Многофункциональные игры для детей с нормативным развитием и с ОВЗ в работе педагога-психолога
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Многофункциональные игры для детей с нормативным развитием и с ОВЗ в работе педагога-психолога
Есенкова Ирина Юрьевна (педагог-психолог)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Васильевский детский сад комбинированного вида «Василёк»» (МДОУ «Василёк») Городской округ Серпухов Московской области
По ФГОС ДО все участники образовательного процесса должны соблюдать интересы ребёнка. Пункт1.5: Каждый ребенок независимо от того, есть ли у него статус ОВЗ или инвалидность имеет право на получение качественного дошкольного образования.[ФГОС ДО, 1.5.]
В соответствии с ФГОС ДО игра является основным видом деятельности дошкольников, т.о. воспитание, развитие и обучение осуществляется посредством, именно, игры.
Подвижные игры входят в большую группу «игр с правилами».
Это игры на развитие разных движений (бега, прыжков, метания, лазанья, ходьбы), разной двигательной активности (большой подвижности, средней, умеренной, малой подвижности). Это игры с предметами и без предметов (с лентами, обручами, флажками, султанчиками), со словами и без слов.
Игры с мячом являются играми с правилами. Каким же был мяч прошлого?
Этот бессмертный колобок прикатился к нам из глубины веков. Это одна из самых древних и любимых игрушек мира. Раньше изготавливали и шили из подручных материалов.
В Древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и… уважали. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, а значит, по мнению греков, обладал его волшебной силой. Исчезло ли это уважение со временем? С абсолютной уверенностью можно сказать, что «нет».
Поэтому мяч и игры с ним имеют большое значение в развитии ребёнка в целом, а в работе психолога просто необходим.
Мяч многофункционален и к тому же недорог и безопасен.
Игра в мяч
высоко адаптируется под разные возможности (интеллектуальные и моторные). Могут играть не только дети в норме, но и дети с проблемами в развитии. Здесь речь идёт о высокой гибкости игр с мячом, о высокой адаптации таких игр к моторике и интеллектуальным функциям.
Высоко вариабельна: сложность правил, продолжительность, в одиночку и парами, группами и подгруппами. От простых правил к более сложным. Многообразие форм: в одиночку, парами, подгруппами. В зависимости от того какую цель преследует специалист или педагог будет зависеть и форма игры с мячом.
Развивает различные функции и навыки, то есть охватывает их широчайший спектр.
Мяч позволяет развивать психические функции и речь.
Что можно делать с мячом?
Мяч – это одно из важнейших средств, чтобы удерживать и инициировать контакт.
Можно: подкатывать, бросать, передавать, гладить, метать, катать, пинать, ударять, сжимать, играть, забивать.
Нельзя : бросать в лицо, протыкать, портить, пачкать, отбирать у других, играть у дороги и у зданий с окнами, класть на стол, нарушать правила игры.(воспитательный момент-не играть у дороги, не вырывать из рук, не портить)
В чём польза игры с мячом? Она:
- развивает мышечную силу
- активизирует работу сердца и легких
- улучшает обмен веществ
- развиваются глазомер, координацию, смекалку
- через игру накапливается информация
- развивается интеллект
В головном мозге проекция кисти руки расположена рядом с речевой зоной. Когда в игре ребенок манипулирует мячом, нервные импульсы от рук попадают в кору и стабилизируют её.
Движения пальцев и кистей влияют на развитие функций мозга ребенка. Чем больше разных движений он выполняет, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг. Игры с мячом способствуют развитию речи ребенка.
Использование мяча на занятиях для детей с ОВЗ
- Снимает напряжение и страхи
- Способствует социальным взаимодействиям
- Улучшает настроение
- Повышает активность
- Мобилизует все психические процессы
- Формирует межполушарное взаимодействие
- Стабилизирует верхние и нижние конечности
- Подготавливает плечевой пояс к школьным нагрузкам
- Развивает силу и гибкость лучезапястного сустава – будущее письмо
Дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе. Им трудно учиться. Любая попытка усадить таких детей вызывает у нервной системы нежелание заниматься: «Я не хочу, потому что я не могу. Я не хочу, потому что у меня нет сил на это. Я не хочу, потому что я не знаю как это делается». Поэтому как раз непроизвольность игр с мячом позволяет нам отрабатывать сложные координации слухо-рече-двигательные и слухо-рече-зрительные. Но не следует забывать о том, что для детей с ОВЗ подбираются игры с умеренной нагрузкой. Игры с мячом в коррекционной работе используются не только для отработки каких - то задач, но и чтобы научить детей взаимодействовать друг с другом.
Мяч в психологической работе
Положительные эмоции
Релаксация
Поддержание контакта
Обучение коммуникации
Символизация
Игры с мячом решают психологические, речевые и социальные задачи.
Групповые и подгрупповые занятий с мячом одинаково эффективны для детей с нормативным развитием и с ОВЗ.
Игры с психологом
1.Игра- перекличка «Фрукты»
Цель: развитие крупной моторики, памяти, закрепление понятий
Описание: дети передают по кругу мяч в руки со словами: « Я Дима. Мой любимый фрукт- яблоко». Фрукт всегда новый.
Психологический мяч” из копилки психодрамы, которая полезна при ухудшении психологического климата в группе, позволяет снять эмоциональную блокаду в неэмоциональной группе. Ценность этого упражнения мы видим в том, что данное психологическое упражнение-игра может проводиться БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОДИН РАЗ, никак не теряя своей новизны и актуальности.
2.Игра «Закончи предложения»
Цель: снятие тревожности
Описание: педагог бросает ребенку
мяч со словами: «Я умею…».
(Я могу, я хочу научиться)
А он должен бросить
его обратно, назвав окончание,
пришедшее ему на ум.
3.Игра:«Я бросаю тебе».
Цели: улучшение настроения, переключение внимания.
Описание: дети встают в круг и перебрасывают друг другу мяч. Когда ребенок кидает мяч, он называет по имени того игрока, кому его адресует, и добавляет: «Я бросаю тебе цветок» (конфету, слона). Ребенок, который поймал мяч, отвечает на подарок, например: «Я очень люблю цветы, спасибо». (Это моя любимая конфета, спасибо), (Я еще никогда не катался
на слонах, спасибо). Далее второй игрок бросает мяч.
Использование таких многофункциональных игр с мячом в группе детей с нормативным развитием и с ОВЗ даёт положительные результаты и решают психологические, речевые и социальные задачи.
Использованная литература:
1. ФГОС ДО [1.5.; 2.6.;2.7.;3.2.5.;4.6.]
2. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Айрис-пресс, 2004.
3.Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е издание.-М.: Просвещение, Владос 1995.
4. https://www.live-and-learn.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно-правовая база для работы педагога-психолога
Нормативные документы, регламентирующие работу психолога в системе образования РФ....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
Опираясь на принцип постоянного наращивания трудностей и особенности психического развития детей дошкольного возраста, в коррекционной работе с дошкольниками, я использую игры с логическими блоками Дь...
Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»
Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...
Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»
Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...
Развитие воображения детей раннего возраста в игровой деятельности из опыта работы педагога - психолога
Эффективному развитию воображения у детей дошкольного возраста способствует игровая деятельность. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходит значительное изменение в его психик...
"Арт-терапевтические приёмы в работе педагога-психолога. Игры и упражнения с песком для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»
В теоретической части освещена тема использования кинезиологических игр и упражнений при выборе арт-терапевтических приемов работы педагога-психолога, а также содержатся примеры игр и упражнений...
Многофункциональное занятие в работе педагога-психолога с детьми ОВЗ
Сейчас в образовательных учреждениях стало больше детей ОВЗ. И задача педагогов и специалистов развивать детей максимально , чтобы развить весь потенциал, который заложен в ребенке и что о...