требования к условиям реализации в соответствии с ФГОС ДО
консультация по теме

консультация для педагогов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4

Утверждаю:__________

«__»___________20___г.

Заведующая ДОУ № 4

К.В. Ильиных

Консультация для педагогов

Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования:

требования к психолого – педагогическим условиям

Подготовила:

Ст.воспитатель

С.В. Муллаярова

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях (социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие).

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды (п. 3.1 ФГОС ДО).

Требования

Социальная ситуация развития

Образовательная среда

  • Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • Обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
  • Способствует профессиональному росту педагогических работников;
  • Создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • Создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

Сравнение требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования

(ФГТ к условиям реализации ООП ДО и ФГОС ДО)

Согласно ФГТ к условиям реализации ООП Д

Согласно ФГОС ДО

К кадровому обеспечению

К кадровым условиям реализации ООП ДО

К информационно – методическому обеспечению

К психолого – педагогическому обеспечению

К психолого – педагогическим условиям реализации ООП ДО

К медико – социальному обеспечению

К учебно – материальному обеспечению

К развивающей предметно – пространственной среде

к материально – техническому обеспечению

К материально – техническим условиям реализации ООП ДО

К финансовому обеспечению

К финансовым условиям реализации ООП ДО

Психолого – педагогические условия для успешной реализации образовательной программы дошкольного образования

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого –педагогические условия (п.3.2.1 ФГОС ДО), которые гарантируют охрану и укрепление  физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.

Психолого – педагогические условия

  1. Уважительное отношение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

  1. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих возрастных  и индивидуальных особенностей

  1. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития

  1. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей с друг другом в разных видах деятельности

  1. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

  1. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

  1. Защита детей от всех форм физического и психического насилия

  1. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей

П. 3.2.5 ФГОС ДО – условия соответствуют специфике дошкольного возраста и предполагают:

1. Обеспечение эмоционального благополучия:

- через непосредственное общение с каждым ребенком;

- через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей:

- через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- через недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национально – культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные возможности здоровья;

-развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешить конфликтные ситуации со сверстниками;

-развитие умения детей работать в группе сверстников.

4. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и боле опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития ребенка):

- через создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- через организацию видов деятельности, способствующих  развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно- эстетического развития детей;

- через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

-через оценку индивидуального развития детей.

4. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их  в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Требования к развивающей предметно – пространственной среде в контексте с ФГОС ДО

П.3.3 ФГОС ДО – развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста:

  • В соответствии с особенностями каждого возрастного периода;
  • Охраны и укрепления их здоровья;
  • Учета особенностей и коррекции недостатков их развития (п.3.3.1 ФГОС ДО).

№ пп

Требования к развивающей предметно- пространственной среде

1

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • Возможность общения и совместной  деятельности детей и взрослых;
  • Двигательную активность детей;
  • Возможность для уединения (п. 3.3.2. ФГО ДО);
  • Реализацию различных образовательных программ;
  • В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условий;
  • Учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • Учет возрастных особенностей детей (п. 3.3.3 ФГОС ДО)

2

Развивающая предметно- пространственная среда должна быть:

  • Содержательно- насыщенной;
  • Трансформируемой;
  • Полифункциональной;
  • Вариативной;
  • Доступной;
  • Безопасной (п.3.3.4 ФГОС ДО)

3

Развивающая предметно – пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей:

  • Социально – коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно- эстетическое развитие;
  • Физическое развитие

4

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности:

  • В младенческом возрасте (2 мес. – 1 г) – непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами, познавательно- исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно- двигательные игры.
  • В раннем детстве (1г-3г) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями, восприятие смысла музыки, стихов, сказок, рассматривание картинок, двигательная активность.
  • Для детей дошкольного возраста (3г-8л) – игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная

Характеристика развивающей предметно – пространственной среды (п.3.3.4 ФГОС ДО)

№ пп

Характеристика предметно – пространственной среды

Содержание

1

Насыщенность среды должна соответствовать:

  • Возрастным возможностям детей,
  • Содержанию Программы

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами. Насыщенность среды обеспечивает:

  • Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
  • Двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
  • Возможность самовыражения детей

2

Трансформируемость пространства

Возможность изменения предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей

3

Полифункциональность материалов

  • Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • Наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности

4

Вариативность

  • Наличие различных пространств, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей

5

Доступность

  • Доступность для воспитанников, в том числе для детей  ОВЗ, детей – инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • Свободный доступ детей, в том числе с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • Исправность и сохранность материалов и оборудования

6

Безопасность

Соответствие всех элементов предметно – пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их пользования

Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с детскими видами деятельности

Направления образовательной деятельности

Вид помещений

Оснащение

Познавательно- исследовательская деятельность

Сенсорное развитие

Игровые комнаты  групп

  • Объекты для исследования в действии (доски-вкладыши, мозаика, палочки Кюизенера, наборы кубиков и др.);
  • Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения

Познавательное развитие

Методический кабинет, игровые комнаты

  • Объекты для исследования в действии (наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитом, песком, коллекции);
  • Образно – символический материал (наборы картинок, календари природы, карты, атласы, глобусы и т.д.);
  • Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Формирование элементарных математических представлений

Игровые комнаты групп

  • Объекты для исследования в действии (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша);
  • Образно- символический материал (головоломки, лабиринты);
  • Нормативно – знаковый материал (календарь, карточки, кубики с цифрами, линейки и т.д.);
  • Развивающие игры с математическим содержанием;
  • Домино, шашки, шахматы

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Методический кабинет, игровые комнаты групп

  • Образно – символический материал;
  • Нормативно –знаковый материал;
  • Коллекции;
  • Настольно –печатные игры;
  • Электронные материалы (видео –фильмы, слайды различной тематики);
  • Справочная литература (энциклопедии)

Коммуникативная деятельность

Развитие свободного общения со взрослыми

Методический кабинет, игровые комнаты групп

  • Картотека словесных игр;
  • Настольные игры (лото, домино);
  • Нормативно- знаковый материал;
  • Игры на развитие мелкой моторики;
  • Развивающие игры (вкладыши, шнуровки и др.);
  • Алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию, мнемотоблицы для заучивания стихов;
  • Художественная литература для чтения самими детьми;
  • Картины, иллюстрированный материал, плакаты для рассматривания;
  • Игры – забавы

Развитие всех компонентов устной речи детей

Методический кабинет, игровые комнаты групп

Восприятие художественной литературы и фольклора

  • Формирование целостной картины мира
  • Развитие литературной речи
  • Приобщение к словесному искусству

Методический кабинет, все помещения групп, музыкальный зал, участок

  • Художественная литература для чтения детям и чтения самим детям;
  • Справочная литература (энциклопедии);
  • Ауди- и видеозаписи литературных произведений;
  • Образно- символический материал (игры, пазлы);
  • Различные виды театров;
  • Ширма для кукольного театра;
  • Детские театральные костюмы, атрибуты для костюмов и постановок;
  • Игрушки – персонажи;
  • Игрушки – предметы оперирования;
  • -алгоритмы (схемы) для обучению рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов;
  • Картотека подвижных игр со словами;
  • Картотека словесных игр;
  • Картотеки потешек, загадок. Пословиц и других форм литературного творчества;
  • Книжные уголки в таблицах;
  • Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Игровая деятельность

Развитие навыков и умений игровой деятельности

Игровые комнаты вех групп, участок учреждения

  • Игрушки – персонажи и ролевые атрибуты;
  • Игрушки – предметы оперирования;
  • Маркеры игрового пространства;
  • Полифункциональные материалы;
  • Игры для интеллектуального развития детей;
  • Строительный материал;
  • Конструкторы;
  • Детали конструктора;
  • Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми  

Все пространства учреждения

  • Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
  • Настольные игры, соответствующие тематике;
  • Альбомы «Правила группы», «Правила безопасности»;
  • Игрушки – персонажи и ролевые атрибуты;
  • Игрушки – предметы оперирования;
  • Маркеры игрового пространства;
  • Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности

Все помещения групп

  • Иллюстрированный материал, плакаты для рассматривания;
  • Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
  • Дидактические наборы соответствующей тематики;
  • Этнокалендарь;
  • Фотоальбомы воспитанников;
  • Коллекции;
  • Образно – символический материал (наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов, для ее иерархической классификации);
  • Нормативно- знаковый материал

Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу

Игровые комнаты всех групп

  • Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
  • Дидактические наборы соответствующей тематики;
  • Справочная литература;
  • Образно- символический материал (наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов, для иерархической классификации);
  • Этнокалендарь;
  • Фотоальбомы воспитанников;
  • Коллекции;
  • Нормативно- знаковый материал

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

Приобщение к правилам безопасного поведения

Все помещения ДОУ

  • Иллюстрированный материал, картины, плакаты для рассматривания;
  • Видеофильмы детей;
  • Дидактические наборы соответствующей тематики;
  • Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
  • Энциклопедии;
  • Игрушки – предметы для оперирования;
  • Игрушки –персонажи и ролевые атрибуты;
  • Маркеры игрового пространства

Передача детям о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

Игровые комнаты всех групп, участок детского сада

  • Иллюстрированный материал, картины, плакаты для рассматривания;
  • Видеофильмы для детей;
  • Дидактические наборы соответствующей тематики;
  • Игрушки – предметы оперирования;
  • Игрушки –персонажи и ролевые атрибуты;
  • Полифункциональные материалы;
  • Настольные игры соответствующей тематики;
  • Строительный материал;
  • Конструкторы;
  • Детали конструктора;
  • Художественная литература для чтения детям и рассматривание самими детьми по теме «Безопасность»

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациями

Все пространства учреждения, участок учреждения

  • Иллюстрированный материал, картины, плакаты для рассматривания;
  • Видеофильмы для детей;
  • Дидактические наборы соответствующей тематики;
  • Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
  • Энциклопедии;
  • Игрушки – предметы оперирования;
  • Игрушки – персонажи и ролевые атрибуты;
  • Маркеры игрового пространства;
  • Строительный материал;
  • Конструкторы и его детали;
  • Настольные игры соответствующей тематики;
  • Информационно- деловое оснащение ДОУ по теме;
  • Настольные игры по теме

Конструирование из разного материала

Развитие навыков и умений конструктивной деятельности

Методический кабинет, игровые комнаты групп

  • Образно- символический материал (наборы картинок, календари погоды, природы, карты, атласы, глобусы и тд.);
  • Строительный материал;
  • Напольные конструкторы и его детали;
  • Плоскостные конструкторы;
  • Бумага, природные и бросовые материалы;
  • Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Развитие навыков и умений трудовой деятельности  (самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд, труд в природе)

Все помещения групп, музыкальный зал, участок учреждения

  • Игрушки – предметы оперирования;
  • Маркеры игрового пространства;
  • Атрибуты для сюжетно- ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа» и др.;
  • Полифункциональные материалы;
  • Материалы для аппликации, конструирования из бумаги;
  • Природные, бросовые материалы;
  • Материалы, учитывающие интересы девочек и мальчиков

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

Все пространство учреждения, участок учреждения

  • Игрушки- предметы оперирования;
  • Маркеры игрового пространства;
  • Полифункциональные материалы;
  • Образно- символический материал;
  • Настольно- печатные игры по теме;
  • Материалы, учитывающие интересов для мальчиков и девочек

Музыкальная деятельность

Развитие навыков и умений музыкально- художественной  деятельности;

Приобщение к музыкальному искусству

Игровые комнаты, музыкальный зал

  • Музыкальный центр,
  • Пианино;
  • Разнообразные музыкальные инструменты для детей;
  • Подборка аудизаписей с музыкальными произведениями;
  • Пособия, игрушки и атрибуты;
  • Ширма для кукольного театра;
  • Детские и взрослые костюмы;
  • Детские хохломские стулья и стол;
  • Шумовые коробочки;
  • Дидактические наборы по теме;
  • Детские рисунки по темам концертов артистов детской филармонии

Изобразительная деятельность

Развитие навыков и умений изобразительной деятельности детей (рисование¸ лепка, аппликация, художественный труд)

Игровые комнаты групп, участок учреждения

  • Слайды с репродукциями картин;
  • Материалы и оборудование для продуктивной деятельности (лепки, аппликации, рисования);
  • Природный и бросовый материал;
  • Иллюстрированный материал, картины, плакаты;
  • Настольно –печатные игры на освоение цвета, формы, величина и типа «Ассоциации» и др.);
  • Альбомы художественных произведений;
  • Художественная литература с произведениями;
  • Изделия с народными промыслами;
  • Скульптуры малых форм (глина, дерево);
  • Игрушки, муляжи. Гербарии, коллекции семян растений

Развитие детского творчества

Приобщение к изобразительному искусству

Игровые комнаты групп, участок учреждения

  • Слайды с репродукциями картин;
  • Альбомы художественных произведений;
  • Художественная литература с иллюстрациями;
  • Иллюстрированный материал, картины и плакаты;
  • Изделия народных промыслов;
  • Скульптуры малых форм (глины, дерево)

Двигательная деятельность

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):

Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными  движениями)

Физкультурный зал, игровые помещения групп, участок учреждения

  • Музыкальный центр;
  • Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, ОРУ);
  • Картотеки подвижных игр;
  • Картотека по валеологии;
  • Тренажеры;
  • Атрибуты для спортивных игр;
  • Игровые комплексы;
  • Качели, карусели;
  • Материалы, учитывающие интересы девочек и мальчиков

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Физкультурный зал, все помещении групп, участок учреждения

  • Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, ОРУ);
  • Настольно- печатные игры по теме;
  • Игры на ловкость;
  • Тренажеры (велосипед и др.);
  • Фитбол;
  • Атрибуты для спортивных игр;
  • Игровые комплексы;
  • Качели, карусели

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Все пространство учреждения, участок учреждения

  • Развивающие игры;
  • Художественная литература;
  • Игры на ловкость;
  • Дидактические игра на развитие психических процессов (мышление, внимание, память, воображение);
  • Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, ОРУ);
  • Картотеки подвижных игр;
  • Тренажеры;
  • Атрибуты для спортивных игр;
  • Игровые комплексы;
  • Качели

Воспитание культурно- гигиенических навыков

Все помещения групп участок учреждения

  • Алгоритмы запоминания последовательности КГН;
  • Художественная литература;
  • Игрушки- персонажи;
  • Игрушки- предметы оперирования;
  • Маркеры игрового пространства;
  • Настольные игры соответствующей тематики;
  • Иллюстрированный материал, картинки, плакаты

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Все помещения групп, участок учреждения

  • Иллюстрированный материал, картинки, плакаты;
  • Настольные игры соответствующие тематики;
  • Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
  • Игрушки- персонажи;
  • Игрушки – предметы оперирования;
  • Физкультурно- оздоровительное оборудование;
  • Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, ОРУ);
  • Картотеки подвижных игр;
  • Картотека игр  по валеологии;
  • Картотека «Игры, которые нас лечат»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации модель организации среды МАДОУ «Детский сад № 238» соответствии приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП дош

презентация к приказу  Министерства образования и науки Российской Федерации  № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП ДОУ...

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

В настоящее время актуальной задачей для дошкольных учреждений остается реализация  ФГОС ДО в практику. В своей работе я раскрываю основные требования к реализации Программы ДО  и предметно-...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: Требования к организации НОД в соответствии с ФГОС

Доклад на тему: "Требования к организации НОД в соответствии с ФГОС"...

Доклад к педагогическому совету на тему "Требования к условиям реализации общеобразовательной программы образовательной организации: психолого– педагогические условия, кадровые, материально – технические"

Основные принципы дошкольного образованияПолноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификации) детского развития;Индивидуализац...

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Непосредственно образовательная деятельность - основная форма обучения в детском саду. Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность. Сист...

СТАТЬЯ "ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС"

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность. Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности &ndash...