ПРОЕКТ «Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ»
проект на тему
Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды на участке дошкольного образовательного учреждения, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей. С последующим ее формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kravchenko.docx | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
детский сад №1 «Аленушка»
ПРОЕКТ
«Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ»
Автор-составитель:
Кравченко Людмила Павловна
Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ №1 «Аленушка»
Г. Константиновск
2014 год
Проект
Тема: «Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ»
Автор-составитель: Кравченко Л.П. - воспитатель первой квалификационной категории
Партнеры, участвующие в проекте:
Виноградова Е.В. педагог-психолог МБДОУ №1 «Аленушка»,
Гейт Л.М учитель МБОУ СОШ №1,
Астахова Е.Н. воспитатель МБДОУ №1 «Аленушка»
Содержание:
- Актуальность проблемы
- Цель и задачи проекта
- Краткое описание проекта
- Ожидаемые результаты реализации проекта
- Этапы и мероприятия реализации проекта
- Результаты работы над проектом
- Нормативно-правовая база проекта
- Приложение
- Актуальность проблемы:
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Прогулка развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы нравственного воспитания.
Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой и радостью.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, развить внимание, память и т. п.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Для реализации данных задач необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду на прогулочном участке, а именно: установить оборудование для развития движений, которое бы имело привлекательный вид, было прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовало возрасту и силам детей, гарантирующее охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников.
Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить:
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
- высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей;
- быть комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам;
- соответствовать требованиям ФГОС ДО.
Исходя из этого в МДОУ «Аленушка» для выработки грамотного, эффективного плана действий воспитателем Кравченко Л.П. был разработан проект «Организация предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ», который стал инструментом ориентации и интеграции усилий коллектива, родителей воспитанников к будущим желаемым результатам, но уже с позиции сегодняшнего дня, с учетом перспективы.
- Цель проекта:
Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды на участке дошкольного образовательного учреждения, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей. С последующим ее формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
Всестороннее развитие личности ребенка в условиях прогулки, укрепление здоровья при взаимодействии с окружающей средой.
Задачи проекта:
- Изучение новых подходов в организации развивающей предметно-пространственной среды на прогулочных участках в ДОУ, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке ДОУ, способствующей полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов.
- Создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников - игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой.
- Обогащение предметно - развивающей среды участка оборудованием и инвентарём для эффективного проведения прогулок. Повышение материальной технической базы ДОУ.
- Содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ. Упрочение связей «детский сад-родитель», «ребенок-родитель».
- Описание проекта:
Проект направлен на улучшение художественного оформления участков детского сада, создание максимально комфортных и благоприятных условий для активного отдыха, воспитания и развития детей; способствует активизации творческих возможностей педагогов, детей и родителей, а так же дает возможность поиска новых форм оформительского мастерства участков ДОУ.
Участники проекта: пелагоги, дети 3-7лет, родители воспитанников.
Тип: практико-ориентированный проект
Вид: Творческий
Срок реализации: Проект рассчитан на 3 месяца.
Основания для разработки проекта:
Желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на прогулочном участке.
Стратегии реализации проекта:
• Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;
• Создание комфортных условий для развития личности ребенка;
• Активизация творческого потенциала педагогов и родителей;
- Ожидаемые результаты:
- организация развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.
- благоустройство территории в соответствии с приоритетными направлениями деятельности ДОУ;
- создание условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей;
- создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
- создание зон озеленения и цветения;
- изучение педагогами новые подходы в организации развивающей предметно пространственной среды на прогулочном участке ДОУ, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
- формирование у педагогов и родителей понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы , функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ
- родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ.
- удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;
- Этапы и мероприятия реализации проекта
- Этап - Подготовительный (июнь 2014 г.)
- Изучение нормативных документов, регламентирующих санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации прогулочного участка в ДОУ
- Изучение современных научных разработок в области развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста
- Анализ развивающей предметно-пространственной среды других прогулочных участков в МБДОУ №1 «Аленушка»
- Разработка проекта организации прогулочного участка, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности
- Анализ материальной базы МБДОУ «Аленушка» для организации и оснащения развивающей предметно-пространственной среды оборудованием
- Общее собрание коллектива ДОУ и родителей: определение целей и задач проекта
- Разработка проекта
- Разработка плана по реализации проекта и определение ответственных лиц
- Детальное обследование территории, определение границ участка
- Поиск спонсоров, привлечение различных организаций, физических, юридических лиц, родителей к реализации проекта
- этап - Реализационный (июнь-июль 2014 г.)
- Проведение субботника (уборка территории будущего прогулочного участка)
- Завоз грунта на участок, демонтаж линии опоры электропередач, спил старого дерева, работы по выравниванию участка с участием тяжелой техники
- Подбор и реконструкция имеющегося оборудования
- Изготовление игрового оборудования родителями
- Ограждение территории
- Столярные, малярные работы на участке
- Зонирование участка согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ
- Создание «Поляны сказок» на территории прогулочного участка из плоскостных и объемных фигур
- Доставка, сборка, установка игрового и спортивного оборудования в соответствии с проектом
- Оформление участков в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей
3 этап - Внедренческий (август 2014 г.)
- Написание и оформление проекта
- Написание паспорта прогулочного участка (приложение №1)
- Проведения праздника «День рождения площадки» совместно с родителями (приложение №2).
- Участие в смотре-конкурсе «Лучший участок МДОУ№1 «Аленушка» (Приложение №3)
- Создание фото презентации по итогам работы над проектом (Приложение №4)
- Освещение проекта в СМИ (Приложение №5, №6)
- Участие во всероссийском дистанционном конкурсе «Летнее оформление участка ДОУ» (Приложение №7)
- Размещение фотоотчета о реализации проекта на сайте МБДОУ№1 «Аленушка»
- Обеспечение сохранности территории.
- Презентация проекта на педагогическом совете в МБДОУ№1 «Аленушка»
- Результаты работы над проектом
За время внедрения проекта на территории МБДОУ №1 «Аленушка» был организован прогулочный участок для средней группы площадью 200 квадратных метров, который имеет:
- ограждение;
- зоны отдыха - беседки, лавочки, полянка сказок, где дети могут отдохнуть, уединиться, поиграть в спокойные игры;
- новое спортивное и игровое оборудование: «поезд», лесенка вертикальная, дорожка здоровья, корзины баскетбольные;
- игровую зону, которая включает в себя песочницу-грузовик, качели, качалку, горку;
- зону изучения ПДД;
- зону экологического воспитания - разбиты клумбы с учетом цветовой композиции, видового разнообразия, за которыми ухаживают сами дети;
На сайте детского сада демонстрируются творческие продукты воспитателей и воспитанников, а также будут изданы публикации о достижениях по работе проекта.
Благодаря успешной реализации проекта создан новый прогулочный участок в МБДОУ №1 «Аленушка», организована развивающая предметно-пространственная среда на прогулочном участке средней группы №1 «Солнышко». Укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом. Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы, получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы, смогли реализовать свои творческие способности.
Проект ценен тем, что деятельность его не ограничится определенными сроками. Оборудованная территория детского сада позволит вести системную физкультурно-оздоровительную и воспитательную образовательную работу с детьми дошкольного возраста во время проведения прогулок, спортивных досугов, праздников и развлечений, познавательной деятельности, организовывать досуг семей воспитанников детского сада. Кроме того данный проект может быть реализован на любом другом участке, на базе любого ДОУ.
На сайте ДОУ размещен фотоотчет о реализации проекта.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Создание многофункционального игрового участка, отвечающего современным требованиям, посредством применения инновационных подходов к оформлению территории участка. Начата подготовка к реализации проектов «Тропа здоровья», «Альпийская горка» и «Зеленая аптека». В перспективе – создание экологической тропы на участке детского сада.
- Нормативно правовая база проекта
Нормативно-правовая основа регламентирующая выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов для построения предметно-развивающей среды:
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России № 91от 22.07.2010;
- письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);
- Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
- Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
- ФГОС ДО 17.10.2013 г.
- Устав МБДОУ№1 «Аленушка»
Приложение:
- Паспорт прогулочного участка средней группы №1 «Солнышко» МБДОУ «1 «Аленушка»
- Конспект праздника «День рождения площадки», фотоотчет
- Наградной материал за участие в смотре-конкурсе «Лучший участок МДОУ№1 «Аленушка»
- Фото презентации по итогам работы над проектом
- Освещение проекта в районной газете «Донские огни» от1 октября 2014г
- Подтверждающий документ об освещение проекта в образовательной социальной сети "Nsportal.ru"
- Наградные материалы за участие во всероссийских дистанционных конкурсах «Оформление участка ДОУ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....