Педагогический совет. Обновление воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении на основе внедрения проектной деятельности
учебно-методическое пособие
Педагогический совет о внедрении проектной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
Обновление воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении на основе внедрения проектной деятельности
План педагогического совета:
1.Проектный метод. Способы организации проекта в ДОУ.
2.Развитие дошкольников в проектной деятельности.
3.Игра «Знатоки проектного метода».
4.Презентации паспортов проектов (педагоги).
5. Рефлексия.
6. Принятие решения педсовета.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов через знакомство с методом проектов как средства развития творчества и профессиональной активности педагогов и как способа обновления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Задачи:
- Способствовать творческому поиску методов реализации образовательного процесса. Мотивировать использование технологии педагогических проектов и метода проектов в своей работе.
- Показать эффективность и возможности данной технологии в работе педагогов. Дать представления о технологии педагогического проектирования и методе проектов в работе с дошкольниками.
- Повышать методический уровень педагогов в овладении и использовании проектного метода. Поупражнять в составлении педагогических проектов и разработке алгоритма проектной деятельности.
- Пропагандировать педагогическое мастерство педагогов в использовании метода проекта в практике.
«Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью»
В. Килпатрик
1.Проектный метод. Способы организации проекта в ДОУ.
Современные реалии и требования предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в д/с, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями. Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве. Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь). Ядро любой технологии : цель - средства - правила их использования - результат.
В этимологическом словаре слово "проект” (заимствовано из латыни) означает "выброшенный вперёд”, "выступающий”, "бросающийся в глаза”. Понятие "проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Метод проектов (технология проектной деятельности) – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная и коллективная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка
Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребёнок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной – все действия ребёнок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности. В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определённым критериям выбирает оптимальный способ решения.
Воспитатель выступает как организатор, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной деятельности. При этом взрослый выступает партнёром ребёнка и помощником в его саморазвитии.
"Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи.
Развитие метод получил в работах В. Килпатрика В России педагогические идеи Дж.Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т.Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х. годов, но в 1931 году метод проектов был осуждён как чуждый советской школе, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьёзных попыток возродить этот метод в образовании.
Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде, так как введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Типология проектов в ДОУ (собираем таблицу коллективно)
По количеству | Индивидуальные Групповые |
По содержанию | Монопроекты (одна образовательная область) Интегративные (две и более образовательные области) |
По продолжительности | Краткосрочные (1-4 недели) Среднесрочные (1-2 месяца) Долгосрочные (полугодие, учебный год) |
По доминирующему виду проектной деятельности | Информационные Исследовательские Творческие Проектно-ориентированные |
Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой) (соединяем я вид – в ответ содержание)
- Исследовательско - творческие
Развитие познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
Систематизация знаний об окружающем мире;
Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе .
- Ролево-игровые
Развитие игровых умений детей, поощрение инициативности игровых замыслов.
Развитие навыков общения.
Использование игры для обогащения разносторонних представлений детей о действительности.
- Информационно-практико-ориентированные
Создание условий для формирования нравственных ценностей и ценностей здорового образа жизни.
Приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, а также к явлениям других культур (в их историческом и географическом аспектах).
Формирование установок толерантного сознания.
Развитие самопознания и положительной оценки.
- Творческие
Развитие творческого потенциала каждого участника проекта.
Овладение различными видами творческой деятельности
Углубленное приобщение к искусству, народному творчеству.
Жизненный цикл проекта (по В.Н. Буркову, Д.А. Новикову) определяется 3 фазами:
I Фаза проектирования: Стадии формулирования проблемы, исследования условий, построения программы.
II Фаза технологическая: Стадия реализации модели проекта.
III Фаза рефлексивная: Стадия итоговой оценки и рефлексии.
Проектная деятельность дошкольников развивается поэтапно.
(разделиться на 3 подгруппы и найти к своему этапу алгоритм, определить его место – 1, 2, 3 )
1 этап - подражательно-исполнительский уровень (3,5–5 лет.)
На этом этапе дети участвуют в проекте "на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему. В этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ребёнку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения.
Алгоритм действий
1 шаг - интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослым проблемы.
2 шаг – определение взрослым цели проекта, его мотивация.
3 шаг – привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализация намеченного плана.
4 шаг – совместное движение взрослых и детей к результату.
5 шаг – совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
2 этап – развивающий уровень (5–6 лет)
Дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Алгоритм действий
1 шаг – выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей и взрослых.
2 шаг – совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата
3 шаг – планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.
4 шаг – выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.
5 шаг – обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
6 шаг – совместно с детьми определение перспектив проектирования.
3 этап – творческий уровень (6–7 лет)
Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её. У детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.
Алгоритм действий
1 шаг – выделение (детьми или взрослым) проблемы, отвечающей потребностям детей и взрослых.
2 шаг – самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
3 шаг – планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнёра), определение средств и способов реализации проекта.
4 шаг – выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договорённости, взаимообучение, помощь детей друг другу
5 шаг – обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
6 шаг – определение перспектив проектирования.
Проект можно представить как "Шесть П"
- Проблема
- Проектирование проекта
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
- Портфолио проекта.
Способы разработки проектов (разбиваемся на 2 группы, каждой общая тема «Мой дом», но свой способ)
- Образ "Семь мы" (по Заир-Бек) - знакомлю
- "Модель трёх вопросов" - разрабатывают
- Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен) - знакомлю
- Системная паутинка по проекту – разрабатывают
1) Образ "Семь мы" ( по Заир-Бек)
- Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
- Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
- Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
- Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
- Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
- Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
- Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
"Модель трёх вопросов"
ЧТО ЗНАЮ? | ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? | КАК УЗНАТЬ? |
Содержание, то что дети уже знают | План (тема проекта) | Источники новых знаний, т. е. средства |
2) Системная паутинка по проекту
Познание ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, формы: | Чтение художественной литературы ведущая деятельность - чтение, формы: | Коммуникация ведущая деятельность - коммуникативная, формы: |
Социализация ведущая деятельность - игровая, формы: | Труд ведущая деятельность - трудовая, формы: | Безопасность интеграция разных видов деятельности, формы: |
Здоровье интеграция разных видов деятельности, формы: | Физическая культура ведущая деятельность - двигательная, формы: | Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами формы: |
Художественное творчество ведущая деятельность - продуктивная, формы: | Музыка ведущая деятельность - музыкально-художественная, формы: | Режимные моменты интеграция разных видов деятельности, формы: |
Майндмэппинг (ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Последовательность действий по составлению мыслительных карт
- Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
- От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.
- Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
- От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
- Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.
2. Развитие дошкольников в проектной деятельности.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. (2 человека по очереди по видам каждый свой возраст)
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- приобщать детей к процессу познания;
- формировать различные представления;
- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
- формирование эмоциональной заинтересованности;
- знакомство с предметами и действиями с ними;
- развитие мышления и воображения;
- речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- осознание поставленной цели;
- овладение различными способами решения поставленных задач;
- способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
- поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности. Социальное и познавательное развитие:
- формирование способов общения
- обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
- сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач.
Старший дошкольный возраст.
Задачи обучения:
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
- произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
- потребности в создании собственной картины мира;
- навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- выявить проблему;
- самостоятельно искать нужное решение;
- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
- самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности. Социальное и познавательное развитие:
- развитие самопознания и положительной самооценки;
- овладение способами внеситуативно-личностного общения;
- высокий уровень коммуникативной компетентности;
- осознание функций речи;
- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.
3.Игра «Знатоки проектного метода».
Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку. Сегодня хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод. Наше общение пройдет в форме игры "Знатоки проектного метода?". (Каждому по вопросу, за правильный ответ – зелёная фишка )
1. Что такое педагогическое проектирование?
- дань моде;
- догма профессиональной деятельности педагога;
- вид педагогической деятельности.
2. Место эпиграфа в структуре проекта:
- в начале;
- середине;
- им можно закончить проект.
3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?
- коллективный;
- исследовательский;
- долгосрочный.
4. Что такое гипотеза?
- короткая аннотация проекта;
- опасение педагога о неудачной реализации проекта;
- предположение, требующее объяснения и подтверждения.
5. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для технологической фазы проекта?
- реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
- выдвижение гипотезы;
- открытый показ деятельности по теме проекта.
6. Какой вид деятельности следует исключить из рефлексивной фазы проекта?
- сопоставление цели и результата проекта;
- рефлексивная оценка проекта;
- выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.
7. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?
- репродуктивный;
- поисковый;
- творческий.
8. Презентуя проект, педагог должен:
- показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
- проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам;
- привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы.
4. Презентации паспортов проектов.
Сегодня я рада Вас приветствовать на "Аукционе талантов". На аукцион выставлены необычные лоты - это паспорта проектов - педагогическая продукция наших педагогов, которые на сегодняшний день станут аукционистами. На аукционе талантов представлено __ лотов. Регламент представления лота - 2 мин.
После представления каждого лота, Вам необходимо оценить данный лот денежной единицей "фишкой", но наша денежная единица имеет разное цветовое оформление и свое смысловое значение:
зелёная"фишка" - "принимаю",
жёлтая "фишка" - "принимаю частично",
красная "фишка" - "не принимаю".
И так, разрешите начать наш "Аукцион талантов" (защита паспортов проектов)
Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога.
Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность. Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.
5. Рефлексия Упражнение "Мишень"
Последней процедурой нашего педсовета - отметка на мишени «Обратная связь». Просьба поставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах Место вашей отметки зависит от оценки вашей работы по четырем критериям. Оценка осуществляется по 10-балльной шкале.
6. Решение педсовета
Решение педсовета:
- Для повышения качества воспитательно-образовательного процесса внедрять в педагогический процесс метод проектов.
- Пополнять копилку разработок проектов с детьми.
- Совершенствовать профессиональных умений педагогов по организации проектной деятельности через различные формы методической работы.
- Организовать запланированные проекты по группам
Список предлагаемой литературы:
1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2006.- 64с.
- Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ». – М: АРКТИ, 2004 – 96с.
- В.С.Близнецова «Руководство Проектной деятельностью педагогов ДОУ» Журнал «Справочник старшего воспитателя» №9 2009 год
- Л.Л. Тимофеева «Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками» СПб.: Детство-Пресс, 2011.
- Т.В.Хабарова «Педагогические технологии в дошкольном образовании» СПб.: Детство-Пресс, 2011.
- О.Д. Смирнова «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» М.: «Скрипторий 2003», 2011.
- Методическое пособие «Проектная деятельность детей и установление партнёрских отношений с семьями воспитанников» СПб.: АНО ОЦ «Гелиос», 2009.
- http://dohcolonoc.ru/cons
- http://www.maam.ru/detskijsad/
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Оптимизация воспитательно - образовательного процесса в ДОУ с использованием «Психологических уголков»
Цель: Проанализировать деятельность педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов уголков психологической разгрузки для полноценного психофизического...
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития иссл...
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».Старший воспитатель Фоменко Т.А....
Педагогический совет «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»
Педагогический совет в форме круглого стола по теме «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»...
Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологии проектной деятельности
Семинар практикум...
Итоговый педагогический совет «Анализ воспитательно-образовательной работы за 2017-2018 учебный год»
Итоговый педагогический совет по определению эффективности работы ДОУ за 2017-2018 учебный год....
«Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологий проектной деятельности.
laquo;Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологий проектной деятельности.Подготовила Рыжова Т.В.Слайд 2.Начну я с китайской притчи, которая гласит: &la...