«Диагностические основы управления ДОУ».
статья по теме

Козлова Ольга Леонидовна

опыт работы по управлению детским садом на основе диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_osnovy_upravleniya.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Диагностические основы управления ДОУ».

Козлова Ольга Леонидовна (rosinka_dou@mail.ru)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Росинка» г. Козьмодемьянск.

   В России осуществляется радикальная реформа системы образования и всех её институтов, включая дошкольное образование. Курс проводимых реформ взят на самые важные направления, такие как предоставление возможности каждому ребенку раскрыть свои способности и подготовиться к жизни в высокотехнологичном, конкурентно способном мире.

   С 1 января 2014 года в режиме эксперимента в 22—х регионах РФ введены ФГОС дошкольного образования. Еще недавно все говорили о ФГТ, впустили их в детские сады. Было понятно, что перемены неминуемы и все равно придется уйти от привычного и шагнуть навстречу кардинальным переменам.

   Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования предъявляет требования к:

1. основной образовательной программе;

2. условиям реализации программы, которые делятся еще на подразделы

  • требования к психолого-педагогическим условиям;
  • требования к развивающей предметно-пространственной среде;
  • требования к кадровым условиям;
  • требования к материально-техническим условиям;
  • требования к финансовым условиям.

3. к результатам освоения основной программы.

   Для решения всех задач  в первую очередь нужна  структурно—функциональная перестройка деятельности детского сада.

Отличная модель данной системы была предложена А.Н. Свиридовым на основе работы различных модулей, образующих единую систему воспитательно-образовательной работы.

   Модульное  построение  взаимодействия специалистов  основывается на том, что каждый специалист детского сада, решая свои специфические задачи, необходимо взаимодействует, интегрируется  с деятельностью других специалистов. Тем самым мы получаем  систему сопроводительных служб, обеспечивающих полноту и всесторонность детского  развития.

   Модуль—поле и сфера интегративной совместной деятельности специалистов ДОО, и он резко повышает продуктивность  деятельности всех субъектов образовательного процесса на основе координации  и интеграции усилий педагогов. Это создает возможности для системной, комплексной планомерной и контролируемой работы, как в ситуативной, так и в перспективной деятельности.

   Взаимодействие модулей на основе эффективной деятельности управленческого блока позволяет оперативно решать педагогические задачи, своевременно контролировать деятельность всех взаимодействующих сторон.

   Управленческий модуль:

   Цель: создание единой основы и обеспечение линии развития учреждения.

Задачи деятельности этого блока направлены на обеспечение взаимодействия всех специалистов входящих в другие модули. В частности осуществляется анализ, организация, планирование, контроль и регулирование работы всего детского сада в целом и каждого модуля в отдельности.

   Направления:

  • создание условий для развития учреждения
  • анализ реализации образовательной программы учреждения;
  • повышение квалификации педагогических работников (который мы взяли под особый контроль, самообразование, занятие проектной деятельностью, привлечение молодых специалистов со стажем работы до трех лет  к участию в мероприятиях различного уровня, впервые, мы сделали ставку на молодых педагогов).

С 2011 года  по данному направлению мы стали наращивать темп по повышению уровня квалификации педагогов

В 2011-2012 году 16% или 4 педагога, 2012 2013 году - 28% (7 ч), неполный 2013 2014 учебный год – 32% (8ч).

  • организационно—методическое сопровождение процесса реализации образовательной программы;
  • выявление факторов влияющих на работу учреждения (благоприятных и препятствующих);
  • создание предметнопространственной развивающей среды, обеспечивающее максимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, материалов, оборудования и инвентаря для охраны и укрепления здоровья детей, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
  • контроль за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требований: к зданию, водоснабжению, отоплению, освещению, питанию и др.  
  • контроль за объемом и расходованием финансирования учреждения;
  • корректировка хода работы учреждения;
  • контрольноаналитическая деятельность;
  • организация рефлексии педагогов.

Формы работы:  совещания при руководителе  по проблемам и результатам работы (1 раз в месяц).

Состав управленческого модуля: Руководитель, заместители руководителя.

Один из разработчиков ФГОСов ДО А.Г. Асмолов в своих статьях призывает не отказываться от диагностики. Ведь диагностика необходима для составления индивидуального образовательного маршрута, траектории развития ребенка. Поэтому следующий модуль особенно актуален.

   Модуль комплексной социопсихологопедагогической диагностики и консультирования.

Включает постоянно действующие медико-педагогические диагностики: психолого—медико—педагогический консилиум.

   Цель: проведение психологического и педагогического обследования детей в целях оптимального их развития или коррекции и последующим консультированием родителей (законных представителей) и педагогов ДОО.

   Направления:

  • психологическое;
  • педагогическое (воспитатель, узкие специалисты, дефектолог, логопед);
  • социальный педагог;
  • воспитатель по физической культуре.

   Задачи:

  • использование банка методик для всестороннего изучения детей;
  • определить состояние здоровья и уровня заболеваемости детей;
  • выявить уровень физического и психологического развития детей и степени недоразвития, задержек, нарушений или дисгармоний физического, личностного развития (по всем подструктурам личности).
  • разработка комплексного прогноза развития ребенка;
  • консультирование родителей и воспитателей;
  • обоснование выбора коррекционно—развивающей программы с учетом психологических и личностных особенностей каждого из них.

Разносторонняя диагностика позволяет наиболее полно учитывать изменение характера и степени потребностей детей в различных видах поддержки на разных этапах развития.

   В данный модуль включены еще два: психологический и педагогический.

   Педагогический модуль.

Цель: реализовать содержание образования в рамках стандарта ДО и требований программы, а также развивающих программ. Реализация  целевых установок педагогического процесса в ДОО.

Направления:

  • воспитательнообразовательная работа в рамках программы по обучению, развитию и воспитанию детей;
  • обеспечение условий для всестороннего и безопасного развития детей;
  • организация различных видов деятельности и общения в контексте развития индивидуальных жизненных сил ребенка и формирование опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к окружающему;
  • выстраивание преемственных связей в воспитании ребенка в ДОУ и семье на единообразных принципах личностного и индивидуального подходов.

Формы работы:

  • руководство познавательной деятельностью детей в организованной деятельности;
  • руководство совместной деятельностью детей (игровой, трудовой, художественной и др), а также создание условий для самостоятельной деятельности детей;
  • индивидуальная работа с детьми по  оптимизации и коррекции образовательного маршрута дошкольников.

   Психологический модуль:

Цель: определение на основе тщательной психодиагностики общего уровня психологического развития детей, определение степени недоразвития или нарушений психического развития.

Задачи:

  • анализ степени сформированности психических функций детей ДОО;
  • выявление особенностей интеллектуальной и речевой деятельности детей с проблемами в развитии по ряду психологических критериев;
  • изучение личностных особенностей, негативно влияющих на психическое здоровье, развитие, поведение, воспитанность, обучаемость детей;
  • определение на диагностической основе задач для развития ребенка и прогноз его развития;
  • разработка комплекса мер психологической поддержки, коррекции или компенсации развития;
  • сформированность у педагогов и родителей адекватное отношение к выявленным дисгармониям и нарушениям развития ребенка. А также формирование установки на активное, позитивное взаимодействие;
  • проведение психологического консультирования педагогов и родителей;
  • реализовать меры по оптимизации моральнопсихологического климата социума ребенка.

Библиографический список.

1. Асмолов, А.Г. У нас в гостях //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2013. №9. С.6-15.

2. Виноградова, Н.А., Кодачигова, Ю.В. Перспективы работы детских садов в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2013. №9. С. 21 – 28.

3. Майер, А.А. Интеграция основных компонентов дошкольного образования  / А.А. Майер — М.:ТЦ Сфера,2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Основы управления в дошкольном образовательном учреждении"

Управление – это целенаправленная деятельность руководителя по созданию необходимых условий для оптимального функционирования и развития ДОУ, именно поэтому совершенствование управления должно стать п...

Мониторинговые основы управления образовательным процессом в ДОУ

В данной статье представлен опыт работы по реализации мониторинга качества музыкального образования дошкольников на основе научно-методического пособия Элеоноры Павловны Костиной «Управление качеством...

Мониторинговые основы управления образовательным процессом в ДОУ

В данной статье представлен опыт работы по реализации мониторинга качества музыкального образования дошкольников на основе научно-методического пособия Элеоноры Павловны Костиной «Управление качеством...

Теоретико-методологические основы управления непрерывным образованием детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях социально-образовательного пространства

Теоретико-методологические основы управления непрерывным образованием детей  дошкольного и младшего школьного возраста в условиях социально-образовательного пространства§1. Непрерывное естес...

«Современный руководитель ДОУ: основы управления»

Современный руководитель ДОУ-это руководитель,обладающий высокой культурой управленческой деятельности!...

Методологические основы управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Представляю Вашему вниманию материал по теме:"Методологические основы управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с интеллектуальной недостаточностью"....