«Создание в ДОО развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка на тему
выпускная работа слушателя кпк
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание в ДОО развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
1.Актуальность
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
2. Анализ исходной ситуации:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад «Сказка» р.п.Красные Баки функционирует с 1990года, до 1995 года ДОУ находилось в ведении НПП «Полет», с 25.10.1995 года переведен в муниципальную собственность. Адрес: р.п Красные Баки ул. Синявина д.58 ,телефон: 2-23-50, тел. заведующей, факс 2-33-64 , адрес сайта: skazka.edusite.ru ,адрес электронной почты: skazka- krbaki@mail.ru
Режим работы дошкольного учреждения 10.30 часов, рабочая неделя 5 дней.
В Центре развития ребенка функционирует 10 групп и структурное подразделение семейный детский сад «Семицветик»,240 воспитанников. Педагогический состав 26 человек, из них заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Все группы Центра оборудованы отдельными спальными и раздевальными комнатами, в наборе помещений учреждения также имеются: кабинет заведующей, методический кабинет, кухня, музыкальный, физкультурный зал, изостудия, экологическая комната, комната русского быта.
В ДОУ созданы необходимые условия для обеспечения безопасности детей и сотрудников ДОУ. Территория учреждения огорожена забором, установлена тревожная кнопка для экстренных вызовов, создан пропускной режим.
В групповых комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей. Раздевалки Центра оформлены информационными стендами, выставками детских работ. Развивающая предметная среда ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой по состоянию и стилю. Однако развивающая предметно- пространственная среда не полностью соответствует ФГОС ДО.
На территории детского сада расположено игровые площадки, на которых имеются: песочницы для игр с песком, веранды с теневым навесом. Так же на территории детского сада имеется спортивная площадка, разбита экологическая тропа
3.Проблема:
В детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.
4.Цель и задачи проекта
Цель проекта: Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствием требованиям ФГОС ДО.
Задачи проекта:
1. изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2. организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
5.Ожидаемые результаты реализации проекта
1. педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2. организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов
3. у педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы , функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС
4. родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
6. Этапы работы
- 1 этап - организационный (сентябрь-ноябрь)
- 2 этап – реализация проекта (декабрь-июнь)
- 3 этап – обобщающий (июль-август)
7. План реализации проекта
1 этап
*Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
*Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.
*Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
*Разработка проекта организации пространства ДОУ, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.
*Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.
*Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды.
*Общее собрание коллектива: определение цели и задач проекта
*Разработка плана проекта.
2 этап
* Проведение педагогического совета на тему: «Предметно-развивающая среда, как основа развития детей дошкольного возраста».
* Консультации на темы:
«Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями.»
«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»
«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в группах»
* Организация в методическом кабинете выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
* Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.
* Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.
* Проведение смотров-конкурсов групповых помещений.
Декоративное оформление коридоров, фойе детского сада: информационные, познавательно-развивающие стенды, стенды достижений и др. Оформление территории детского сада.
3 этап
*Описание опыта построения развивающей предметно-пространственной среды педагогами групп.
* Составление картотеки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
* Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
* Анализ реализации проекта
8. Мониторинговая карта предметно – развивающей среды
Сроки проведения ( ПРС ):
1 полугодие (дата) | 2 полугодие (дата) |
Группа Воспитатель:
| Показатели | Оценки степени проявления показателей | ||||
1 полугодие | 2 полугодие | |||||
Предметно-развивающая среда обеспечивает психологическую безопасность ребёнка: | ||||||
1 | ПРС ограждает детей от отрицательного воздействия игрушек( не провоцируют ребёнка на агрессивные действия, проявлению жестокости к персонажам) | |||||
2 | ПРС ограждает детей от отрицательных эмоций, проявления страха, неуверенности, беспокойства | |||||
3 | ПРС формирует основы толерантности (формирует положительное отношение к людям с особенностями физического развития и других национальностей) | |||||
4 | Предметно- игровая среда безопасна для физического здоровья и отвечает требованиям Госстандарта и Госсанэпиднадзора России | |||||
5 | Оборудование и игрушки изготовлены из безопасных для здоровья материалов | |||||
6 | Поддерживаются в чистоте (моются, обрабатываются) | |||||
Предметно- игровая среда обеспечивает разностороннее развитие детей и имеет следующие качества: | ||||||
7 | Полифункциональность (возможность гибкого, вариативного использования в разных игровых ситуациях в соответствии с игровым сюжетом и замыслом) | |||||
8 | Дидактическая ценность ( возможность использования в качестве средств обучения) | |||||
9 | Эстетическая направленность | |||||
10 | Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям ребёнка | |||||
11 | Прогулочные участки имеют игровое оборудование и необходимый выносной материал в достаточном количестве | |||||
12 | В игровой комнате выделены мини- среды для разных видов игр и созданы соответствующие условия | |||||
13 | Существует периодическая сменяемость игрового оборудования. Что стимулирует активность детей | |||||
Оснащение ПРС в соответствии направлениям развития ребёнка (примерный перечень оборудования в приложении) | ||||||
14 | Социально- коммуникативное направление | |||||
15 | Познавательное развитие | |||||
16 | Речевое развитие | |||||
17 | Художественно- эстетическое развитие | |||||
18 | Физическое развитие | |||||
Создание условий для реализации основных видов деятельности детей | ||||||
19 | Создание условий для экологического воспитания и детского экспериментирования | |||||
20 | Создание условий для двигательной активности | |||||
21 | Создание условий для художественно- продуктивной деятельности | |||||
22 | Создание условий для познавательной активности | |||||
23 | Создание условий для сюжетно- ролевых игр | |||||
24 | Создание условий для чтения художественной литературы | |||||
25 | Создание условий для музыкально- театрализованной деятельности | |||||
26 | Создание условий для организации уголка дежурства | |||||
27 | Создание условий для организации пространства в раздевалке (инф. для родителей, организация для выставки творчества детей) | |||||
28 | Соответствие среды образовательной программе ДОУ | |||||
29 | Творческое преобразование среды | |||||
30 | Создание среды на основе собственных разработок | |||||
Материал для игр и пособий , созданных с использованием ИКТ (видеотека, презентации, подборка демонстрационного материала) | ||||||
31 | Технические средства обучения | |||||
32. | Использование новинок методической литературы | |||||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (средний показатель) |
Оценка показателей по 5 балльной системе
Результат среднего показателя до 2,5 -0 баллов
Результат среднего показателя от 2,5 до 3 соответствует низкому уровню ( от 39-49%) = 1 балл
Результат среднего показателя от 3,1 до 4 соответствует среднему уровню ( от 50-69%) = 5 баллов
Результат среднего показателя от 4,1 соответствует высокому уровню ( от 70-100%) = 10 баллов
Заведующая _____________/_____/
Старший воспитатель __________________/ ____/
Библиография
1.Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2.Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
3. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
4.Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)
5.В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993
6. В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. – М., 1989
7. Закон Российской Федерации « Об образовании»
8. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
9. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/17/picture-757461-1455696993.jpg)
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/11/picture-630826-1455138729.jpg)
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/25/picture-518379-1577259252.jpg)
Авторский проект Создание и совершенствование, развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира&hell...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/12/picture-1288842-1605197103.jpg)
Новые подходы к созданию в группе развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Выступление на педсовете....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/12/picture-1288842-1605197103.jpg)
Презентация "Новые подходы к созданию в группе развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО".
Презентация была подготовлена для выступления на педсовете....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/05/picture-913589-1491415142.jpg)
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...