Тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»
тренажёр

Арутюнян Алина Арутюновна

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия г.Троицка»

ул. Октябрьский пр-т, д.6, г.Троицк, г. Москва, 108840,

тел./факс: (495)851-03-89, (495)851-40-64, www.gymtroitska.mskobr.ru                                            E-mail: gymtr@edu.mos.ru, verigina@gymtro.ru

ИНН 5046049382  КПП 775101001

Тренинг для педагогов

«Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

воспитатель

Арутюнян А.А.

г.Москва г.Троицк

Введение. (А.Н.)

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты, ведь по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций. Неадекватное поведение детей и конфликтность родителей все чаще приводит к тому, что самочувствие современных педагогов характеризуется повышенной напряженностью, следствием которой является грубость и окрики воспитанников. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для педагога, отравляя его организм «стрессовыми токсинами».      

Возникает чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой, циничное отношение к труду и детям и, наконец, - чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, а иногда и осознание неуспеха в ней - так называемый синдром профессионального выгорания. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье нас самих, а также на психологическом здоровье наших воспитанников. Ведь общеизвестно, что дети наиболее восприимчивы к настроению педагога, его самочувствию. Если педагог испытывает постоянные стрессы, перегрузки, страдает от хронических заболеваний и у него не складываются отношения с руководителем или коллегами, то каких детей он может воспитать? Такое состояние современного педагога - одна из причин того, что в настоящее время много детей с заниженной самооценкой, испытывающих «страхи», с эмоционально неустойчивой психикой. Но нельзя в этом обвинять только педагогов. Они, в этом случае, заслуживают скорее сочувствия. Встает вопрос: что делать? Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, кого он воспитывает, следует разобраться с собой, со своим состояние.

Предлагаем вам несколько упражнений для стабилизации эмоциональной сферы.

А для начала попробуем оценить  ваше актуальное эмоциональное состояние:

Тест «Стирка». (А.Н.)

Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его постирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят в голову?

ВАРИАНТЫ ВЫБОРА

1.«Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда, во что же одеться?»

2.«Подожду немного, может быть, погода наладиться».

3.«Сегодня по прогнозу не должно быть такой погоды».

4.«Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».

ЕСЛИ ВЫ ВЫБРАЛИ:

Вариант 1 – значит, по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние отрицательно не отразилось на вашем здоровье.

Вариант 2 – вы надеетесь, что погода может улучшиться, значит, уровень стресса, испытываемого вами, составляет 50 по шкале от 0 до 100. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении неприятных непредвиденных ситуаций. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате всё складывается благополучно. Не забывайте, что всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему преодолевать их.

Вариант 3 – уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причин тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую, мудрую житейскую философию: моё волнение не станет препятствием дождя, он всё равно пойдёт.

Вариант 4 – уровень испытываемого вами стресса равен 100 по шкале от 0 до 100. Вы ощущаете гнёт такого количества неблагоприятных обстоятельств в жизни, что не обращаете внимания на реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и, следовательно, испытываете ещё больший стресс, чем прежде. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.

Упражнение «Имя – профессиональное качество»  (А.А.)

Давайте поприветствуем друг друга: каждый по очереди, передавая мяч, называет свое имя и какое-либо свое профессиональное качество, начинающееся на первую букву (при затруднении — на вторую) его имени. Например, Ирина — изобретательная, Екатерина — естественная.

Игра «Тестомешалка» (А.Н.)

Определенные обстоятельства в профессиональной деятельности педагога вызывают не только эмоциональное, но и мышечное напряжение. Но, как известно, эмоции напрямую связаны с мышечной деятельностью. Негативные эмоции (страх, гнев) способствуют напряжению мышц. Соответственно, расслабление мышц показывает уравновешенность человека, наличие у него положительных эмоций.

Следующая игра способствует снижению эмоциональной напряженности через тактильный контакт, поможет перейти в состояние физического и душевного покоя.

Участники встают в круг, плотно прижавшись плечами друг к другу, — это “тестомешалка”. Внутрь круга встают 3—5 человек, закрывают глаза — это “тесто”. Тестомешалка начинает работать: нежными прикосновениями месить “тесто”, поглаживать, перемешивать, менять местами. Через 1—2 минуты игроки меняются ролями. По завершении данного задания психолог просит педагогов высказаться о своих ощущениях.

Упражнения «Порой я балую себя» (А.А.)

Педагогам нужно не только заботиться о своем психическом здоровье, но и баловать себя. Я хочу познакомить вас с советами Мадэлин Беркли-Ален. (Психолог зачитывает способы заботы о себе, используя Приложение 2.) А теперь приготовьте листы бумаги и ручку, чтобы составить список мероприятий, которые вы выполняете с целью доставить себе радость, удовольствие, позаботиться о своем эмоциональном благополучии и немного побаловать себя. Вся эта информация будет носить строго конфиденциальный характер. Каждый выполняет это упражнение самостоятельно, не подглядывая в листок соседа и не спрашивая совета. (Участники выполняют задание.) Теперь, если кто-то хочет поделиться со всеми своими способами, сделайте это. (После этого психолог дает возможность педагогам высказаться, насколько важно хоть иногда баловать себя, делать себе что-то приятное.)

Упражнение «Не хочу хвастаться, но…» (А.Н.)

Часто педагоги могут ощущать эмоциональное опустошение. Им кажется, что, несмотря на все усилия, дети, с которыми они работают, недостаточно владеют материалом; излюбленные приемы перестали быть эффективными и надо что-то менять; нет достаточной поддержки в педагогическом коллективе данной инновации и т. д. Тогда необходимо определить значение данного труда и ваш личный вклад в коррекционно-развивающую работу (лучше сделать это письменно). Таким образом вы ощутите нужность своей трудовой деятельности.

А теперь в течение одной минуты постарайтесь вспомнить свои достижения в профессиональной сфере за последние три года, выберите самое главное, с вашей точки зрения, и поделитесь с нами своим успехом, начав со слов: “Не хочу хвастаться, но...” (Педагоги по желанию высказываются.)

Упражнение «Успех» (А.А.)

В профессиональных стрессовых ситуациях педагоги должны стараться не застревать на отрицательных чувствах. Необходимо найти в себе силы, во-первых, сконцентрироваться на проблеме и способах ее решения, а во-вторых, обогатить себя положительными эмоциями. Следующее упражнение поможет вам в этом. Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь. (Психолог включает спокойную музыку.) Представьте, что вы находитесь в большом зале, вокруг вас люди. На сцене стоит человек в смокинге. Перед ним блестящий предмет, от которого идет свет. Человек говорит об успехе, послушайте его... Вот он называет ваше имя, говорит о вас как об успешном человеке, вызывает на сцену. Пока вы идете на сцену, вас поздравляют, на вас все смотрят, улыбаются вам. Вы поднимаетесь на сцену, вам дарят огромный букет цветов. Понюхайте эти цветы. Вы рады и счастливы... А теперь возвращайтесь в нашу комнату, открывайте глаза. Поделитесь своими эмоциями. (Участники по желанию высказываются.)

Педагогам в конце тренинга раздается подборка приемов релаксации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Синдром профессионального выгорания у педагогов»

Семинар для педагогов дошкольного учреждения...

Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"

Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"...

психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

Мастер класс в рамках тренинга «Синдром «профессионального выгорания» у педагогов»

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют  «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием»....

Презентация для педагогов " Синдром профессионального выгорания"

В презентации подобран материал, который даёт представление о понятии " профвыгорание", способах его выявления и оказания самому себе помощи в ситуации "сгорания на работе"...

Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов " Синдром профессионального выгорания и его профилактика"

Семинар направлен на развитие навыков стрессоустойчивости, на снятие эмоционального напряжения. на предупреждение эмоционального выгорания....

Семинар для педагогов "Синдром профессионального выгорания и его профилактика в педагогической деятельности".

Семинар для педагогов "Синдром профессионального выгорания и его профилактика в педагогической деятельности"....