Развитие исследовательского поведения дошкольников при сопровождении педагогом-психологом педагога дополнительного образования и воспитателей.
статья по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)
В современном мире окружающие нас условия, люди, предметы постоянно меняются, поэтому взрослым, а тем более детям приходится приспосабливаться к новым реалиям прибегая к поисковой активности и исследовательскому поведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_issledovatelskogo_povedeniya_doshkolnikov_pri_vzaimodeystvii_pedagoga.docx | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие исследовательского поведения дошкольников при сопровождении педагогом-психологом педагога дополнительного образования и воспитателей.
В современном мире окружающие нас условия, люди, предметы постоянно меняются, поэтому взрослым, а тем более детям приходится приспосабливаться к новым реалиям прибегая к поисковой активности и исследовательскому поведению.
В детских садах необходимо тесное взаимодействие педагога-психолога с другими участниками образовательного процесса и родителями для проведения своевременной консультации педагогов на тему исследовательского поведения детей. Педагог-психолог доступным образом должен донести до педагогов основные правила для проведения исследовательской деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Единого определения исследовательского поведения нет, но в целом его рассматривают, как поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание; как сущностную характеристику деятельности человека [1].
Изучает педагог-психолог исследовательские способности ребенка в ходе наблюдения за поведением детей в ситуациях, которые требуют для решения развитого исследовательского поведения. Примерные критерии по которым проводится наблюдение:
- умение видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- умения и навыки проведения экспериментов;
- умение делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как вид интеллектуально-творческой деятельности, который рождается в результате работы механизмов поисковой активности и строится на базе исследовательского поведения. Исследовательская деятельность включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизм его осуществления.
Правила сопровождения детского исследования:
1. Всегда подходите к проведению работы творчески.
2. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
3. Не сдерживайте инициативы детей.
4. Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.
5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
6. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
а) прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;
б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
в) анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.
В нашем детском саду идет плотное взаимодействие педагога-психолога с педагогом дополнительного образования по «опытно-экспериментальной деятельности».
Изученный с педагогом-психологом теоретический материал в студии «умный дом» подкрепляется наглядно. Данные занятия плодотворно влияют на развитие нормотипичных детей и с ограниченными возможностями здоровья. У детей развиваются все психические процессы, речь, а так же исследовательское поведение.
Детям тяжело представить, например, последовательность роста растений и разложить картинки в нужном порядке. Тогда на помощь приходит «Умный дом» где ребенок может пронаблюдать наглядно за ростом от семечка или луковицы, до готового растения. Ведется дневник наблюдений, где отмечается на каком уровне сейчас росток.
На занятиях, при работе с песком, снегом, мелкими предметами происходит и развитие мелкой моторики рук, которое благоприятно влияет на мозговую активность и развитие речи.
Так же дети учатся наглядно сравнивать и делать выводы. Например, мы наблюдали, в помещении или на улице быстрее растает снеговик.
При помощи технических средств, а именно цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» у ребенка есть возможность самостоятельно прикоснуться к науке. А именно замерить температуру теплой и холодной воды. Изучить свойства веществ и их агрегатные состояния.
Работая по этому направлению с сентября мы видим, что данные занятия благоприятно влияют на развитие детей. Они проявляют больший интерес. Учатся рассуждать и отвечать на вопросы, развивают наблюдательность.
После занятия обязательно общаемся с детьми. Делимся впечатлениями, что больше всего понравилось, тем самым закрепляя материал.
Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. // Большой психологический словарь. М., 2003,
с. 213
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Формирование познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка».
Консультация для воспитателей...
Формирование основ исследовательского поведения дошкольников посредством инновационных технологий исследовательского обучения.
В своей работе мы рассматриваем исследовательское поведение как вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (...
Дистанционное задание «Развитие исследовательского поведения в логико-математической деятельности дошкольников»
Дистанционное задание«Развитие исследовательского поведения в логико-математической деятельности дошкольников » Курсов повышения квалификации воспитателей ДОУПо теме : «Формиров...
«КНИГА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вся жизнь ребенка пронизана сказками и игрой, через которые он может открыть себя миру и мир для себя. В современной образовательной практике мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным...
Развитие исследовательского поведения дошкольников
Исследование — процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.Любое проявление исследовательской деятельности связано с его познавательной сто...
Возможности продуктивной деятельности (лепка) в развитии исследовательского поведения дошкольника
Продуктивная деятельность (в некоторых источниках «практическая или творческая деятельность») – это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или с...