Традиционные и интерактивные формы работы с родителями по здоровьесбережению дошкольников.
статья (средняя группа)
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zd.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРАДИЦИОННЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Ключевые слова: Здоровьесберегающие технологии, лепбук, интерактивный спектакль, арт – терапия, экскурсия выходного дня, анкетирование, консультации, здоровое питание, личная гигиена.
Аннотация: В докладе рассматривается, использование традиционных и интерактивных форм работы с родителями по здоровьесбережению дошкольников.
educator, MADОU "Child Development Center –kindergarten No. 8" Saransk, Russia, Kazachkоva1989@mail.ru
Keywords : Health–saving technologies, lepbооk, interactive performance, art therapy, weekend excursion, questionnaires, consultations, healthy eating, personal hygiene.
Abstract : The report examines the use оf traditional and interactive forms of work with parents on the health care of preschооlers.
На сегодняшний день, самой актуальной проблемой остается - здоровье детей. Здоровье, является самым главным в воспитании дошкольников. Среда в которой растет и развивается ребенок, является самым главным фактором, влияющим на здоровье.
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, мы поставили перед собой основные задачи:
- укрепить здоровье детей и родителей;
- создавать условия для их полноценного и своевременного физического и психического здоровья;
- приобщение родителей к активному участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми и воспитателями; [1, с. 14 - 17].
В своей работе я использовала современные здоровьесберегающие технологии, чтобы поддержать интерес к организованной образовательной деятельности, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность детей.
В своей повседневной работе я обязательно использую физ. минутки, подвижные игры, пальчиковые гимнастики, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, самомассаж, закаливающие упражнения после дневного сна, игры – релаксации, беседы, практикумы о здоровом образе жизни, личной гигиене, правильном питании, полезных и вредных привычках.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.
Но, главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического благополучия.
Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы достичь с родителями доверительных, партнерских отношений, для того чтобы объединить усилия во благо наших детей.
В своей работе я использую следующие формы работы с родителями по здоровьесбережению дошкольников :
анкетирование, консультации, индивидуальные беседы, тематические родительские собрания, с применением демонстрационного материала, папки передвижки, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, о пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, а также различные дни здоровья и спартакиады, беседы по пропаганде здорового образа жизни и прочее.
Но особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы. [2, с. 21].
Ежегодно в нашем детском саду проводятся совместные с родителями спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья!» Организацией таких мероприятий занимается инструктор по физическому воспитанию дошкольников, инструктор по плаванию и воспитатель. Результатом совместных мероприятий являются – хорошее настроение, позитивные эмоции детей и взрослых и конечно желание сотрудничать дальше.
В рамках работы по теме «Если хочешь быть здоров», была организована выставка рисунков «В здоровом теле здоровый дух!», «Спортивные соревнования», выполненных детьми вместе с родителями. Это были рисунки, стенгазеты и фотовыставка с достижениями детей. Совместно с родителями и детьми было изготовлено методическое пособие познавательного и развивающего обучения по здоровьесбережению - «Лэпбук» на тему «Моё здоровье».
Родители гораздо чаще стали откликаться на предложения поучаствовать в совместных проектах и готовы презентовать свои работы. Один из таких интересных проектов «Азбука здоровья».
В нашей группе осуществляется помощь родителей в благоустройстве и оформлении детской прогулочной площадки и уголка здоровья и спорта в группе.
Презентовав на родительском собрании нетрадиционный спортивный инвентарь, родители с удовольствием подключились к изготовлению нестандартного оборудования, которым мы пользуемся не только для закаливания, но и для спортивных мероприятий и подвижных игр. [3, с. 33].
Здоровье детей напрямую зависит от образа жизни семьи. Родители являются главным примером для своих детей, они первые педагоги, преподающие культуру физического развития ребенка. Нашей задачей является оказание семье педагогической помощи в вопросах воспитания и развития дошкольников, через разработку и использование интерактивных форм и методов, основанных на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Родителям необходима не только теоретическая информация, но и личный пример педагога.
Интерактивные формы предполагают такое сотрудничество, где родители в активной форме приобретают педагогический опыт в том числе и по здоровьесбережению.
Интерактивные формы работы с родителями, которые мы используем в своей работе и которые мы можем вам, педагогам, порекомендовать:
- Семинар – практикум «Арт - терапия «Волшебный песок». Была приготовлена презентация о лечебных свойствах и видах песка, проведен мастер класс занятия по работе с песком, условия детского сада позволили использовать специальное оборудование для этого. Воспитатель вместе с родителями и детьми поиграли в разные виды песка и изготовили совместные поделки и постройки.
- Досуг «Банные посиделки». Забавный герой предложил рассмотреть разные виды веников: берёзовый, пихтовый, липовый, кленовый. Родители смогли рассказать об их целебных свойствах. Разыграли сценку «Банный день», в процессе которой, бабка и дед преобразятся и помолодеют, посетив баню в сценке. Спеть частушки о бане. [4, с. 608].
- Досуг «Мы вместе, мы рядом». Родителям было предложено перевоплотиться в детей и «прожить» один день в группе. Окунуться в неповторимую атмосферу дошкольного детства. Данный досуг позволил родителям сделать для себя много открытий, познакомиться с традициями группы, увидеть спортивно-оздоровительную работу, проводимую в течении дня.
- «Экскурсия выходного дня» - совершая совместную прогулку по парку, мы поговорили о пользе прогулок на свежем воздухе, обсудили достопримечательности, воспитатель подготовил загадки о природе, устроил совместную фотосессию. А также, вместе собрали походный рюкзак и применили во время прогулки полезные мелочи из рюкзака.
- «Ромашковая аптека». Было проведено совместное чаепитие, направленное на фитотерапию, была проведена беседа о пользе вечернего чая с травами — мелиссой, зверобоем, мятой, липой, шиповником и конечно ромашкой —воспитатель и родители, поделились с детьми секретом заваривания травяных сборов, которые необходимы для здоровья, для снятия общей усталости и нервного напряжения.
- Мастер класс «Здоровое питание». Совместная трапеза с полезными блюдами, приготовленными дома, помогла узнать, что вредно, а что полезно употреблять не только ребенку дошкольнику, но и взрослому. Мини порции вкусных и полезных блюд и их рецепты приготовления смогут разнообразить любой стол, а также улучшить здоровье.
- «Интерактивный спектакль» мы разыграли с родителями на совместном мероприятии на тему здоровьесбережения — это потребовало минимум подготовки от родителей, а воспитатель предоставил лишь сценарий и минимум атрибутов. Зато положительных эмоций у детей и у родителей было огромное количество!
- Флэш-моб — эта форма работы пригодилась нам во время проведения утренней зарядки, когда дети вместе с родителями заряжаются бодростью и позитивом прямо с утра. А также совместные фотоотчеты о любимых видах спорта, здесь была использована безграничная фантазия.
- Проводятся консультации, организуются практические занятия. Темы самые разнообразные: «Если ребенок боится стоматолога», «Алкоголь и потомство», «Профилактические прививки — защита от инфекционных болезней», «О здоровье всерьез», «Профилактика детского травматизма», «Формируем потребность в здоровом образе жизни» и др.
Задачи, которые мы решили вовремя взаимодействия педагога и родителей :
- сплочение родительского коллектива и установление доверительных отношений между семьями и педагогом;
- повышение педагогической культуры родителей по вопросам формирования здорового образа жизни детей;
- обмен опытом семейного воспитания детей в области физической культуры и здоровья. [5, с. 29].
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Ну и самое главное. Родителям необходимо стремиться как можно больше времени проводить с ребенком.
Список литературы:
1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. - М., 2010. 14 – 17с.
2. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 ИДЕЙ для вовлечения родителей в жизнь детского сада. - М., 2011. 21 с.
3. Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи. - М., 2007. с. 33.
4. Немов, Р. С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – В 3-х кн. Кн. 2: Психология образования / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 1995. 608 с.
5. Багаутдинова С. Ф. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации для студентов к курсу "Управление дошкольным образованием". Магнитогорск: МАГУ, 2001. 29 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синтез традиционных и интерактивных форм взаимодействия с родителями в деятельности современного ДОУ.
В статье представлен опыт работы детского сада по взаимодействию с родителями воспитанников в современных условиях. Раскрыта актуальность поиска наиболее эффективных форм работы ДОУ с семьей и сущност...
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями...
Презентация "Портфолио дошкольников как интерактивная форма работы с родителями"
Здравствуйте уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию стендовый доклад на тему: «Портфолио дошкольников как интерактивная форма работы с родителями».С целью определения уровня развития индивидуа...
Интерактивные формы работы с родителями по здоровьесбережению
Здоровье детей напрямую зависит от образа жизни семьи. Родители являются первыми педагогами и своим личным примером они формируют культуру здоровья у своих детей. Задачей нашего образовательного учреж...
Доклад из опыта работы для педагогов на тему: «Традиционные и интерактивные формы работы с родителями по здоровьесбережению дошкольников»
На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми.Здоровье детей напрямую зависит от ...
Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)
В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...
Оптимальное сочетание традиционных и инновационных форм работы с родителями дошкольников по вопросам здоровьесбережения
материал из опыта работы для педагогов ДОУ....