Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"
методическая разработка по теме
Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-trening_spv.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад присмотра и оздоровления №12 «Елочка»
Семинар тренинг для педагогов:
«Синдром профессионального выгорания»
Подготовила:
педагог-психолог
Багаудинова
Зухра Бекалиевна
Сургут 2014
Семинар-тренинг для педагогов:
"Синдром профессионального выгорания"
Цель: определить симптомы и причины эмоционального сгорания педагога и возможность предотвращения или снятия эмоционального напряжения. Освоить некоторые оперативные методы снятия эмоционального напряжения.
Материалы: бумага (формат А-4), фломастеры, маркеры, ручки, бейджики, мяч (мягкий), бланки теста "Как вы относитесь к себе?", памятка "Психологическая диета".
Участники: воспитатели и педагоги ДОУ. Количество участников: 10-12 человек.
Время работы - 45-60 минут.
Ход семинара-тренинга:
1.Добрый день, уважаемые коллеги! Наша встреча сегодня посвящена синдрому профессионального выгорания. Мы попытаемся понять, что же такое "синдром профессионального выгорания" и как мы можем себе помочь, если таковой обнаружится у нас с вами.
Но для начала предлагаю небольшую игру-разминку. Предлагаю каждому назвать свое имя и прилагательное, которое начинается на первую букву вашего имени и может вас характеризовать, например, Лариса-лояльная, Дмитрий-добрый.
2.Введене в понятие СПВ. С давних пор профессия педагога относится к особо почитаемым и престижным, потому что воспитывать и учить детей - дело достойное и необходимое. Но работа педагога подчас сопряжена с противоречивыми мыслями и чувствами: не только гордостью за свою профессию, но и горечью и сомнениями в собственной компетентности, не только радостью от удачно проведенного занятия, но и отчаяньем от невозможности решить возникшую проблему. Непосильная физическая нагрузка (большое количество занятий, написание планов, аттестационные мероприятия), необходимость постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с огромным количеством людей - все это осложняет жизнь педагога. Именно поэтому мы с вами сегодня собрались здесь.
3. Упражнение "Незаконченное предложение".
"В последнее время на работе меня радовало:"
"В последнее время на работе меня огорчало:"
Профессия педагога требует хорошего физического самочувствия и выносливости нервной системы. Работа по четко установленному плану, бережное отношение к каждому воспитаннику, к каждой минуте рабочего времени напоминают конвейерный ритм жизни, постоянное пребывание на людях, отсутствие уединения мешают расслаблению и способствуют накоплению усталости. Обследование учителей показали, что к концу третей четверти 35% педагогов находятся в состоянии высокой степени истощения жизненных сил и на грани срыва адаптационных механизмов, 62% - на среднем уровне риска и лишь 3% имеют нормальное самочувствие.
4. Мозговой штурм "Что такое Синдром профессионального выгорания".
5. Мини-лекция "Представление о профессиональном выгорании".
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Стадии СПВ
Первая стадия:
Начинается приглушение эмоций: специалист как бы замечает: вроде все пока нормально, но:скучно и пусто на душе;
Исчезают положительные эмоции;
Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
Вторая стадия:
Возникают недоразумения с учащимися, коллегами;
Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег или учащихся, вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
Третья стадия:
Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к жизни и меру "уплощается", человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.
Три аспекта профессионального выгорания:
Снижение самооценки. Как следствие такие "сгоревшие" работники чувствуют беспомощность и апатию;
Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами.
Эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям - гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости.
Самочувствие педагога может быть тем лучше, чем больше времени он ежедневно выделяет для восстановления жизненных сил: физических, нервно-психических, духовных.
6. Упражнение "Памятка коллеге".
Вариант 1.Участники разбиваются на пары. Каждая пара составляет небольшую памятку своим коллегам, которые не присутствуют на тренинге. Памятка показывает так: "Что делать если вы заметили у себя первые признаки профессионального выгорания". И содержит пять-шесть пунктов. Участники могут использовать свой личный опыт, которым они еще не делились в процессе тренинга, а так же приобретенные знания, которые они считают наиболее полезными. Получив памятку пара, знакомится с ее содержанием и галочкой отмечает самую полезную из всех рекомендацию, затем передает памятку дальше. Таким образом, каждая памятка обходит весь круг участников и возвращается к авторам, которые выделяют свою самую ценную по рейтингу рекомендацию и сообщают ее группе.
Вариант 2.Каждый участник составляет небольшую памятку своему коллегу, который присутствует либо не присутствует на семинаре. Когда памятка составлена, авторы пишут, кому адресована она и передают ее ведущему. Ведущий, в свою очередь, в конце семинара раздает памятки адресатам.
7. Тест: "Как вы заботитесь о себе?" (Приложение 1)
А теперь я предлагаю вам узнать, как Вы заботитесь о себе?
Обсуждение результатов;
Следующий шаг по направлению к собственному здоровью "Психологическая диета" - памятка. (Приложение 2)
8. Рефлексия.
Что запомнилось?
Что было важно? Поделитесь впечатлениями.
Приложение 1
Тест «Как вы заботитесь о себе?
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, приведенные в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4-балльной шкале и поставьте соответствующую цифру в графе «балл» напротив каждого вопроса.
Условные обозначения:
4 – верно (то есть высказывание полностью относится к вам, к вашим поступкам, действиям);
3 – скорее верно, чем неверно;
2 – скорее неверно, чем верно;
1 – неверно (то есть вы так не поступаете никогда).
Подсчитайте, пожалуйста, ваш результат. Для этого сложите все цифры в колонке «балл».
Номер вопроса | Вопрос | Балл |
1 | Временами я покупаю себе что-нибудь приятное, как, например, подарок, сувенир, безделушку | |
2 | Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться | |
3 | Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичным(ой) | |
4 | Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне | |
5 | Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан | |
6 | Каждый день я уверен (а) в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное. | |
7 | Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем. | |
8 | Я могу сказать «нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать. | |
9 | Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее. | |
10 | Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве. | |
11 | Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье | |
12 | Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны | |
13 | Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки | |
14 | У меня есть время для занятий увлекательным хобби | |
15 | Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если это кому-то может не понравиться. | |
16 | Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем | |
17 | Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100% | |
18 | Я могу сам(а) принимать решения, а не ждать советов окружающих | |
19 | Я избегаю употребления наркотиков и табака | |
20 | Я способен(на) признавать и доказывать другим свои достоинства | |
Итого: |
Приложение 2
Психологическая диета (в виде памятки)
- Приятное начало и конец дня. Необходимо начинать и заканчивать день чем-то приятным. Это может быть все что угодно.
- Фиксирование положительных импульсов. Составляйте график положительных импульсов в вашей повседневной жизни не менее трех месяцев. Такая фиксация необходима, чтобы выработать привычку обращать как можно больше внимания на положительные события.
- Соблюдение пропорции положительных и отрицательных факторов
Для жизнерадостного состояния нужна пропорция 6:1.
Для обычного уравновешенного состояния – 3:1.
- Соблюдение пропорции забот и отдыха. Из семи дней минимум один должен полностью посвящаться расслаблению и отдыху.
- Сохранение положительной тематики разговоров. Необходимо научиться контролировать течение разговора:
- в обычных разговорах старайтесь, как можно меньше затрагивать неприятные темы
- постарайтесь, чтобы неприятный разговор, занимал как можно меньше времени
- старайтесь как можно быстрее закончить разговор с человеком, который имеет дурную привычку говорить только о плохом
- разговор в негативном ключе постарайтесь перевести в положительное русло или просто сменить тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»
Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...
Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»
Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:· Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...
Презентация для педагогов " Синдром профессионального выгорания"
В презентации подобран материал, который даёт представление о понятии " профвыгорание", способах его выявления и оказания самому себе помощи в ситуации "сгорания на работе"...
Семинар-тренинг для педагогов "профилактика синдрома профессионального выгорания"
Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомл...
Семинар-тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика эмоционального выгорания личности"
Под «эмоциональном выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных рес...
Тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких....
Семинар-тренинг Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Семинар-тренинг «Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов»Цель: развитие навыков саморегуляции психических навыков у педагогов для самостоятельного и сознательн...