Консультация для родителей " Свободное и эффективное развитие детей с ЗПР" Общие рекомендации педагога-психолога
консультация по коррекционной педагогике

Этапы построения программы специального обучения и раннего стимулирования детей с ОВЗ:

  1. Внимательно наблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что он может и чего не может в каждой области развития.
  2. Отметьте, какие вещи он только начинает делать или пока делает с трудом.
  3. Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются.                                                       
  4. Разделите каждый новый навык на маленькие ступени - на такие действия, которые ребенок может освоить за один - два дня, после чего переходите к следующей ступени.

Родителям необходимо помнить следующее: не ожидайте слишком многого сразу. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_detey_s_ovz.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Общие рекомендации педагога-психолога для родителей обучающихся группы компенсирующей направленности:

  1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.
  2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
  3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
  4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
  5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
  6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
  7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
  8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
  9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
  10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило реабилитации”.

Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется “помочь” ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, - поддерживая и поощряя, и помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать. В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как занятие помогает или мешает общему развитию ребенка. Необходимо приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка.

Этапы построения программы специального обучения и раннего стимулирования детей с ОВЗ:

  1. Внимательно наблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что он может и чего не может в каждой области развития.
  2. Отметьте, какие вещи он только начинает делать или пока делает с трудом.
  3. Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются.                                                       
  4. Разделите каждый новый навык на маленькие ступени - на такие действия, которые ребенок может освоить за один - два дня, после чего переходите к следующей ступени.

Родителям необходимо помнить следующее: не ожидайте слишком многого сразу. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает.

Практические упражнения

«Твоя ладошка, моя ладошка»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка…»

«Покатаем мячик»

Цель: формирование эмоционального контакта; развитие движений.

-Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Взрослый катит мяч ребенку на полу или на столе.

Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

-Кати мячик! Оп! Поймала мячик!

Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком.

«Зарядка»

Взрослый выполняет упражнение вместе с ребенком, взяв его за руки.

Руки вверх.

Хлоп-хлоп-хлоп (хлопает).

Руки вниз.

Топ-топ-топ (топает).

Руки в стороны.

Ух-ух-ух (машет кистями рук, как крыльями).

Руки вперед.

Тук-тук-тук (стучит кулачками).

«Ручки в стороны, в кулачок»

Взрослый вместе с ребенком, читая стишок, имитирует движения:

Ручки в стороны, в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,

Разожмем – и на бочок,

Ручки вниз, в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

«Погладь кошку»

Взрослый и ребенок подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом ребенок её гладит, может взять на руки, прижаться к ней.

«Покажи нос»

Раз, два, три, четыре, пять, 
Начинаем мы играть. 
Вы смотрите, не зевайте 
И за мной все повторяйте, 
Что я вам сейчас скажу 
И при этом покажу.

Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Ребенок повторяют за ним движения, показывая на себе названные части тела.

«Различение цвета и формы»

Второе задание — «Различение цвета и формы»

Цель: улучшить зрительное внимание и навык соотнесения.

Материал: бумага, картон, клей, ножницы.

Процедура: вырезать квадраты, треугольники, круги, прямоугольники разных размеров из бумаги одного цвета. Приклеить набор на картон. Другой экземпляр взять себе. Расположите картон перед ребенком и дайте ему одну из фигур, которые находятся у вас. Попросите ребенка сравнить фигуру с теми, что наклеены на картоне, пока ребенок не найдет идентичную. Повторять процедуру, пока все из фигур не будут размещены на картоне.

«Обводка пальцами контура предметов»

Цель: улучшить контроль рук и пальцев.

Материал: домашние предметы (мяч, книга, стол и т.п.).

Процедура: возьмите указательный палец ребенка и обведите им по внешней стороне нескольких предметов, таких как мяч, книга и стол. Постепенно уменьшайте ваш контроль за рукой ребенка и посмотрите, продолжит ли он сам выводить форму.

Если ребенок начинает двигать руками импульсивно, успокойте его. Когда ребенок привыкнет к тактильному ощущению, варьируйте предметы.

«Гайки и болты»

Цель: научить определять параметры размеров и совершенствовать мелкую моторику.

Задача: совместить три болта и гайки.

Материал: три болта и три гайки идентичного размера и три болта и гайки разных размеров, два подноса для сортировки.

Процедура: начните с болтов и гаек одного размера. Смешайте болты и гайки и поставьте перед ребенком два подноса — один с болтом, другой с гайкой. Попросите ребенка рассортировать болты и гайки на соответствующие подносы.

Затем покажите, как собрать болты и гайки, держа в одной руке болт, в другой гайку. Направляя его руки, соберите второй набор. Повторяйте несколько раз, уменьшая помощь, пока у ребенка не будет проблем с болтами и гайками одного размера.

Далее замените их на болты и гайки разного размера. Пусть ребенок попытается совместить их, пока не найдет подходящие.

«Части целого»

Цель: учит узнавать взаимосоответствующие части целого и соотнести эти части правильно.

Материал: цветная бумага, белая бумага, цветной карандаш, ножницы, клей.

Процедура: разрежьте простые формы из цветной бумаги, которые, собранные вместе, образуют предмет, который ребенок легко узнает. Дайте ребенку две части картинки и покажите, как их собрать. Убедитесь, что ребенок наблюдает за вами. Назовите предмет. Затем возьмите два разрозненных кусочка опять и попросите ребенка собрать их. Когда задание станет простым, переходите к картинкам из трех частей 

Развитие эмоционально-волевой сферы детей через прочтение сказок

•        При прочтении сказок взрослый может спрашивать про настроение героев сказок, пробовать проигрывать небольшие сюжеты, помогать ребенку определить разницу между эмоциональными состояниями (радость - грусть; удивление - интерес; страх - злость и т. д.).

•        Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить вас родителей задуматься и попытаться, как-то исправить положение вещей. С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие.

•        Читая вместе с мамой (папой), ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства. Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагога-психолога ДОУ по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи для педагогов и родителей.

Рекомендации педагога-психолога ДОУ по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи для педагогов и родителей....

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»...

Статья: "Социально-коммуникативное развитие детей - приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОУ".

    В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государств...

Рекомендации педагога-психолога родителям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негат...

Рекомендации педагога-психолога по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи для родителей

Один из основных разделов домашнего обучения — развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеоб­щему умилению окружающих. Совсем другу...

Рекомендации педагога-психолога воспитателям по эффективному взаимодействию с детьми

Рекомендации педагога-психолога воспитателям по эффективному взаимодействию с детьми...