:

  • Принцип "зоны ближайшего развития" (обоснован Л.С. Выготским для обучения детей). В качестве "зоны ближайшего профессионального развития" выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом "зона ближайшего профессионального развития" для каждого педагога сугубо индивидуальна.

Реализация данного принципа предполагает:

  • изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при внедрении ФГОС ДО;
  • актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем);
  • определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;
  • составление программы профессионального роста педагога;
  • систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их корректировку.
  • Принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Реализация данного принципа предполагает:

  • систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку профессионального роста педагогов и педагогических коллективов;
  • оказание помощи педагогу, педагогическому коллективу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег;
  • определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей;
  • разработку положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов;
  • поддержку, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием.
  • Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы предполагает, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп.

Реализация данного принципа предусматривает:

  • изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных запросов педагогов;
  • определение востребованной тематики и соответственно различных групповых форм методической работы;
  • предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы;
  • возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации.
  • Принцип непрерывности и преемственности предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению ФГОС ДО.

Этот принцип означает:

  • обеспечение целостности, систематичности методической деятельности в ОУ;
  • координацию, согласованность деятельности всех субъектов внедрения ФГОС ДО;
  • сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;
  • учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста,
  • выбор форм и методов методической работы, обеспечивающий развитие творческих способностей и предусматривающий большую самостоятельность и ответственность педагога.

 

        Методическое сопровождение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в течение этого учебного года, будет осуществляться по следующим направлениям:

1. Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС ДО.

2. Создание организационного обеспечения введения ФГОС ДО.

3. Кадровое обеспечение и поддержка педагогов при введении ФГОС ДО.

4. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ДО.

5. Создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.

6. Работа с родителями, общественностью

1. Нормативно-правовое обеспечение

(девять возможных задач):

Задача 1.1. Утверждение   графика введения ФГОС  и  создание рабочей группы по разработке образовательной программы:

- определение состава рабочей группы (педагоги, психолог, консультант и т.д.);

- назначение руководителя (руководитель МО);

- определение порядка и плана работы группы.

Задача 1.2. Создание совета по введению ФГОС ДО, обеспечивающего координацию действий педагогического коллектива, информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение Стандарта (возможно, под руководством заведующей).

Задача 1.3. Принятие решения органа государственно-общественного управления (педагогического совета, совета  ОУ) о введении в образовательном учреждении ФГОС ДО.  

Задача 1.4. Разработка рабочей группой, обсуждение и утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения

Задача 1.5. Формирование списка   учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.

Задача 1.6. Разработка и утверждение формы договора о предоставлении дошкольного  образования в образовательном учреждении .

Задача 1.7. Внесение необходимых изменений в Устав образовательного учреждения (в соответствии с целями и требованиями ФГОС ДО):

 в цели, задачи и принципы деятельности учреждения;

 в основные характеристики организации образовательного процесса;

 в права и обязанности участников образовательного процесса;

 в перечень локальных актов, регламентирующих деятельность учреждения и т.д.

Задача 1.8. Приведение в соответствие с требованиями ФГОС ДО и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников МОУ

Задача 1.9. Заключение договоров  о сотрудничестве с учреждениями

дополнительного образования, культуры и спорта по организации дополнительной образовательной деятельности  воспитанников.

2. Финансово-экономическое сопровождение

(две задачи)

Задача 2.1. Разработка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы, в т.ч. стимулирующих надбавок и доплат, порядок и размеры премирования в соответствии с НСОТ

Задача 2.2. Заключение  дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками

3. Кадровая политика

(три задачи)

Задача 3.1.  Комплектование образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками, соответствующими новым квалификационным характеристикам и должностным инструкциям

Задача 3.2.  Разработка и реализация план-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников, плана научно-методических семинаров - в связи с введением стандартов (с НИПКиПРО, муниципальной методической службой ).

Задача 3.3. Разработка плана и осуществление внутрисадовского контроля  реализации основной образовательной программы

4. Информационное обеспечение

(две задачи)

Задача 4.1. Организация и проведение публичных отчетов образовательного учреждения

Задача 4.2. Использование информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, Интернет-страничка, выставки, презентации и т.д.)

5. Материально-техническое сопровождение

(четыре задачи)

Задача 5.1. Обеспечение доступа педагогов  к электронным образовательным ресурсам.

Задача 5.2. Разработка локальных актов, устанавливающих требования к объектам инфраструктуры (положения о информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре.

Задача 5.3. Обеспечение  учебно-методической литературой в

соответствии с утвержденным федеральным перечнем.

Задача 5.4. Комплектование в библиотеке достаточного фонда дополнительной литературы (художественной, научно-популярной), справочно-библиографических и периодических изданий.

Организация методической работы в ОУ по сопровождению введения ФГОС ДО осуществляется в соответствии со следующей структурой:

Для повышения эффективности методической работы постоянно осуществляется взаимосвязь с  районным методическим кабинетом. Обязательным звеном методической работы является система повышения квалификации воспитателей через курсы повышении квалификации, районные и  внутрисадовские  семинары, самообразование.

Методические объединения – это традиционно существующие добровольное объединение педагогов, каждое  методическое объединение имеет тему, над которой  работают коллективно. Коллективность  методической работы является условием и одновременно показателем эффективности её организации. Весомый вклад в дело повышения педагогического мастерства учителей вносят творческие микрогруппы педагогов, объединенных одной проблемой.

В структуре методической работы особое место занимает постоянно действующий педагогический лекторий, целью которого является педагогическое просвещение по определённой теме, которую предлагает методический совет  детсада исходя из образовательных потребностей и запросов  педагогов учреждения.

Все формы работы методической службы учреждения  можно условно разделить на  организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные.

Традиционными формами работы в  учреждении стали:

Организационные

Дидактические

  • тематические методические и педагогические советы;
  • тематические заседания ШМС, ШМО, микрогрупп;
  • диагностика, педагогический мониторинг;
  • индивидуальная работа;
  • аттестация;
  • самообразование педагогов;

  • семинары - практикумы;
  • педагогические лектории;
  • открытые  НОД;
  • взаимопосещение  НОД;
  • круглые столы;
  •  недели образовательных областей;
  • творческие отчеты;
  • групповые и индивидуальные консультации;
  • практикумы по конструированию  НОД;
  • информирование и обсуждение методических новинок;
  • презентация методических наработок.

Делегирование - передача подчиненному нового круга задач с полномочиями самостоятельного принятия решений. Обучение подчиненных в ходе выполнения делегированной работы.

Ротация - перевод работника на новое место или должность с целью получения им дополнительной профессиональной квалификации.

Работа по инструкции, памятке, специально разработанной методике до полного освоения новой деятельности.

Участие в работе проблемных групп - обучение в процессе выполнения задач, поставленных перед группой сотрудников за счет общения, выполнения групповых поручений.

Педагогические мастерские - обучение в процессе совместной разработки образцов профессиональной деятельности (планов  НОД, учебных планов и программ и т.д.) под руководством одного из наиболее опытных и знающих педагогов.

Обучение на собственных открытых занятиях - обучение в процессе подготовки занятия по стандарту вместе с консультантом или наставником и в процессе его анализа вместе с посещавшими занятие специалистами.  

Супервизии - мероприятия, проведенные педагогом для коллег или описанные им проблемные ситуации, которые рассматриваются и анализируются  совместно  с опытными коллегами, благодаря чему педагог  получает  объективную информацию для  более полного и объективного видения своей собственной деятельности.

Самоанализ и самооценка - обучение в процессе анализа и оценки своей деятельности по разработанным критериям.

Участие в управлении реализацией  введения ФГОС ДО, работа в составе методического объединения.

        Ключевые темы методической работы по научно-методическому сопровождению введения ФГОС ДО:

- ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС ДО;

 - новая модель аттестации педагогических работников, методы диагностики профессиональных компетенций, качественный анализ практического опыта педагога;

- мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания,  развития и социализации дошкольников.  

        Воспитатель – ключевая фигура современного ОУ от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть: Креативный

  • Владеющий современными образовательными технологиями
  • Эффективно взаимодействующий с семьями воспитанников
  • Открытый новшествам
  • Мотивированный на работу с  детьми
  • Способный к личностному и профессиональному развитию

        Профессиональный рост педагога это - цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья  детей. Это, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение  педагога себя самого как профессионала из внутренних качеств (генетически заданных педагогических задатков, природной телесности, темперамента, этнической принадлежности, характера, интересов, убеждений, мировоззрения, исповедуемых ценностей).  

        Создание условий, обеспечивающих профессиональный рост  педагога  включает в себя:

1. Планирование работы с кадрами

  • Анализ изучения затруднений  педагогов (используемых технологий и форм работы)
  • Постановка целей (определение содержания того, чем  педагог должен овладеть)
  • Персональное определение  педагогами форм работы, с помощью которых они будут осваивать содержание того, чем не владеют.
  • Подготовка графической матрицы (модели) плана - что? как? когда? кто? где? сколько средств?
  • Организация самопроектирования  педагогами своей методической работы

2. Руководство работой с педкадрами.

Стимулирование и мотивация потребности педагога в своем профессиональном росте

  • Мотивы: мотив самоутверждения, достижения социального успеха, мотив стабильности, защищенности, мотив достижения независимости от кого бы то ни было, мотив реализации себя, мотив саморазвития и т.п.
  • Стимулирование: материальное и моральное

3. Контроль в работе с педагогическими кадрами:

  • Является системообразующим фактором (только контроль обеспечивает обратную связь, которая, в свою очередь, обеспечивает обоснованность планирования методической работы и всех других управленческих действий)
  • Выявляет необходимость принятия срочных мер, когда реальное положение дел с профессиональным развитием  педагога не соответствует требованиям ФГОС ДО.
  • Формирует информационную базу для компетентной оценки персонала побуждения  педагогов к продуктивной работе.
  • Позволяет выявить наиболее ценный опыт.

        Основой контроля должны быть – результаты   воспитания, развития  и социализации воспитанников, сохранность их здоровья

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание передового педагогического опыта по теме "Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольников"

Литературный обзор состояния вопроса.   2. История темы педагогического опыта в педагогике.  3. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении. 4. Основны...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта

Изучение передового опыта может быть организовано заведующей или старшим воспитателем в любом дошкольном учреждении, даже если оно проработало 1 год, при условии, что в коллективе имеются хотя бы неск...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру».

       Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.  Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересован...

Примерная схема оформления передового педагогического опыта в форме описания

Примерная схема оформления передового педагогического опыта в форме описанияТитульный листПод верхним полем без переноса набирается название вышестоящей организации, например: УПРАВЛЕНИЕ О...

Тема передового педагогического опыта: «Игротерапия, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста»

Игра, как установлено в отечественной психолого - педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Име...

Описание передового педагогического опыта по теме "Основы логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

В данном опыте представлено описание основных методов работы воспитателя по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...

Понятие передового педагогического опыта. Объективные предпосылки обобщения опыта.

По мнению Я.С.Турбовского, «передовой педагогический опыт -  это средство целенаправленного совершенствования воспитательно-образовательного процесса, удовлетиворяющее актуальные потребност...