педагогическая диагностика как условие сопровождения детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми
методическая разработка (старшая группа) по теме

Канатаева Ирина Юрьевна

педагогическое сопровождение очень актуальное направление, предлагаю вашему вниманию пример сопровождения старшего дошкольника в ощении со взрослыми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педагогическое сопровождение22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика как условие сопровождения детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми.

Цель:   Выявить проявления ребёнка в различных видах взаимодействия со взрослыми  в разных ситуациях, моделирующих ту или иную форму общения:

  1. ситуативно-деловое
  2. внеситуативно-познавательное
  3. внеситуативно - личностное

Задачи:

  1. Выявить особенности  проявления старшими дошкольниками форм общения:

ситуативно-делового, внеситуативно-познавательного, внеситуативно-личностного.

  1. Выявить сформированность наиболее сложной для дошкольников внеситуативно-личностной формы общения.

Эта диагностика проводится с детьми старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу, т.к. значительную трудность в обучении у первоклассников связана с тем, что дети не могут долго слушать и слышать педагога, принимать и удерживать  задачу, сосредотачиваться  на учебном действии. Е.О.Смирнова установила, что существенное влияние на успешность учебной деятельности оказывает наличие у ребенка внеситуативно-личностной формы общения со взрослыми, т.е. умение отвлечься от предметов конкретной ситуации и сосредоточиться на словах педагога.

          Для того чтобы определить, какая форма взаимодействия интересна ребёнку, нужно спросить что он больше хочет  делать со взрослым: играть  с игрушками, читать новую книжку или поговорить о чём – нибудь. Если ребёнок выбрал или не смог определиться с формой взаимодействия, то важно провести все  3 вида взаимодействия с одним ребёнком и начать лучше с совместной игры.

Метод  наблюдение в экспериментальной (смоделированной) ситуации:

  1. Если  ребёнок выбрал ситуативно - деловое  общение,  используем совместную игру.    Критерии для совместной игры:
  1. Один или совместно со взрослым
  2. Ориентируется ли на партнёра и учитывает ли его интересы
  3. Увлекает ли эта деятельность или предпочитает играть в одиночку
  1. Для того, чтобы выяснить способен ли ребёнок к внеситуативно-познавательному общению со взрослым, проводим беседу по прочитанной книге.   (обсуждение прочитанного или рассказанного взрослым).

Свой вариант: картинки «Оцени поступки».  Критерии по беседе:

  1. Участие взрослого и ребёнка в равной мере
  2. Увлечённость ребёнка, задаёт ли вопросы и какие
  3. Длительность разговора
  1. Для выяснения способности к внеситуативно-личностному общению, используем разговор с ребёнком  «по душам» (о его отношениях с друзьями, о любимой книжке). Главное условие – взрослый равноправный участник, нет наглядной опоры и темы связаны с реальными событиями из жизни ребёнка о людях, поступках, отношениях.   Критерии разговора:
  1. Интересно ли ребёнку мнение взрослого
  2. Важно ли ему, чтобы его оценка совпадает с мнением взрослого

Чтобы выявить уровни развития общения ребёнка, необходимо сравнить его активность и заинтересованность в разных ситуациях взаимодействия: когда он чаще обращался к взрослому, когда проявлял максимальную для себя сосредоточенность,  в какой ситуации чувствовал себя наиболее свободно и раскованно и сопоставить поведение ребёнка в разных ситуациях. 

Показатели – (1 вариант)

  1. выбор ситуации общения
  2. активность ребёнка в разных ситуациях: его разговорчивость, способность проявить инициативу и развивать тему общения
  3. чувствительность к словам и действиям партнёра, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них
  4. общий интерес и настроение ребёнка:  его сосредоточенность на теме общения, раскованность, эмоциональный комфорт
  5. время, в течение которого ребёнок может (хочет) общаться.

Показатели – активность, чувствительность, интерес (2 вариант)

  1. полное отсутствие данного качества или слабая выраженность
  2. нестабильное проявление качества
  3. сильная выраженность качества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика как условие сопровождения детей старшего дошкольного

Данный разработанный материал поможет воспитателям провести диагностику старших дошкольников в процессе общения со взрослыми...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с проблемами общения.

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предме...

Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обус...

Педагогическая диагностика уровня конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) ДО кружок "Юный техник"

Педагогическая диагностика уровня конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста...

Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на  выявле...

Условия педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в развитии патриотизма при ознакомления с былинами

Условия педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в развитии патриотизма при ознакомления с былинами...