Понятие передового педагогического опыта. Объективные предпосылки обобщения опыта.
статья
По мнению Я.С.Турбовского, «передовой педагогический опыт - это средство целенаправленного совершенствования воспитательно-образовательного процесса, удовлетиворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Понятие передового педагогического опыта. Объективные предпосылки обобщения опыта.
По мнению Я.С.Турбовского, «передовой педагогический опыт - это средство целенаправленного совершенствования воспитательно-образовательного процесса, удовлетиворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания.
Опыт помогает воспитателю использовать новые подходы к работе с детьми. он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только сам результат, но и методы, приемы, при помощи которых результат достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в работу.
Понятие «передовой» подразумевает, что определенный результат обязательно должен сравниваться с реальной практикой. Поэтому чтобы признать опыт работы одного из своих воспитателей передовым, лучшим по сравнению с другими результатами, руководитель должен быть знаком с соответствующими научными разработками, достижениями практиков в своем районе, городе, области.
И наоборот, зная достижения педагогической науки и практики, руководитель только в этом случае способен квалифицированно помочь воспитателю в поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Передовой педагогический опыт – это новаторство, творческие находки и опыт, основанный на использовании еще не вошедших в широкую практику методов и приемов, и хорошая работа лучших воспитателей, способная быть образцом для коллег.
Передовой характер опыта определяется по следующим критериям:
Критерии оценки опыта
I Критерий - высокая эффективность
Опыт может быть признан передовым лишь в том случае, если достигнутые педагогом результаты обучения, воспитания и развития выше, чем традиционные, характерные для массового опыта
II Устойчивость результатов
Мгновенное улучшение или единичный результат могут быть случайными или даже не зависеть от педагога
III Сбалансированность и комплексность результатов
Данный критерий позволяет установить не только слагаемые опыта, причинно-следственные связи между ними но и то, какими средствами и при каких условиях он был достигнут; позволяет определить уровень развития каждого «слагаемого», эффективность их взаимодействия в целостной системе.
IV Рациональность затрат времени, условий, средств.
Критерий оценивает перегрузку педагогов: результаты, оторванные от анализа процесса труда педагогов и детей, не дают основания отнести опыт к передовому; ППО предполагает высокие результаты, но достигнутые при разумной интенсификации сил, средств и при рациональном использовании времени.
V Соответствие реальным возможностям основной массы педагогов, материальной базе
Критерий определяет насколько возможно воспроизвести данный опыт другими педагогами, насколько он заинтересует всех педагогов
Примечание: Все названные критерии должны применяться только в совокупности, а не выборочно.
В период работы над опытом используются следующие виды контроля и руководства.
1. Просмотр и анализ календарных планов и дневниковых записей воспитателя (1 раз в месяц)
2. Проведение консультаций по накоплению материала.
3. Просмотр работы воспитателя с целью изучения приёмов обучения или воспитания детей и просмотр практических материалов (1 раз в месяц)
4. Коллективный просмотр с обсуждением (2-3 раза)
5. Опрос детей, беседа, проведение контрольных занятий с детьми.
6. Отчёт воспитателя в ходе работы
7. Консультация о том, как описать собранный материал; оказание помощи в изложении материала.
Деятельность руководителей дошкольного образовательного учреждения по обобщению и распространению передового педагогического опыта предполагает осуществление ряда последовательных этапов.
I этап - выявление прогрессивного опыта. На начальном этапе определяются объекты изучения, методы, с помощью которых изучается опыт. Очень важно на первом этапе отобрать наиболее существенное, дать предварительную оценку собранному материалу.
II этап - выделение прогрессивного опыта из массовой практики на основе разработанных критериев.
III этап - научно обоснованное обобщение передового опыта. Данный этап предполагает определение главных идей опыта, вычленение составных элементов опыта, установление связи между ними. Выявленный и изученный опыт следует обобщить, т.е. раскрыть способы и приёмы, с помощью которых в обычных условиях достигнуты высокие результаты воспитания и обучения детей или управления педагогическим процессом. Анализ и обобщение - трудный момент в работе по изучению передового педагогического опыта.
IV этап - распространение и организация ППО . Это самая ответственная часть данной деятельности, так как предполагает создание условий и возможностей для внедрения в дошкольную практику видов передового опыта.
Что означает - внедрить опыт в практику работы? Это значит повысить качество воспитания и обучения в детском саду. О внедрении можно говорить тогда, когда уже достигнуты его результаты, а может быть, улучшены. Опыт может внедряться полностью, а может только то, что является необходимым и может привести к результатам.
Работа по внедрению передового педагогического опыта ведётся по следующим направлениям:
-тщательное изучение, выделение главного в выбранном опыте (условия, приёмы, ход, результаты работы);
-составление перспективного плана внедрения на каждый месяц;
-проведение коллективного просмотра (2 раза)
-составление отчёта о внедрении и заслушивание на педсовете.
С целью оказания помощи педагогам в ДОУ проводятся следующие мероприятия:
-проведение семинара после изучения опыта;
-просмотр деятельности педагога-носителя передового опыта,
-изучение новинок литературы по данному вопросу;
-организация выставки в методическом кабинете с аннотациями и рекомендациями к их использованию,
-показ отдельных методов и приёмов с объяснением их целесообразности;
-проведение консультации «Как работать с докладом».
-осуществление контроля за внедрением после того, как научили внедрению (может быть проведена тематическая проверка по внедрению).
Работа по изучению, обобщению и внедрению опыта планируется ежемесячно. С этой целью в планах заведующей и старшего воспитателя на месяц выделен раздел «Изучение, обобщение, внедрение передового педагогического опыта».
В ходе реализации работы по распространению передового опыта составляется информационная карта «О педагогическом поиске».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта
Изучение передового опыта может быть организовано заведующей или старшим воспитателем в любом дошкольном учреждении, даже если оно проработало 1 год, при условии, что в коллективе имеются хотя бы неск...
Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру».
Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересован...
План работы по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта
- НОВАТОР, рассказывающий о своем опыте. - СПОДВИЖНИК, который в коротком выступлении подкрепляет мысли новатора и несколько подробнее раскрывает отдельные положения. - КОНСЕРВАТОР, ст...
Консультация для педагогов "Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта в дошкольном учреждении"
В данном разделе подробно описана система работы по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении....
Обобщение передового педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта...
Обобщение передового педагогического опыта: Статья " Формирование фундамента физического и психического здоровья детей дошкольного возраста"
Всё начинается с детства.Самое главное , что заботит родителей, воспитателей ( а мы тоже родители)-это здоровье наших детей. Когда ребёнок , да и взрослый здоров , то у него всё получается, у не...
Обобщение передового педагогического опыта
конспекты занятии, дидактические игры, консультации для воспитателей, для родителей...