Педагогическая диагностика как условие сопровождения детей старшего дошкольного
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Данный разработанный материал поможет воспитателям провести диагностику старших дошкольников в процессе общения со взрослыми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_diagnostika_kak_uslovie_soprovozhdeniya_detey_st.dosh_.vozrasta.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая диагностика как условие сопровождения детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми.
Полноценная коммуникативная деятельности дошкольников строиться на основании учёта ведущей деятельности возраста (игровой), ведущей формы общения (ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная), в соответствии с уровнем сформированности языковых средств.
Взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью - необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.
Диагностика проводится с детьми старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу, т.к. значительную трудность в обучении у первоклассников связана с тем, что дети не могут долго слушать и слышать педагога, принимать и удерживать задачу, сосредотачиваться на учебном действии. Е.О.Смирнова установила, что существенное влияние на успешность учебной деятельности оказывает наличие у ребенка внеситуативно-личностной формы общения со взрослыми, т.е. умение отвлечься от предметов конкретной ситуации и сосредоточиться на словах педагога.
Цель диагностики: Выявить проявления ребёнка в различных видах взаимодействия со взрослыми в разных ситуациях, моделирующих ту или иную форму общения:
- ситуативно-деловое (совместная игра)
- внеситуативно-познавательное (беседа по книге)
- внеситуативно – личностное («разговор по душам»)
Задачи:
1.Выявить особенности освоения старшими дошкольниками форм общения: ситуативно-делового, внеситуативно - познавательного, внеситуативно -личностного.
2.Выявить особенности навыка общения со взрослыми у детей старшего дошкольного возраста.
Для того чтобы определить, какая форма взаимодействия интересна ребёнку, нужно спросить что он больше хочет делать вместе со взрослым: играть с игрушками, читать новую книжку или поговорить о чём – нибудь. Если ребёнок выбрал или не смог определиться с формой взаимодействия, то важно провести все 3 вида взаимодействия с одним ребёнком и начать лучше с совместной игры.
Метод наблюдение в экспериментальной (смоделированной) ситуации:
Если ребёнок выбрал ситуативно - деловое общение, используем совместную игру. Критерии для совместной игры:
- Один или совместно со взрослым
- Ориентируется ли на партнёра и учитывает ли его интересы
- Увлекает ли эта деятельность или предпочитает играть в одиночку
Для того, чтобы выяснить способен ли ребёнок к внеситуативно-познавательному общению со взрослым, проводим беседу по прочитанной книге. (обсуждение прочитанного или рассказанного взрослым).
Свой вариант: картинки «Оцени поступки». Критерии по беседе:
- Участие взрослого и ребёнка в равной мере
- Увлечённость ребёнка, задаёт ли вопросы и какие
- Длительность разговора
Для выяснения способности к внеситуативно-личностному общению, используем разговор с ребёнком «по душам» (о его отношениях с друзьями, о любимой книжке). Главное условие – взрослый равноправный участник, нет наглядной опоры и темы связаны с реальными событиями из жизни ребёнка о людях, поступках, отношениях. Критерии разговора:
- Интересно ли ребёнку мнение взрослого
- Важно ли ему, чтобы его оценка совпадает с мнением взрослого
Чтобы выявить уровни развития общения ребёнка, необходимо сравнить его активность и заинтересованность в разных ситуациях взаимодействия: когда он чаще обращался к взрослому, когда проявлял максимальную для себя сосредоточенность, в какой ситуации чувствовал себя наиболее свободно и раскованно и сопоставить поведение ребёнка в разных ситуациях.
Показатели – (1 вариант)
- выбор ситуации общения
- активность ребёнка в разных ситуациях: его разговорчивость, способность проявить инициативу и развивать тему общения
- чувствительность к словам и действиям партнёра, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них
- общий интерес и настроение ребёнка: его сосредоточенность на теме общения, раскованность, эмоциональный комфорт
- время, в течение которого ребёнок может (хочет) общаться.
Показатели – активность, чувствительность, интерес (2 вариант)
- полное отсутствие данного качества или слабая выраженность
- нестабильное проявление качества
- сильная выраженность качества
На основании данного диагностического обследования будет разработан индивидуальный образовательный маршрут для каждого из воспитанников, с целью коррекции выявленных коммуникативных навыков в общении со взрослыми. Коммуникативные навыки являются средством осуществления речевого общения. К основным умениям относятся: активность в общении, умение слушать и понимать речь, умение строить общение с учетом ситуации, умение легко входить в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражать свои мысли, умение пользоваться формами речевого этикета. ИОМ предполагает обязательное включение в содержание задачи на развитие, с учётом особенностей каждого воспитанника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическая диагностика как условие сопровождения детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми
педагогическое сопровождение очень актуальное направление, предлагаю вашему вниманию пример сопровождения старшего дошкольника в ощении со взрослыми...
Статья: «Комплексное сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением, в системе непрерывного образования в условиях ФГОС».
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования -...
Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обус...
Педагогическая диагностика уровня конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) ДО кружок "Юный техник"
Педагогическая диагностика уровня конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста...
Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на выявле...
Условия педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в развитии патриотизма при ознакомления с былинами
Условия педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в развитии патриотизма при ознакомления с былинами...