Стимулирование творческой деятельности одарённых детей через участие в конкурсах, фестивалях и другого вида деятельности.
материал
Одаренные, талантливые дети — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. И именно данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества. Вместе с тем креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно. Его нужно развивать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti.docx | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Одаренные, талантливые дети — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Одной из приоритетных задач становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Одной из приоритетных задач становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.
Современное общество испытывает большую потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.
Одаренные, талантливые дети — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. И именно данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества. Вместе с тем креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно. Его нужно развивать.
На развитие креативности оказывают влияние следующие факторы:
- наследственность;
- специально организованное обучение;
- собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от творческой деятельности;
- окружающий социум (родители, педагоги, дети).
Выделяют несколько направлений работы, сопутствующих развитию одаренности ребенка:
- развитие любознательности как основы познавательной активности;
- развитие познавательных процессов;
- развитие творческого воображения;
- обогащение представлений об окружающем мире.
- развитие креативности;
- воспитание доброжелательности, умения договариваться и уступать, преодоление эгоцентризма.
Таким образом, возникает необходимость создания оптимальной среды для ребенка, которая будет:
1. Способствовать обогащению ребенка широким спектром эстетических впечатлений.
2. Направлять их творческую активность.
3. Вызывать желание экспериментировать.
4. Создавать основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.
5. Создавать для детей ситуацию успеха — участие в фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях, детских конференциях, семинарах, олимпиадах.
В основе работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит постулат Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».
Для начала необходимо определить, что такое творчество и творческая личность:
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а творчество — это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением.
В чем проявляет себя творческая личность?
✓ Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности
✓ Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.
✓ Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.
✓ Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.
Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.
Таким образом, создавая условия для формирования у детей активной жизненной позиции, конкурсы и фестивали выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей.
. Одной из главных целей в проведении конкурсов и фестивалей является поиск одаренных, творческих, талантливых детей, для организаторов важно открыть новые имена и поддержать их творчество.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день в педагогике искусства и психологии существует две крайние точки зрения:
∙ «все дети являются одаренными»
∙ «одаренные дети встречаются крайне редко».
Сторонники одной из них полагают, что одаренность — уникальное явление, другие считают до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий.
Выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:
— дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
— дети с высоким уровнем творческих способностей — юные музыканты, художники и др. (творческая одаренность);
— дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
На мой взгляд, абсолютное большинство детей имеет предпосылки для развития того или иного вида одаренности. Одаренность — это совокупность различных способностей. При этом «творческая одаренность» как понятие — это характеристика не просто высшего уровня выполнения деятельности, но ее преобразования и развития.
Творческая деятельность, которая осуществляется по инициативе самого ребенка, постоянно совершенствуется, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. Именно эту точку зрения, как педагог, я разделяю, поэтому в работе с детьми особое значение для меня имеет собственная активность ребенка.
Соревнование является важной характеристикой роста и развития детей. Организованные на должном уровне соревнования могут быть полезны как для общего развития ребенка, так и сыграть активную роль в формировании необходимых для него волевых качеств, укрепления, закалки характера.
Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма».
Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.
Творчески одаренные подростки общительны и склонны к широким социальным контактам, их следует включать в активную общественную и творческую деятельность, тем более что они обычно показывают большую эмоциональную стабильность и достаточно спокойно относятся к критике и собственным ошибкам.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что участие в творческих фестивалях и конкурсах наиболее благоприятное воздействие может оказать на развитие отдельной личности и коллектива именно в дошкольном возрасте.
В целом можно выделить личностные качества, позитивно и негативно влияющие на развитие одаренности:
∙ позитивно влияют на становление одарённости — познавательная мотивация, развитый мотив достижения успеха, общая адекватная самооценка, низкий уровень тревожности, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость;
∙ негативно воздействуют на возможности реализации творческого потенциала детей и подростков — несформированность мотивационной сферы, развитый мотив избегания неудач, заниженная или чрезмерно завышенная самооценка, повышенная чувствительность, высокий уровень тревожности, неуверенность в себе и своих способностях.
Поэтому при работе с детьми важно учитывать, что необходимым условием развития творческой одаренности дошкольников является соблюдение принципов гуманистической психологии — безоценочности, принятия, безопасности, поддержки.
Одна из важнейших задач на этом этапе — формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
Конкурс и фестиваль — действенный способ побудить творческую активность ребенка
Одним из самых действенных способов побудить творческую активность — это предложить участие в творческом мероприятии: концерте или спектакле, а также в фестивале или конкурсе. Детям хочется себя показать и на других посмотреть, им важно и само участие в творческом состязании, но не менее важно получить признание своей творческой деятельности, т.е. победить. Задача меня, как педагога, помочь в самореализации и так организовать свою работу, чтобы эта часть его творческого пути была успешной.
Конкурсная практика характеризуется целым комплексом целей. Одна из них — развитие учащихся, в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя, весьма ценным показателем ее качества. От школьной системы контроля успеваемости детей — зачетов, экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов — конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей и усилий как детей, так и педагогов.
Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять во многих отношениях профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры и т. п.
Существуют разного типа конкурсы. В первую очередь нужно четко понимать, в чем особенности и различия конкурса и фестиваля, а также выстраивать постепенный, последовательный график участия в них. При этом нужно учитывать многие факторы: реальные способности, степень подготовленности, степень конкурентоспособности своего ученика, понимать и адекватно оценивать каковы его шансы на успех.
Конкурс — (от латинского concursus, буквально — стечение, столкновение, встреча). Соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа участников.
А значит — борьба. И чем выше уровень конкурса или фестиваля, выше и уровень конкурсной конкуренции, она достаточно жесткая, и участники должны обладать не только профессиональными навыками, но иметь большой опыт публичных выступлений.
Фестиваль — широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства.
Участие в фестивале дает возможность получить опыт творческого общения, которое возникает в пространстве праздника, ощутить радость творческого процесса, пообщаться в неформальной обстановке со своими ровесниками.
Конкурсы-фестивали, ставшие популярными в последнее время и значительно обновившие современную конкурсную практику, больше отвечают культурно образовательным потребностям общества. Объединяя в себе задачи фестиваля и конкурса, такой творческий проект дает больше свободы и вариативности в организации, возможность представить несколько детское творчество более широко, организовать мастер-классы для наших учащихся с участием профессионалов высокого уровня.
Это — отличные стартовые площадки для дошкольников и школьников, они вовлекают в конкурсный процесс большее количество участников и педагогов, чем традиционные, «академические», конкурсы, служат хорошим дополнением к учебному процессу.
Главная направленность такой программы — развитие творческой личности учащихся. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей, которые не всегда верно понимают цели и смысл соревнования юных исполнителей, а в русле конкурса-фестиваля естественно вовлекаются в дело художественного воспитания ребенка.
В конкурсах-фестивалях создается ситуация, не травмирующая детскую психику, что, к сожалению, часто происходит в ходе традиционных конкурсов.
Главное для конкурсанта, тем более маленького, почувствовать сцену, себя на этой сцене, посмотреть на других, услышать мнение и советы. Выход на большую сцену даёт почувствовать уверенность в своих силах, при этом требует более широких знаний, навыков, мастерства, что является дополнительным стимулом над собой.
Только если все это доставляет ему удовольствие, а не сплошной стресс, этим имеет смысл заниматься.
Вообще не участвовать в конкурсах и фестивалях? Мне такая позиция представляется неверной, потому что конкурсы и фестивали – это большая школа мастерства, только сжатая временными рамками 3-5 дней. И опыт показывает, что, принимая участие в конкурсах и фестивалях, и ученика и педагога происходит качественный профессиональный рост, каждый получает максимум впечатлений, информации, практического опыта.
Для детей это возможность показать свои достижения, быть услышанным зрителем, а также в ситуации творческого состязания получить путевку на конкурсы городские, окружные, всероссийские и международные. Участие в нем дает возможность нашим воспитанникам оценить свои возможности, увидеть и услышать, уровень других, расширить рамки своего репертуара понравившимися произведениями. Следующая ступень в приобретении творческой смелости, опыта конкурсантов и дополнительный стимул для активной самореализации — выход на большую сцену, на большую зрительскую аудиторию и это фестиваль.
Так постепенно повышается уровень нашей фестивальной и конкурсной жизни. «Талант ученика в скорости его обучаемости»,- говорил учитель С. В. Клубков.
Победа на творческом конкурсе — это признание творческой состоятельности, она дает большие возможности в реализации творческого потенциала победителям, а также имеет не только моральное удовлетворение.
Педагог несет ответственность за то, в какой форме выходит ученик на тот или иной конкурс. Ведь «рука учителя», конечно же, будет ощущаться в творчестве ученика, но его мастерство заключается в том, чтобы ее не заметили, чтобы конкурсный материал раскрывал дарование ребенка, а не амбиции взрослого.
Но запоминаются фестивали и конкурсы не только одержанными победами, а теми встречами, знакомствами, впечатлениями, которые мы на них получаем. И от того, какая атмосфера царит на фестивале, зависят и конкурсные результаты, и то, что вынесет в плане творческого роста каждый участник.
Вывод. Участие в конкурсах важная составляющая творческой жизни ребенка, в ней заложены огромные образовательные возможности, главное ими правильно воспользоваться. Потому что каждому, а тем более ребенку важно знать, что его творчество востребовано и оценено по достоинству. Ему важен успех, и от нас взрослых зависит — будет ли эта конкурсная и фестивальная жизнь интересной, полезной и ведущей к успеху.
За те года что воспитанники посещают детский сад, я вместе с ребенком (девочкой) участвовали в певческом конкурсе «Душа с душою говорит». А воспитанница моей группы Дарья вместе со своей семьёй принимала участие к конкурсе «Синяя птица», так же Дарья посещает кружок по вокалу, вне детского сада, участвует в районных и областных певческих конкурсах, а мы стараемся развивать ее способности в детском саду.
Наши воспитанники так же участвуют в районных и областных конкурсах, посещая разные кружки – это вокал, танцы современные и танцы бальные, тхэквондо, карате, борьба - представляют свои творения , результатом этого стало , то что дети отмечены грамотами и дипломами, получают положительный опыт во время участия в соревнованиях и в конкурсах, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.
Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы, фестивали и праздники выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что участие в творческих фестивалях, праздниках и конкурсах наиболее благоприятное воздействие может оказать на развитие отдельной личности и коллектива в целом именно в подростковом возрасте.
Решение:
— Активно внедрять в воспитательную деятельность новые формы и методы работы с детьми и подростками в соответствии с возрастными особенностями и их темпераментом, что способствует социальному и профессиональному самоопределению учащихся.
— Педагогам при планировании воспитательной работы учитывать особенности учащихся в целях определения потребностей и интересов участников образовательного и воспитательного процесса.
— Создавать условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции.
— Использовать новые и интересные формы работы с родителями.
— Использовать в работе Интернет-ресурс для информатизации родителей о работе педагогов.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №43 «ТЕРЕМОК» п.Красногорняцкий, Ростовской области.
Стимулирование творческой деятельности одарённых детей
через участие в конкурсах
и фестивалях и другого вида деятельности
Подготовила воспитатель:
Шевцова Ксения Андреевна
18.12.2019г
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих музыкальных способностей детей через интеграцию видов деятельности
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, р...
развитие художественно-творческих способностей у детей через интеграцию различных видов деятельности
данная презентация включает в себя опыт работы дошкольного отделения по одной из годовых задач, направленной на развитие художественно-творческих способностей....
Участие и достижения воспитанников в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях по профилю деятельности педагогического работника
Участие и достижения воспитанников в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованияхпо профилю деятельности педагогического работника...
Тема: «Развитие творческих способностей у детей через различные виды изобразительной деятельности»
Годы работы с дошкольниками дали мне возможность убедиться в том, что изобразительная деятельность, включающая рисование, аппликацию, лепку, именно в совокупности, способствует разностороннему развити...
Форма 11 3.3.–3.5. Участие и достижения воспитанников в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях по профилю деятельности педагогического работника
Творческие возможности человека могут проявить себя в разном возрасте (детском, подростковом, юношеском и взрослом), в том числе и уже в дошкольном детстве. В последнем случае они могут быть выявлены ...
Участие и достижения воспитанников в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях по профилю деятельности педагогического работника
Участие и достижения воспитанников в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованияхпо профилю деятельности педагогического работника...
Участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах, фестивалях по профилю профессиональной деятельности педагога
Участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах, фестивалях по профилю профессиональной деятельности педагога...