Мониторинговые основы управления образовательным процессом в ДОУ
статья на тему
В данной статье представлен опыт работы по реализации мониторинга качества музыкального образования дошкольников на основе научно-методического пособия Элеоноры Павловны Костиной «Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексного педагогического мониторинга». Мониторинг позволяет нам судить о состоянии объекта и прогнозировать его эффективное развитие, обеспечивать информационную основу для принятия управленческих решений, направленных на достижение заданных целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/statya_n.a._ovchinnikova.docx | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинговые основы управления образовательным процессом в ДОУ (в контексте музыкального образования)
Овчинникова Наталья Александровна
Россия, р.п. Пижма, Тоншаевский район
e-mail: romashka.15@bk.ru
В данной статье обобщается практический опыт
Необходимость выполнения требований Федеральных государственных образовательных стандартов ДО на достижение качественно новых образовательных результатов, привела к необходимости перехода от традиционного способа внутрисадовского контроля к управлению качеством образования, т.к. информационной основой управления качеством образования является мониторинг.
Мониторинг позволяет организовывать работу дошкольного учреждения в режиме развития, своевременно выявлять проблемы и принимать правильные решения в распределении ресурсов, приспособлении к внешней среде, в организации внутренней координации, в прогнозировании дальнейшей деятельности учреждения.
Таким образом, назрела необходимость создания в образовательном учреждении мониторинга качества образования.
В условиях проведенного в ДОУ анализа действующих подходов к организации и управлению качеством образования были выявлены следующие противоречия и проблемы:
- между государственным заказом общества на создание условий для повышения качества образования в ОУ и отсутствием в настоящее время в ДОУ действенной системы, позволяющей объективно отслеживать качество образования, своевременно осуществлять корректировку и прогнозирование развития образовательного учреждения.
- между требованием открытости образовательного учреждения и несовершенством системы информирования о деятельности ДОУ и её результатах заказчиков дошкольного образования - родителей.
Таким образом, данные противоречия выявили следующие проблемы:
1. Отсутствие системного подхода к управлению качеством образования в образовательном учреждении.
2. Недостаточный уровень мотивации педагогического коллектива на освоение и внедрение в практику работы новых подходов к оценке качества образования.
3. Недостаточное использование ресурса современных средств информирования субъектов образовательной практики о процессах и результатах деятельности ДОУ.
4. Отсутствие системы критериев и показателей оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.
5. Отсутствие качественного рабочего инструментария, позволяющего оценить процесс и результаты образования в образовательном учреждении, т.е. отсутствие мониторинга качества дошкольного образования.
Таким образом, возникает вопрос:
Как создать систему информационно-аналитического обеспечения управления качеством образования в образовательном учреждении как условие достижения новых образовательных результатов?
Мы определили цель и задачи нашей дальнейшей деятельности по созданию системы управления качеством образования.
Целью явилось принятие руководителем ДОУ управленческого решения о внедрении в практику ДОУ технологии мониторинга качества музыкального образования детей; внедрение (на основе научно-методического пособия Э.П. Костиной) в образовательном учреждении механизмы информационно-аналитического обеспечения управления качеством образования, соответствующие государственному и социальному заказу.
Для реализации цели, нами поставлены следующие задачи:
1. Обосновать необходимость разработки системы педагогического мониторинга качества образования, разработать подходы к внедрению её в практику работы ДОУ.
2. Подготовить нормативно-методические документы для реализации мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
3. Осуществить адаптацию критериально – оценочного комплекса качества музыкального образования и способов получения информации о качестве данного образования детей в образовательном учреждении;
4. Создать информационный банк мониторинговых исследований в образовательном учреждении.
5. Апробировать систему педагогического мониторинга качества образования в условиях работы образовательного учреждения.
6. Освоить и внедрить в практику работы современные средства критериально – оценочного комплекса.
В результате:
1. Сформирован пакет нормативно-правовой и методической документации для реализации мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
2. Внедрена в практику информационно-экспертная система сбора, обработки, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований.
3. Родители ознакомлены с данной инновацией на сайте дошкольного учреждения.
4. Действует система информирования всех участников образовательного процесса и общественности о процессах и результатах деятельности образовательного учреждения.
Монография Костиной Э.П., в которой, представлен опыт использования разработанного мониторинга качества музыкального образования дошкольников, как одно из подсистем дошкольного образования, позволило нам освоить теорию и практику системы мониторинга качества дошкольного образования детей в ДОУ.
В соответствии с современными требованиями процесс управления качеством музыкального образования детей на основе многоуровневой модульной конструкции осуществляется руководителем ДОУ как управление процессом трех взаимосвязанных этапов мониторинга: стартового, промежуточного и итогового.
На стартовом этапе мониторинга качества музыкального образования руководитель решает следующие задачи:
- принятие управленческого решения о внедрении технологии комплексного педагогического мониторинга качества музыкального образования детей;
- выработка руководителем управленческого решения, направленного на достижение целей и задач музыкального образования;
- представление прогноза развития системы музыкального образования детей на текущий учебный год; установление на этой основе целей и задач музыкального образования, разработка индивидуальных маршрутов детей;
- обсуждение с творческой группой и службой мониторинга цели и задач музыкального образования проектирования (стратегического, тактического, оперативного) системы музыкального образования; разработка и утверждение модели групповой и индивидуальной линии музыкального образования детей;
- осуществление далее конкретизации общего решения в виде проектирования, планирования, выработки конкретных управленческих решений по обеспечению качества музыкального образования в ДОУ;
- утверждение созданного банка форм и методов согласования мониторинговых процедур, коррекция контроля их эффективности (интегративного, оперативного);
- организация деятельности коллектива для выполнения управленческого решения по обеспечению качества музыкального образования в ДОУ;
- определение и осуществление координации деятельности членов педагогического коллектива для проведения мониторинга качества музыкального образования детей в ДОУ, определение ответственных на всех уровнях планирования процесса мониторинга;
- обсуждение с педагогическим коллективом и утверждение созданных банков программ, средств и методов мониторинга для выбора наиболее оптимальных вариантов комфорта атмосферы процедуры мониторинга качества музыкального образования как для дошкольников ДОУ, так и для педагогов и родителей;
- осуществление на стартовом этапе контроля спланированной деятельности педагогического коллектива;
- осуществление контроля процесса сбора и обработки полученных данных.
Используя разработанный Э.П. Костиной алгоритм мониторинга качества музыкального образования дошкольников нами была проведена следующая работа:
- Осуществили анализ документации по данному направлению.
- Следующим шагом было принятие руководителем ДОУ управленческого решения о внедрении в практику ДОУ технологии мониторинга качества музыкального образования детей.
- Определили цели деятельности Творческой группы, назначили ответственных для каждого диагностического модуля.
Целью деятельности Службы мониторинга в ДОУ стали:
- эффективное информационное отслеживание состояния музыкального образования детей в МДОУ
- аналитическое обобщение результатов деятельности Службы мониторинга
- прогнозирование дальнейшего развития системы музыкального образования дошкольников.
4. Следующим в нашей работе стало - сбор информации и создание информационной среды, а также обеспечение реализации педагогически значимых и эффективных диагностических процедур оценки качества музыкального образования детей в практике ДОУ в течение всего мониторинга.
Для организации успешного и эффективного педагогического процесса в ДОУ выявили уровни развития ресурсного обеспечения и дидактических условий.
Анализ ресурсного обеспечения осуществляли по следующим линиям его качества:
- кадрового обеспечения,
- управленческого обеспечения,
- методического обеспечения.[1]
В результате большой проделанной аналитической работы были выявлены следующие проблемы:
- Отсутствие мотивации всех членов педагогического коллектива на общие цели ДОУ по музыкальному образованию детей.
- Недостаточность форм сбора и хранения информации по осуществлению процесса музыкального образования детей (наличие банка внешней и внутренней информации; банка новшеств; использование новых информационных технологий и др.)
В итоге, на основе данных стартового этапа мониторинга определили цели и задачи музыкального образования, утвердили перспективный план музыкального образования детей на учебный год для реализации главной цели – обеспечение качества музыкального образования детей детского сада.
На промежуточном этапе мониторинга качества музыкального образования детей руководитель решает следующие задачи:
- осуществление дальнейшей конкретизации общего решения в виде оперативного проектирования, планирования, выработки дальнейших конкретных управленческих решений по обеспечению качества музыкального образования в ДОУ;
- проведение дальнейшего сбора и обработки полученной информации, ее анализа, обоснования, систематизации;
- выявление динамики достижений детей (по сравнению с данными стартового этапа), планирование индивидуальной коррекционной помощи нуждающимся в ней детям;
- реализация оперативного и интегрированного контроля спланированной деятельности педагогического коллектива;
- пополнение созданного банка форм и методов согласования мониторинговых процедур;
- представление прогноза развития системы музыкального образования детей во второй половине текущего учебного года; возможно корректирование на этой основе целей и задач музыкального образования, коррекция индивидуальных маршрутов детей;
- определение сильных и слабых сторон управления музыкально – педагогическим процессом;
- осуществление оценки эффективности технологии комплексного педагогического мониторинга качества музыкального образования детей.
На итоговом этапе мониторинга качества музыкального образования детей руководитель решает следующие задачи:
- принять решение о завершении комплексного педагогического мониторинга качества музыкального образования (на основе диагностических модулей);
- провести сбор и обработку информации о результатах деятельности коллектива ДОУ по совершенствованию инновационной системы музыкального образования дошкольников за второе полугодие и прошедший учебный год, провести сравнительный анализ исходной и итоговой информации;
- осуществить пополнение банка формализованной информации;
- оценить эффективность технологии комплексного педагогического мониторинга качества музыкального образования детей:
- завершить модульное управление качеством музыкального образования детей в ДОУ, разработанное на основе данного комплексного педагогического мониторинга;
- принять управленческое решение о завершении технологии комплексного педагогического мониторинга качества музыкального образования детей.
- подвести итоги технологии комплексного педагогического мониторинга и определить на этой основе цели и задачи музыкального образования детей на следующий учебный год.
Необходимо подчеркнуть, что на каждом этапе технологии мониторинга качества музыкального образования детей руководитель ДОУ на основе получаемой информации ставит обоснованные цели и задачи развития системы музыкального образования детей на предстоящий год, осуществляет их коррекцию после промежуточного этапа и т. д.
Таким образом, руководитель ДОУ обеспечивает планирование процесса музыкального образования детей, организацию его, координацию деятельности педагогов и контроль эффективности внедряемой технологии мониторинга качества музыкального образования воспитанников ДОУ.
Проведя анализ всего вышеизложенного, мы считаем, что дошкольные учреждения должны все время развиваться, так как современное дошкольное образование не стоит на месте. В связи с этим нам необходимо постоянно работать в инновационном режиме, и вводить инновации в работу.
Библиографический список
1. Васильев, П.А. Проектное управление: подходы и принципы/ П.А. Васильев, Р.Л. Троев, А.Г. Грекин // Тезисы докладов Всероссийской научной конференции “Управленческие технологии” (октябрь 2003 г., г. Новороссийск) М.: изд-во СГУ, 2003. - С. 35-41.
- Костина, Э.П. Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексного педагогического мониторинга
С. 79-84
Научно-методическое пособие
Н. Новгород
2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единство и целостность - основа модели образовательного процесса
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «Единство и целостность – основа модели образовательного процесса»По уровню применения: общепедагогическая По философской основе: гуманистическаяПо основному фактор...
Единство и целостность - основа модели образовательного процесса
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «Единство и целостность – основа модели образовательного процесса»По уровню применения: общепедагогическая По философской основе: гуманистическаяПо основному фактор...
Единство и целостность - основа модели образовательного процесса
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «Единство и целостность – основа модели образовательного процесса»По уровню применения: общепедагогическая По философской основе: гуманистическаяПо основному фактор...
Статья. По теме : "Внедрение компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОУ"
Проблема внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом ДОУ, разрабатывается сравнительно недавно. Методологическому и теоретическому обоснованию проблемы внедрения компете...
Мониторинговые основы управления образовательным процессом в ДОУ
В данной статье представлен опыт работы по реализации мониторинга качества музыкального образования дошкольников на основе научно-методического пособия Элеоноры Павловны Костиной «Управление качеством...
Критерии и уровни внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОО статья
Вопрос о критериях внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОО мало разработан и рассмотрен, но имеет важную роль в системе дошкольного образования.Компетентностны...
Роль руководителя школы, учителя и ученика на разных уровнях управления образовательным процессом.
Роль руководителя школы, учителя и ученика на разных уровнях управления образовательным процессом....