«Диагностические основы управления ДОУ».
статья по теме
опыт работы по управлению детским садом на основе диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_osnovy_upravleniya.docx | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Диагностические основы управления ДОУ».
Козлова Ольга Леонидовна (rosinka_dou@mail.ru)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Росинка» г. Козьмодемьянск.
В России осуществляется радикальная реформа системы образования и всех её институтов, включая дошкольное образование. Курс проводимых реформ взят на самые важные направления, такие как предоставление возможности каждому ребенку раскрыть свои способности и подготовиться к жизни в высокотехнологичном, конкурентно способном мире.
С 1 января 2014 года в режиме эксперимента в 22—х регионах РФ введены ФГОС дошкольного образования. Еще недавно все говорили о ФГТ, впустили их в детские сады. Было понятно, что перемены неминуемы и все равно придется уйти от привычного и шагнуть навстречу кардинальным переменам.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к:
1. основной образовательной программе;
2. условиям реализации программы, которые делятся еще на подразделы
- требования к психолого-педагогическим условиям;
- требования к развивающей предметно-пространственной среде;
- требования к кадровым условиям;
- требования к материально-техническим условиям;
- требования к финансовым условиям.
3. к результатам освоения основной программы.
Для решения всех задач в первую очередь нужна структурно—функциональная перестройка деятельности детского сада.
Отличная модель данной системы была предложена А.Н. Свиридовым на основе работы различных модулей, образующих единую систему воспитательно-образовательной работы.
Модульное построение взаимодействия специалистов основывается на том, что каждый специалист детского сада, решая свои специфические задачи, необходимо взаимодействует, интегрируется с деятельностью других специалистов. Тем самым мы получаем систему сопроводительных служб, обеспечивающих полноту и всесторонность детского развития.
Модуль—поле и сфера интегративной совместной деятельности специалистов ДОО, и он резко повышает продуктивность деятельности всех субъектов образовательного процесса на основе координации и интеграции усилий педагогов. Это создает возможности для системной, комплексной планомерной и контролируемой работы, как в ситуативной, так и в перспективной деятельности.
Взаимодействие модулей на основе эффективной деятельности управленческого блока позволяет оперативно решать педагогические задачи, своевременно контролировать деятельность всех взаимодействующих сторон.
Управленческий модуль:
Цель: создание единой основы и обеспечение линии развития учреждения.
Задачи деятельности этого блока направлены на обеспечение взаимодействия всех специалистов входящих в другие модули. В частности осуществляется анализ, организация, планирование, контроль и регулирование работы всего детского сада в целом и каждого модуля в отдельности.
Направления:
- создание условий для развития учреждения
- анализ реализации образовательной программы учреждения;
- повышение квалификации педагогических работников (который мы взяли под особый контроль, самообразование, занятие проектной деятельностью, привлечение молодых специалистов со стажем работы до трех лет к участию в мероприятиях различного уровня, впервые, мы сделали ставку на молодых педагогов).
С 2011 года по данному направлению мы стали наращивать темп по повышению уровня квалификации педагогов
В 2011-2012 году 16% или 4 педагога, 2012 2013 году - 28% (7 ч), неполный 2013 2014 учебный год – 32% (8ч).
- организационно—методическое сопровождение процесса реализации образовательной программы;
- выявление факторов влияющих на работу учреждения (благоприятных и препятствующих);
- создание предметно—пространственной развивающей среды, обеспечивающее максимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, материалов, оборудования и инвентаря для охраны и укрепления здоровья детей, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
- контроль за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требований: к зданию, водоснабжению, отоплению, освещению, питанию и др.
- контроль за объемом и расходованием финансирования учреждения;
- корректировка хода работы учреждения;
- контрольно—аналитическая деятельность;
- организация рефлексии педагогов.
Формы работы: совещания при руководителе по проблемам и результатам работы (1 раз в месяц).
Состав управленческого модуля: Руководитель, заместители руководителя.
Один из разработчиков ФГОСов ДО А.Г. Асмолов в своих статьях призывает не отказываться от диагностики. Ведь диагностика необходима для составления индивидуального образовательного маршрута, траектории развития ребенка. Поэтому следующий модуль особенно актуален.
Модуль комплексной социо—психолого—педагогической диагностики и консультирования.
Включает постоянно действующие медико-педагогические диагностики: психолого—медико—педагогический консилиум.
Цель: проведение психологического и педагогического обследования детей в целях оптимального их развития или коррекции и последующим консультированием родителей (законных представителей) и педагогов ДОО.
Направления:
- психологическое;
- педагогическое (воспитатель, узкие специалисты, дефектолог, логопед);
- социальный педагог;
- воспитатель по физической культуре.
Задачи:
- использование банка методик для всестороннего изучения детей;
- определить состояние здоровья и уровня заболеваемости детей;
- выявить уровень физического и психологического развития детей и степени недоразвития, задержек, нарушений или дисгармоний физического, личностного развития (по всем подструктурам личности).
- разработка комплексного прогноза развития ребенка;
- консультирование родителей и воспитателей;
- обоснование выбора коррекционно—развивающей программы с учетом психологических и личностных особенностей каждого из них.
Разносторонняя диагностика позволяет наиболее полно учитывать изменение характера и степени потребностей детей в различных видах поддержки на разных этапах развития.
В данный модуль включены еще два: психологический и педагогический.
Педагогический модуль.
Цель: реализовать содержание образования в рамках стандарта ДО и требований программы, а также развивающих программ. Реализация целевых установок педагогического процесса в ДОО.
Направления:
- воспитательно—образовательная работа в рамках программы по обучению, развитию и воспитанию детей;
- обеспечение условий для всестороннего и безопасного развития детей;
- организация различных видов деятельности и общения в контексте развития индивидуальных жизненных сил ребенка и формирование опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к окружающему;
- выстраивание преемственных связей в воспитании ребенка в ДОУ и семье на единообразных принципах личностного и индивидуального подходов.
Формы работы:
- руководство познавательной деятельностью детей в организованной деятельности;
- руководство совместной деятельностью детей (игровой, трудовой, художественной и др), а также создание условий для самостоятельной деятельности детей;
- индивидуальная работа с детьми по оптимизации и коррекции образовательного маршрута дошкольников.
Психологический модуль:
Цель: определение на основе тщательной психодиагностики общего уровня психологического развития детей, определение степени недоразвития или нарушений психического развития.
Задачи:
- анализ степени сформированности психических функций детей ДОО;
- выявление особенностей интеллектуальной и речевой деятельности детей с проблемами в развитии по ряду психологических критериев;
- изучение личностных особенностей, негативно влияющих на психическое здоровье, развитие, поведение, воспитанность, обучаемость детей;
- определение на диагностической основе задач для развития ребенка и прогноз его развития;
- разработка комплекса мер психологической поддержки, коррекции или компенсации развития;
- сформированность у педагогов и родителей адекватное отношение к выявленным дисгармониям и нарушениям развития ребенка. А также формирование установки на активное, позитивное взаимодействие;
- проведение психологического консультирования педагогов и родителей;
- реализовать меры по оптимизации морально—психологического климата социума ребенка.
Библиографический список.
1. Асмолов, А.Г. У нас в гостях //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2013. №9. С.6-15.
2. Виноградова, Н.А., Кодачигова, Ю.В. Перспективы работы детских садов в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2013. №9. С. 21 – 28.
3. Майер, А.А. Интеграция основных компонентов дошкольного образования / А.А. Майер — М.:ТЦ Сфера,2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Основы управления в дошкольном образовательном учреждении"
Управление – это целенаправленная деятельность руководителя по созданию необходимых условий для оптимального функционирования и развития ДОУ, именно поэтому совершенствование управления должно стать п...
Методическая работа по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении на диагностической основе
Презентация к защите магистерской диссертации...
Мониторинговые основы управления образовательным процессом в ДОУ
В данной статье представлен опыт работы по реализации мониторинга качества музыкального образования дошкольников на основе научно-методического пособия Элеоноры Павловны Костиной «Управление качеством...
Мониторинговые основы управления образовательным процессом в ДОУ
В данной статье представлен опыт работы по реализации мониторинга качества музыкального образования дошкольников на основе научно-методического пособия Элеоноры Павловны Костиной «Управление качеством...
Теоретико-методологические основы управления непрерывным образованием детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях социально-образовательного пространства
Теоретико-методологические основы управления непрерывным образованием детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях социально-образовательного пространства§1. Непрерывное естес...
«Современный руководитель ДОУ: основы управления»
Современный руководитель ДОУ-это руководитель,обладающий высокой культурой управленческой деятельности!...
Методологические основы управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Представляю Вашему вниманию материал по теме:"Методологические основы управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с интеллектуальной недостаточностью"....