Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОО.
проект на тему
Описывается обоснование актальности проекта, цель, задачи, технологическая схема опыта, поэтапная реализация поставленных задач, план мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Методическое сопровождение внедрения
проектной технологии в ДОО»
Составитель:
старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 8
комбинированного вида» г. Емвы
Зухович .Э.С.
г. Емва,2014г.
1. Обоснование актуальности проблемы.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами.
Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Итак, технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.
Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, было решено систематизировать материал по приобщению педагогов к проектной деятельности в управленческий проект «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в дошкольном учреждении», содержащий стратегию и тактику работы, обеспечивающий оптимальную инновационную деятельность.
Целью проекта является:
Организация в дошкольном учреждении системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии – «метод проектов»
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
- Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
- Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.
- Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.
3. Технологическая схема опыта.
Проект представляет собой практические рекомендации для разработчиков проектов, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у детей и педагогов.
В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:
- построение проектного взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания;
- создание единого образовательного пространства;
- постоянное методическое сопровождение творческих проектов;
- создание банка данных;
- обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;
- совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ;
- активное многофункциональное взаимодействие с социальными партнёрами, общественными организациями и учреждениями города;
- вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.
Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый:
Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа:
I подготовительный этап: разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.
Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит проектный совет, основной целью которого является создание условий для инновационных процессов в детском саду.
В его задачи входит:
- руководство образовательными проектами,
- консультирование педагогов,
- утверждение проектов,
- контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику.
Проектным советом разработаны методические рекомендации для педагогов по внедрению педагогической деятельности, критерии выполнения и защиты проекта, даются рекомендации для участия проектов в конкурсах, фестивалях на муниципальных, региональных и федеральных уровнях.
На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.
Второй этап – основной. На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы развития материально-технической базы, привлечения внебюджетных средств, сотрудничество с родителями, общественными организациями и учреждениями. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.
Третий этап – заключительный: подводятся результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (участие в конференциях разного уровня, издание педагогического сборника, представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.
План мероприятий
по повышению уровня проектной деятельности педагогов
№ п/п | Содержание деятельности | Прогнозируемый результат | Исполнители | |
Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов | ||||
1. | Разработка нормативно-правовой базы:
| Создание нормативно-правовой базы | Зухович Э.С. | |
Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов | ||||
2. | Разработка программы повышения уровня проектной деятельности педагогов |
| Ст. воспитатель, педагоги ДОУ | |
3. | Разработка методических рекомендаций для педагогов | Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста | Ст. воспитатель, педагоги ДОУ | |
4. | Разработка механизма реализации проекта в ДОУ | Механизмы реализации проектов | Ст. воспитатель, педагоги ДОУ | |
Организация работы с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности | ||||
5. |
|
| Кондратенко О.В., воспитатель | |
6. | Составление перспективного плана детских проектов на 2 года |
| Педагоги | |
7. | Составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности | Осуществление взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ в процессе проектной деятельности | воспитатели и специалисты ДОУ | |
8. | Обсуждение возможностей совместной реализации детско-родительских проектов на ближайшие 2 года | Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов | Ст. воспитатель, воспитатели и специалисты ДОУ | |
9. | Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОУ | Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов | Ст. воспитатель, воспитатели и специалисты ДОУ | |
10. | Составление и реализация перспективного плана проектов, обеспечивающих взаимодействие детей, педагогов и родителей с социальными институтами города (библиотекой) | Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов | Ст. воспитатель,воспитатели и специалисты ДОУ | |
11. | Организация работы педагогического кабинета по направлениям (разделам):
|
| Ст. воспитатель, Зухович Э.С. | |
Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности | ||||
12. | Мониторинг проектной деятельности |
| Ст. воспитатель, Зухович Э.С.,воспитатели и специалисты ДОУ | |
13. | Анализ результатов проектной деятельности | Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов | Ст. воспитатель, Зухович Э.С., воспитатели и специалисты ДОУ | |
14. | Представление опыта работы ДОУ на РМО города. |
| Ст. воспитатель, воспитатели и специалисты ДОУ |
Литература:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
- Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.
- Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.
- Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010. - 80с.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.