Педагогический совет. Обновление воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении на основе внедрения проектной деятельности
учебно-методическое пособие

Китаева Светлана Юрьевна

Педагогический совет о внедрении проектной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет

Обновление воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении на основе внедрения проектной деятельности

 

План педагогического совета:

1.Проектный метод.  Способы организации проекта в ДОУ.

2.Развитие дошкольников в проектной деятельности.

3.Игра «Знатоки проектного метода».

4.Презентации паспортов проектов (педагоги).

5. Рефлексия.

6. Принятие решения педсовета.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов через знакомство с методом проектов как средства развития творчества и профессиональной активности педагогов и как способа обновления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Задачи:         

  • Способствовать творческому поиску методов реализации образовательного процесса. Мотивировать использование технологии педагогических проектов и метода проектов в своей работе.
  • Показать эффективность и возможности данной технологии в работе педагогов. Дать представления о технологии педагогического проектирования и методе проектов в работе с дошкольниками.
  • Повышать методический уровень педагогов в овладении и использовании проектного метода. Поупражнять в составлении педагогических проектов и разработке алгоритма проектной деятельности.
  • Пропагандировать педагогическое мастерство педагогов в использовании метода проекта в практике.

«Проект – есть всякое действие,                                                         совершаемое от всего сердца и с определенной целью» 

В. Килпатрик

1.Проектный метод.  Способы организации проекта в ДОУ.

Современные реалии и требования предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в д/с, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями. Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве. Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь). Ядро любой технологии : цель - средства - правила их использования - результат.

В этимологическом словаре слово "проект” (заимствовано из латыни) означает "выброшенный вперёд”, "выступающий”, "бросающийся в глаза”. Понятие "проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Метод проектов (технология проектной деятельности) – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная и коллективная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт,  испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребёнок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной – все действия ребёнок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности. В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определённым критериям выбирает оптимальный способ решения.

Воспитатель выступает как организатор, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной деятельности. При этом взрослый выступает партнёром ребёнка и помощником в его саморазвитии.

"Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи.

Развитие метод получил в работах В. Килпатрика В России педагогические идеи Дж.Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т.Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х. годов, но в 1931 году метод проектов был осуждён как чуждый советской школе, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьёзных попыток возродить этот метод в образовании.

    Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде, так как введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это  оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Типология проектов в ДОУ (собираем таблицу коллективно)

По количеству

Индивидуальные

Групповые

По содержанию

Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

По продолжительности

Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (1-2 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

 По доминирующему виду проектной деятельности

Информационные

Исследовательские

Творческие

Проектно-ориентированные

Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)                                                                                   (соединяем я вид – в ответ содержание)

  • Исследовательско - творческие

Развитие познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;

Систематизация знаний об окружающем мире;

Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе .

  • Ролево-игровые 

Развитие игровых умений детей, поощрение инициативности игровых замыслов.

Развитие навыков общения.

Использование игры для обогащения разносторонних представлений детей о действительности.

  • Информационно-практико-ориентированные

Создание условий для формирования нравственных ценностей и ценностей здорового образа жизни.

Приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, а также к явлениям других культур (в их историческом и географическом аспектах).

Формирование установок толерантного сознания.

Развитие самопознания и положительной оценки.

  • Творческие 

Развитие творческого потенциала каждого участника проекта.

Овладение различными видами творческой деятельности

Углубленное приобщение к искусству, народному творчеству.

Жизненный цикл проекта (по В.Н. Буркову, Д.А. Новикову) определяется 3 фазами:

I Фаза проектирования: Стадии формулирования проблемы,  исследования условий, построения программы.

II Фаза технологическая: Стадия реализации модели проекта.

III Фаза рефлексивная: Стадия итоговой оценки и  рефлексии.

Проектная деятельность дошкольников развивается поэтапно.

(разделиться на 3 подгруппы и найти к своему этапу алгоритм, определить его  место – 1, 2, 3 )

1 этап - подражательно-исполнительский уровень (3,5–5 лет.)

На этом этапе дети участвуют в проекте "на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему. В этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ребёнку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения.

Алгоритм действий

1 шаг - интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослым проблемы.

2 шаг – определение взрослым цели проекта, его мотивация.

3 шаг – привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализация намеченного плана.

4 шаг – совместное движение взрослых и детей к результату.

5 шаг – совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

2 этап – развивающий уровень (5–6 лет)

Дети  уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Алгоритм действий

1 шаг – выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей и  взрослых.

2 шаг – совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата

3 шаг – планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

4 шаг –  выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.

5 шаг – обсуждение  результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6 шаг – совместно с детьми определение перспектив проектирования.

3 этап – творческий уровень (6–7 лет)

Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её. У детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.

Алгоритм действий

1 шаг – выделение (детьми или взрослым) проблемы, отвечающей потребностям детей и  взрослых.

2 шаг – самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3 шаг – планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнёра), определение средств и способов реализации проекта.

4 шаг –  выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договорённости, взаимообучение, помощь детей друг другу

5 шаг – обсуждение  результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6 шаг – определение перспектив проектирования.

Проект можно представить как "Шесть П"

  1. Проблема
  2. Проектирование проекта
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация
  6. Портфолио проекта.

Способы разработки проектов                                                                     (разбиваемся на 2 группы, каждой общая тема  «Мой дом», но  свой способ)

  • Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)  - знакомлю
  • "Модель трёх вопросов" - разрабатывают
  • Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен) - знакомлю
  • Системная паутинка по проекту – разрабатывают

 1) Образ "Семь мы" ( по Заир-Бек) 

  • Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
  • Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
  • Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
  • Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
  • Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
  • Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
  • Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

"Модель трёх вопросов"

ЧТО ЗНАЮ? 

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? 

КАК УЗНАТЬ? 

Содержание, то что дети уже знают

План (тема проекта)

Источники новых знаний, т. е. средства

2) Системная паутинка по проекту

Познание

ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, формы:

Чтение художественной литературы

ведущая деятельность - чтение, формы:

Коммуникация

ведущая деятельность - коммуникативная, формы:

Социализация

ведущая деятельность - игровая, формы:

Труд

ведущая деятельность - трудовая, формы:

Безопасность

интеграция разных видов деятельности, формы:

Здоровье

интеграция разных видов деятельности, формы:

Физическая культура

ведущая деятельность - двигательная, формы:

Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами

формы:

Художественное творчество

ведущая деятельность - продуктивная, формы:

Музыка

ведущая деятельность - музыкально-художественная, формы:

Режимные моменты

интеграция разных видов деятельности, формы:

Майндмэппинг (ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Последовательность действий по составлению мыслительных карт 

  1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
  2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.
  3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
  4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
  5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

2. Развитие дошкольников в проектной деятельности.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. (2 человека по очереди по видам каждый свой возраст)

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. приобщать детей к процессу познания;
  3. формировать различные представления;
  4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  1. формирование эмоциональной заинтересованности;
  2. знакомство с предметами и действиями с ними;
  3. развитие мышления и воображения;
  4. речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. осознание поставленной цели;
  2. овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4. поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности. Социальное и  познавательное развитие:

  • формирование способов общения
  • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
  • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач.

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

  1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
  3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. потребности в создании собственной картины мира;
  3. навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. выявить проблему;
  2. самостоятельно искать нужное решение;
  3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности. Социальное и  познавательное развитие:

  • развитие самопознания и положительной самооценки;
  • овладение способами внеситуативно-личностного общения;
  • высокий уровень коммуникативной компетентности;
  • осознание функций речи;
  • систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
  • развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

3.Игра «Знатоки проектного метода».

Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку. Сегодня хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод. Наше общение пройдет в форме игры "Знатоки проектного метода?". (Каждому по вопросу, за правильный ответ – зелёная фишка )

1. Что такое педагогическое проектирование?

  1. дань моде;
  2. догма профессиональной деятельности педагога;
  3. вид педагогической деятельности.

2. Место эпиграфа в структуре проекта:

  1. в начале;
  2. середине;
  3. им можно закончить проект.

3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?

  1. коллективный;
  2. исследовательский;
  3. долгосрочный.

4. Что такое гипотеза?

  1. короткая аннотация проекта;
  2. опасение педагога о неудачной реализации проекта;
  3. предположение, требующее объяснения и подтверждения.

5. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для технологической фазы проекта?

  1. реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
  2. выдвижение гипотезы;
  3. открытый показ деятельности по теме проекта.

6. Какой вид деятельности следует исключить из рефлексивной фазы проекта?

  1. сопоставление цели и результата проекта;
  2. рефлексивная оценка проекта;
  3. выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.

7.  Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?

  1. репродуктивный;
  2. поисковый;
  3. творческий.

8. Презентуя проект, педагог должен:

  1. показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
  2. проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам;
  3. привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы.

4. Презентации паспортов проектов.

Сегодня я рада Вас приветствовать на "Аукционе талантов". На аукцион выставлены необычные лоты - это  паспорта проектов - педагогическая продукция наших педагогов, которые на сегодняшний день станут аукционистами. На аукционе талантов представлено  __  лотов. Регламент  представления лота - 2 мин.

После представления каждого лота, Вам необходимо оценить данный лот денежной единицей "фишкой", но наша денежная единица имеет разное цветовое оформление и свое смысловое значение:                                              

зелёная"фишка" - "принимаю",                                                                                    

жёлтая "фишка" - "принимаю частично",                                                                      

 красная "фишка" - "не принимаю".

И так, разрешите начать наш "Аукцион талантов" (защита паспортов проектов)

      Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога.

Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность. Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.

5. Рефлексия Упражнение "Мишень"

Последней процедурой нашего педсовета -  отметка на мишени «Обратная связь». Просьба поставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах Место вашей отметки зависит от оценки вашей работы по четырем критериям. Оценка осуществляется по 10-балльной шкале.

http://festival.1september.ru/articles/614188/img4.gif

6. Решение педсовета

Решение педсовета:

  1. Для повышения качества воспитательно-образовательного процесса внедрять в педагогический процесс метод проектов.
  2. Пополнять копилку разработок проектов с детьми.
  3. Совершенствовать профессиональных умений педагогов по организации проектной деятельности через различные формы методической работы.
  4. Организовать  запланированные  проекты по группам

Список предлагаемой  литературы:

1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2006.- 64с.

  1. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова

«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ».  – М: АРКТИ, 2004 – 96с.

  1. В.С.Близнецова «Руководство Проектной деятельностью педагогов ДОУ» Журнал «Справочник старшего воспитателя» №9 2009 год
  2. Л.Л. Тимофеева «Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками» СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  3. Т.В.Хабарова «Педагогические технологии в дошкольном образовании» СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  4. О.Д. Смирнова «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» М.: «Скрипторий 2003»,  2011.
  5. Методическое пособие «Проектная деятельность детей и установление партнёрских отношений с семьями воспитанников» СПб.: АНО ОЦ  «Гелиос», 2009.
  6. http://dohcolonoc.ru/cons
  7. http://www.maam.ru/detskijsad/

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Оптимизация воспитательно - образовательного процесса в ДОУ с использованием «Психологических уголков»

Цель:  Проанализировать деятельность педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов уголков психологической разгрузки для полноценного психофизического...

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития иссл...

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».Старший воспитатель Фоменко Т.А....

Педагогический совет «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»

Педагогический совет в форме круглого стола по теме «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»...

Итоговый педагогический совет «Анализ воспитательно-образовательной работы за 2017-2018 учебный год»

Итоговый педагогический совет по определению эффективности работы ДОУ за 2017-2018 учебный год....

«Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологий проектной деятельности.

laquo;Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологий проектной деятельности.Подготовила Рыжова Т.В.Слайд 2.Начну я с китайской притчи, которая гласит: &la...